Внеурочное занятие в 1 классе «Добро и зло»
методическая разработка (1 класс)

Масс Марина Григорьевна

Внеурочное занятие в 1 классе для формирования у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках, о ценности доброты; формирования у детей потребности совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_29_oktyabrya.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие в 1 классе «Добро и зло»

октябрь 2022

                                       Тема: Добро и зло

Целеполагание: организовать деятельность обучающихся по формированию у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность; способствовать воспитанию добрых и уважительных чувств друг к другу, внимательное отношение к тем, кто нас окружает; содействовать формированию у детей потребности совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.

Формы работы: работа в парах, в группах, игры

Планируемые результаты:

1.Познавательные УУД – умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи

2.РегулятивныеУУД – умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе занятия;  оценивать правильность выполнения задания; развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

3.КоммуникативныеУУД  -умение работать в группе, паре; умение внимательно слушать собеседника.

4.ЛичностныеУУД- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактическое обеспечение: иллюстрации со сказочными героями, пословицы  о доброте, карточки с добрыми и злыми словами, «солнышко» – символ доброты, «тучка», клубок, конфеты, черные листы, волшебный мешок, красные и зеленые кружки, красный, желтый, зеленый цветок.

Ход проведения

I.Подготовительный этап

1.Организационно-подготовительный

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. 

Друзья, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших добродушных улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом.

Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.

Дети, вам приятно было дарить друг другу улыбку? Получается, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.

2.Диагностический 

-Каждый день мы здороваемся с большим количеством людей: своими друзьями, прохожими, учителями.

-Как можно приветствовать друг друга при встрече?

Дети: дают ответы на вопрос учителя:

(- можно поздороваться словами (произносят приветственные слова: «здравствуй», «привет» и т.д.)

- можно поздороваться руками (пожимают друг другу руки)

- кивнуть головой (кивают друг другу)

- можно обнять друг друга при встрече (обнимают))

-Когда люди приветствуют друг друга, они произносят не простые, ничего не значащие слова, а желают другому человеку здоровья, добра…

-Что такое добро?

-Добро – это те чувства, которые вызывают радость в сердце. Это все хорошее, доброе, красивое. Например, солнце, улыбка, мама. (Дети продолжают перечисление.)

-Что такое зло?

-Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

-Сейчас вы, прослушав одну притчу, постарайтесь определить тему нашего занятия:

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. 

А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». 
Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло.

-Кто может сформулировать тему нашего занятия?

-Итак, тема сегодняшнего занятия «Добро и зло». (СЛАЙД 2)

Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.

-А чему мы должны научиться на нашем занятии?

-Различать добро и зло.

II. Конструирующий этап

1. Основной

-Ребята! Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

-Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда — зло. (Ответы детей.) т.е. когда у вас была радость на сердце, а от чего печаль.

-Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство.

-Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.

-Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)

-Здесь какое –то послание:

«Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители планеты Добра. Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста!»

-Поможем планете? 

-Вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

- А что мы можем сделать? (Ответы детей.)

-Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

- кто может прочитать стихотворение с доски?

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

- Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.

-А какие добрые слова вы знаете? (вежливые)

-Можно ли вежливого человека назвать добрым? Почему?

-А сейчас мы проверим, знаете ли вы волшебные слова?

2. Игровые моменты.

Игра «Доскажи словечко»

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до 100

Говорить пожалуйста!

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой расстроились сразу.

Но папа нашелся, взглянул им в глаза

И тихо и робко он вот что сказал:

Прошу вас, вы так на меня не смотрите,

Пожалуйста, если можно, меня извините.

Если друзей вы уважаете,

При встрече спросите: как поживаете?

Не забудьте, что на прощание

Нужно вам говорить «До свидания!»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого спасибо!

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит добрый день!

        

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь здравствуйте.

-Молодцы!

-Сейчас мы поиграем в игру «Паутинка добра», для этого образуйте круг.
-Ребята, вы должны передать клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например, спасибо тебе, Ира, за то, что ты… 
-
мне вчера помог донести портфель; 
- мне дала свой карандаш; 
-ты помогла убрать клеёнку после урока технологии и т.д.

- Видите. Ребята, как много добрых дел вы совершили. 
- Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление). 
- Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым). 

Работа в группах

- А теперь поработаем в группах.

-Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой».

-На столах у вас лежат иллюстрации с героями русских народных сказок (Кощей Бессмертный,Баба Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Змей Горыныч, Колдун, Ведьма, Морозко, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Снегурочка, Садко, Леший, Гуси-лебеди, Мачеха, Разбойник).

-Одна группа учеников будет собирать добрых героев сказок, а вторая – злых.

- Каких героев выбрала 1 группа? Почему? Из каких сказок герои?

Хорошие – это те, кто творит добро.

-Вторая? Почему?

-Отрицательные герои - это те, которые делают людям зло, покушаются на их жизнь.

-На какого героя вы хотели быть похожим? Почему?

Физкультминутка

-Я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации на тему «Добро и зло». Оцените, где добрый поступок – поднимите зеленый кружок, где плохой поступок – красный.

На экране – видеоряд из иллюстраций: дети кормят птиц, мальчик переворачивает урну, 2 мальчика дерутся, девушка помогает бабушке нестисумки, дети разоряют птичье гнездо, мальчик помогает девочке нести портфель

 

-Я думаю, что плохих поступков вы совершать никогда  не будете.

Упражнение «Волшебный мешочек»

-У вас на столах по 1 листу черной бумаги, его сейчас нужно руками со всей злости скомкать, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек.

-В мешочек сложите все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

- В конце занятия посмотрим, во что превратились ваши бумажки.

(эти бумажки превращаются в конфеты)

-Дети, мы можем быть добрыми волшебниками? Делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.

-Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. На доске вы видите цветок, но некоторые лепестки этого цветка унес ветер. Давайте поможем цветку, сделаем доброе дело - вернуть лепестки.

На лепестках которого вы видите начало одной из пословиц, а конец пословицы вы выберете сами и прикрепите, напротив по цвету.

Кто хочет поработать в паре? сам?

Добра желаешь, добро и делай

Добро помни, а зло забывай

Доброе слово лечит, а злое – калечит

-Прочитаем, какие пословицы у нас получились? Как вы понимаете их смысл?

Работа в парах

-Представьте себе, что добро - яркое солнышко. Прикрепите под солнышком те качества, которые включает в себя понятие «добро».
-Представьте, что зло - темная тучка, прикрепите под тучкой те качества, которые включает в себя понятие «зло».

-самоконтроль

III. Итоговый этап

1. Подготовка обучающихся к самооценке собственной деятельности.

-Помогли мы планете Добра?

-Что мы будем делать в дальнейшем, чтобы планета Добра существовала вечно?

  • Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду;
  • Прощать ошибки других;
  • Не жадничать;
  • Не завидовать;
  • Жалеть других.
  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет.
  • Не обманывай друга.
  • Относись к другу как к себе.
  • Умей признавать свои ошибки. (на экране)

-Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

-Посмотрим, что за волшебство произошло в мешке? (раздать детям конфеты)

2.  Определение перспектив развития творческой деятельности

-Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.

Ведь делать добро – это здорово!

Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца наполняются добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг. В память о нашей беседе мне хотелось бы подарить вам маленькие «сердечки» доброты.

Звучит песня «Дорогою добра»

3.Рефлексия

-Кто проявил сегодня большую активность, что-то узнал новое, кому занятие понравилось, подойдите к зеленому цветку.

-У кого остались какие-то вопросу – к желтому.

-Кому было не интересно, кто был за зрителя -  к красному цветку.

-Закончить занятие я хочу строчками из стихотворения:

 «Собери всю доброту.

 Положи в ладошки,

 И всем людям подари,

 И себе немножко»

Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»);
  2. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. - СПБ.: Питер, 2012. - 256 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»);
  3. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА - М, 2007. - 208 с. - (Профессиональное образование);
  4. Подласый И.П. Педагогика :учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с. - (Основы наук)
  5. «Классные часы в 1-4 классах». Автор-составитель И.В.Персидская и

др.- Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по теме "Добро и зло"

Конспект внеурочного занятия общекультурного направления в 3 классе по теме "Добро и зло". Занятие разработано по новому стандарту и предназначено в помощь учителям начальных классов и педагогам допол...

Внеурочное занятие «По дороге добра»

Внеурочная деятельность в 1  классе. Духовно-нравственное воспитание....

Конспект внеурочного занятия: «Спешите делать добро природе »

Цель: формировать экологические знания;  раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду....

Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  1 класса "Дорогою добра"...

Программа по внеурочному занятию 2 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  2 класса "Дорогою добра"...

Программа по внеурочному занятию 3 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  3 класса "Дорогою добра"...