Анализ психолого-педагогической ситуации
консультация

Цыденжапов Баир Доржиевич

Взаимодействие между педагогом и учеником - сложный процесс, имеющий много нюансов. Иногда возникают  конфликтные ситуации. Данная статья поможет разрешить одну изних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая ситуация в школе

Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!» Ученик: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».

Причина конфликта в педагогической ситуации. В данной ситуации причины конфликта заключаются:

  • В отсутствии учебной мотивации обучающегося (Иванова Пети)
  • В неприятие учеником общепринятых правил, норм поведений в школе
  • Ученик испытывает дефицит внимания, таким образом привлекает к себе внимание
  • В коллективе желает занять лидерскую позицию

Исходя из ситуации предлагаю в данный момент следующие способы решения.

I. Оперативные:

1.1. Перевод из отрицательной лидерской позиции в положительную через организацию групповой работы

1.2. Трансформация игрового интереса в учебный

1.3. Формирование мотивации через ситуацию успеха

1.4. Индивидуальная беседа с учеником во внеурочное время  

II. Комплексные решения через привлечение родителей и психолого-педагогической службы.

2.1. Проведение диагностики учащихся с согласия родителей

2.2. Совместная работа с родителями – организация, проведение и участие в совместных мероприятиях

2.3. Совместная работа с классом

2.4. Тренинги по формированию коммуникативных умений («Мастерская общения», «Коммуникативная компетентность», «Развитие коммуникативных навыков», «Цветок эмоций», «Слепой и поводырь»)

2.5. Тренинги по формированию умению управлять гневом («Я властелин своего гнева», «Мы укротители гнева», «Как себя контролировать»)

2.6. Психолого-педагогическое сопровождение.  

В результате проведенной работы учителем, возможны прогнозируемые риски:

  • Если не выйти грамотно из зоны конфликта, то возможно другие учащиеся могут последовать его примеру
  • Будет нарушен учебный процесс
  • В последствии ребенок не сможет социализироваться в обществе

Отсутствие         Неприятие                        Ученик                        Желание        

учебной                учеником                       испытывает                          занять

мотивации                общепринятых                дефицит                       в коллективе

                        правил и норм                 внимание                          лидерскую

                        поведения                                                        позицию

                        в школе

                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Суть ситуации:

Ученица обвиняет одноклассника в том, что он разбил ее телефон. В порыве эмоций она кричит, но при этом не «слышит» его. Позже на крики приходит учитель и пытается выяснить причину конфликта. Выяснив причину учитель обвиняет ученицу в том, что она сама виновата в данной ситуации, что не нужно приносить в школу столь дорогие предметы. Ученица отвечает фразой: «Меня родители убьют за него».

         Отсюда следует, что возможно эмоции одноклассницы вызваны не только тем, что телефон является дорогим, но при этом присутствует страх, что дома ее будут бранить и соответственно будут задействованы меры.

        Прямыми участниками конфликта являются одноклассники, косвенным является учитель.

        Суть конфликта: неприятие ученицей позиции одноклассника.

        Задачи учителя:        

        1) успокоить детей, разрядить обстановку;

        2) при этом можно использовать «Правила посредника». Во время обсуждения нельзя перебивать друг друга и оскорблять. Посредником выступает учитель. Во-первых, посредник выслушивает обе стороны, не перебивает, не поддерживает одного или другого участников конфликта. Вначале каждый из участников конфликта рассказывает свое видение ситуации, суть которой посредник кратко повторяет ее. Посредник предлагает каждому из участников конфликта описать ситуацию с позиции другого: «Он думал, что я…». Посредник предлагает придумать различные способы решения конфликта и проанализировать положительные и отрицательные последствия каждого из них. Участники конфликта соглашаются с одним из способов, в конце высказывают мнение о том, что они поняли и узнали друг о друге.

        3) После конфликта необходимо провести встречу с родителями. В присутствии классного руководителя, учеников и родителей. При этом кл. руководитель может воспользоваться психолого-педагогической службой школы.

        Если не среагировать на данную ситуацию должным образом, то могут возникнуть риски: нарушение учебного процесса, ученики могут последовать этому примеру.

        В связи с этим предлагаю провести групповую работу в классе, провести классные часы, привлечь психолого-педагогическую службу; провести диагностику в классе с разрешения родителей с целью выявления коммуникативных умений в классе. Провести тренинги «Я властелин своего гнева», «Коммуникативная компетентность», «Цветок эмоций»  

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп­пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио­нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества. Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект....

«Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в разрешении трудных ситуаций»

В разработке представлены: 1. Программа "Секреты общения". 2. Диагностические материалы для программы. 3. Выстуление на педчтениях. 4. Тетрадь для занятий. 5. Игры, упражнения....

Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации

Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития

В данной презентации описываются проблемы современного ученика,родителя,школы...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспита...