"Грибы - это грибы"
учебно-методический материал (1, 2 класс)
"Грибы - это грибы" - материал, который может быть использован как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРИБЫ – ЭТО ГРИБЫ
ИГРЫ
1. «Угадай загадку – покажи отгадку»
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он …
( белый )
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьёю,
Первым найден …
( боровик )
В лесу под деревом крошка,
Только шапка да ножка.
( гриб )
Зашёл мужик в сосняк, нашёл слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро.
( груздь )
Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки.
В мох душистый две косички
Прячут рыжие …
( лисички )
Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята
Под сосной растут …
( маслята )
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой.
( моховик )
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
( мухомор )
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.
( опята )
Лета первая примета
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
( подберезовик )
Я родился в день дождливый,
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
( подосиновик )
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпки разноцветные –
Самые заметные.
( сыроежки )
2. «Съедобные – несъедобные»
А) На доске прикреплены две таблички ( съедобные, несъедобные ). Дети распределяют грибы ( картинки ) на две группы под табличками.
Б) На доске – «лесная полянка», на ней растут грибы ( из картона ). К доске выходят два грибника и собирают грибы в лукошко.
3. «Грибы и деревья»
А) На доске- картинки грибов и деревьев. Дети прикрепляют грибы к тому дереву, с которым «дружит» данный гриб.
Б) Соединить стрелкой грибы и деревья
В) Класс поделен на группы, каждой группе дается конверт с картинками грибов и деревьев. Выигрывает та группа, которая быстро и правильно разложит грибы и деревья.
4. «Узнай по описанию»
На доске – картинки грибов. Учитель читает описание гриба дети угадывают, выходят к доске, показывают нужный гриб, прикрепляя под грибом название ( табличка )
а) Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная, сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая ( опята )
б) Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдет, тот в свою корзину возьмет. ( подберезовик )
в) У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Свое название получил за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика – темно-коричневый сморщенный комочек ( дождевик )\
г) Самый лучший гриб, в народе его называют «царем грибов», а иногда «полковником». ( боровик, белый )
д) Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарфик-бантик. ( бледная поганка )
е) Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая. ( подосиновик )
ж) На зеленой полянке симпатичная семейка грибов: красные, желтые, серые шапочки покрытые белыми крапинками. ( мухомор )
з) У этих грибов шляпки ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазаны маслом. ( маслята )
и) Эти грибы узнаешь по цвету и еще потому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока ,который пахнет смолой. ( рыжик )
ТЕСТЫ
Тест «Грибы = это грибы»
Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» ( + ) или «нет» ( - )
1. Грибы – это растения. ( - )
2. Ложные опята, поганка – несъедобные грибы ( + )
3. Рыжик, лисички – съедобные грибы ( + )
4. Может ли гриб вырасти на дереве? ( + )
5. Животные едят несъедобные грибы? ( + )
6. Может ли гриб дерево съесть? ( + )
7. Самый ядовитый гриб – мухомор. ( - )
8. Съедобен ли дождевик? ( + )
9. За грибами следует отправляться днем. ( + )
Тест с выбором ответа.
Учащиеся показывают правильный ответ ( 1, 2 или 3 )
Первая таблица:
1) подосиновик
2) мухомор
3) бледная поганка
Вопросы:
- Самый ядовитый гриб
= Этими грибами лечатся лоси
Вторая таблица:
1) лисички
2) боровик
3) подберезовик
Вопросы:
- Царь грибов
- Название этих грибов схоже с названием лесного животного
ВИКТОРИНА
- Какие птицы едят грибы? ( глухари )
- Что такое «тихая охота»? ( сбор грибов )
- Какой гриб называют «волчий табак» или «дедушка покури»? ( дождевик )
- Шляпки этих грибов будто смазаны маслом. ( маслята )
- У этих грибов шляпки бывают и красными, и желтыми, и бурыми, и лиловыми. ( сыроежки )
- Какой гриб лето кончает? ( груздь )
В НАРОДЕ ГОВОРЯТ:
Лесу нет, и гриб не родится.
Под большим деревом и гриб вольготней живет.
Будет дождик будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
И зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Где один гриб, там и другой.
Первый туман лета – верная грибная примета.
Парной туман над лесом – пошли грибы.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Затянулись дожди – груздей не жди.
Поздний грибок – поздний снежок.
Появились опенки – лето кончилось.
Туманы среди лета – к грибам.
Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.
Если дорожки в лесу покрылись плесенью, то будет много грибов.
Коли грибы уродятся – и на хлеб урожай.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – до 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше 2-х тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом, дождевики.
Лисички и луговые опенки – единственные грибы, которые почти никогда не бывают «червивыми».
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
1) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки.
Какой вред он нанес природе? ( Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет ).
2) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухомор, который Вова сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!
- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
3) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивленно спросил Костя.
- Я их собрал ,чтобы другие не отравились. – ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша?
СТИХИ
Е. Телегина
Мухомор
Шапочка атласная,
Красная-красная.
Белые горошины
Поверху брошены.
А на ножке белый бант.
Это что ещё за франт?
Как на праздник вырядился,
На полянку выкатился.
- Знаем, знаем!
Ты хорош да пригож,
Да в лукошко не гож!
Боровичок
Белый гриб – боровичок –
Притаился – и молчок!
В темноте угрюмой
Потихоньку думал:
«Вот попробуй-ка найди,
Приходи да погляди,
Не найдёшь,
Не найдёшь,
Так ни с чем и уйдёшь!»
Опята
Вот пень, вот опята:
Мама, папа и ребята.
И в траве один опёнок.
- Эй, заблудится ребёнок!
В. Левановский
Грибная семейка.
Шампиньон
У дорожки на опушке,
Между двух больших ракит,
Чья-то белая макушка
День-деньской
В траве торчит.
Но прошёл грибник с лукошком,
Да и снял макушку он –
Оказалось, у дорожки
Рос красивый шампиньон.
Сыроежки
Розовые, красные, золотые –
Разные!
Сыроежки – модницы
Солнышка сторонятся –
Ой, вредны для шляпок
Солнца огоньки!
Под еловой лапой
Спрятались грибки.
Маслята
Девять маленьких маслят
В ряд у сосенки стоят.
Девять жёлтеньких маслят
Дружно шляпками блестят.
И на шляпках у маслят
Девять солнышек горят!
Грузди
У опушки на поляне
Вырос гриб в большой панаме.
На виду у всех стоит
И как будто говорит:
«Ничего я не боюсь,
Я – отважный ,смелый груздь!»
Рыжик
От летнего солнца
У шляпки моей
Загнулась наружу
Кромка полей.
От жарких лучей
Оранжевым стал.
За это меня
Кто-то рыжим назвал.
Лисички-сестрички
Нас не зря зовут лисички,
Мы лукавые сестрички.
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.
В. Лифшиц
Сыроежки
Ах, какие мы заметные,
Грибники для нас – гроза!
Шляпки наши разноцветные
Всем бросаются в глаза.
Как увидят нас – не мешкая.
Собирают всех подряд,
Называют сыроежками,
А сырыми не едят.
Мухомор
Средь хвойного бора
Дремучего бора
Нельзя не заметить
Меня, мухомора!
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен.
Меня берегитесь –
Я очень опасен!
Лисички
Мы желтые лисички,
Весёлые сестрички.
Найти нас очень трудно
Бывает с непривычки.
Но если вы найдете,
Валежник разгребая,
Одну из нас, то рядом
Найдется и другая.
А. Берестнев
В ненастье
Хлынул дождь в лесной сторонке,
И запенился поток.
Дружно прыгнули опенки
На березовый пенек.
Гром грохочет без умолку,
Напугал грибы в лесу.
Боровик залез под елку,
А масленок под сосну.
Свинушки
Вот свинушки у тропинки
Ловят шляпками дождинки.
Чтоб в жару
Могла синица
Дождевой воды
Напиться.
МИКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
Гифы – тончайшие, как паутинки, подземные грибные нити.
Мицелий или грибница – подземная часть гриба. Мицелий может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать богатое потомство.
Плодовое тело – это то, что все мы неправильно называем грибами.
Пластинки – листочки или складочки на нижней поверхности шляпок.
Поры – круглые отверстия – трубочки или угловатые узкие канальцы тоже на нижней поверхности шляпок. И пластинки, и поры предназначены для выращивания, созревания и рассеивания грибных спор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плешкаков А.А. Зеленые страницы: Кн. дя учащихся нач. кл. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 223 с.: ил.
2. Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Рис. В. Храмова. –М.: Просвещение, 1993. – 240 с.: ил.
3. Популярная энциклопедия растений / Сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: МиМ – Экспресс, 1997.
4. Козин О.Н. Загадки и скороговорки. – СПб. : Союз, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218961-1362931868.png)
Презентация к уроку окружающего мира "Грибы. Строение грибов.Плесень" 2 класс по программе ПНШ
Презентация иллюстрирует Строение грибов, а также рассказывает о плесени, о её вреде и пользе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-372943-1480162799.jpg)
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-129193-1350892413.jpg)
Грибы – это грибы. Занимательный материал. Методические разработки (2 класс ).
Занятие"Грибы - это грибы" проведено было перед праздником "Золотая осень". На занятии дети учились различать грибы, разгадывать загадки, узнали много интересного о грибах....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136352-1351871072.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"
Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-666844-1490614980.jpg)
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....