"Грибы - это грибы"
учебно-методический материал (1, 2 класс)

Петрова Ольга Валентиновна

"Грибы - это грибы" - материал, который может быть использован как на уроках, так и на внеклассных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_-_eto_griby.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГРИБЫ – ЭТО ГРИБЫ

ИГРЫ

1. «Угадай загадку – покажи отгадку»

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он …

( белый )

И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьёю,

Первым найден …

( боровик )

В лесу под деревом крошка,

Только шапка да ножка.

( гриб )

Зашёл мужик в сосняк, нашёл слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро.

( груздь )

Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки.

В мох душистый две косички

Прячут рыжие …

( лисички )

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут …

( маслята )

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой.

( моховик )

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

( мухомор )

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой.

( опята )

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

( подберезовик )

Я родился в день дождливый,

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

( подосиновик )

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные –

Самые заметные.

( сыроежки )

2. «Съедобные – несъедобные»

А) На доске прикреплены две таблички ( съедобные, несъедобные ). Дети распределяют грибы ( картинки ) на две группы под табличками.

Б) На доске – «лесная полянка», на ней растут грибы ( из картона ). К доске выходят два грибника и собирают грибы в лукошко.

3. «Грибы и деревья»

А) На доске- картинки грибов и деревьев. Дети прикрепляют грибы к тому дереву, с которым «дружит»  данный гриб.

Б) Соединить стрелкой грибы и деревья

В) Класс поделен на группы,  каждой группе дается конверт с картинками грибов и деревьев. Выигрывает та группа, которая быстро и правильно разложит грибы и деревья.

4. «Узнай по описанию»

На доске – картинки грибов. Учитель читает описание гриба дети угадывают, выходят к доске, показывают нужный гриб, прикрепляя под грибом название ( табличка )

а) Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная, сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая ( опята )

б) Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдет, тот в свою корзину возьмет. ( подберезовик )

в) У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Свое название получил за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика – темно-коричневый сморщенный комочек ( дождевик )\

г) Самый лучший гриб, в народе его называют «царем грибов», а иногда «полковником». ( боровик, белый )

д) Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарфик-бантик. ( бледная поганка )

е) Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая. ( подосиновик )

ж) На зеленой полянке симпатичная семейка грибов: красные, желтые, серые шапочки покрытые белыми крапинками. ( мухомор )

з) У этих грибов шляпки ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазаны маслом. ( маслята )

и) Эти грибы узнаешь по цвету и еще потому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока ,который пахнет смолой. ( рыжик )

ТЕСТЫ

Тест «Грибы = это грибы»

Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» ( + ) или «нет» ( - )

1. Грибы – это растения. ( - )

2. Ложные опята, поганка – несъедобные грибы ( + )

3. Рыжик, лисички – съедобные грибы ( + )

4. Может ли гриб вырасти на дереве? ( + )

5. Животные едят несъедобные грибы? ( + )

6. Может ли гриб дерево съесть? ( + )

7. Самый ядовитый гриб – мухомор. ( - )

8. Съедобен ли дождевик? ( + )

9. За грибами следует отправляться днем. ( + )

Тест с выбором ответа.

Учащиеся показывают правильный ответ ( 1, 2 или 3 )

Первая таблица:

1) подосиновик

2) мухомор

3) бледная поганка

Вопросы:

- Самый ядовитый гриб

= Этими грибами лечатся лоси

Вторая таблица:

1) лисички

2) боровик

3) подберезовик

Вопросы:

- Царь грибов

- Название этих грибов схоже с названием лесного животного

ВИКТОРИНА

- Какие птицы едят грибы? ( глухари )

- Что такое «тихая охота»? ( сбор грибов )

- Какой гриб называют «волчий табак» или «дедушка покури»? ( дождевик )

- Шляпки этих грибов будто смазаны маслом. ( маслята )

- У этих грибов шляпки бывают и красными, и желтыми, и бурыми, и лиловыми. ( сыроежки )

- Какой гриб лето кончает? ( груздь )

 В НАРОДЕ ГОВОРЯТ:

Лесу нет, и гриб не родится.

Под большим деревом и гриб вольготней живет.

Будет дождик будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.

И зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Где один гриб, там и другой.

Первый туман лета – верная грибная примета.

Парной туман над лесом – пошли грибы.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Назвался груздем – полезай в кузов.

Затянулись дожди – груздей не жди.

Поздний грибок – поздний снежок.

Появились опенки – лето кончилось.

Туманы среди лета – к грибам.

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.

Если дорожки в лесу покрылись плесенью, то будет много грибов.

 Коли грибы уродятся – и на хлеб урожай.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.

Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – до 4-5 см в сутки.

Каждый год на гектар леса падает свыше 2-х тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом, дождевики.

Лисички и луговые опенки – единственные грибы, которые почти никогда не бывают «червивыми».

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

1) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки.

 Какой вред он нанес природе? ( Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет ).

2) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухомор, который Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

3) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивленно спросил Костя.

- Я их собрал ,чтобы другие не отравились. – ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

СТИХИ

Е. Телегина

Мухомор

Шапочка атласная,

Красная-красная.

Белые горошины

Поверху брошены.

А на ножке белый бант.

Это что ещё за франт?

Как на праздник вырядился,

На полянку выкатился.

- Знаем, знаем!

Ты хорош да пригож,

Да в лукошко не гож!

Боровичок

Белый гриб – боровичок –

Притаился – и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

«Вот попробуй-ка найди,

Приходи да погляди,

Не найдёшь,

Не найдёшь,

Так ни с чем и уйдёшь!»

Опята

Вот пень, вот опята:

Мама, папа и ребята.

И в траве один опёнок.

- Эй, заблудится ребёнок!

В. Левановский

Грибная семейка.

Шампиньон

У дорожки на опушке,

Между двух больших ракит,

Чья-то белая макушка

День-деньской

В траве торчит.

Но прошёл грибник с лукошком,

Да и снял макушку он –

Оказалось, у дорожки

Рос красивый шампиньон.

Сыроежки

Розовые, красные, золотые –

Разные!

Сыроежки – модницы

Солнышка сторонятся –

Ой, вредны для шляпок

Солнца огоньки!

Под еловой лапой

Спрятались грибки.

Маслята

Девять маленьких маслят

В ряд у сосенки стоят.

Девять жёлтеньких маслят

Дружно шляпками блестят.

И на шляпках у маслят

Девять солнышек горят!

Грузди

У опушки на поляне

Вырос гриб в большой панаме.

На виду у всех стоит

И как будто говорит:

«Ничего я не боюсь,

Я – отважный ,смелый груздь!»

Рыжик

От летнего солнца

У шляпки моей

Загнулась наружу

Кромка полей.

От жарких лучей

Оранжевым стал.

За это меня

Кто-то рыжим назвал.

Лисички-сестрички

Нас не зря зовут лисички,

Мы лукавые сестрички.

Старой желтою листвой

Мы укрылись с головой.

В. Лифшиц

Сыроежки

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас – гроза!

Шляпки наши разноцветные

Всем бросаются в глаза.

Как увидят нас – не мешкая.

Собирают всех подряд,

Называют сыроежками,

А сырыми не едят.

Мухомор

Средь хвойного бора

Дремучего бора

Нельзя не заметить

Меня, мухомора!

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен.

Меня берегитесь –

Я очень опасен!

Лисички

Мы желтые лисички,

Весёлые сестрички.

Найти нас очень трудно

Бывает с непривычки.

Но если вы найдете,

Валежник разгребая,

Одну из нас, то рядом

Найдется и другая.

А. Берестнев

В ненастье

Хлынул дождь в лесной сторонке,

И запенился поток.

Дружно прыгнули опенки

На березовый пенек.

Гром грохочет без умолку,

Напугал грибы в лесу.

Боровик залез под елку,

А масленок под сосну.

Свинушки

Вот свинушки у тропинки

Ловят шляпками дождинки.

Чтоб в жару

Могла синица

Дождевой воды

Напиться.

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК

Гифы – тончайшие, как паутинки, подземные грибные нити.

Мицелий или грибница – подземная часть гриба. Мицелий может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать богатое потомство.

Плодовое тело – это то, что все мы неправильно называем грибами.

Пластинки – листочки или складочки на нижней поверхности шляпок.

Поры – круглые отверстия – трубочки или угловатые узкие канальцы тоже на нижней поверхности шляпок. И пластинки, и поры предназначены для выращивания, созревания и рассеивания грибных спор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плешкаков А.А. Зеленые страницы: Кн. дя учащихся нач. кл. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 223 с.: ил.

2. Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Рис. В. Храмова. –М.: Просвещение, 1993. – 240 с.: ил.

3. Популярная энциклопедия растений / Сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: МиМ – Экспресс, 1997.

4. Козин О.Н. Загадки и скороговорки. – СПб. : Союз, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку окружающего мира "Грибы. Строение грибов.Плесень" 2 класс по программе ПНШ

Презентация иллюстрирует Строение грибов, а также рассказывает о плесени, о её вреде и пользе....

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Грибы – это грибы. Занимательный материал. Методические разработки (2 класс ).

Занятие"Грибы - это грибы" проведено было перед праздником "Золотая осень". На занятии дети учились различать грибы, разгадывать загадки, узнали много интересного о грибах....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...