Консультация для педагогов
консультация по логопедии

Шавырина Татьяна Алексеевна

Тема:

"Трудности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_fgos.docx167.61 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное  государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Консультация

для

воспитателей

На тему:

«Трудности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/6/4/c/64cbd52247a7f383f58987df50336a18.jpg

Подготовила

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории:

Шавырина Татьяна Алексеевна

Ессентуки, 2022

Трудности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

П. Лаплас "То - что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно".

    Преодоление затруднений в условиях реализации ФГОС – главная задача для воспитателя ДОУ. Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования, наравне с начальным общим и средним общим образованием.

      В период перехода к ФГОС дошкольного образования каждый детский сад должен провести ряд мероприятий, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям Стандарта:

- разработать образовательную программу ДОО на основе одной из утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных программ,

-  создать условия для реализации данной программы, куда входит кадровое обеспечение обученными специалистами, финансовое обеспечение, материальное обеспечение.

      На сегодняшний день приведение ДОО в соответствие стандарту является актуальной проблемой каждого детского сада. В этот период у педагогов возникают определённые личностные проблемы и трудности (связанные с особенностями личности педагога):

- психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, непринятие идеологии ФГОС ДО; неготовность воспитателя к смене привычной модели поведения; не осознание себя как педагога "нового типа" консервативное мышление в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.

-дидактические: обусловленные недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности; неготовность педагогов организовать детскую деятельность.

       Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педагогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость.        Воспитатель сегодня должен: - уметь и хотеть самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их в практике работы с дошкольниками; - уметь грамотно работать с информацией, критически мыслить, перерабатывать приобретённые идеи и воплощать их в свою работу; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

     В числе прочих в ФГОС заложены следующие принципы, на которые необходимо опираться при его реализации. Теперь разберем более подробно, что скрывается за данными определениями.

     Первый принцип гласит о том, что реализация программы теперь должна осуществляться в игре в форме творческой активности и деятельности. Считается, что занятия как форма себя исчерпали: на первое место выходит развитие познавательных способностей ребенка, а не заучивание каких-либо знаний. Т. е. знания теперь не самоцель, а лишь инструмент для развития ребенка в определенной области. Пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и их содержание позволяют сформировать полноценную личность ребенка. Более того, провести занятия с группой детей гораздо проще, нежели обеспечить их познавательное развитие в процессе игры сформировав у них параллельно и необходимые знания. Начнем с того, что дети по приказу играть не будут, т. е. их надо увлечь соответствующей игрой, а если игра не «пошла», то ее надо сменить. Только деятельность сменить нельзя: в планах она на сегодняшний день прописана и результат надо выдать. Другой момент: не будет вся группа детей играть в одну игру, разные игры будут, а соответственно и разные результаты.

    Теперь вернемся ко второму принципу, где образовательная деятельность должна выстраиваться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а теперь это умножим на развитие познавательных способностей и получим в итоге на выходе личностно ориентированный подход как средство реализации ФГОС ДО. Т. е. педагог должен постоянно знать на каком этапе познавательного развития находится каждый ребенок. Для этого у него должны быть солидные знания по психологии, методики и тесты по выявлению сформированности уровней познавательного развития для каждого возраста соответственно. Чего нет, как и нет разрешения тестировать детей. Более того, личностно-ориентированный подход подразумевает что детей в группе будет не более десяти, иначе результатов невозможно достичь. Какова средняя наполняемость групп на сегодняшний день все и так прекрасно знают. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день реализация ФГОС ДО не всегда выполнимая задача, кроме, наверное, единичных образцово показательных центров развития ребенка. Это и подтверждает и опрос более 120 педагогов различных дошкольных образовательных организаций. Из них только три прочитали ФГОС ДО целиком. Семь человек пытаются реализовать какую-то одну из областей ФГОС ДО — потому что она им импонирует и им самим интересно. Остальные только осуществляют присмотр за детьми «чтобы те были целы и невредимы». Таким образом, современному обществу требуется уже не воспитатель исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям. Другими словами, должно измениться отношение воспитателя к ребенку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно, при этом, учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание.

     В заключении хочется привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». И если вы не будете забывать слова известного философа и педагога Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», Вам будет легче выстраивать образовательный процесс по-новому, думая прежде всего о благополучии детей. Творите, развивайтесь! нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!

Джон Дьюи (/ˈ d uː i/; 20 октября 1859 – 1 июня 1952) - американский философпсихолог и реформатор образования, чьи идеи оказали влияние на образование и социальные реформы.Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля 1949МоскваСССР) — советский и российский психолог, исследователь, педагог, публицист; доктор психологических наук 

Пьер-Симон, маркиз де Лаплас (; 23 марта 1749 – 5 марта 1827) - французский ученый и эрудит, чьи работы сыграли важную роль в развитии инженерииматематикистатистикифизикиастрономии и философии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование речевой мотивации у детей"

В статье раскрыты задачи данного направления работы по потребности в речевом общении у детей, а так же,  какие приёмы работы должны использовать педагоги,  чтобы вызвать у детей коммуникатив...

Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...

Презентация Power Point "Проектная деятельность" (консультация для педагогов)

Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательныйпроцесс воспитания....

Консультации для педагогов по ОБЖ

Правила поведения детей на дороге и в быту....

«Как хочется, чтобы меня понимали!» (Консультация для педагогов и родителей)

В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины, как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребнос...

Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...