Проект "Наши имена"
классный час (3 класс)

Брендина Ирина Николаевна

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

 В 3 «А» классе у одной из девочек класса   должна была родиться сестрёнка. О появлении малышки говорили все девочки класса. Даже мальчишки иногда прислушивались к этим разговорам. Обсуждали всё – одежду, игрушки, книжки для маленьких. С интересом ребята стали обсуждать, как можно назвать девочку. Не так- то просто, оказалось, выбрать имя человеку. Вариантов было много.  Каждому нравилось своё имя.  И тогда мы решили приоткрыть тайну имён, заглянуть в историю имянаречения. Так родился проект «Наши имена».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_3_a_klassa.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №12»

ПРОЕКТ

на тему «Наши имена»

учеников 3 «А» класса

Руководитель: Брендина И Н

Г.Казань

2022

Содержание.

  1. Введение.
  2. История русских имён:
  • древнерусские имена;
  • церковные  имена;
  • новые имена.
  1. Буквы имени.
  2. Энциклопедия имён учащихся 3 «А» класса МБОУ «СОШ  № 12» (презентация)
  3. Результаты исследования имён учащихся МОБУ «СОШ 12»
  4. Имя человека – это часть его судьбы.

Цель: расширить знания детей о значении имён, о ритуале имянаречения на Руси.

Задачи:

  • формировать умение работать с  текстами, находить нужную информацию;
  • развивать исследовательские умения, творческие способности учащихся;
  • развивать любознательность, самостоятельность учащихся;
  • воспитывать умение работать в команде над проектом;
  • воспитывать чувство патриотизма.

 В декабре 2021 года в 3 «А» классе у Алины  должна была родиться сестрёнка. О появлении малышки говорили все девочки класса. Даже мальчишки иногда прислушивались к этим разговорам. Обсуждали всё – одежду, игрушки, книжки для маленьких. С интересом ребята стали обсуждать, как можно назвать девочку. Не так- то просто, оказалось, выбрать имя человеку. Вариантов было много.  Каждому нравилось своё имя.  И тогда мы решили приоткрыть тайну имён, заглянуть в историю имянаречения. Так родился проект «Наши имена».

История русских имён.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении тысячелетий, незаметно для говорящих. Имена, звучащие вокруг нас сегодня, стали такими не сразу. В прошлом некоторых имен вовсе не было, иные пришли к нам от других народов и изменились. Некоторые имена со временем вышли из употребления.

В истории русских личных имен выделяются три этапа - дохристианский, период после введения христианства на Руси и этап после Октябрьской революции.

Древнерусские имена.

До введения на Руси христианства, личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу.  Люди  скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.  Древнерусские имена-прозвания раскрывают богатство русского народного языка.

Во многих семьях были приняты имена, в которых отражался порядок появления детей на свет: Первой, Починок, Старшой, Вторышка, Третьяк, Четвертуня, Пятыш, Шестёрка, Семко, Осмак, Девятка, Десятка. Времена года и явления природы тоже отразились в именах: Вешняк, Метелица, Гроза, Жар, Постник. Многие имена характеризовали внешность младенца: Беляй, Чернуха, Уголёк. Отношение родителей к его появлению: Ждан, Неждан, Нечай, Любим, Бажан. Имена Кощей, Злоба, Неудача, Неклюд, Захворай, Грязнуха давались в качестве охранных, отпугивающих злые силы. Были у славян и пожелательные имена. Имя Рада содержало пожелание родителей, чтобы дочь была радостной и радовала других, Забава и Услада - чтобы утешала и услаждала их.

Самыми распространенными древнерусскими именами были:

Бажен, Баран, Беляй, Бессон, Богдан, Булгак, Бурой, Бык, Вешняк, Воин, Волк, Воробей, Ворона, Второй, Вторуша, Голова, Горяин, Губа, Девятой, Добрыня, Долгой, Дружина, Ермак, Ждан, Жук, Замятня, Заяц, Злоба, Истома, Казарин, Козёл, Курбат, Лобан, Любим, Малец, Малыш, Меньшой, Молчан, Мороз, Неждан, Неклюд, Некрас, Немир, Нечай, Первой, Первуша, Посник, Поспел, Путила, Пятой, Русин, Смирной, Сокол, Сорока, Старой, Семейка, Субота, Сухой, Суморок, Толстой, Томило, Третьяк, Угрим, Черной, Чудин, Шарап, Шестак, Шестой, Ширяй, Шишка, Шмель, Шумило, Ярец.

 Все эти имена мы без труда обнаруживаем в составе современных русских фамилий: Баженов, Баранов, Беляев, Бессонов, Быков и т.д.

Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод, Добрыня, Ждан, Любава.

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать". Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех. Люди верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

Церковные имена.

С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Агафон, Аглаида, Арис, Акакий, Анастасил,Андриан, Анфиса, Артемий, Василид, Василла, Гвидон, Гортензия,  Даниил, Домна, Ефросиния, Захар,  Зоил, Игнатий, Илья,  Камилла, Казимир, Карп,   Клавдия, Кондрат, Константин, Кузьма, Лазарь, Луиза, Лука, Мавра, Маркелл, Макар, Матрона, Нестор, Ника, Пётр,  Пров,  Ромил, Савва, Софья,  Степан, Тарас, Тимофей, Тит, Трифон, Фёдор,  Фемистокл, Феодосия,  Феодора, Феофан, Феона, Филипп, Фотиния, Христина, Юлиания, Яков.

 Чаще всего крещение происходило на восьмой день.  Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения. На каждый день каждого месяца были записаны имена святых, почитаемых церковью.

Был  в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал  по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь  – Иероним.  (М. Владимов)

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

На современном этапе церковные имена  отличаются удивительной популярностью, и их нередко используют люди, которые вообще по образу мыслей далеки от религии. Это свидетельствует о том, что такие имена уже очень хорошо прижились в языке и стали частью культуры русского народа.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден. У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг.

Новые имена.

В 20- е годы  родители могли сами выбрать имя своему ребенку. Тогда появились новые имена созвучные революционной эпохе. Известен случай, когда дети в одной семье были названы именами: сын Рево, а дочь Люция (части слова «революция»). Многие мальчики тогда получили имя Коммунар, а девочки – Коммунара. Появились имена Октябрина, Октябрь, Май, Декабрина, Сентябрина, Заря, Идея, Искра, Воля, Пионерий, Ревпуть, Трибун, Колхида, Партия, Волга, Евразия, Ампер, Вольт, Тракторина.

После Великой Отечественной войны для именования детей стали использовать в основном старые, привычные русские имена.

Красоту имен, как и всякую красоту, люди воспринимают по – разному. Как правило, у людей разных поколений вкусы не совпадают, так как складывались они в различных условиях. Но ко всем личным именам, данным людям, так же как и к их сочетаниям с отчествами и фамилиями в полных именованиях следует относиться с уважением.

Русскую девочку, родившуюся на борту самолёта ИЛ -18, назвали Илина, повторив в её имени частицу из обозначения марки самолёта.

Другую девочку назвали Тикси. В 30 –е годы советский народ осваивал Северный  морской путь. Родители этой девочки жили на побережье Северного Ледовитого океана, в  бухте Тикси на море Лаптевых. Девушка всегда гордилась своим именем и говорила: «Я люблю это имя. Тикси - место моего рождения, и я хочу, чтобы меня звали только так».

Люди любят свою родину, чтут родные места, помнят тяжелые и радостные события своей жизни, связанные с определенными местами – и если родились в этом месте сын или дочь, родители дают им имя по этому месту. Например, Лена, Амур, Ангара, Витим, Алдан, Волга, Кама, Нева. Встречаются и имена Казбек, Париж, Урал, Рим.

Буквы имени.

Существует немало теорий о влиянии имени человека на его характер.
Некоторые специалисты - психологи  утверждают, что о каждом из нас можно узнать немало важного по первым буквам имени, отчества и фамилии. Если верить исследователям, то буквы обозначают:
А - силу и власть;
Б - способность на большое чувство;
В - непостоянство, отсутствие системности;
Г - таинственность;
Д - общительность, умение притягивать к себе людей;
Е - жизнестойкость, способность мобилизоваться в критической ситуации;
Ж - неуверенность;
3 - склонность к сомнениям, неудовлетворенность, материальные трудности;
И - впечатлительность, напряжение;
К - большие запросы и нервозность в их достижении;
Л - логику, изобретательность, мелодичность;
М - трудолюбие и педантичность;
Н - энергию и творческие амбиции;
О - эмоциональность, таинственные волнения;
П - скромность, одиночество, дистанцию в отношениях с людьми;
Р - постоянное напряжение, эмоциональность;
С - частые депрессии, нервозность, подавленность;
Т - бесконечные поиски, погоню за идеалом;
У - интуицию, склонность к частым расстройствам и испугу;
Ф - нежность, умение приспосабливаться;
X - непостоянство чувств, сексуальные проблемы;
Ц - склонность к внешнему выражению внутренних переживаний;
Ч - верность;
Ш - ревность, бескомпромиссность;
Щ - развитые интеллектуальные способности, мстительность;
Э - поиск психологического равновесия;
Ю - большие амбиции, отсутствие системности;
Я - интеллигентность, творческие способности.    
Большинство имен имеют различное происхождение. В них входит много древнегреческих и древнееврейских имен, а также латинских, скандинавских и немецких имен. Многие имена позаимствовали из языков народов Востока. Так как они появились в русском языке давно, то стали всем привычными.

Энциклопедия имен учащихся 3 «А» класса  МОУ «СОШ №12»

Имя связано с внутренним миром человека и отражает особенности характера. Узнав тайну каждого имени наших одноклассников, мы почти поверили в это.

Алина – лат., белая, благородная. Девочка упрямая, не терпит никаких замечаний. Способная. У неё хорошая память, быстро схватывает услышанное. Стремится командовать. Любит дружить с мальчиками. Она – модница с хорошим вкусом.

Дарья -  перс., сильная, огонь. Смышленая девочка. Любит веселые игры, избегает одиночество.  На письменном столе у Даши обычно порядок, ей не приходится часами искать потерявшуюся авторучку. Даша не из тех, кто будет корпеть над домашним заданием, хотя учится она, как правило, неплохо — выручает свойственная ей сообразительность, усидчивости же и трудолюбия ей явно не хватает. Любит одеваться со вкусом.

Екатерина – греч., чистая. Девочка умная, красивая, добрая и веселая. Запаслива, чуть жадновата. Если Катенька побывала в гостях, в ее карманах по возвращении домой обязательно окажутся конфеты или яблоко. Катя самолюбива, болезненно переносит чье-то превосходство, в классе она одна из лучших учениц и стремится дружить с теми, кто составляет «элиту» класса, пользуется силой или авторитетом.

Карина – лат., дорогая. В школе учится хорошо. Внешне похожа на отца, но характер – мамы. Почти всегда достигает поставленной цели. Подвижная. Привлекательная девочка.  На армянском языке- Каринэ, красивая, милая.

Марина – лат., морская. Очаровательна, таинственна. Не хохотушка, но весёлого нрава. Обожает путешествия. Со школьной скамьи знает, что нужно выбрать доходную и престижную профессию.

Полина – лат., маленькая. Отзывчивая, приветливая. Любит животных. В школе первая помощница учителя.  Никогда не обидит одноклассников. Любит красиво одеваться. Жизнерадостна. Может радоваться любой безделушке.

Светлана – слав., светлая. У девочки сложный характер. Дружелюбна, трудолюбива. Аккуратна, следит за своей внешностью. Но может носить одежду, в которой выглядит нелепо. Учится средне.

Юлия – греч., волнистая. Весёлая, резвая, шумная. Ей нравиться быть заводной. Не зря её имя похоже на слово юла. Её трудно переспорить, до последнего стоит на своём. Капризна. Запаслива и бережлива.

Владислав – слав., владеющий славой. Тактичен с девочками. Объектом поклонения обычно становится самая красивая девочка в классе. Заботлив. Трудолюбив, справедлив и порядочен. У мальчика хорошо развито чувство прекрасного.

Григорий – греч., бодрый. Легко ранимый, послушный мальчик. Девочек не обижает, но если они слишком сильно дразнят его, может и поколотить. Его девиз – нравиться всем и всегда. Галантен в общении. Обладает хорошим здоровьем, уравновешен.

Кирилл – греч., маленький господин. Противоречивая натура. Может показаться, что это несмелый, нерешительный человек, но через мгновение он может стать энергичным, неудержимым. Не поддается чужому влиянию. У него сильная воля, и он довольно умело достигает желаемого. Работоспособен, иногда ленив. Чтобы стать самостоятельным, достичь успеха, Кириллу надо преодолеть самого себя. Общителен, но в своем кругу.

Михаил – древнеевр., равный богу. У мальчика хороший слух. У воспитателей и учителей с ним нет хлопот. Миша старается делать всё правильно и хорошо. Дети чувствуют доброту Миши и любят  с ним играть. С ним легко общаться, просто мириться. Любит животных.

Исследование имён учащихся МОУ «СОШ №12»

В МОУ «СОШ №9» обучается  295 человек .

Из них - 160 мальчиков, 135 девочек.

В результате исследования были выявлены следующие имена:

Александр, Алексей, Андрей,  Артём, Вадим, Валерий,  Василий, Виктор,  Виталий, Владимир,   Владислав, Вячеслав, Гамид, Глеб, Григорий, Гулом,  Данил, Даниил,  Денис, Дмитрий, Евгений, Егор, Заур, Иван, Игорь,  Илья, Кафис, Кирилл, Максим, Марат, Михаил, Никита,  Николай, Олег, Павел, Пётр, Роман,  Руслан, Сабит, Севастьян, Сеймур, Семён, Сергей, Святослав, Станислав,  Степан, Тимофей, Ульви, Улугбек, Юрий, Ярослав.

Айсел, Александра,  Алёна, Алина, Анастасия, Анжела, Анна, Арина, Валерия, Василиса, Вероника, Виктория,  Дарья, Дина,  Евгения,  Елена, Елизавета, Екатерина, Ирина, Карина, Каринэ,  Кристина, Ксения, Лейла, Лилия, Лия, Любовь, Людмила, Мадина, Марина, Мария, Мелани, Надежда,  Наталья, Олеся, Ольга, Полина, Светлана, Снежана,  Софья, Татьяна, Эльвира, Юлия, Яна, Ярина.

Самые распространенные имена  девочек - Анастасия, Екатерина, Юлия, Дарья.

Самые распространенные имена мальчиков – Андрей, Александр, Сергей, Максим.

Редко встречающиеся  имена девочек – Карина, Каринэ,Алина, Полина, Лейла, Ольга, Вероника, Яна, Айсел, Ярина, Софья, Арина, Эльвира, Лилия, Олеся, Надежда, Анжела, Алёна, Снежана, Василиса, Любовь, Анна, Евгения, Лия, Дина, Людмила, Мелани, Мадина.

Редко встречающиеся  имена мальчиков – Кирилл, Семён, Руслан, Василий, Степан, Марат, Тимофей, Ярослав, Пётр, Егор, Роман, Денис, Кафис, Вячеслав, Станислав, Гулом, Севастьян, Юрий, Вадим, Илья, Гамид, Виталий, Виктор, Улугбек, Глеб, Валерий, Игорь, Святослав, Ульви, Евгений, Сеймур, Сабит, Заур.

Имена учителей – Людмила, Марина, Лариса, Наталья, Татьяна, Светлана, Елена, Ольга, Эльвира, Закия, Ирина, Надежда, Анна и Алексей.

Самое распространённое имя среди учителей – Елена. В нашей школе 8 Елен Прекрасных.

Имя  человека – это часть его судьбы.

  Как говорил известный персонаж капитан Врунгель: "Как вы лодку назовете - так она и поплывет!" Считается, если дать малышу имя достойного человека, то часть его доблести, талантов и умений может перейти к малышу. Каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной. Все поступки человека – хорошие или плохие – становятся известны всем благодаря имени. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей"

Цель классного часа: "Познакомить учащихся с понятием толерантность"...

Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»

Праздник азбуки.Конспект нестандартного урока по обучению грамоте«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»...

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."

Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.  Тема «Имена  собственные.  Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...