Статья "Дистанционные технологии в воспитательной деятельности" МОУ "С(К)ОШИ № 4" г.Магнитогорска. Ноябрь 2021г.
статья (1 класс)

Терещенко Светлана Сергеевна

В данной статье описаны  возможности  организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения; обозначены положительные и отрицательные моменты взаимодействия педагога, обучающихся и их родителей при использовании воспитателем дистанционных технологий. Также, в статье представлен практический опыт взаимодействия воспитателя с классом во время дистанционного обучения; ряд форм и методов использования дистанционного формата в воспитательной деятельности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе:

Терещенко Светлана Сергеевна

воспитатель 1а класса

МОУ «С(К)ОШИ № 4»

города Магнитогорска

Челябинской области

Дистанционные технологии в воспитательной деятельности

В данной статье описаны  возможности  организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения; обозначены положительные и отрицательные моменты взаимодействия педагога, обучающихся и их родителей при использовании воспитателем дистанционных технологий. Также, в статье представлен практический опыт взаимодействия воспитателя с классом во время дистанционного обучения; ряд форм и методов использования дистанционного формата в воспитательной деятельности педагога.

Ключевые слова: цифровые технологии, воспитательная работа, дистанционное обучение, воспитатель, педагог, обучающийся, родитель обучающихся, класс, форма работы, мероприятие.

В последние годы в современном образовании в процессе обучения все больше используются цифровые технологии - электронное и дистанционное обучение. Также, используется смешанный формат обучения с фрагментарным применением каких-либо электронных ресурсов.

Дистанционное обучение - уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. Быстрое распространение COVID-19 по всему миру привело к массовому переходу образовательных учреждений России на дистанционное обучение. Школам пришлось экстренно перестраиваться на новые для себя форматы обучения, при этом большая часть воспитательной работы ушла на второй план.

Имея некоторую практику в данном направлении, можно уже сейчас отметить положительные и отрицательные стороны  дистанционной формы воспитательной работы.

К положительным моментам относятся:

• доступность – независимо от времени и местоположения каждый желающий сможет принять участие в работе;

 • мобильность – эффективная реализация обратной связи между организаторами воспитательного процесса и обучающимися;

• индивидуализация – предусматривает возможность составить индивидуальный план работы для каждого обучающегося, учитывая его особенности и интересы;

• включение родителей обучающихся в общую с их детьми деятельность - в силу занятости на работе родителей сложно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким;

• обеспечение непрерывности воспитательного процесса и сохранение живого общения обучающегося с педагогом.

К отрицательным сторонам дистанционного воспитания можно отнести следующие трудности в работе:

• низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся - большинство обучающихся и родителей ссылаются на нехватку времени для участия;

• технические проблемы - отсутствие необходимых устройств для выхода в Интернет, низкая пропускная способность связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов;

• ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении - классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду, может не каждый.

Несмотря на некоторые трудности, в современных условиях одним из направлений работы школы, в рамках инновации, является разработка и реализация дистанционных форм организации воспитательной работы.

Дистанционно для школьников можно провести различные воспитательные мероприятия. Остановимся на некоторых из них.

1. Конференц-связь - считается самой простой, но действенной формой организации мероприятий. Это технология общения, которая обеспечивает одновременную передачу видео и звука между двумя и более пользователями с помощью аппаратно-программных средств коммуникации. Данный формат подходит для проведения информационно-ознакомительных классных часов, чат - занятий, родительских собраний, мастер-классов и других мероприятий. Важно то, что в ходе такой работы имеется возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающимися, получения обратной связи.

2. Виртуальные экскурсии с использованием аудиогида – следующая форма проведения мероприятия онлайн. Тема может быть любая. Например, посещение выставки, заповедника, другой страны или города и т.д.

3. Веб-квест - технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. При этом за счет групповой работы у участников развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации.

4. Викторины или квизы – это игровой способ взаимодействия с любой аудиторией. Существует множество онлайн-викторин, таких, например, как «Проверь свои знания по географии», «Угадай по описанию писателя», «Что вы знаете о полезной еде?», способных заинтересовать ребенка, развивая при этом его интеллект.

5. Челлендж - это интернет-жанр, в котором человек сначала выполняет какое-то задание на камеру и размещает его в сети, а далее предлагает повторить это задание другим пользователям: написать свой bucket list, планы на лето, самое классное воспоминание за учебный год и т.д.

     6. Конкурс чтецов - обучающиеся заранее выбирают понравившееся им стихотворение по заданной теме или празднику. Далее ребята учат стихи, готовят самостоятельно их выразительное чтение к установленному сроку. Самой доступной формой проведения такого мероприятия является создание группы, например, в WhatsApp, куда ученики могут высылать видеозаписи своих выступлений. В состав жюри могут входить учителя, ученики, воспитатели, классные руководители, родители обучающихся, администрация школы. Лучшие выступления в классе проходят на следующий этап, то есть принимают участие в общешкольном конкурсе стихов, организованном по такому же принципу. Записи выступлений, по согласованию с родителями, могут быть размещены на сайте школы. Именно по такому принципу в нашей школе-интернате № 4 прошел конкурс стихов к празднику «Осенний переполох», где выступили самые лучшие чтецы. Дети получили массу положительных эмоций и хорошее настроение.

    7. Творческие конкурсы - могут быть внутришкольными и дистанционными. Обучающиеся по заданию учителя, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Далее их достаточно сфотографировать и отправить классному руководителю, воспитателю, учителю, выдавшему задание. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. В настоящее время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательной работы. Именно так ученица 1а класса нашей школы-интерната № 4 и другие обучающиеся приняли участие в V Всероссийском конкурсе рисунков по ПДД «Новый дорожный знак глазами детей», приуроченного ко Всемирному дню памяти жертв ДТП.

        В данной статье представлены только некоторые формы дистанционной воспитательной работы, многие из которых используются педагогами нашей школы, вызывая бурный интерес к обучению и познанию у обучающихся.

        Следует отметить, что при организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.

При этом дистанционный формат позволяет решить одну из важнейших задач модернизации общего среднего образования – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у учащихся готовности и способностей самостоятельно адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

В итоге, из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- режим дистанционного обучения позволяет успешно проводить воспитательную работу с обучающимися класса;

 - обычные, общепринятые формы ведения воспитательной деятельности можно адаптировать к условиям работы в дистанционном формате;

- дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы;

- для успешного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности;

 - дистанционный режим работы позволяет привлекать  и родителей обучающихся к воспитательной работе.

Главное – это рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности  для творчества и саморазвития педагога.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2006. – 365 с.
  2. Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды /Р.М. Лемех – М, 2005.
  3. Боброва И. «Дистанционное обучение» / И. Боброва, изд. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 76 с.

Электронные ресурсы (Интернет – ссылки):

  1. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Волошенко Н.И. «Дистанционный формат как инновационная форма воспитания».  

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyy-format-kak-innovatsionnaya-forma-vospitaniya

  1. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Каримова Н.Г., Устинова Е.Н., Югова Д.А. «Использование дистанционных проектных технологий во внеурочной деятельности и воспитательной работе».

Режим доступа: сhttps://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-proektnyh-tehnologiy-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-i-vospitatelnoy-rabote/viewer

  1. Хромцова Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении / Ю. Н. Хромцова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С.27-31.

Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ 

  1. Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / Е. Ю. Никишина, А. Б. Виноградов, Н. В. Киржаева [и др.].—Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 20-27.

Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15787/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии в воспитательном процессе: игра, как средство воспитания.

   Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, кот...

Технология планирования воспитательной работы в классе.

Моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие каждого обучающегося....

Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. (ноябрь 2013 год). Статья (из опыта работы).

Цель статьи: показать преимущества информационно-образовательной среды для подготовки современного урока....

Интерактивные технологии в воспитательном процессе

Внедрение в практику воспитательной работы педагогов эффективных приёмов интерактивных технологий...

"Я художник" Здоровье сберегающие и арт технологии в воспитательной работе

Веселые физ минутки,игры,разговор оприроде и музыке,релаксация....

"Рабочая программа воспитательной работы на 2021-22 уч.год для 1 класса" МОУ "С(К)ОШИ № 4" г. Магнитогорска. Сентябрь 2021г.

В данной публикации содержится рабочая программа воспитателя 1 класса для обучающихся с ЗПР. Программа состоит из: пояснительной записки с целью и задачами на 2021-22 уч.год, плана воспитательных заня...

Внеклассное мероприятие по теме: "Моя малая Родина - Магнитогорск". МОУ "С(К)ОШИ № 4" г. Магнитогорска. Апрель 2021г.

Данное внеклассное занятие содержит материал о городе Магнитогорске. В ходе занятия обучающиеся получают новое знание о понятии "моя малая Родина", пополняют свои знания о прошлом и настояще...