Программа воспитания на 2021-22 учебный год
рабочая программа

Молчанова Татьяна Анатольевна

Цель: создание в школе единого воспитательного пространства, главная ценность которого – развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_2021-22_uch.god_.docx68.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «НАХАБИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ №4» ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

обучающихся 4Б класса

на уровне начального общего образования

МБОУ «Нахабинская гимназия №4»

                            Классный руководитель: Молчанова Т.А.

рп. Нахабино, 2021 г

ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

             Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:

  • соблюдение законности и прав детей и их семей;
  • соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;
  • создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для детей, так и для взрослых;
  • создание детско-взрослых объединений;
  • проведение КТД;
  • системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий.

             МБОУ «Нахабинская гимназия №4» находится в окружении воинских частей. Особенности контингента обучающихся связан с тем, что он формируется в большинстве из семей военнослужащих. Небольшая часть семей переселились из других округов области. В основном это благополучные полные семьи. Наша гимназия функционирует двадцать пятый год. Это объясняет, что в школе заложены свои традиции, которые мы сохраняем и поддерживаем. В микрорайоне имеются только досугово-развлекательный центр «Мечта». Поэтому многие родители предпочитают получить все образовательные услуги рядом с домом, непосредственно с гимназией.

            Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

           Воспитательный процесс в нашем классе складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, а также педагогов дополнительного образования, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, преемственности детский сад-школа, экскурсионной и творческой деятельности.

           Воспитательный процесс в классе направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальной школы.

Отсюда, процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и школьников:

  • неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
  • ориентира на создание в классном коллективе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • организации основных совместных дел школьников и педагога как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его эффективности.

Основными традициями воспитательного процесса в классе являются следующие:

  • ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • установлены в классе доброжелательные и товарищеские взаимоотношения;
  • ключевой фигурой воспитания является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Педагогический коллектив МБОУ «Нахабинская гимназия №4» видит своих выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне начального общего образования: личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний):

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

     Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к школьникам нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их – база для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

    Педагоги школы планируют достижение воспитательной цели через решение воспитательных задач:

  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  • вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  • организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ МБОУ «НАХАБИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ №4»

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие школа, комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всей школы.

Вне образовательной организации:

  1. Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами школы дела благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности.
  2. Открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.

Проект «От сердца к сердцу» – участие обучающихся в различных социальных проектах, благотворительных акциях:

  • эколого-благотворительная акция «Волонтеры в помощь детям-сиротам "Добрые крышечки"»;
  • благотворительная акция «Дорога домой»;
  • благотворительная акция «Теплый ноябрь»;
  • «Елка желаний»;
  • «Удивительные елки»;
  • благотворительная акция «Белый цветок».

Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский опыт, получают опыт организаторской деятельности и проектного управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения.

Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала, концерт, информационные сообщения на ассамблеях, программу экскурсий по теме Великой Отечественной войны. В проекте принимают участие ученики 1–11-х классов, родители, учителя школы.

Основные мероприятия проекта:

  • акция «Подарки для ветеранов»;
  • квест «80 лет Московской битве»
  • митинг у памятника;
  • Голос гимназии;
  • выезд к ветеранам «Невыдуманные рассказы»;
  • «Календарь Победы»;
  • экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.

У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать, к самим себе как к личностям, отвечающим за свое собственное будущее, осознающим свои гражданские права и обязанности. Обучающиеся получают опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения, защиты и восстановления исторического наследия страны, что будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.

Клуб «Родные истоки». В Клуб приглашаются интересные люди – ученые, журналисты, актеры, ветераны Великой Отечественной войны, представители разных профессий. Дискуссии могут быть проведены как в формате свободного разговора по той или иной проблеме, так и в заданном формате коммуникативных игр – таких как «100 вопросов к взрослому», «Дебаты», «10 глупых вопросов», «Вертушка», «Ролевой диалог». Главная задача Клуба- знакомство с историей п. Нахабино, го Красногорск, Московской областью, с традициями наших предков, для воспитания у младших школьников любви и уважения к своей Родине.

На уровне образовательной организации:

1. Разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.

2. Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

3. Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся.

День учителя. Общешкольный праздник, организаторами которого выступают ученики 11-го класса и Совет старшеклассников. Идея – сделать нематериальный подарок учителям. Организаторы выбирают тему для праздника, идеи оформления, распределяют задания, проверяют готовность. Традиционным для нашей школы становится День самоуправления. В завершение дня проводится праздничный концерт.

Новогодний праздник. Совет школы выбирает и утверждает тему и форму проведения праздника. Каждый класс готовит свою часть. Принципами проведения праздника песни являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т. п.). Участие в ключевом школьном деле дает ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки во время выступления на сцене; отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному классу, удовольствие от хорошо сделанного дела. В процессе подготовки учащиеся понимают ценность продуктивного общения, организации, учатся отстаивать свою идею во время мозгового штурма, слушать других.

Посвящение в читатели. Интерактивный праздник для 2-х классов в школьной библиотеке, отмечающий новый этап в жизни учеников начальной школы и вводящий их в круг активных самостоятельных пользователей школьной библиотекой. Мероприятие направлено на развитие отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, отношение к окружающим людям как к равноправным партнерам, совместная работа и творчество с которыми дает радость общения.

«Голос гимназии». Общешкольный проект, посвященный песням о войне, о России. Выбор песни, сценический образ помогают сплотить детский коллектив, а дух конкурса позволяет развивать желание у каждого класса быть лидером в общешкольных событиях. Лучшие номера демонстрируются в преддверии Дня Победы у танка для жителей поселка Нахабино.

На уровне классов: проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На уровне обучающихся:

  1. Вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.).
  2. Индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел.
  3. Наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
  4. При необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т. п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом

  1. Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе.
  2. Организация интересных и полезных для личностного развития совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой направленности), позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  3. Классные часы как время плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанного на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  4. Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  5. Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Новый год. Традиционное общешкольное ключевое дело. После выбора идеи и распределения заданий для классов на совете дела в классе проводится мозговой штурм, чтобы выбрать идею выступления. Принципами проведения праздника являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т. п.); отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному классу; привлечение родителей к участию в подготовке и проведении праздника.

 «Социальный проект класса». Каждый класс в течение учебного года придумывает и организует социальный проект. Он может быть реализован как в школе, так и за ее пределами. Учащиеся находят проблему, которую предлагают решить, целевую аудиторию, продумывают ресурсы проекта, осуществляют его, анализируют процесс работы и итоги. В результате повышается уровень социализации учащихся, происходит привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам школы, города, края, страны; вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем, формирование активной гражданской позиции школьников, развитие творческого потенциала школьников; воспитание эмпатии к окружающим; развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и анализ информации, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов); развитие лидерских и коммуникативных умений школьников.

Тропа доверия. Игра по станциям на сплочение коллектива. Может проводиться как отдельно, так и в рамках общешкольного турслета. На каждой станции классу необходимо выполнить задание всей командой, проявить дружелюбие и взаимодействие при решении поставленной задачи. Командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций. На станции ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставания, неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. В результате игры происходит гармонизация межличностных отношений через создание взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения. Одноклассники учатся быть терпимыми к неудачам, поддерживать товарищей, у класса появляются общие радостные воспоминания, устанавливаются дружеские отношения.

Кодекс класса. Совместно с учителем ребята обсуждают, как составлялись такие документы в истории, как назывались такие сборники правил, почему важно устанавливать и соблюдать правила, как они помогут жизни класса. Затем предлагают идеи, аргументируя свою позицию. Во время выступлений в классе следят за уважительным отношением к выступающим. Все предложения записываются, приводятся аргументы за и против, в конце проводится голосование. В процессе деятельности ученики овладевают умением продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, окружающих людях, обществе, его проблемах и способах их решения).

Индивидуальная работа с обучающимися:

  1. Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
  2. Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить.
  3. Индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

Например, цикл дел «Персональная выставка» предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ детей класса. Это выставки фотографий, рисунков, картин, поделок из природного материала, поделок из «Лего» и т. п. Хорошо, если на выставки в класс будут приглашены зрители, а автор проведет экскурсию. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них.

Индивидуальная образовательная траектория:

Ведение портфолио, в котором собираются достижения ребенка в учебной, внеурочной коммуникативной и социальной деятельности. Представляет собой способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Ведение портфолио приучает ребенка фиксировать и оценивать свои достижения, позволяет определить правильный вектор для дальнейшего развития. Заполняя портфолио, ребенок учится точно определять цели, которые он хотел бы достичь, планировать свою деятельность, формулировать самооценки, отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Работа с учителями-предметниками в классе:

  1. Регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися.
  2. Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся.
  3. Привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановки.
  4. Привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

  1. Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом.
  2. Помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками.
  3. Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся.
  4. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся.
  5. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса.
  6. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Классная образовательная поездка «Неделя открытий». Многодневная или однодневная  образовательная поездка: литературные, исторические, биологические, культурологические экспедиции, организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны, объектов культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Цикл встреч «Профессии наших родителей». Проходит во время классных часов в начальной школе. В рамках встречи ученик приглашает на классный час родителей или бабушек/дедушек, чтобы те рассказали о своей профессии, помогает родителям в подготовке, консультирует – как лучше организовать встречу, что понравится ребятам. Ученики готовят и задают вопросы гостю, соблюдая правила общения на пресс-конференции. Повышается значимость родителя для ребенка, возникает чувство гордости за него, за свою семью, формируется готовность обучающегося к выбору, создается атмосфера доверительного взаимодействия родителей с обучающимися.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках выбранных обучающимися направлений.

Общеинтеллектуальное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов/нед.

Занимательная грамматика

Содержание курса раскрывает уникальность русского языка, показывает, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Курс способствует формированию познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Курс формирует стремление расширять свои знания по русскому языку и совершенствовать свою речь, коммуникативные умения младших школьников

1

Умники и умницы

Обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей.

    4б

         2

Общекультурное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов/нед.

Закулисье

Расширяет творческие  возможности ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается основа творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность ребёнка

1

Весёлые нотки

Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

1

Социальное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов/нед.

Школа юного пешехода

Формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам

     4б

         1

Спортивно-оздоровительное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов/нед.

Подвижные игры

Содержание курса способствует формированию здорового образа жизни и направлено на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В процессе занятий у учеников происходит развитие ценностного отношения к своему здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности

    4б

     1

Духовно-нравственное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов/нед.

Ступеньки добра

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах общения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи, поддержки, сотрудничества.

Формировать у младших школьников навыки речевого этикета. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

   4б

           1

Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:

Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.

Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной повестки (вручение Нобелевской премии, политические события, географические открытия и т. д.), обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей через предметную составляющую. Создание условия для применения предметных знаний на практике, в том числе и в социально значимых делах (проведение исследований на турслете, в экспедиции с последующим анализом результатов на уроке, при организации просветительских мероприятий для малышей, воспитанников приюта). Такая деятельность развивает способность приобретать знания через призму их практического применения.
Ежегодная школьная научно-практическая конференция. Форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности происходит развитие навыков исследовательской работы; навыков коммуникации и саморазвития, получение позитивного опыта общения со взрослым на основе предмета, знакомство с проектным циклом.

Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта сотрудничества и взаимопомощи.

Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и взаимодействию.

Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.;
  • договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения;
  • клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
  • лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного совместного проживания смены формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.

Школьное научное общество. Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз. Членом научного общества может стать лауреат ежегодной церемонии награждения «Признание» в номинации «Знаток» по предметам естественно-научного цикла, а также победители научно-практических конференций. Основное направление деятельности научного общества – просвещение учащихся в области естественных наук, организация общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. В процессе работы в школьном научном обществе учащиеся получают опыт самостоятельного приобретения новых знаний, поиска и систематизации информации, проведения научных исследований, приобретают опыт проектной деятельности; опыт оказания помощи окружающим, волонтерский опыт; в процессе просветительской деятельности дети учатся эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения для достижения цели, получают опыт организаторской деятельности, получают практику выступления перед разновозрастной аудиторией.

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня или многодневные (в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу, в другой город) помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Экскурсии могут проводиться по предметам, по патриотической тематике, по профориентации, выходного дня. Перед каждой экскурсией проводится подготовительная работа. Распределяются роли между участниками (обычно опираются на роли классного самоуправления), формулируются задания, готовится реквизит, при необходимости находится дополнительная информация. Всем детям объясняется цель экскурсии, обговариваются вопросы, на которые учащиеся смогут найти ответы во время экскурсии. Возможна подготовка заранее чек-листов, которые дети заполняют и впоследствии обсуждают и анализируют. После экскурсии готовится отчет-рекомендация с аргументацией о посещении экскурсии другим ученикам (фотоотчет с комментариями, видеоролик, выступление на ассамблее). В результате такой подготовительной работы у учащихся формируется исследовательский подход к проведению экскурсий, они стремятся узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; происходит обучение рациональному использованию своего времени, сил, имущества, экскурсии помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.

Литературные, исторические, биологические экспедиции организуются педагогами и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий российских поэтов и писателей, исторических событий, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны.

Практические занятия на природе – внеурочные занятия по географии, физике, окружающему миру, математике могут включать в себя экспериментальную деятельность, наблюдение. Учащиеся учатся применять полученные на уроках знания на практике. В процессе прогулки, мини-похода происходит неформальное межличностное общение детей и взрослых, создаются условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, внимательности при выполнении задания, бережного отношения к природе (как исследователи), формирования у них навыков преодоления, воли, рационального использования своих сил.

Неделя открытий. Каникулярные многодневные выезды в другие города для проведения экспедиций разной предметной направленности. В планировании и организации поездки участвуют учащиеся, учителя и родители. В процессе экспедиции дети заполняют дневник исследователя, который потом анализируется ими, на основе него готовится отчет о поездке. Часто такие поездки имеют в основе проектную составляющую. В программу экспедиций также закладывается коммуникативная составляющая – командообразующие игры, беседы у костра, вечерние обсуждения дня. Учащиеся учатся анализировать свою деятельность, подводить итоги, планировать следующий день. Экспедиции способствуют формированию навыков самообслуживающего труда, преодоления инфантильных и эгоистических наклонностей, учат распределять силы, время занятий и отдыха, сохранять доброжелательный настрой, быть терпимыми к неудобствам и толерантными к людям.

Шефство над памятником. Традиционная деятельность школы. Обучающиеся младших классов, совместно с родителями,  весной и осенью выезжают для благоустройства памятника (ремонт, благоустройство территории – уборка листвы, мусора, посадка цветов, кустов, покрасочные работы). Обучающиеся самостоятельно определяют круг задач на текущий год, подбирают инвентарь, составляют смету расходов на покупку инвентаря, материалов и рассады, распределяют обязанности. В зимнее время группа желающих осуществляет поиск информации об истории места, истории создания памятника, готовит материал и дизайн для сменной экспозиции на стендах около мемориала. Работа ведется в сотрудничестве с местной администрацией.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы при условии ее грамотной организации обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы, как:

Цикл дел «Персональная выставка». Предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ и родителей. Это выставки фотографий, рисунков, картин, костюмов, поделок из природного материала, поделок из «Лего» и т. п. Для каждой выставки проводится церемония открытия, куда приглашаются учащиеся и родители. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них, гордиться членами своей семьи, совершенствовать навыки ораторского мастерства.

Дизайн-бюро. Разновозрастная группа школьного актива. Участвует в планировании и организации оформления школьных мероприятий (в соответствии с планом и по заявке начальной школы) – изготовление афиш, декораций, реклам. Участвует в планировании и организации художественных выставок, инсталляций. Участвует в рабочих группах по оформлению школы к благотворительным ярмаркам, Новому году. Деятельность способствует формированию у учащихся представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей, навыков работы в коллективе, приобретается опыт социально значимой деятельности.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.

На групповом уровне:

Совет родителей. Состоит из представителей классов с 1-го по 11-й. Собирается один раз в триместр или по необходимости. В каждую повестку вносятся вопросы, касающиеся воспитания. Родители могут высказать свое отношение к проводимой в школе работе, и при необходимости администрация может скорректировать ее или убедить родителей в своей позиции. Поскольку совет – представительский орган, важно, чтобы его члены добросовестно доносили информацию до родительских комитетов классов.

Общешкольные родительские собрания. Организованное обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся школы совместно с педагогами.

«Академия родителей». Семейный всеобуч: лектории, круглые столы, тренинги, семинары – для родителей с приглашением специалистов. Содействует пониманию родителями значения личного примера в воспитании детей, способствует повышению эффективности воспитания, повышению педагогической грамотности родителей, формулированию единых педагогических подходов к воспитанию в семье и школе.

Родительские форумы при школьном интернет-сайте. Созданы для обсуждения интересующих родителей вопросов, а также осуществления виртуальных консультаций психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

Работа с родителями на индивидуальном уровне проводится как по инициативе педагогов и администрации школы, так и по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Также родителей привлекают для участия в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося. Поощряется помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МБОУ «НАХАБИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ №4»

Самоанализ воспитательной работы МБОУ «Нахабинская гимназия №4» проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.

Самоанализ воспитательной работы МБОУ «Нахабинская гимназия №4» осуществляется по следующим направлениям:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
  2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся

Критерий: динамика личностного развития обучающихся каждого класса.

Способ получения информации: педагогическое наблюдение.

Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Вопросы самоанализа:

  • какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год?
  • какие проблемы решить не удалось и почему?
  • какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу?

Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых

Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и личностно-развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Способы получения информации:

  • беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления;
  • анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического самоуправления.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Вопросы самоанализа:

  • качество проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качество совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качество организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
  • качество существующего в школе ученического самоуправления;
  • качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
  • качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
  • качество профориентационной работы школы;
  • качество работы школьных медиа;
  • качество организации предметно-эстетической среды школы;
  • качество взаимодействия школы и семей обучающихся.

Результатом самоанализа воспитательной работы МБОУ «Нахабинская гимназия №4» будет ряд выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в текущем учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий учебный год.

Календарный план воспитательной работы НОО

Дела

Классы

Ориентировочное время проведения

Ответственные

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО 

Работа с классным коллективом

Информационный классный час

1–4-е

Первая неделя месяца

Классные руководители 1–4-х классов

Тематический классный час

1–4-е

Вторая неделя месяца

Классные руководители 1–4-х классов

Тематический классный час

1–4-е

Третья неделя месяца

Классные руководители 1–4-х классов 

Тематический классный час

1–4-е

Четвертая неделя месяца

Классные руководители 1–4-х классов

Классные коллективные творческие дела 

1–4-е

Один раз в месяц согласно планам ВР классных руководителей

Классные руководители 1–4-х классов

Подготовка к участию в общешкольных ключевых делах

1–4-е

Согласно плану «Ключевые общешкольные дела»

Классные руководители 1–4-х классов

Экскурсии

1–4-е

Один раз в триместр

Классные руководители и родительские комитеты 1–4-х классов

Изучение классного коллектива

1–4-е

В течение учебного года

Классные руководители 1–4-х классов

Адаптация первоклассников

1-е

В течение учебного года

Классные руководители, педагог-психолог

Шефство пятиклассников

1-е

В течение учебного года

Классные руководители 1-х, 5-х классов

Тематические классные часы (по календарю образовательных событий)

Классный час «Да здравствует наука!»

1–4-е

01.09

Классные руководители

Классный час «Боль Беслана», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом (03.09)

03.09

Классные руководители

Классный час «День народного единства»

1–4-е

04.11

Классные руководители

Классный час «Берегите зрение!».

Международный день слепых

1–4-е

13.11

Классные руководители

Единый классный час «80-летие Московской битвы посвящается…»

1–11-е

03.12

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Единый урок «Права человека»

1–11-е

10.12

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Классный час «День Конституции Российской Федерации»

1–11-е

12.12

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Классный час «Жизнь на кончиках пальцев» ко Всемирному дню азбуки Брайля (04.01)

1–11-е

11.01

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Единый урок мужества, посвященный 

Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)

1–11-е

27.01

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Беседы, посвященные Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

1–11-е

15.02

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Классный час, посвященный 

Дню воссоединения Крыма и России

1–11-е

18.02

Классные руководители

Замдиректора по ВР

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

1–11-е

12.04

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Международный день борьбы за права инвалидов.

Классный час «Мы разные, но мы равны»

1–11-е

05.05

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Международный день семьи. Квест «СемьЯ»

1–11-е

До 15.05

Классные руководители

Замдиректора по ВР

Индивидуальная работа с обучающимися

Индивидуальные беседы с обучающимися 

1–4-е 

По мере необходимости

Классные руководители 1–4-х классов

Адаптация вновь прибывших обучающихся в классе

1–4-е

Ноябрь

Январь

Апрель

Классные руководители 1–4-х классов

Индивидуальная образовательная траектория

Ведение портфолио с обучающимися класса

 1–4-е

 В течение года

Классные руководители 1–4-х классов

Работа с учителями-предметниками в классе

Консультации с учителями-предметниками (соблюдение единых требований в воспитании, предупреждение и разрешение конфликтов)

 1–4-е

Еженедельно

Классные руководители 1–4-х классов

Учителя физкультуры

Учителя английского языка

Педагоги внеурочной деятельности

Малый педсовет «Адаптация первоклассников»

1-е

Октябрь

Классные руководители 1-х классов

Учителя физкультуры

Учителя английского языка

Педагоги внеурочной деятельности

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями

Заседание родительского комитета класса

1–4-е

Один раз в триместр

Классные руководители 1–4-х классов

Родительский комитет класса

Администрация школы (по требованию)

Цикл встреч «Профессии наших родителей»

1–4-е

Один раз в триместр

Классные руководители 1–4-х классов

Родительский комитет

Родители 

Классные родительские собрания

1–4-е

Согласно планам ВР классных руководителей

Классные руководители 1–4-х классов

Администрация школы (по требованию)

Родительский комитет

Лекторий «Школа ответственного родителя»

1-е

Один раз в месяц

Классные руководители 1-х классов

Администрация школы (по требованию)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В течение года

Общешкольный совет родителей

1–11-е

Один раз в триместр

Директор

Общешкольные родительские собрания

«Семья и школа: взгляд в одном направлении»

«Права ребенка. Обязанности родителей»

«Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности»

1–11-е

Один раз в триместр: 

Сентябрь

Декабрь

Март

Замдиректора

Классные руководители

Консультации с психологом

1–11-е

По графику

Психолог

Индивидуальные встречи с администрацией

1–11-е

По запросу

Администрация

Круглый стол «Вопросы воспитания»

1–11-е

Один раз в триместр

Замдиректора по ВР

Психолог

Персональные выставки талантов родителей

1–11-е

В течение года

Замдиректора по ВР

Классные руководители

Сентябрь

Ярмарка дополнительного образования

1–11-е

Сентябрь

Замдиректора по дополнительному образованию

Лекторий «Что такое навыки XXI века. Часть 1»

1–4-е

Сентябрь

Замдиректора по ВР

Психолог

«Проблемы адаптации»

1-е

Сентябрь

Замдиректора по ВР

Психолог

Ноябрь

Мастер-классы ко Дню матери (26.11)

1–7-е

До 26.11

Учитель ИЗО

«Простые правила безопасности в интернете»

1–7-е

Ноябрь

Замдиректора по ВР

Учитель информатики

Декабрь

«Проектные технологии в жизни»

1–7-е

Декабрь

Замдиректора по ВР

Ответственный за проектную деятельность

Мастер-классы к Новому году

1–7-е

До 20.12

Педагог-организатор

Подготовка к Новому году.

1–11-е

До 25.12

Педагог-организатор

Февраль

День открытых дверей

1–11-е

13.02

Замдиректора по УВР начальной школы

Замдиректора по ВР

Мастер-классы ко Дню защитника Отечества

1–7-е

До 19.02

Педагог-организатор

Март

Мастер-классы к Международному женскому дню

1–7-е

До 07.03

Педагог-организатор

Тренинг «Навыки стрессоустойчивости»

1–11-е

Март

Замдиректора по ВР

Психолог

Апрель

Тренинг «Гений коммуникации»

1–11-е

Апрель

Замдиректора по ВР

Психолог

КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА

В течение года

Проект «Наследники Великой Победы» 

«Календарь Победы»

1–11-е

Сентябрь–май по отдельному плану

Замдиректора по ВР

Педагог-организатор

Зав.музеем

Эколого-благотворительная акция фонда «Дорога домой» «Добрые крышечки»

1–11-е

Сентябрь–май

Замдиректора по ВР

Сентябрь

День знаний

1–4-е

01.09

Замдиректора по ВР

Неделя безопасности дорожного движения

1–11-е

25.09–29.09

Замдиректора по ВР

Руководитель клуба «Реверс»

Октябрь

День учителя

Международный день учителя

1–11-е

05.10

Замдиректора по ВР

Педагог-организатор

Классные руководители

Проект «От сердца к сердцу»

1–11-е

05.10–16.10

Замдиректора по ВР

Классные руководители 1–11-х классов

Клуб «Старшие для младших»

Посвящение в читатели

2-е

26.10

Заведующий библиотекой

Классные руководители 1-х классов

Совет родителей

Ноябрь

Проект «От сердца к сердцу» Благотворительная акция «Теплый ноябрь»

1–11-е

10.11–18.11

Замдиректора по ВР

Классные руководители 1–11-х классов

Декабрь

80-летию Московской битвы посвящается…

1–11-е

04-06.12

Замдиректора по ВР

Педагог-организатор

Зав.музеем

Февраль

Масленица

1–11-е

28.02

Замдиректора по ВР

Педагог-организатор

Рыцарский турнир, посвященный Дню защитника Отечества

1–11-е

22.02

Педагог-организатор

Зам директора по ВР

Март

Проект «От сердца к сердцу» Благотворительная акция «Подари ребенку книгу»

1–11-е

18.03–24.03

Замдиректора по ВР

Заведующий библиотекой

Классные руководители 1–11-х классов

Совет родителей

Большой концерт к

Международному женскому дню

1–11-е

07.03

Замдиректора по ВР

Педагог-организатор

Совет старшеклассников

Классные руководители 1–11-х классов

Совет родителей

Апрель

Проект «Голос Гимназии»

 Митинг у памятника

1–4-е

26.04

Замдиректора по ВР

Педагог-организатор

Учителя музыки

Май

Выпускной праздник начальной школы

1–4-е

28.05

Замдиректора по ВР

Педагог-организатор

Самоанализ воспитательной работы 4б класса

            Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности.

          При планировании и разработке воспитательной работы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся 3 класса.

            Вся работа направлена на создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.  Воспитательные задачи, поставленные перед классом, решаются. Наблюдения показали, что выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность правильные, основываются на психологические, возрастные, индивидуальные особенностях учащихся.

           Большинство учащихся класса уважительны к сверстникам, учителям, взрослым, с удовольствием идут на контакты, проявляют терпение к негативному отношению других. Отношение к общественно- полезному труду – положительное, добросовестно относятся к дежурству по классу. Отношение к школе, классу положительное. Ребята активно посещают занятия по внеурочной деятельности, занятия дополнительного образования.

            В целом воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности.

           Особенности общения в классном коллективе: в классе преобладало социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел. Немаловажное место в процессе становления личности занимала работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Провели информационные проекты экологической направленности: подбор материала (загадок, пословиц, игр, ребусов и т.д), выступления с творческими заданиями, участвовали в интеллектуальных мероприятиях «Хочу всё знать!», «Знатоки природы», спортивных мероприятиях. Преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе: уважительное отношение ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения

             Доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса: закрепляли нормы отношений: «живи для улыбки друга», «если беда - все на помощь», «все дела - творческие, иначе - зачем» и другие

             Негативные явления в жизни коллектива: неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками; нарушения в эмоциональной сфере: обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность.

              В классе 7 многодетных семей, 4 неполные семьи. Родительский комитет состоит из 3 человек. Родители являются активными участниками и помощниками всех классных дел. В течение года велась работа с родителями, цель которой – дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях обучения, особенностях возраста и методах подхода в воспитании ребёнка, сохранению и укреплению здоровья.

Тематика классных часов

Сентябрь

«Выборы актива класса и распределение других  обязанностей»

Единый день профилактики «Детям Подмосковья – безопасность на дорогах»

«Чтобы в наш дом не пришла беда, будь с огнём осторожен всегда»

Октябрь

«С любовью к Вам, учителя!»

День пожилого человека «Мои года – моё богатство»

Об эстетическом воспитании: «Я познаю мир!»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Ноябрь

«День народного единства»

«Добро и Зло. Жизнь как познание добра»

«Формирование здорового образа жизни»

«Сказочка для мамочки» ко Дню матери

Декабрь

«Доброта спасёт мир»

«Каждый ребёнок имеет право»

«Как в старину Новый год встречали»

«Безопасность в каникулы»

Январь

«Великий подвиг Ленинграда»

«Перемена с увлечением»

Февраль

«Познай себя, воспитай себя»

«Путешествую по свету, познаю планету эту»

«Слава защитникам Отечества»

Март

«Взаимопомощь и взаимовыручка»

«Добро и зло в сказках»

«Загляните в семейный альбом»

Всемирный день здоровья. «Что надо делать, чтобы быть здоровым»

Апрель

«Первый в мире космонавт»

«Традиции школьного дома»

«Спешка на дороге – беда на пороге»

Май

«Великая Победа»

«Дорожные знаки – учим, знаем, выполняем»

«Не нужен клад, когда в семье лад»

«Лето с пользой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания школы 2020-2021 учебный год

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯСовременный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающи...

Выступление на педсовете"«Анализ учебно-воспитательной работы за 2020-2021 учебный год. Стратегия развития на 2021-2022учебный год»

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностям...

Рабочая Программа воспитания_2 А класс_ 2021-2022 учебный год

Рабочая Программа воспитания_2 А класс_ 2021-2022 учебный год...

Программа воспитания на 2021-2022 уч.год 1 класс

Программа воспитания на 2021-2022 учебный год...

Адаптированная воспитательная программа На 2020-2021 учебный год (5в,6в, 6г,)

Основная воспитательная цель — формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ процесс должен сформировать у обучающихся чувство граждан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...