Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Флористика» естественнонаучная направленности
рабочая программа (4 класс)

Давлетбаева Розалия Хакимовна

Пояснительная записка

 

      Дополнительная образовательная программа «Флористика» эколого-биологической направленности  рассчитана на обучение детей 10-14 лет, срок реализации 3 года.

      Актуальность программы и педагогическая целесообразность. В век современных информационных технологий подрастающее поколение все больше и больше времени проводит в сети «Интернет». Особенность дополнительного образования в сельской местности в том, что у него больше возможностей сохранить традиционные детские увлечения, каким является увлечение флористикой. Дети сами заготавливают природный материал, подбирают его в соответствии с творческим замыслом. Таким образом, обучающиеся приобщаются к культуре труда, развивают воображение, творческие способности. Занятия в творческом объединении «Флористика» в дальнейшем могут предопределить выбор обучающихся профессии.

      В последние годы все большую популярность приобретает искусство выращивания декоративных растений с последующим их применением в художественных композициях. Именно эта особенность отражает новизну программы и отличает ее от других флористических программ.

      Художественные композиции, выполненные из природного материала, выращенного своими руками, особенно радуют и греют человеческую душу. Что может сравниться с подарком, который несет в себе тепло души и рук ребенка? Изготавливая изделия из выращенного собственными руками материала, ребенок усваивает не только «уроки» творчества, но и «уроки» растениеводства, трудолюбия, любви к природе.

     Век живых цветов краток, недолговечно их нежное очарование. Чего только не придумал человек, чтобы остановить прекрасное мгновение, задержать ускользающую красоту… Букеты из искусственных и сухих цветов могут быть также красивы и ярки, как и композиции, составленные из живых цветов. Они требуют минимального ухода, а стоять могу долго. Зимой их лепестки будут напоминать о лете, радовать взор, уставший от однообразия зимних красок.

      В основе программы лежит интеграция  различных видов прикладного творчества. Образовательная программа предлагает изучение разделов по декоративно – прикладному искусству, таких как работа с различным природным материалом, соломкой, искусственных цветов, изучение истории и основ старинного ремесла.

      Дополнительная образовательная программа «Флористика» эколого-биологической направленности  рассчитана на обучение детей 10-14 лет, срок реализации 1 год.

 

Цель программы: развитие познавательной, творческой деятельности ребенка через занятия растениеводством и флористикой.

 

     Задачи:

  • Научить выращивать декоративные растения.
  • Научить различать и использовать разнообразие растений пригодных для высушивания.
  • Обучать детей основным приемам и правилам работы с различным природным материалом, изготовлению из него разнообразных изделий.
  • Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, коллективизма, умение выслушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon floristika_davletbaeva_2018g.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Кемеровского муниципального района

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»  Кемеровского  муниципального  района

Утверждено педагогическим Советом

протокол № __________

«__»_______________ 2018 г.

Директор  МАОУ ДОД  «Дом детского творчества»Кемеровского муниципального района

_________________

Рекомендована к реализации

на методическом объединении

Протокол № _____

«______»_____________2018 г.

Руководитель  МО  

_________________ В. М. Онищик

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Флористика»

естественнонаучная направленности

для обучающихся 10-14 лет

 срок реализации: 1 год

                                                                    Автор-составитель:

Давлетбаева Р.Х.

                                                                                      учитель начальных классов

Кемеровский муниципальный район 2018 год


Содержание

        

Пояснительная записка                                                                         3

Содержание программы                                                                       7

Учебно-тематический план                                                                       8

Список литературы для педагога                                                        13

Список литературы для обучающихся                                                15

Приложение «Календарно-тематический план»                                               16


Пояснительная записка

      Дополнительная образовательная программа «Флористика» эколого-биологической направленности  рассчитана на обучение детей 10-14 лет, срок реализации 3 года.

      Актуальность программы и педагогическая целесообразность. В век современных информационных технологий подрастающее поколение все больше и больше времени проводит в сети «Интернет». Особенность дополнительного образования в сельской местности в том, что у него больше возможностей сохранить традиционные детские увлечения, каким является увлечение флористикой. Дети сами заготавливают природный материал, подбирают его в соответствии с творческим замыслом. Таким образом, обучающиеся приобщаются к культуре труда, развивают воображение, творческие способности. Занятия в творческом объединении «Флористика» в дальнейшем могут предопределить выбор обучающихся профессии.

      В последние годы все большую популярность приобретает искусство выращивания декоративных растений с последующим их применением в художественных композициях. Именно эта особенность отражает новизну программы и отличает ее от других флористических программ.

      Художественные композиции, выполненные из природного материала, выращенного своими руками, особенно радуют и греют человеческую душу. Что может сравниться с подарком, который несет в себе тепло души и рук ребенка? Изготавливая изделия из выращенного собственными руками материала, ребенок усваивает не только «уроки» творчества, но и «уроки» растениеводства, трудолюбия, любви к природе.

     Век живых цветов краток, недолговечно их нежное очарование. Чего только не придумал человек, чтобы остановить прекрасное мгновение, задержать ускользающую красоту… Букеты из искусственных и сухих цветов могут быть также красивы и ярки, как и композиции, составленные из живых цветов. Они требуют минимального ухода, а стоять могу долго. Зимой их лепестки будут напоминать о лете, радовать взор, уставший от однообразия зимних красок.

      В основе программы лежит интеграция  различных видов прикладного творчества. Образовательная программа предлагает изучение разделов по декоративно – прикладному искусству, таких как работа с различным природным материалом, соломкой, искусственных цветов, изучение истории и основ старинного ремесла.

      Дополнительная образовательная программа «Флористика» эколого-биологической направленности  рассчитана на обучение детей 10-14 лет, срок реализации 1 год.

Цель программы: развитие познавательной, творческой деятельности ребенка через занятия растениеводством и флористикой.

 

     Задачи: 

  • Научить выращивать декоративные растения.
  • Научить различать и использовать разнообразие растений пригодных для высушивания.
  • Обучать детей основным приемам и правилам работы с различным природным материалом, изготовлению из него разнообразных изделий.
  • Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, коллективизма, умение выслушать друг друга.

Формы и режим занятий

      I ступень обучения рассчитана на возраст детей 10-11 лет.

      Количество детей в группе 25 человек. Сроки реализации – 1 учебный год. Периодичность занятий – 1 час 4 раза в неделю. Общее количество за год – 136 часов.

Условия реализации программы:

  • Наличие опытного участка и рабочего места
  • Наличие природного дидактического и методического материала
  • Наличие инструментария и оборудования

Особенности организации педагогического процесса

      На всех этапах творческого процесса за прохождение программы проводится контроль: поэтапный (по ходу изучения темы) и систематический (по окончании каждой темы).

      Контроль осуществляется методом проверки выполнения полевых работ по заготовке и хранению растений, опроса, также самостоятельными практическими занятиями по пройденным темам.

      Педагог, учитывая, что в процессе работы с растительным материалом есть условия для формирования у детей самоконтроля, побуждает их к проверке своих действий при выполнении задач. Развитие самоконтроля, приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работ.

      Немаловажным в воспитании творческой личности является формирование у обучающихся умения оценивать свою работу. Доброжелательное, внимательное отношение взрослого к работе детей (как учет индивидуальных особенностей) является необходимым условием в формирования объективной оценки ребенком своей деятельности.

Ожидаемые результаты

      На обучении получают первоначальные знания и навыки, необходимые для работы по выращиванию растений, узнают правила и сроки подготовки и выполнения полевых работ. Обучающиеся знакомятся с правилами сбора, заготовки и хранения природного материала, приемами работы с бумагой, тканью, клеем, растительным материалом и пр. Учатся изготовлению изделий, таких как аппликация, объемные фигурки, изучают законы цветоведения, изготавливают цветы из ткани.

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся первого года обучения

Должны знать:

  • Историю развития ручного рукоделия.
  • Способы выращивания, заготовки и хранения природного материала, приемы работы с ним.
  • Технику безопасности при работе с инструментами и электроприборами.
  • Технологию изготовления изделий из сухоцветов.
  • Основные термины по цветоделию.

Уметь:

  • Работать с инструментами (ножницы, шило, иголки, и пр.)
  • Изготавливать отдельные цветы и ветки из ткани.
  • Выполнять аппликации из природного материала (листья, семена, соломка).
  • Изготавливать объемные изделия (игрушки, сувениры).
  • Выращивать, заготавливать, сушить и хранить растения.
  • Соблюдать правило техники безопасности.

     Воспитанники, прошедшие полный курс обучению программы,

должны знать:

  • Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электроприборами.
  • Приемы работы с различными материалами, их свойства.
  • Технологию изготовления цветов по выкройкам.
  • Гаммы цветовых сочетаний.

уметь:

Выращивать и заготавливать природный материал.

  • Заготавливать и обрабатывать сырье для работы.
  • Самостоятельно изготавливать изделия.
  • Воплощать теоретические навыки в прикладном творчестве.

      Методы обучения, используемые на занятиях по программе «Флористика»:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, викторина).
  • Наглядные (показ образцов, рисунков, схем и т.д.)
  • Практические (обработка земли, посадка и уход за растениями, заготовка растений и их хранение, работа с эскизами, изготовление заготовок, выполнение работ в соответствии с образцом, выжигание отдельных частей, оформление).
  • Методы наблюдения, сравнения, методы игры.

      Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и задачами конкретного занятия, и содержанием обучения курса.

Формы подведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Оценка эффективности усвоения программы обучающимися проводится во время промежуточной аттестации на основании таких форм как минивикторины, тематические занятия, тестирование, выставки в нутрии объединения, анализ и обсуждение качества изготовления готовых изделий.

Основным показателем усвоения программы во время проведения итоговой аттестации обучающихся является:

  • выставки-отчеты по итогам года, с приглашением родителей, педагогов;
  • результаты участия обучающихся в районных, областных выставках, конкурсах, массовых мероприятиях;
  • результаты мониторинга результативности программы.

Такие формы проведения итогов позволяют обучающимся увидеть свой творческий рост и создают «ситуацию успеха»; родителям и педагогу - позволяют оценить качество реализации образовательной программы.

Перечень оборудования, инструментов, материалов

 для реализации программы:

  • Оборудование: рабочие столы, стулья, образцы изделий, рисунки, картины, оборудование для сушки и хранения растений.

  • Инструменты:  садово-огородный инвентарь, ножницы, пинцет, игла, прибор для выжигания.

  • Материал: семена, растения, сухоцветы, различный природный материал, карандаши, картон, рамки, клей ПВА, нитки, калька, ткань для цветов и основы, проволока, бумага, бисер, перья, маркер и пр.

  • Дидактический материал: технологические карты, раздаточный материал, задания, тесты, опросники, наличие специализированной литературы, журналы.

Содержание образовательной  программы.

Раздел 1. Введение

Вводный инструктаж по ТБ. Организация рабочего места. Знакомство с программой.

Раздел 2. Особенности сухих растений. Ассортимент растений для композиции.

Правила заготовки, обработки и хранения растительного материала. Особенности хранения. Беседа. Экскурсия.

Практическая работа:  Сбор природного материала. Отбор растений для композиций.

Раздел 3. Заготовка природного материала. Хранение

Гербарная папка, её назначение, устройство. Экскурсия по сбору материала. Беседа «Экибана».

Практическая работа:  Изготовление гербарной папки. Подготовка растений к хранению. Высушивание, обработка, сортировка растений, плодов, семян.

Раздел 4. Хранение засушенных растений

Требование к хранению (влажность, свет, t0). Экскурсия в ботанический сад г.Кемерово.

Практическая работа: Изготовление упаковки. Подготовка места хранения сухоцветов.

Раздел 5. Цвет в искусстве составления композиции

Знакомство с понятием «цвет», «композиция», «эскиз», «аппликация». Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая работа: Симметрическое вырезание из природного материала, бумаги. Упражнения с цветом.

Раздел 6. Технология составления композиций

Виды композиций, Знакомство с природным материалом животного происхождения.

Практическая работа: Составление предметных композиций, сюжетных. Выполнение аппликации из сухих листьев. Выполнение аппликации. Работа с природным материалом, животные, украшения из ракушек. Выполнение поделок из яичной скорлупы, перьев.

Раздел 7. Композиция к праздникам

Знакомство с флористическим детским творчеством Кузбасса. Поэты о природе Кузбасса.

Практическая работа:  Выполнение новогодних композиций. Изготовление панно. Изготовление пасхальной композиции. Изготовление декоративных яиц, вербы.

Раздел 8. Мы рисуем цветами – изготовление цветов и флористических панно

Правила сборки цветка. Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Практическая работа: Изготовление тычинок, стеблей, растений. Изготовление панно, валентинок.

Раздел 9. Работа по замыслу

Экскурсия в лес. Наблюдение за пробуждением природы.

Практическая работа: Изготовление букетов, сюжетных композиций. Выполнение аппликаций из сухих листьев, семян. Поделки из овощей.

Раздел 10. Выращивание цветочно-декоративных растений

Экскурсия в краеведческий музей ВОВ.

Практическая работа: Посев семян, уход за рассадой, высаживание рассады, подготовка почвы, уход за многолетниками.

Раздел 11, Заключение Подведение итогов. Планы на будущее. Практическая работа: Творческий отчет.

Учебно-тематический план

п/п    

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

1.1

2.

2.1

2.2

Введение

Вводный инструктаж по ТБ. Организация рабочего места. Знакомство с программой.

Особенности сухих растений. Ассортимент растений для композиций и букетов.

Разнообразие растений пригодных для высушивания.

Правила заготовки, обработки и хранения растительного материала.

2

2

10

1

1

2

2

4

1

-

-

-

6

-

1

2.3

2.4

2.5

Беседа «Растения своей местности и Кузбасса. Красная книга».

Сбор природного материала.

Культурные злаки. Разнообразие сухоцветов. Сбор растительного материала.

1

2

1

1

1

-

-

1

1

2.6

2.7

2.8

Особенности хранения шишек сосны и ели.

Экскурсия на пришкольный участок. Отбор растений для композиций.

Сбор растительного материала.

1

2

1

-

1

-

1

1

1

2.9

3.

3.1

3.2

 Сбор растительного материала.

Заготовка природного материала. Хранение.

Гербарная папка, её назначение, устройство.

Изготовление гербарной папки.

2

15

1

1

-

4

1

-

2

11

1

3.3

3.4

3.5

Заготовка, обработка и хранение материала.

Экскурсия по сбору растительного материала в поле, лесу.

Высушивание, обработка, сортировка растений, плодов, семян.

3

2

2

1

1

-

2

1

2

3.6

3.7

3.8

Высушивание, обработка, сортировка растений, плодов, семян.

Особенности высушивания декоративных цветов.

Особенности высушивания декоративных цветов.

1

1

1

-

1

-

1

1

3.9

3.10

4.

4.1

4.2

Подготовка растений к хранению.

Беседа «Экибана».

Хранение засушенных растений.

Требования к хранению (влажность, температура, свет).

Изготовление упаковки.

2

1

3

1

-

-

1,5

0,5

2

1

1,5

0,5

4.3

4.4

5.

5.1

Подготовка места хранения сухоцветов.

Экскурсия в ботанический сад г.Кемерово.

Цвет в искусстве составления композиции.

Знакомство с понятиями «цвет», «композиция», «эскиз», «аппликация».

1

1

5

1

-

1

2,5

1

1

-

2,5

5.2

5.3

5.4

Симметрическое вырезание из природного материала, бумаги.

Упражнения с цветом.

Экскурсия в Краеведческий музей.

2

1

1

0,5

-

1

1,5

1

-

6.

6.1

6.2

6.3

Технология составления композиции.

Виды композиций «Узор в квадрате».

«Узор в круге». Составление предметных композиций.

Составление сюжетных композиций.

15

1

2

2

3

0,5

0,5

0,5

12

0,5

1,5

1,5

6.4

6.5

6.6

Выполнение аппликации из сухих листьев «Букет», «Лесовик», «Пейзаж».

Выполнение аппликации из семян, крупы «Букет», «Ромашка».

Работа с природным материалом минерального происхождения. Животные и украшения из ракушек.

2

1

2

0,5

-

-

1,5

1

2

6.7

6.8

6.9

Знакомство с природным материалом животного происхождения.

Выполнение поделок из яичной скорлупы, перьев птиц (зверушки, игрушки на ёлку, цветы из перьев).

Выполнение поделок из яичной скорлупы, перьев птиц (зверушки, игрушки на ёлку, цветы из перьев).

2

2

1

0,5

0,5

-

1,5

1,5

1

7.

7.1

7.2

7.3

Композиция к праздникам.

Выполнение объемной новогодней композиции.

Выполнение рождественской композиции «Венок».

Выполнение рождественской композиции «Гирлянда».

30

1

2

2

4

0,5

-

-

26

0,5

2

2

7.4

7.5

7.6

Выполнение новогодней елки из сухоцветов (лисохвост, зайцехвост, душица, гипсофила).

Выполнение новогодней елки (окончание).

Знакомство с флористическим детским творчеством Кузбасса.

2

2

1

-

-

1

2

2

-

7.7

7.8

7.9

Работа с природным материалом минерального происхождения.

Выполнение Новогодней ёлки из ракушек.

Выполнение Новогодней ёлки из ракушек (окончание).

2

2

2

0,5

-

-

1,5

2

2

7.10

7.11

7.12

Изготовление панно «Рождественская звезда».

Изготовление панно «Рождественская звезда» (окончание).

Изготовление пасхальной композиции «Цветы в корзине».

2

2

2

-

-

0,5

2

2

1,5

7.13

7.14

7.15

Изготовление пасхальной композиции «Цветы в корзине» (окончание).

Пасхальная композиция. Изготовление декоративных яиц, веточка вербы.

Поэты о природе Кузбасса.

1

2

1

-

0,5

1

1

1,5

-

7.16

7.17

8.

8.1

Пасхальная композиция. Изготовление декоративных яиц, веточка вербы (продолжение).

Пасхальная композиция. Изготовление декоративных яиц, веточка вербы (окончание).

«Мы рисуем цветами» -

изготовление цветов и флористических панно.

Изготовление тычинок и стеблей растений. Правила сборки цветка.

2

2

20

2

-

-

3,5

0,5

2

2

16,5

1,5

8.2

8.3

8.4

Изготовление листьев и веток растений. Осенний букет.

Изготовление панно «Роза».

Изготовление панно «Роза» (окончание).

2

2

2

-

0,5

-

2

1,5

2

8.5

8.6

8.7

Изготовление валентинок.

Панно «Подарок папе».

Панно «Подарок папе» (окончание).

2

2

2

-

0,5

-

2

1,5

2

8.8

8.9

8.10

Экскурсия на станцию юных натуралистов  г. Кемерово

Панно «Подарок маме».

Панно «Подарок маме» (окончание).

2

2

2

2

-

-

-

2

2

9.

9.1

9.2

9.3

Работа по замыслу.

Букет «Нежность».

Букет «Нежность» (продолжение).

Букет «Нежность» (окончание).

20

1

1

1

4,5

0,5

-

-

15,5

0,5

1

1

9.4

9.5

9.6

Великолепие весны.

Великолепие весны (продолжение).

Великолепие весны (окончание).

1

1

1

0,5

-

-

0,5

1

1

9.7

9.8

9.9

Экскурсия в лес. Наблюдение за пробуждением природы.

Утренняя свежесть.

Утренняя свежесть (продолжение).

2

1

1

2

0,5

-

-

0,5

1

9.10

9.11

9.12

Утренняя свежесть (окончание).

Изготовление цветка «Ромашка».

Изготовление листьев, веток, стеблей.

1

1

1

-

0,5

-

1

0,5

1

9.13

9.14

9.15

Изготовление тычинок, сбор цветка.

Поделки из овощей, семян «Огуречный крокодил».

Томатный снеговик.

1

1

1

-

0,5

-

1

0,5

1

9.16

9.17

9.18

«Лошадь из кукурузы».

«Ваза из тыквы».

«Баклажанный пингвин».

1

1

1

-

-

-

1

1

1

9.19

10.

10.1

10.2

«Рожок с ягодами».

Выращивание цветочно-декоративных растений.

Подбор семян и подготовка их к посеву.

Подготовка почвы к посеву.

1

15

1

1

-

2

0,5

-

1

13

0,5

1

10.3

10.4

10.5

Посев семян. Уход.

Посев семян. Уход.

Подготовка почвы в парнике.

1

1

1

-

-

-

1

1

1

10.6

10.7

10.8

Посев семян в парник.

Уход за многолетниками.

1

1

-

0,5

-

1

0,5

10.9

10.10

10.11

Уход за многолетниками.

Подготовка почвы для высаживания рассады.

Высаживание рассады в парник.

1

1

1

-

-

-

1

1

1

10.12

10.13

10.14

Уход за рассадой.

Подготовка семян в грунт.

Подготовка почвы под посев и высаживание рассады.

1

1

1

-

-

-

1

1

1

10.15

10.16

11.

11.1

Экскурсия в Краеведческий музей ВОВ г.Кемерово.

Посев семян в грунт.

Заключение.

Подведение итогов. Творческий отчёт. Планы на будущее.

1

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

Итого:

136

31

105


Литература для педагога

  1. Анисимова, А. Оформляем дом цветами / А. Анисимова. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 96с.
  2. Венгер, Л. А.  Воспитание сенсорной культуры ребенка   [Текст]  / Венгер Л. А.  – М.: Просвещение, 1988.
  3. Володина, Н.Э, Малышева, Н,В. К цветку цветок / Н.Э.Володина, Н.В. Малышева. – Л.: 1993.
  4. Загребаева, Л. В. Плетение из соломки, бересты и лозы  [Текст] /  Л. В. Загребаева,  – Минск.: Миринда, 1999.
  5. Задварнова, Т.Д. Аранжировка цветов / Т.Д. Задварнова. – М.: 1994.
  6. Конвенция о правах ребенка [Текст]. – М., 1998.
  7. Коновалова, Т.Ю., Шеварева, Н.А. Сухоцветы / Т.Ю. Коновалова, Н.А. Шеварева. – М.:ЗАО «Фитон», 2005. – 224с.
  8. Мамонтова, З.Л. Засушивание растений с сохранением их цвета и формы   [Текст] /  Мамонтова З. Л. – М.: Просвещение, 1959.
  9. Миронова, В. Г. Великолепные сухие искусственные цветы и букеты: техники изготовления и лучшие композиции  [Текст] /   В. Г. Миронова,  - М. : РИПОЛ классик, 2005, - 256с.
  10. Мищенко, И. Т. Аппликации из листьев и соломы  [Текст] /  Мищенко И. Т.  – К.:  Радянская школа, 1981.
  11.  Нагибина,  М. И.  Природные дары для поделок и игры [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов  /  М. И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  12. Наумова, Н.В, Осипова, Н.В. Цветов таинственная сила / Н.В. Наумова, Н.В. Осипова. – М.: 1993.
  13. Николаенко,  Н. П.  Композиция из цветов (икебана)  [Текст] /  Н. П. Николаенко, – Ташкент, 1988.
  14. Новикова,  Е. Ф. Аранжировка цветов. Флористика [Текст]  / Е.  Ф. Новикова, -  Минск,  1994.
  15.  Оригинальные поделки для дома [Текст]  / Сост.  С. А. Хворостухина.  -М: ООО ТД и Издательство Мир книги,  2009. – 224с.
  16. Осипова, Н.В. Искусство флориста-дизайнера / Н.В. Осипова., -М.: 1994.
  17. Певрушина, О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество  [Текст] /    О. М. Певрушина,  В. Г. Столбова, -  Пермь, 1990.
  18. Поделки из природных материалов  [Текст] / Авт.-сост. О. В.Белякова. -М.: АСТ. – 201. - 316 с.
  19.  Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня [Текст] / Сост.  Л.  В.  Браиловская. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 217 с.
  20. Соловьева, А.С. Флористика – искусство, посильное школьнику / А.С. Соловьева, Витебск. 1991.
  21. Солод, Л. Цветочные чудо-коллажи / Л.Солод. – М.: Эксмо, 2006. – 96с.
  22. Суханова, Н.П. Амбарян, С.А. Вторая жизнь цветов / Н.П. Суханова, С.А. Амбарян. – М.: 1994.
  23.  Суханова, Н.П. «1000 способов как украсить дом цветами» / Н.П. Суханова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 272с.
  24. Табунщиков,  Н. П.  Искусство цветочной композиции  [Текст] /  Табунщиков Н. П.  – К.: Реклама, 1988.
  25.  Увстратова,  Л.  М.  Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин  [Текст] / Л. М. Увстратова,  – М.: Культура и традиции, 1997.
  26.  Флористика   [Текст] /  Сост.  Л. Б. Белецкая, К. А. Боброва, - М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 77с.
  27. Хейссайон, Д-рД.Г. Все об аранжировке цветов / Д-рД.Г. Хейссайон. – М. «Кладезь», 1998. – 128с.

Литература для обучающихся

  1. Горичева, В.С., Филиппова, Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок / В.С. Горичева, Т.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 96с.
  2. Коновалова, Т.Ю., Шеварева, Н.А. Сухоцветы / Т.Ю. Коновалова, Н.А. Шеварева. – М.:ЗАО «Фитон», 2005. – 224с.
  3. Маракаев, О.А. Первый букет / О.А. Маракаев. - Ярославль: Академия развития, 1999. – 223.
  4. Новикова, И.В., Базулина, Л.В. 100 поделок из природных материалов / И.В. Новикова, Л.В. Базулина. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 160с.
  5.  Рошаль, И.В. Азбука цветов/ И.В. Рошаль – СПб.: Кристалл; Терция, 1998. – 368с.

Приложение

Календарно – тематический план

Недели месяца

№ занятия

Наименование разделов и тем занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1 неделя сентября

1.

1.1

2.

2.1

2.2

Введение

Вводный инструктаж по ТБ. Организация рабочего места. Знакомство с программой.

Особенности сухих растений. Ассортимент растений для композиций и букетов.

Разнообразие растений пригодных для высушивания.

Правила заготовки, обработки и хранения растительного материала.

2

2

10

1

1

2

2

4

1

-

-

-

6

-

1

2 неделя сентября

2.3

2.4

2.5

Беседа «Растения своей местности и Кузбасса. Красная книга».

Сбор природного материала.

Культурные злаки. Разнообразие сухоцветов. Сбор растительного материала.

1

2

1

1

1

-

-

1

1

3 неделя сентября

2.6

2.7

2.8

Особенности хранения шишек сосны и ели.

Экскурсия на пришкольный участок. Отбор растений для композиций.

Сбор растительного материала.

1

2

1

-

1

-

1

1

1

4 неделя сентября

2.9

3.

3.1

3.2

 Сбор растительного материала.

Заготовка природного материала. Хранение.

Гербарная папка, её назначение, устройство.

Изготовление гербарной папки.

2

15

1

1

-

4

1

-

2

11

1

1 неделя октября

3.3

3.4

3.5

Заготовка, обработка и хранение материала.

Экскурсия по сбору растительного материала в поле, лесу.

Высушивание, обработка, сортировка растений, плодов, семян.

3

2

2

1

1

-

2

1

2

2 неделя

3.6

Высушивание, обработка,

1

-

1

октября

3.7

3.8

сортировка растений, плодов,

семян.

Особенности высушивания декоративных цветов.

Особенности высушивания декоративных цветов.

1

1

1

-

1

3 неделя октября

3.9

3.10

4.

4.1

4.2

Подготовка растений к хранению.

Беседа «Экибана».

Хранение засушенных растений.

Требования к хранению (влажность, температура, свет).

Изготовление упаковки.

2

1

3

1

-

-

1,5

0,5

2

1

1,5

0,5

4 неделя октября

4.3

4.4

5.

5.1

Подготовка места хранения сухоцветов.

Экскурсия в ботанический сад г.Кемерово.

Цвет в искусстве составления композиции.

Знакомство с понятиями «цвет», «композиция», «эскиз», «аппликация».

1

1

5

1

-

1

2,5

1

1

-

2,5

1 неделя ноября

5.2

5.3

5.4

Симметрическое вырезание из природного материала, бумаги.

Упражнения с цветом.

Экскурсия в Краеведческий музей.

2

1

1

0,5

-

1

1,5

1

-

2 неделя ноября

6.

6.1

6.2

6.3

Технология составления композиции.

Виды композиций «Узор в квадрате».

«Узор в круге». Составление предметных композиций.

Составление сюжетных композиций.

15

1

2

2

3

0,5

0,5

0,5

12

0,5

1,5

1,5

3 неделя ноября

6.4

6.5

6.6

Выполнение аппликации из сухих листьев «Букет», «Лесовик», «Пейзаж».

Выполнение аппликации из семян, крупы «Букет», «Ромашка».

Работа с природным материалом минерального происхождения. Животные и украшения из ракушек.

2

1

2

0,5

-

-

1,5

1

2

4 неделя ноября

6.7

6.8

6.9

Знакомство с природным материалом животного происхождения.

Выполнение поделок из яичной скорлупы, перьев птиц (зверушки, игрушки на ёлку, цветы из перьев).

Выполнение поделок из яичной скорлупы, перьев птиц (зверушки, игрушки на ёлку, цветы из перьев).

2

2

1

0,5

0,5

-

1,5

1,5

1

1 неделя декабря

7.

7.1

7.2

7.3

Композиция к праздникам.

Выполнение объемной новогодней композиции.

Выполнение рождественской композиции «Венок».

Выполнение рождественской композиции «Гирлянда».

30

1

2

2

4

0,5

-

-

26

0,5

2

2

2 неделя декабря

7.4

7.5

7.6

Выполнение новогодней елки из сухоцветов (лисохвост, зайцехвост, душица, гипсофила).

Выполнение новогодней елки (окончание).

Знакомство с флористическим детским творчеством Кузбасса.

2

2

1

-

-

1

2

2

-

3 неделя декабря

7.7

7.8

7.9

Работа с природным материалом минерального происхождения.

Выполнение Новогодней ёлки из ракушек.

Выполнение Новогодней ёлки из ракушек (окончание).

2

2

2

0,5

-

-

1,5

2

2

4 неделя декабря

7.10

7.11

7.12

Изготовление панно «Рождественская звезда».

Изготовление панно «Рождественская звезда» (окончание).

Изготовление пасхальной композиции «Цветы в корзине».

2

2

2

-

-

0,5

2

2

1,5

1 неделя января

7.13

7.14

7.15

Изготовление пасхальной композиции «Цветы в корзине» (окончание).

Пасхальная композиция. Изготовление декоративных яиц, веточка вербы.

Поэты о природе Кузбасса.

1

2

1

-

0,5

1

1

1,5

-

2 неделя января

7.16

7.17

8.

8.1

Пасхальная композиция. Изготовление декоративных яиц, веточка вербы (продолжение).

Пасхальная композиция. Изготовление декоративных яиц, веточка вербы (окончание).

«Мы рисуем цветами» -

изготовление цветов и флористических панно.

Изготовление тычинок и стеблей растений. Правила сборки цветка.

2

2

20

2

-

-

3,5

0,5

2

2

16,5

1,5

3 неделя января

8.2

8.3

8.4

Изготовление листьев и веток растений. Осенний букет.

Изготовление панно «Роза».

Изготовление панно «Роза» (окончание).

2

2

2

-

0,5

-

2

1,5

2

4 неделя января

8.5

8.6

8.7

Изготовление валентинок.

Панно «Подарок папе».

Панно «Подарок папе» (окончание).

2

2

2

-

0,5

-

2

1,5

2

1 неделя февраля

8.8

8.9

8.10

Экскурсия на станцию юных натуралистов  г. Кемерово

Панно «Подарок маме».

Панно «Подарок маме» (окончание).

2

2

2

2

-

-

-

2

2

2 неделя февраля

9.

9.1

9.2

9.3

Работа по замыслу.

Букет «Нежность».

Букет «Нежность» (продолжение).

Букет «Нежность» (окончание).

20

1

1

1

4,5

0,5

-

-

15,5

0,5

1

1

3 неделя февраля

9.4

9.5

9.6

Великолепие весны.

Великолепие весны (продолжение).

Великолепие весны (окончание).

1

1

1

0,5

-

-

0,5

1

1

4 неделя февраля

9.7

9.8

9.9

Экскурсия в лес. Наблюдение за пробуждением природы.

Утренняя свежесть.

Утренняя свежесть (продолжение).

2

1

1

2

0,5

-

-

0,5

1

1 неделя марта

9.10

9.11

9.12

Утренняя свежесть (окончание).

Изготовление цветка «Ромашка».

Изготовление листьев, веток, стеблей.

1

1

1

-

0,5

-

1

0,5

1

2 неделя марта

9.13

9.14

9.15

Изготовление тычинок, сбор цветка.

Поделки из овощей, семян «Огуречный крокодил».

Томатный снеговик.

1

1

1

-

0,5

-

1

0,5

1

3 неделя марта

9.16

9.17

9.18

«Лошадь из кукурузы».

«Ваза из тыквы».

«Баклажанный пингвин».

1

1

1

-

-

-

1

1

1

4неделя марта

9.19

10.

10.1

10.2

«Рожок с ягодами».

Выращивание цветочно-декоративных растений.

Подбор семян и подготовка их к посеву.

Подготовка почвы к посеву.

1

15

1

1

-

2

0,5

-

1

13

0,5

1

1неделя апреля

10.3

10.4

10.5

Посев семян. Уход.

Посев семян. Уход.

Подготовка почвы в парнике.

1

1

1

-

-

-

1

1

1

2неделя апреля

10.6

10.7

10.8

Посев семян в парник.

Уход за многолетниками.

1

1

-

0,5

-

1

0,5

3неделя апреля

10.9

10.10

10.11

Уход за многолетниками.

Подготовка почвы для высаживания рассады.

Высаживание рассады в парник.

1

1

1

-

-

-

1

1

1

4 неделя апреля

10.12

10.13

10.14

Уход за рассадой.

Подготовка семян в грунт.

Подготовка почвы под посев и высаживание рассады.

1

1

1

-

-

-

1

1

1

1 неделя мая

10.15

10.16

11.

11.1

Экскурсия в Краеведческий музей ВОВ г.Кемерово.

Посев семян в грунт.

Заключение.

Подведение итогов. Творческий отчёт. Планы на будущее.

1

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

Итого:

136

31

105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЙ ШАГ К УСПЕХУ!»

Предлагаю вам дополнительную образовательную  программу  физкультурно-оздоровительной направленности  "Первый шаг к успеху" для учащихся начальной школы с целью приобщения к систематиче...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...