Разработка занятия_Осторожно, гаджет!
план-конспект занятия (4 класс)

Андреева Елизавета Николаевна

Разработка занятия "Осторожно, гаджет!" содержит подробный конспект, презентацию и буклет к занятию в группе продленного дня.

Класс: 4

Тема занятия: физическое направление воспитания, безопасность в информационной среде и сохранение физического здоровья учащихся при работе с гаджетами

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Андреева Елизавета Николаевна

Тема классного часа: "Осторожно: гаджет!"

Возраст: 10-11 лет (4 класс)

Цель: воспитывать ценностное отношение к личной безопасности при использовании цифровых устройств.

Задачи:

  • познакомить с правилами безопасного использования гаджетов;
  • познакомить со средствами профилактики вредного воздействия цифровых устройств на человека;
  • осуществлять профилактику психологической  зависимости от компьютера, смартфона и других устройств.

Ожидаемые результаты:

  • сформировать базовые навыки безопасного использования гаджета (здоровьесозидание);
  • появление интереса к проблеме безопасного взаимодействия с гаджетами;
  • готовность и способность учащихся самостоятельно осуществлять профилактику негативного влияния цифровых устройств (здоровьесбережение);
  • готовность продуктивно взаимодействовать в совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; высказывать свои предположения, анализировать, определять средства решения проблемы.

Оборудование:

  • презентация (+ 2 видеозаписи). Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1q42YC53azJBSoGs1ARNle9H73sm4F5n163Ph92UEeaw/edit#slide=id.p
  • карточки для разделения на группы + карточки на партах (смартфон, планшет, компьютер, ноутбук)
  • сигнальные карточки (красный и зеленый смартфон)
  • листы «Дополни предложение» для каждого учащегося
  • памятки  “Чтобы гаджет другом был” для каждого учащегося

Оформление: на стенах кабинета – небольшие изображения с различными видами гаджетов, на партах – карточки с обозначением группы (смартфон, планшет, компьютер, ноутбук).

Продолжительность классного часа: 30-35 минут

Предварительная работа

  1. Анкетирование родителей
  2. Опрос младших школьников
  3. Экскурсия в магазин электроники (например, DNS, М.видео) для изучения видов гаджетов, проводимая менеджером по продажам.

Анкета для родителей (разработчик: Кухта Олеся Ивановна)

1. Сколько времени ребёнок проводит за гаджетами в день?

___________________________________________________________________

2. Как ваш ребёнок проводит время за гаджетами?

Варианты ответов: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы, другое ___________________________________________________________________

3. Вы довольны, что ваш ребёнок так увлечен современными гаджетами?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

(обоснуйте ответ)

4. У вас есть беспокойство по поводу пользования ребёнка гаджетами?

___________________________________________________________________

5. Что такое информационная безопасность ребёнка, по вашему мнению?

___________________________________________________________________

6. Какие меры по информационной безопасности вашего ребёнка вы предпринимаете?_____________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Какие черты характера появились у ребёнка после начала использования компьютера?________________________________________________________

___________________________________________________________________

8. Сколько времени вы сами проводите за гаджетами?

___________________________________________________________________

9. Сколько времени вы уделяете ребёнку для совместных компьютерных игр?

___________________________________________________________________

Анонсирование классного часа

– В пятницу у нас будет классный час “Осторожно: гаджет!”. Заполните анкету для обсуждения основных вопросов на классном часе.

Анкета для младших школьников

0. Выбери, какими гаджетами ты пользуешься?

  • Компьютер
  • Ноутбук
  • Смартфон
  • Планшет/iPad
  • Плеер/iPod
  • Смарт-часы
  • USB гаджеты
  • Игровые приставки
  • Очки для дополненной и виртуальной реальности

Ответьте положительно («да») или отрицательно («нет») на утверждения:

1. Не могу день провести без компьютера, смартфона, других гаджетов.

2. Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.

3. Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.

4. Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.

5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.

6. Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.

7. Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю удовольствие.

8. Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других гаджетов.

9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать положительно, если есть хотя бы один признак).

10. Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.

Подведите итог, подсчитайте ответы «да»:

1-4 – нет поводов для беспокойства;

5-6 – тенденция к зависимости;

7-10 – наблюдается зависимость от гаджетов.

План-конспект классного часа

1. Организационный момент

Дети входят в класс. Рассадка осуществляется по группам. Перед входом в класс учащиеся распределяются на 4 группы, вытягивая карточку с определенной картинкой гаджета (смартфон, планшет, компьютер, ноутбук) и занимают место в соответствующем кругу.

2. Объективизация проблемы

– Посмотрите видеофрагмент.

Просмотр видео №1 (Мультфильм “Барбоскины”. Серия “Морской бой”. 18:46-19:17)

– Сталкивались ли вы с такой ситуацией?

– Какую проблему вы здесь видите? (Проблема дедушек и внуков, досуга, внедрения гаджетов в современную жизнь)

3. Коллективный поиск решения проблемы

– Как вы думаете, что ребята ответят дедушке?

– А как бы вы ответили, если бы ваш дедушка задал вам такой вопрос?

– Давайте посмотрим, как разрешилась ситуация общения дедушки с внуками.

– Что вам говорят родители по поводу использования гаджетов? Закончите предложения (на карточках).

• Когда я прошу купить гаджет, родители говорят …

• Когда мне запрещают пользоваться гаджетом, родители говорят …

• Когда я много времени провожу за гаджетом, родители говорят …

– Давайте посмотрим, что говорят родители первоклассникам.

Просмотр видео №2 (в презентации)

– Какие высказывания говорят о положительных сторонах использования гаджета? Какие о том, что гаджеты опасны?

Виды гаджетов (результаты анкетирования)

– Узнаем, какими видами гаджетов пользуются учащиеся нашего класса.

– Посмотрите на результаты анкетирования. Какие виды гаджетов показаны в диаграмме?

– Какие выводы вы можете сделать?

  • Компьютер 78% (78% учащихся пользуются компьютером)
  • Ноутбук 64%
  • Смартфон 100% (100% учащихся в классе имеют смартфон)
  • Планшет/iPad
  • Плеер/iPod
  • Смарт-часы
  • USB гаджеты
  • Игровые приставки
  • Очки для дополненной и виртуальной реальности

– Ознакомившись с результатами, мы убедились в том, что каждый из нас активный пользователей гаджетов. Предположите, какую пользу мы получаем от использования гаджетов? А вред?

– Распределите положительные и отрицательные характеристики гаджетов.

Упражнение «Гаджет: друг или враг» “Поиграем?” https://learningapps.org/watch?v=prb4rm5e321

ПОЛЬЗА:

  • Развитие творческих способностей.
  • Наличие полезных приложений.
  • Связь с одноклассниками и учителями.
  • Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации.
  • Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации.

ВРЕД:

  • Проблемы со здоровьем.
  • Наличие проблем взаимоотношений со сверстниками (Проблемы в общении).
  • Трудности в обучении.
  • Зависимость от гаджетов.

– Какой вывод можно сделать? (Гаджеты имеют как положительные, так и отрицательные стороны)

4. Тренинговая зона

– Чтобы уменьшить негативное влияние гаджетов, необходимо соблюдать правила.

Нахождение пары каждой карточке (в группах)

– На парте у каждой группы лежит комплект карточек по технике безопасности при работе с компьютером. Задание каждой группе: “Найдите пару каждой карточке, в каждой паре расположите карточки следующим образом: слева – верное правило, справа – неверное.”

Утверждения (с сигнальными карточками)

– На экране будут появляться утверждения. Задание: с помощью сигнальных карточек покажите, согласны вы с утверждением (зеленая карточка) или не согласны (красная карточка).

1. Нельзя носить мобильный телефон в кармане пиджака или рубашки с левой стороны груди. (да)

2. Можно держать гаджеты, планшеты, мобильные телефоны под подушкой, на которой человек отдыхает во время сна. (нет)

3. В момент разговора по телефону следует использовать громкую связь или пользоваться проводной гарнитурой. (нет)

4. Во время гудкового вызова не следует прислонять телефон непосредственно возле уха. (да)

5. Освещённость в комнате должна быть больше освещённости экрана. (нет)

6. Экран планшета должен располагаться в 30-40 см от глаз. (да)

7. Правильно сидеть — сутулиться, класть ногу на ногу, задирать голову. (нет)

8. Противопоказано смотреть мультфильмы или играть в игры на планшете в положении лежа. (да)

5. Этап принятия группового решения

– Мы выяснили, какие правила работы с гаджетами необходимо соблюдать. Основные из них отражены в памятке. (раздать заранее заготовленную памятку).

– Что вы предпримите, чтобы сделать работу с гаджетами более безопасной для себя? (Мы принимаем решение соблюдать правила работы с гаджетами, технику безопасности, контролировать время использования устройств)

– Что будет помогать осуществлять самоконтроль? (Дневник)

– В течение 1 недели фиксируйте все данные в своих дневниках: сколько времени я переписывался в мессенджерах, сколько времени уделил игре … (заполнить пропуски для вписания времени)

6. Завершающий организационный момент

– Сегодня мы вместе подготовили памятку и каждый получил ее экземпляр. Вы приняли решение контролировать время, проведенное с гаджетами. Я надеюсь, что вы справитесь с этим заданием, постараетесь соблюдать эти правила, контролировать время работы с тем или иным устройством и гаджеты будут для вас только друзьями.

Последующие мероприятия:

  • Родительское собрание по теме рационального использования гаджетов детьми
  • Посещение музея высоких технологий (ул. Сизова, д. 2).
  • Выставка плакатов “Если с гаджетом жить, то обязательно дружить”
  • Подготовка социальных проектов “Безопасный гаджет” по обсуждаемым проблемам использования гаджетов.

Источники:

1. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2006. - 204 с.

2. Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.

3. Компьютеры и гаджеты: плюсы и минусы использования детьми. – URL: https://repetit.ru/blog/articles/kompyutery-i-gadzhety-plyusy-i-minusy-ispolzovaniya-detmi (дата обращения: 14.03.21)

4. Консультация и анкета для родителей “Современный ребенок и гаджеты”. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-sobschenija-dlja-roditelskogo-sobranija-v-starshei-grupy-na-temu-sovremenyi-rebenok-i-gadzhety-anketirovanie.html (дата обращения: 14.03.21)

5. Проектная работа с презентацией “Влияние гаджетов на познавательную активность школьников”. – URL: https://infourok.ru/proektnaya-rabota-s-prezentaciey-vliyanie-gadzhetov-na-poznavatelnuyu-aktivnost-shkolnikov-1731414.html (дата обращения: 14.03.21)

6. Гаджеты для школьников – польза или вред. – URL: https://polzavred.ru/gadzhety-dlya-shkolnikov-polza-i-vred.html (дата обращения: 14.03.21)

7. Гаджеты в жизни школьника: плюсы и минусы. – URL: https://plusiminusi.ru/gadzhety-v-zhizni-shkolnika-plyusy-i-minusy/ (дата обращения: 14.03.21)

8. Современные дети и гаджеты. – URL: https://umnazia.ru/blog/all-articles/sovremennye-deti-i-gadzhety (дата обращения: 14.03.21)

9. Классный час “Влияние гаджетов на современных детей”. – URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/klassnyi-chas-vliianiie-ghadzhietov-na-sovriemiennykh-dietiei (дата обращения: 14.03.21)

10. Презентация “Современные гаджеты, польза и вред”. – URL: https://edupres.ru/prezentatsii-dlya-klassnyh-chasov/4-klass/file/15258-klassnyj-chas-sovremennye-gadzhety-polza-i-vred (дата обращения: 14.03.21)

Видео:

11. Дети и гаджеты. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=cDq9DSp4HsI (дата обращения: 14.03.21)

12. Мультфильм “Барбоскины”, серия “Морской бой”. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=trgq3wD73oM&t=1157s (дата обращения: 21.03.21)

Памятка “Чтобы гаджет другом был”

Флаеры “Чтобы гаджет другом был”

Флаер для учителя

Флаер для младшего школьника

Флаер для родителя


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ЖЕ ВЫЗВАТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ «ГАДЖЕТОВ»?

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в современное время является потеря детьми интереса к чтению...

"Дети и гаджеты. Техно влияние на ребёнка".

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возра...

Гаджет или Книга в жизни ребёнка?

Почему дети отдают предпочтение гаджетам? Почему дети не хотят читать?...

Влияние гаджетов.

Российские ученые пришли к выводу, что дети до 16 лет должны меньше времени тратить на пользование смартфонами, планшетами и гаджетами, т.к. существенно повышается риск развития опухолей мозга. Однако...

Открытое занятие "Осторожно - гололед !"

Данное занятие поможет сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных  погодных условиях - гололеде и гололедице; расширить представление воспитанников о...

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...

Методическая разработка "Игра как метод профилактики гаджет зависимости у обучающихся младших классов"

В современной образовательной среде понятие «гаджет-зависимость» встречается очень часто. Это связано с новым образом жизни подрастающего поколения. Особенно остро эти проблемы возникают в...