Методическая разработка "Игра как метод профилактики гаджет зависимости у обучающихся младших классов"
методическая разработка

В современной образовательной среде понятие «гаджет-зависимость» встречается очень часто. Это связано с новым образом жизни подрастающего поколения. Особенно остро эти проблемы возникают в младшем школьном возрасте, которые очень враждебны и обидчивы, самостоятельны и внушаемы. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.    


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx158.34 КБ
Файл igry_buklet.docx190.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как метод профилактики гаджет зависимости у

 обучающихся младших классов

В быстро развивающемся современном мире каждый день появляются новые технологии, устройства - гаджеты (от англ. gadget, переводиться, как «приспособление», «техническая новинка»).

Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к новым технологиям. Современное общество предоставляет школьнику выбор миров: виртуальный и реальный. Младший школьный возраст – время формирования ценностных ориентаций: понятий добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти, то именно эти понятия бывают искажены и выражены неправильно, в ходе развития зависимого от гаджетов ребенка. Под влиянием гаджетов реальность искажается как в кривом зеркале Такой ребенок проявляет эмоциональную холодность, замкнутость, не умение к сопереживанию, психологическому инфантилизму - неумению брать на себя ответственность, контролировать свои поступки.

Группа ученых: Бабаева Ю.Д, Войкуновский А.Е, Смыслова О.В., изучая проблему влияния компьютеров и смартфонов на здоровье детей отмечают, что увлечение гаджетами приводит к ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, формированию агрессии, замкнутости. Исследователи О.Н.Арестова, А.Г. Шмелёв отмечают пагубное влияние на физическое здоровье ребенка, на положительное отношение к школе и успеваемость, а также на поведение при формировании у ребенка гаджет-зависимости.

Гаджет-зависимость (англ. gadget addiction) можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных планшетов, смартфонов,  интернета, социальных сетей и онлайн-игр, развивающая резкое сокращение всех остальных видов деятельности, приводящая к ограничению “живого” общения с другими людьми.

В связи с чем, проблема профилактики гаджет-зависимости у детей младшего школьного возраста очень актуальна в современном обществе.

Реализация профилактической работы гаджет-зависимости среди младших школьников заключается в организации перемен, во время которых показать обучающимся, что существует масса интересных и полезных занятий, помимо гаджетов, а именно игры. Ведь через игру (живое общение) со сверстниками ученик осваивает социальные роли, правила, получает эмоциональное развитие и успешно социализируется. Для этого была разработана памятка-буклет “Давай поиграем”  (Приложение 1).

Помимо демонстрации детям альтернативного времяпрепровождения и вовлечения их в эту деятельность с обучающимися необходимо и разговаривать и развивать активную жизненную позицию в данном направлении: Классный час «Здоровье-это модно» Круглый стол«Правила безопасного время-припровождения с гаджетами» Квест «Гаджеты и Я»

В современной образовательной среде понятие «гаджет-зависимость» встречается очень часто. Это связано с новым образом жизни подрастающего поколения. Особенно остро эти проблемы возникают в младшем школьном возрасте, которые очень враждебны и обидчивы, самостоятельны и внушаемы. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.

Гаджет-зависимость влечет за собой определенные негативные последствия:

Демонстрация альтернативных гаджетам форм общения и времяпрепровождения должна быть системной. Классные часы и перемены должны посвящаться творческой деятельности, обучению правилам различных игр. Ведь игра – это одно из основных средств профилактики гаджет-зависимости у младших школьников.



Предварительный просмотр:


“Совушка” Macintosh HD:Users:vladimir:Desktop:Unknown-1.jpeg

Назначается/выбирается (считалкой) водящий – Совушку. Совушка в начале игры сидит в своём «гнезде».

По сигналу ведущего «День наступает, всё оживает!» дети начинают двигаться, изображая птичек, жучков, бабочек. По команде ведущего «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!». Совушка выходит на охоту и все замирают в разных позах.. Совушка идёт и внимательно наблюдает за всеми, как только кто-то пошевелится или засмеётся, уводит его в своё гнездо. По сигналу «День наступает…» Сова улетает в гнездо, а Бабочки и Жучки снова начинают летать, бегать, резвиться.

Варианты игры:

1.Пойманные Бабочки и Жучки сидят в гнезде до смены Совушки, а затем снова включаются в игру.

2.Пойманных Бабочек и Жучков Совушка как бы заколдовывает, и они тоже становятся Совушками и выходят на охоту.

Активные игры

“Тише едешь, дальше будешь — стоп”

Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Macintosh HD:Users:vladimir:Desktop:Unknown-2.jpeg

 “Море волнуется раз”

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Macintosh HD:Users:vladimir:Desktop:Unknown-6.jpeg

“Золотые ворота”

Двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

 Первый раз прощается,

 Второй запрещается,

А на третий раз Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игры на внимание

“Три, тринадцать, тридцать”

Игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей.

Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает.

Если водящий говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т.д. (Можно придумать самые разные движения)

Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения. Кто выполнил неверно выбывает из игры.

«Три движения»

Каждый должен запомнить 3 движения, которые покажет ведущий. Первое: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе – руки вытянуть вперед на уровне плеч; третье – поднять руки вверх (можно придумать свои).

Учитель показывает движения, все повторяют за ним 2–3 раза, чтобы запомнить номер каждого движения. Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого, игроки должны показать верно.

“Дракончики”

Стоя лицом к лицу, дети вытягивают руки вперед так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики,

Ели пончики.

Сколько пончиков

Съели дракончики?

Сначала делает хлопок в ладоши один игрок (рука партнера находится между его ладонями), затем другой. Тот, чья очередь говорить, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет, продолжая хлопки. При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась под ударом, должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

Macintosh HD:Users:vladimir:Desktop:Unknown-9.jpeg

«Изобрази без предмета»

Предложите детям, проявив воображение, проделать публично следующее:

  • Вдеть нитку в иголку.
  • Пришить пуговицу.
  • Подбросить и поймать мяч (напоминаю – без мяча).
  • Перебрасываться с товарищем мячом.
  • Наколоть дрова.
  • Обстругать доску рубанком.
  • Заточить карандаш.
  • Остричь ногти ножницами.
  • Перенести предмет с одного места на другое.
  • Перелистать книгу с тонкими страницами и альбом с толстыми.
  • Развернуть и сложить газету.
  • Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
  • Плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы тебя не облили.
  • Поднять вещи весом в 1, 2, 3, 4, 5 и 10 кг.
  • Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий предмет.
  • Ощупывать бархат, шелк, шерсть.
  • Поставить несколько тарелок одна в другую, не производя при этом ни малейшего шума.
  • Понюхать апельсин, розу, гвоздику, лук и т.п.
  • Разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок.
  • Изобразить и «озвучить» мотоцикл, трактор, голубятню, кипящий чайник.
  • Изобразить парикмахера, делающего сложную женскую прическу; хирурга во время операции; зубного врача, который выдергивает зуб; хозяйку, которая чистит окуней; шофера, который чинит автомобиль, лежа под ним.
  • Изобразить разозленного кота; голодного надменного индюка; ночную сову; красавца-павлина; страуса; гордого петуха; пингвина.
  • Изобразить пешеходов на улице: старушку с собачкой на поводке; постового милиционера, у которого жмут ботинки; влюбленного с цветами, у которого болит зуб; многодетную маму с кучей разбегающихся детей; девушку с раскрытым зонтиком в сильный ветер.
  • Показать, как ходят и бегают гуси, верблюды, утки, кошки, слоны, жирафы, зайцы, лягушки, кенгуру, крокодилы, медведи, утки, лиса и др.

“Колечко-колечко”

Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

“Черное-белое”

Водящий произносит считалку:“Да и нет не говорите,черное-белое не называйте. Вы поедете на бал?”Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

“Садовник”

Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку:

«Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...»

 И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты профилактики интернет - зависимости у детей младшего школьного возраста

Интернет -зависимость младших  школьников представляет угрозу  для общественного и личного благополучия ,приобретает в последнее время признаки социальной болезни....

Некоторые аспекты профилактики интернет - зависимости у детей младшего школьного возраста

Интернет -зависимость младших  школьников представляет угрозу  для общественного и личного благополучия ,приобретает в последнее время признаки социальной болезни....

Профилактика оптичекой дисграфии у обучающихся 1 класса.

В период овладения письменной речью первоклассники могут столкнуться со специфическими трудностями, причиной которых является недостаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представ...

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи обучающихся младших классов.

Процесс письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определённые звенья, операции. У детей, страдающих нарушением письма, обнаруживается различный...

Тема «Круглого стола»: «Профилактика нарушений когнитивного развития обучающихся младших классов с помощью нейропсихологических методов»

Цель: предоставить педагогам возможность высказать свою точку зрения на профилактику нарушений когнитивного развития обучающихся младших классов с помощью нейропсихологических методов.Задачи:Актуализи...