Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мир вокруг нас"
рабочая программа (1 класс)

Щеглова Нина Михайловна

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса. В ней содержатся  и цель занятия, и какой материал можно использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-a_-mir_2022.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с

ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образовательного образования

городской округ Симферополь Республики Крым

                                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                                                                           Приказ  МБОУ «С(К)ОШ «Злагода»

                                                                                                                                                           от 30.08.2022  № 125

                                                                            Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

Класс: 1 -А

Направление: социальное.

Кол-во часов: в неделю – 1 час, всего за год – 33 часа.

Срок реализации: 1 год (2022-2023 уч. год).

Программу составила: Щеглова Нина Михайловна, воспитатель МБОУ «С(К)ОШ "Злагода"

 

РАССМОТРЕНО                                                                                                  СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением                                                                                Зам. директора по ВР

Протокол от 24.08.2022. № 4                                                                                __________С. Г. Терлецкая

                                                                                                                                 26.08.2022

                                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Мир вокруг нас» для 1-А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 ), на основе авторской программы  по внеурочной деятельности младших школьников « МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» О. Г. Селиванова, Е.В. Араслановой, Киров,2010г.

        Содержание программы нацелено на формирование ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых является коммуникативно–речевые, познавательные, творческо–поисковые, связанные с универсальным умением читать, писать и рассуждать.

 Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

Цель программы:

формирование и развитие экологического поведения у младших школьников, способных гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающих свое место в природе.

Задачи курса:

  • Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычках их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  • Раскрывать закономерности и взаимосвязи природных явлений, единство неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека
  • Развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  • Воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.

                                        1.Основные направления коррекционной работы:

  • совершенствовать умение общаться со сверстниками и со старшими, уметь оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  • развивать внимание, память, воображение, образное мышление, фантазию; укреплять эстетические, нравственные и правовые суждения по экологическим вопросам.

                                    2.        Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). 

Формы проведения занятий: беседы, круглый стол, практические занятия, ролевая игра, практикум, экскурсии.

                                                     3. Планируемые результаты освоения курса.

 Предметные результаты:

  • Самостоятельно пополнять знания по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру.
  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
  • Выполнять операции сравнения и обобщения, анализа, строить умозаключения, уметь рассуждать, доказывать предполагаемое суждение.
  • Повышать интеллектуальный уровень учащихся.

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

Познавательные УУД

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность;

КоммуникативныеУУД

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

Личностные результаты:

– понимать необходимость заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентироваться на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принимать  обучающимися правила здорового образа жизни;
– развивать  морально-этическое сознание.

                                                   4. Содержание программы:

 «Введение» (1 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов, экскурсий.

Раздел 1. «Человек и природа» (6 часов)

Тема 2 «Почему мы часто слышим слово «экология».(1час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека?

Тема 3. «Времена года на Земле». (1час)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Тема 4.  «Овощи. Труд людей на полях и в огороде». (1час)

Закрепить обобщающее понятие «овощи», названия овощей, о сельскохозяйственных профессиях.

 

Тема 5. «Фрукты и Ягоды. Труд людей в садах». (1час)

Закрепить обобщающее понятие «фрукты». продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями

Тема 6. «Семена овощных и декоративных культур». (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 7. «Царство растений – грибы». (1час)

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представление о природе. Закрепить «обобщающее» понятие «Грибы». 

Раздел 3. « Неживое в природе» (7часов).

Тема 8. «Неживая природа». (1час)

Ориентироваться в понятиях  и  терминах:  природа  (живая,  неживая ),  время  года,  сезон,  растение  (открытого  грунта,  комнатное).

 

Тема 9. " Солнце, Луна и звезды – источник тепла и света». (1час)

 Беседа о Солнечной системе. Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Тема 10. «Берегите воду!». (1час)

Знать свойства воды и различные её состояния. Знать понятия: тело, вещество. Уметь проводить опыты с водой.

Тема 11. Круговорот воды в природе. «Волшебница вода». (1час) Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение  реки Салгир. Работа над проектом «Сбережем капельку!»

Тема 12. «Погода. Климат». (1час)Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой».

Тема 13. « Воздух и здоровье человека». (1час)

Неживая природа. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух?  Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть?

Тема 14. "Семь цветов радуги". Причины появления радуги. (1час)

Почему появляется радуга? Почему радуга бывает после дождя? Почему радуга разноцветная? Сколько цветов в радуге — и какие это цвета?

Раздел 4. «Живое в природе» (12 часов).

 Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.  Экскурсия по пришкольный территории. Игра: «Предметы и явления живой природы вокруг меня».

Тема 15. «Вода в жизни растений и животных». (1час)

Знакомить с глобусом, картой, о значении воды для жизни всего живого на Земле.

Тема 16. " Деревья хвойные и лиственные".(1час)

Экскурсия в парк.

Рассказ о хвойных и лиственных деревьях.

Восприятие информации получаемой от учителя.

Тема17. "Перелетные птицы. Зимующие птицы"(1час)

Знать какие птицы улетают на зиму. Чем отличаются домашние птицы от диких. Уметь решать проблемную ситуацию.

Тема 18. "Комнатные птицы"(1час)

Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога.

Тема 19. «Домашние животные и их детёныши». (1час)

Знать и различать домашних и диких животных. Знать профессия людей, ухаживающих за животными. Как заботиться о домашних животных.

 Тема 20. «Животные наших лесов и их детёныши». (1час)

Знать о жизни диких животных поздней осенью. Различать животных по внешним характеристикам. Знать животных и их детенышей.

Тема 21. «Как живут наши пернатые друзья зимой». (1час)

Уметь классифицировать птиц по признаку «перелетные - зимующие», знать их отличительные особенности.

 Тема 22. «Животные Севера». (1час)

Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.

Тема 23. «Каких животных я видел в зоопарке». (1час)

Закрепить понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять.

Тема 24. «Насекомые». (1час)

Формировать представление об особенностях их жизни, и их отличиях. Знать когда появляются насекомые после зимнего покоя. Знать их разнообразие, уметь их описывать.

Тем а 25. «Эти удивительные кошки». (1час)

Познакомить с разными породами кошек, их повадками и особенностях.

Тема 26. «Собаки – наши друзья». Уход за домашними животными. (1час)

Роль животных в природе и жизни людей. Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Раздел 5.  Водное царство (4 часа).

Тема 27. "Жители болота".(1час)

Формировать знания  о лягушках. Помощь в создании аппликации. Знать жизнь и развитие лягушки. Сравнивать лягушку и жабу.

Тема 28. "Морские жители"(1час).

Расширять знания о китах, акулах и дельфинах, их среде обитания.

Тема 29. "Экзотические виды рыб".(1час)

Знакомство с подводным миром, со средой обитания разнообразных рыб.

Тема30.Практическое занятие: "Кораблик".(1час)

О роли  кораблей  в жизни человека. Конструирование из бумаги.

Раздел  6. "Наша Родина. Родной край" ( 3 часа).

Тема 31. " Где ты живешь?". (1час)

Знать различия между городом и селом. Знать правила, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Знать знаки дорожного движения.

Тема 32. " Наша страна -Россия". (1час)

Знать свою страну, главный город страны, символику РФ.

Тема 33. "Наша малая Родина-Крым . Уникальная природа Крыма". (1час) Составить рассказ о нашей Родине-Крыме, городе, где ты родился.

                                           5. Календарно-тематический план.

№ п/п

                          Тема

Количество   часов

1

«Введение».

                 1

2

«Человек и природа».

                 6

3

Неживое в природе.

                 7

4

Живое в природе.

                 12

5

Водное царство.

                 4

6

Наша Родина. Родной край.

                  3

                                                                    Итого:

               33ч.

   

 6.  Календарно –тематическое планирование.

№п/п

            Темы занятий

Кол-во

часов

    Дата

Виды деятельности

Предполагаемый результат

план

факт

Введение (1час)

1

Путешествие : " Мы жители планета Земля".

1

02.09

Проведение инструктажа по технике безопасности  в природе.

Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Раздел

"Человек и природа" (6часов)

2

Беседа:

«Почему мы часто слышим слово «экология».

1

09.09

Конкурс рисунков

«Берегите планету!».

Понятие об экологии как науке. Законы экологии.  Что такое экологическая катастрофа.

3

Обсуждение: «Времена года на Земле».

1

16.09

Работа с календарем природы.

Рисование рисунков с разными временами.

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

4

Разговор: «Овощи. Труд людей на полях и в огороде».

1

23.09

 Разговор о правилах употребления в пищу, что можно приготовить). 

П/игры:«Перенеси овощи из корзинки в корзинку". Лепка: «Загадки на грядке».

Закрепить обобщающее понятие «овощи»,  названия овощей, о сельскохозяйственных профессиях.

5

Беседа: «Фрукты. Ягоды. Труд людей в садах».

1

30.09

 Игры: «Что растёт в саду?», «Твой любимый фрукт», «Сила твоего тела  в соках». Аппликация: «Осенний  фруктовый натюрморт».

Закрепить обобщающее понятие  «фрукты». продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями.

6

Беседа: «Семена овощных и декоративных культур».

1

07.10

Просмотр видеороликов.

Посадка семян лука, чеснока, зелени.

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

7

Игра -путешествие: «Царство растений – грибы».

1

14.10

Просмотр сказки  В. Сутеева

«Под грибом». Д/и «Съедобное - несъедобное»

Рисование: «Грибной ёжик».

 Вызвать интерес к окружающему миру, формировать  представление о природе. Закрепить «обобщающее»  понятие «Грибы».

Раздел

«Неживое в природе» (7часов)

8

Урок -игра: «Неживая природа».

1

21.10

Экскурсия -наблюдение.

Взаимосвязь между живой и неживой природой. Сезонные взаимосвязи в неживой природе.

9

Путешествие: «Солнце, 

Луна и звезды – источник тепла и света».

1

28.10

Заочная экскурсия в Планетарий.

Лепка: "Солнечная система".

Просмотр презентации, и

беседа о солнечной

системе.

10

Обучающая беседа: «Берегите воду!».

1

11.11

Экологическая игра «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея».

Вода и ее охрана. Водоемы г.Симферополя.

11

Круговорот воды в природе. «Волшебница вода».

1

18.11

Мультфильм " Капитошка" Конкурс рисунков о воде.

Расширять знания детей о природном явлении "круговорот".

12

Практическое занятие: «Погода. Климат».

1

25.11

Чтение  В. Бианки «Синичкин календарь». практическое

определение силы ветра.

Понижение и повышение температуры воздуха,  заморозки, засуха, дожди, роса.

13

Круглый стол: «Воздух и здоровье человека».

1

02.12

 «Чистые уголки нашего края» -презентация, час творчества.

Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект».

14

Обсуждение: "Семь цветов радуги". Причины появления радуги.

1

09.12

Игра: "Загадки и отгадки". Эксперимент: Радуга в пузырях", "Радуга на диске".

 Ориентировать детей  на развитие познавательных способностей. 

Раздел

«Живое в природе» (12 часов)

15

Разговор: «Вода в жизни растений и животных».

1

16.12

Просмотр  и обсуждение презентации.

Знакомить с глобусом, значении воды для жизни всего живого на Земле;

16

Обсуждение:" Деревья хвойные и лиственные".

1

23.12

Чтение стихотворения С.Есенина:"Белая берёза",упражнение «Что происходит с листьями?» 

Творческая  аппликация «Лес чудес».

Уточнить и расширить представления детей о деревьях, их характерных признаках, особенностях.

17

Беседа: Перелетные птицы.

Зимующие птицы.

1

30.12

Изготовление кормушек. Викторина «Птицы – наши друзья».Лепка:   «Сказочная птица».Рисование: «Летят  перелетные птицы».

Презентация   о птицах. Формирование практических умений заботиться о птицах.

18

Познавательная игра: "Комнатные птицы".

1

13.01

Д/и:«Узнай птиц по описанию»,  просмотр сказок : Мамин – Сибиряк

«Серая Шейка», Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди».

Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к ним.

19

Викторина: «Домашние животные и их детёныши».

1

20.01

Просмотр мультфильмов и обсуждение: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».                        

Закрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и пользе для человека.

20

Путешествие: «Животные наших лесов и их детёныши».

1

27.01

Ознакомление  с 

Р.н.с. «Заюшкина избушка»,

И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Еж», «Лисья нора». Р.н.с. «Зимовье»,

Лепка: «Лесные звери».

Систематизировать знания о диких животных, выявлять особенности приспособления к зиме.

21

Разговор: «Как живут наши пернатые друзья зимой».

1

03.02

 Чтение и обсуждение. В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь». Загадки о зимующих птицах. Акция «Покорми птиц».

Развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к ним.

22

Познавательная игра: «Животные Севера».

1

10.02

Просмотр и обсуждение мультфильма " Умка".

Аппликация:

«Пингвины на льдине».

Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.

23

Беседа: «Каких животных я видел в зоопарке».

1

17.02

Экскурсия в зоопарк.

Лепка «Животные зоопарка».

Закрепить понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять.

24

Беседа: «Насекомые». 

1

03.03

Презентация. Отгадывание загадок --«Такие разные насекомые». Конструирование: «Паучок».

Формировать представление об особенностях их жизни, их отличия. 

25

Ролевая игра: «Эти удивительные кошки».

1

10.03

Ролевая игра: «Кошкин дом».

Просмотр презентации. Аппликация "Кошечки".

Познакомить с разными породами кошек, их повадками и особенностях.

26

Викторина: «Собаки – наши друзья». Уход за домашними животными.

1

17.03

Дидактическая игра: «Мой друг». Обмен мнением.

Фотовыставка   питомцев. 

Роль животных в природе и жизни людей.

Раздел

Водное царство (4 часа)

27

Беседа:"Жители болота".

1

31.03

"Лягушка", аппликация из  пластилина. Просмотр мультфильма " Лягушка- путешественница"

Формировать знания о лягушках.

28

Разговор: "Морские жители"

1

07.04

Просмотр  и обсуждение

презентации.  Аппликация " Аквариум".

Расширять знания о китах, акулах и дельфинах.

29

Путешествие: "Экзотические виды рыб".

1

14.04

Вуалехвост (золотая рыбка)-конструирование из бумаги. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни рыб».Р.Н.С. «По щучьему велению».

Знакомство с подводным миром.

30

Практическое занятие: "Кораблик".

 

1

28.04

Конструирование из бумаги.

Просмотр презентации.

Роль кораблей  в жизни человека. 

"Наша Родина. Родной край" (3 часа)

31

Разговор: "Где ты  живёшь?"

1

05.05

Речевая разминка "Где ты живешь?",

П/ира " Это должен каждый знать, обязательно на 5".

Знать различия города, села.

Знать правила, чтобы по

дороге в школу не попасть в беду? Знать знаки дорожного движения.

32

Беседа: "Наша страна -

Россия".

1

12.05

Презентация, карта  России. Час творчества.

Знать свою страну, главный город страны, символику РФ.

33

Путешествие: "Наша малая Родина-Крым.

1

19.05

Заочное путешествие по Крыму. Час творчества.

Составлять рассказ о нашей Родине-Крыме, городе, где родился и живешь.

7.  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Перечень   оборудования:

   Компьютер, телевизор,  глобус,  фотоаппарат, видеоматериалы, фотоматериалы, энциклопедии, презентации, альбомы, карандаши, краски, кисти, карандаши, фломастеры.      

Интернет – ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-Режим доступа:

http//school-collection/edu.ru

2.КМ-школа (образовательная среда комплексной информации школы). 

-Режим доступа:http//www/km-school.ru

Список литературы:

  1.   1.Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
  2.  2.Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
  3.  3.Шпотова Т.В. Игровая экология в 3-х частях, М., Исар, 1999г.
  4.  4.Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009. 
  5.  5.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011. 
  6.  6.Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008. 
  7.  7.Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 2010. 
  8.  8.Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2009. 
  9.  9.Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010. 7. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М. Наука, 2007. 
  10.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008. 
  11.  Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2009. 

12.Филатов Л.М. По страницам Красной книги.//НШ.1991             

         

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Мир вокруг нас" 2 класс

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, форм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"

Внеурочная деятельность в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс

У обучающихся будут сформированы расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами математики.....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 4 класс

У обучающихся будут сформированы начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями действительности......

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыка вокруг тебя". 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыка вокруг тебя". 1 класс...