Программа внеурочной деятельности
рабочая программа

Ольга Владимировна Боровикова

Рабочая программа внеурочной деятельности ОКБ для 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карапсельская среднеобразовательная школа № 13»

                                                                                            Утверждаю:

                                                              Директор  школы

                                                                                        ________________

./                                                                                                                                                                      / …………………/

                                                                                                                                     Приказ № ………...2022г 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Опытно-конструкторское бюро»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                      Учитель:

Боровикова Ольга Владимировна

                                                                                                 

Принята на                    

методическом совете  

Протокол №  …  от  «….» ……….._2022г.  

с. Карапсель

2022г.

Пояснительная записка.

                 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Опытно-конструкторского бюро» (ОКБ) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карапсельская средняя общеобразовательная школа №13» разработана в соответствии с основными положениями следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 в действующей редакции.

2. Примерная программа начального общего образования.

3. Программа факультативного курса «Математика и конструирование». Авторы:  М.И.Моро,  Ю.М.Колягин,  М.А.Бантова и другие. Издательство: Москва, «Просвещение» 2015г.  4.Образовательная программа ООО МБОУ «Карапсельская СОШ №13»,                                   утверждённая директором пр. № 56 от 25 апреля 2016г.

5. Учебный план, годовой календарный учебный график МБОУ «Карапсельская СОШ №13» на 202..-202.. учебный год.

Отличительные особенности рабочей  программы

             Данная программа разработана как для детей, обучающихся по обще образовательной программе НОО, так и для детей, обещающихся по адаптированной обще образовательной программе (ОВЗ).  

Направленность курса

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у учащихся первоначальных конструкторских умений на основе разных видов конструирования и моделирования.

Задачи: 

  • развивать у учащихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; мелкую моторику рук, общее речевое развитие и умственные способности;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать учебную деятельность: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.

Описание места  курса  внеурочной деятельности  

          Программа курса внеурочной деятельности «Опытно-конструкторского бюро» разработана на один год занятий с обучающимися 7-11 лет.  Программа рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

Общее количество часов:  34 часа. Из расчёта 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

 внеурочной  деятельности «Опытно-конструкторское бюро»

Конструирование не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр учатся жить в обществе, социализируются в нем. Совместная деятельность педагога и детей направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с деталями любого вида конструктора учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Актуальность программы 

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для младшего школьника мир техники. Конструирование и моделирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Внеурочная деятельность «Опытно-конструкторского бюро» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность учащихся, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности учащихся, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование разных видов конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Планируемые результаты  

освоения  курса  внеурочной деятельности   «Опытно-конструкторское бюро»

Личностными результатами изучения курса «Опытно-конструкторское бюро» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
  • интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  •  интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Метапредметными результатами 

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям
  • уметь создавать инструкции.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами  

  • анализировать устойчивость моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • находить связь между основными деталями модели и вспомогательными.
  • применять способы соединений деталей, при конструировании и моделировании;
  • определять  прочность конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • устанавливать связь между формой конструкции и её функциями;
  • выполнять сборку моделей по инструкции.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов и родителей;
  • Выставки собранных моделей;
  • Презентация работ детей.

Содержание  курса  внеурочной деятельности

«Опытно-конструкторское бюро»,

с указанием количества часов и планируемых результатов.

I. Виды и способы конструирования. – 5 часов

       Общие виды: изобразительное – несет в себе эстетический смысл и техническое – для практических целей. Виды конструирования на основе используемого материала: конструирование из строительного материала; из бумаги и картона (оригами, звезда); из природного материала (из желудей, шишек, из песка, снега); из бросового материала (паралон, пенопласт и др.). Способы сборки моделей.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

  • различать виды конструирования;
  • владеть  основными способами конструирования;
  • выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
  • сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать собственные модели из разных материалов;
  • применять разные способы при сборки моделей..

II. «LEGO- конструктор». – 14 часов

           История возникновения «LEGO».  Конструктор и его детали. Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Знакомство с инструкциями. Начинаем строить. Я – строитель. Конструирование по замыслу. Работа со схемами. Проверка сборки конструктора. Коллективные творческие проекты, защита проекта.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

  • различать  терминологию деталей конструктора «LEGO»;
  • использовать  на практике приемы и  принципы  конструирования;
  • создавать  модели по образцу, условиям, замыслу.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять  новые факты вызывающие  интерес к занятиям с  «LEGO» – конструктором;
  • развить творческие способности через занятия с конструктором  «LEGO»;
  • работать над проектом в команде, эффективно распределять  обязанности.

III. Бумага и конструирование. – 9 часов

Конструирование моделей игрушек из плоских деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой. Конструирование настольных объёмных открыток.

Конструирование моделей технических объектов из объёмных деталей. Ракета из цилиндра. Самолет из спичечных коробков.

История развития техники модульного оригами. Правила техники безопасности. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Разметка листов для изготовления модулей. Различные способы разметки. Подготовка модулей.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

  •  научатся разным приемам работы с бумагой;
  • будет знать названия различных видов бумаг и картона;
  • научится следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • основные свойства материалов для моделирования;
  • принципам и технологиям постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способам применения шаблонов;
  • соблюдать необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
  • складывать модули для оригами;
  • определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
  • работать простейшими ручным инструментом;
  • складывать модули оригами;
  • окрашивать модель кистью.

IV. Логика и конструирование. – 6 часов

         Что такое Геоборд и в чем его польза? Геометрическая мозаика. Фигуры в пространстве. Симметрия. Закрепление названий геометрических фигур. Составление геометрических узоров. Геометрические ребусы. Работа со схемами. Дидактические  игры. Геометрические головоломки.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

  • простраивать и находить верное решение логической задачи;
  • строить геометрические фигуры по образцу и самостоятельно;
  • решать геометрические, логические задачи;
  • создавать собственные задания для построение фигур.

Ученик получит возможность научиться:

  • познакомиться с  понятиями «Геоборт», «Симметрия»;
  • создать собственную модель «Геоборт».

 

Структура курса внеурочной деятельности «Опытно-конструкторское бюро»

и  контроль уровня обученности

№ п\п

Содержание  курса

Наименование темы

Общее количество часов

Из  них

Теоретические часы

Практические  часы

1.

I

Виды и способы конструирования.

2

II

«LEGO- конструктор».

14ч

11ч

3

III

Бумага и конструирование.

4

IV

Логика и конструирование.

1

ИТОГО

34ч

25ч

34ч

Форма организации внеурочных занятий

 Основной формой занятия является практические  занятия, которое строятся через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального   подхода.

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- комбинированное занятие;

-выставки;

-участие в конкурсах.

Календарно-тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Название  темы

Содержание  курса/

Вид занятий

Характеристика основных  видов  деятельности обучающегося.

Оборудование

Дата  /

Корр.дата

СКК /ЗПР

нач.

школа

1

Вводное занятие. «Путешествие в конструкторское бюро».

I

теория

Знакомство с основными видами и способами конструирования.

Воплощать  собственный  замысел в реальность.

2

Виды конструирования и моделирования. Инструктаж по технике безопасности.

I

     теория

3

«LEGO- конструктор».  Способы крепления. Строительство по замыслу.

I

практика

Оборудование

«Точки Роста», робототехника

4

Конструирование по готовой схеме.

Игра «Кто быстрее?»

II

теория

Выполнять моделирование по схеме (инструкции).

Сборка новых моделей автомобиля.

Оборудование

«Точки Роста», робототехника

5

Конструирование модели автомобиля по замыслу.

II

практика

6

Сборка гусеницы из бумажных колец.

III

практика

Конструировать

модели из бумаги,

картона.

Выполнять чертеж для собственной модели.

7

Изготовление изделий в технике оригами   «Воздушный змей»

III

теория

8

«Закладка для книги» по составленному  чертежу.

III

практика

9

Работа с инструкцией.  Конструирование грузовых машин.

II

практика

Демонстрировать умения работать с инструкцией при сборке моделей.

Оборудование

«Точки Роста», робототехника

10

Конструирование и сборка по замыслу:  «Трактор с тележкой», «Экскаватор».

II

практика

11

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук».

III

практика

Воспринимать форму объемных деталей с разных сторон, изображая их графически.

12

Что такое геоборт? Игра с геобортом.

IV

теория

Создавать и моделировать «Геоборт»  самостоятельно.

Создавать рисунки на «Геоборте».

13

Конструкция геоборта.

IV

практика

14

Математический планшет «Геометрик».

IV

практика

15

Конструирование  из плоских деталей.

III

практика

Выполнять эскизы объемных моделей.

Делать заготовки плоских деталей.

Собирать модель собственного изобретения.

16

Новогодние игрушки. Конструирование из объемных деталей.

III

теория

17

Техническое моделирование.

II

практика

Оборудование

«Точки Роста», робототехника

18

Конструирование по замыслу. Построение моделей.

II

практика

19

Работа с природным материалом. Конструирование и моделирование.

I

практика

Выполнять сборку из природного материала.

20

Конструирование фигурок животных по схеме.

II

практика

Моделировать, конструировать модели по заданной схеме.

21

Модели и конструкции военной техники.

II

практика

22

Игры на развитие логического мышления.

IV

практика

Создавать условие и решать логические задачи.

Строить геометрические фигуры по собственному замыслу.

23

Геометрические фигуры. Геоборт и симметрия.

IV

практика

24

Модель объемной открытки: «Узор для мамы».

III

практика

Выполнять сборку объемной модели.

25

Способы крепления. Строительство по замыслу.

II

теория

Закреплять способы крепления.

Оборудование

«Точки Роста», робототехника

26

Коллективная игра «Запомни и повтори».

IV

практика

Демонстрировать умения работать в группе.

27

Модель «Космическая ракета». Чертеж, схема, сборка.

III

практика

Строить  чертеж новой модели. Собирать  модели собственного изобретения.

28

Летающие и звуковые игрушки.

III

теория

29

Конструирование модели «Скворечник».

II

практика

Демонстрировать полученные знания на практике.

Создавать и собирать новые модели по собственному замыслу.

Работать в группе, распределять роли в группе.

30

Проектная задача: «Детская площадка».

II

практика

31

Конструирование по инструкции, схеме. Мозаика.

II

теория

Оборудование

«Точки Роста», робототехника

32

Конструирование по замыслу: «Село – в котором я живу» .

II

практика

33

Проектирование: "Машины будущего".

II

практика

34

"Юный конструктор" - итоговое занятие. Презентация работ.

I

практика

Представлять, презентовать, рекламировать свою модель на практике.

Материально-техническая база

1. Столы: – 10 штук – обычные школьные;

2. Стулья – 20 штук;

3. Стеллаж для хранения конструкторов – 2 штуки;

4. Мультимедийное оборудование; экран;

5. Ноутбук;

6.  LEGO Education WeDo 2/0 – 2 шт.

7. Комплоты конструкторов LEGO – 5 шт.

7. Расходные материалы: бумага, картон (в том числе цветные), клей ПВА, клей-карандаш; горячий клей-пистолет, клеевые стержни, ножницы, нож канцелярский; циркуль, линейка.

Список литературы

  1. Булычева, А.И. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / под. ред. А. И. Булычёвой. - М.: Издательство «Ритм», 2016. – 220 с
  2. Дьяченко, О.М. Дети, в школу собирайтесь. / О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычёва – М.: Мозаика – Синтез, 2008. -192 с.
  3. Образовательные  ситуации к программе «Развитие» для средней  группы детского сада/под ред. А.И. Булычевой. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие» 2016.-243 с.
  4. Образовательные  ситуации к программе «Развитие» для старшей группы детского сада/под ред. А.И. Булычевой. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие» 2016.-284 с.
  5. Педагогическая диагностика по программе - «Развитие». Под ред. О.М. Дьяченко. - М.,2000)
  6. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации /авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Мизанова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» нижнетагильский филиал.- Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» ТНФ.- Нижний Тагил, 2015.
  7. Холмовская, В.В. Л.А. Пинчук  Строитель для дошкольников  – НОУ «УЦ им. Венгера «Развитие», М.:  2004. – 24 с.
  8. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548. — URL https://moluch.ru/archive/97/20543/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...