Статья "Личностное развитие школьников"
статья

Щеглова Нина Михайловна

Приобщать каждого обучающегося к ценностям:культурным, нравственным, патриотическим и др., развивать способности определять свою жизненную позицию  на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnoe_razvitie_shkolnika.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Статья по  теме: 

         «Личностное развитие обучающихся как одно из составляющих личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.

  1. Первый из них - приобщение каждого учащегося  к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других.
  2. Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.
  3. Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию  в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

      Личностно-ориентированный  подход - это принцип  личностного воспитания, предписывающий в качестве главной цели становление и развитие личности  и опирается на присущее каждому человеку стремление быть личностью, т. е. проявлять активность, отличаться от других людей, влиять на среду, иметь свои убеждения, личные духовные ценности, самореализоваться  и  выполнять определенную роль в обществе.

Воспитание, основанное на личностном подходе, создает для этого условия путем включения развивающейся личности в ситуации, требующие проявления личностных свойств: нравственного выбора, рефлексии,  ответственности и др.

     Личностью называют человека, достигшего уровня психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью.
Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей его жизни по мере прохождения стадий развития через социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.). На каждом этапе происходит развитие личности ребенка: появление эстетических, моральных, интеллектуальных убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

Итак, с чего начинается воспитание ребенка? – 

- С воспитания его в семье.
- Какие базовые понятия, ценности формирует семья в первую очередь?
-отношение к себе;
-стиль отношений с другими людьми;
-нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
-жизненные смыслы;
-стремления, идеалы;
-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
-выбор профессии;
Семья — основа жизни ребенка, можно ли ее заменить?

Действительно, ничем семью заменить нельзя.

Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность. 

Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие. И школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. 

 Многие обучающихся нашей школы воспитываются в приемных семьях, полных и неполных семьях. Данный факт требует особого подхода в воспитании личности, т.к. эти дети считают, что им все обязаны.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Экономическая нестабильность, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно складываются на воспитании детей. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это прежде всего рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей.

 Многие родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, сокращая время на общение в семье.  Часть подростков отдаляется от родителей. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской беспризорности,  невоспитанности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде.
Главная задача школы: Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.

     Нам педагогам необходимо опираться  на  принципы личностно- ориентированного подхода в воспитании:

  относиться  к учащемуся как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке;

  ориентироваться  на учет открытости личности к постоянным изменениям.

  направлять   воспитание   на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

  ориентироваться  на сотрудничество детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие школьников в современной школе

Опыт воспитательной работы. Направление воспитательной работы. Идеал выпускника школы. Самоуправление....

Компоненты умственного развития школьников.

Успех в усвоении знаний зависит прежде всего от того, в какой мере требования, предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития....

Программа духовно-нравственного развития школьников

Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Мо...

Родительское собрание: "Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника"

Считаю, что немаловажной причиной правильного  воспитания и обучения детей, является хорошо налаженная связь с родителями. У меня сложились прекрасные отношения с родителями детей. Они мои первые...

Исследовательская работа "состояние здоровья и физического развития школьников"

1.Исследовать и обобщить  результаты  медосмотра,  сделать  выводы  о  состоянии здоровья детей класса. 2.Определить  приоритеты  направлений  р...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...