Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках и во внеурoчной деятельности
статья на тему

Антонова Ирина Викторовна

статья о духовно - нравственном развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Антонова И.В.

                                                                        учитель начальных   классов

                                                                         МБОУ Федосеевская СОШ

                                                                         с.Федосеевки Заветинского р-н

                                                                          Ростовской области                                                                                                                      

Духовно-нравственное воспитание и развитие

школьников на уроках и во внеурчоной деятельности

       Проработав в школе более 20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».Ш.А.Амонашвили. В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.               При реализации этой программы  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:  

 - в процессе обучения (урочная деятельность)

- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность)

     Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего в процессе обучения. Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашей школе была организована по  следующим направлениям развития личности:

  1. Социальное - «Птица счастья»  (духовно - нравственное).
  2.   общеинтеллектуальное – «Веселый английский», «Клаксон»( по правилам ПДД), клуб «Интеллектика»(шахматы).
  3. спортивно – оздоровительное «Если хочешь быть здоров».

4) общекультурное «В мире звуков», «Бисеринка», «Юный художник».      Программы организации внеурочной деятельности учащихся предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (10 часов в неделю), так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, конкурсы, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий.

Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок является актуальнейшей задачей духовно-нравственного развития и воспитания.     Мною разработана  программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Птица счастья», которая  рассчитана на  четыре года с 2010 по 2014 год. Планирование нравственной работы является значимым звеном в общей системе воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.  

     Цель  программы:  формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника, создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

   Задачи программы:  содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

    Программа соответствует специфике начального образования детей, и способствует: духовному и личностному росту учащихся; развитию творческого и логического мышления, способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции»; обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

План реализации разрабатывается в начале каждого  учебного года.  Программа имеет следующие разделы:

  1. Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)
  2. «Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)
  3. «Мой мир знаний» (учебно-познавательное)
  4. «Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)
  5. Я и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание).

 При отборе содержания и видов деятельности детей я учитываю интересы и потребности самих детей, пожелания родителей (через тестирование), рекомендации районного психолога, опыт внеурочной деятельности педагогов, привлекаемых к этой работе. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.                                                   Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения. Сформированные представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся были изложены в разрабатываемой школой основной образовательной программе начального общего образования. Занятия проходят в таких формах, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования

В рамках программы с целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны проводятся встречи, экскурсии. Все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература

  1. Закон об образовании
  2. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
  4. Ш. А. Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
  5. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.2009.
  6.  И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Выступление на тему: «Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве».

Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

"Опыт духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся"

Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания ...

Духовно-нравственные основы воспитания

laquo;Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный инт...