Консультация для родителей "Развитие фонематического восприятия у ребенка"
материал

Надежда Михайловна Семенова

Если ваш ребенок путает звуки в словах - это говорит о логопедическом нарушении. В школе он будет писать слова так, как их произносит: все неточности устной речи станут ошибками в тетрадках!

Замечали, что детям легче сказть "хутбол" вместо "футбол"? А как часто вы слышал  "дамным-дамно"? В школе он их сам себе продиктует и напишет ""небель", "хутбол".

В настоящее время существует множество игр и упражнений, которые помогут родителям научить ребенка слышать все, что происходит вокруг него.

Наблюдая за миром шумов, ребенок поймет, что предметы могут издавать разнообразные звуки: скрипы, шорохи, потрескивания, щелчки и т.д. Некоторые из них бывают похожими друг на друга. Многие играми желательно заниматься, меняясь ролями: пусть малыш будет ведущим, а взрослый - отгадывающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введения их в речь при одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.

Но, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:

1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ба-па, са-ца, тя-ча, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно повторяет некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.

2.  Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Предложите ему выбрать нужную картинку среди: бочка-почка, дом-сом, миска-мышка, коза-коса.

3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

 Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба, ма-на-ма.

Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак; том-дом-ком.

Развитие фонематического восприятия подразделяется на шесть этапов:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • различение слогов;
  • различение звуков;
  • анализ звукового состава слова.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Игра "Чья музыка слышится", которая позволит научить ребенка различать инструменты на слух по их звучанию. Можно взять, например, такие музыкальные инструменты как колокольчик, барабан, дудочка, бубен, гармошка. Играя со школьниками можно взять инструменты по одной штуке, ребенок будет называть инструмент при отгадывании. Однако, учитывая возможности ребенка можно и упростить игру. И положить перед ребенком такие же инструменты для того, чтобы он показывал на них, угадывая чья музыка слышится. Как играть? Между взрослым и ребенком ставится ширма для того, чтобы ребенок не видел какой инструмент берет взрослый. Сначала взрослый поочередно показывает и называет инструменты, демонстрирует, как они звучат. Затем убирает инструменты за ширму и вновь играет на инструментах. Ребенок определяет на слух, что звучит. Постепенно можно увеличивать количество музыкальных инструментов. В эту игру можно играть как в паре, так и в подгруппе.

Еще есть интересная игра "Отгадай, где хлопают", которая позволяет научить ребенка определять источник звука, прислушиваться. В игре участвуют несколько человек. Участники встают в круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза и в центр круга. Взрослый предлагает хлопать в ладоши тому, на кого он укажет рукой или посмотрит. Тот ребенок, на которого указали, хлопает в ладоши. А водящий с закрытыми глазами показывает направление звука. Через несколько минут водящий меняется.

2 этап различение высоты, силы, тембра голоса

Игра «Говорим шепотом». Эта игра учит детей внимательно слушать и прислушиваться. Взрослый выставляет перед ребенком любые игрушки (мишка, зайка, машина и др.) и говорит, что будет давать задания очень тихо (шепотом). Поэтому ребенку надо внимательно слушать, чтобы все правильно услышать. Взрослый немного отходит от ребенка и дает задания «Возьми зайку», «Посади мишку в машину» и т.д. Задания должны быть простыми и короткими и произноситься тихо и четко.

Игра «Кто говорит» научит ребенка различать одинаковые звукокомплексы по громкости и тембру. Для этой игры понадобится ширма и игрушечные или нарисованные герои сказки «Теремок» Игра проводится после знакомства со сказкой. Взрослый показывает ребенку игрушечных героев и имитирует голос каждого из героев. Потом взрослый прячет героев за ширму и говорит, что сейчас герои будут спрашивать каждый своим голосом «Кто-кто в теремочке живет?». Взрослый прячет героев за ширму и озвучивает не по порядку. Ребёнок отгадывает, чей голос звучит. И после ответа взрослый показывает героя, а затем вместе с ребёнком определяет правильно ли выполнено задание. В случае если ребёнок отгадал, то он забирает героя себе. Если нет, то герой возвращается за ширму. И игра продолжается до тех пор, пока все герои не окажутся у ребёнка. В случае возникновения трудностей взрослый демонстрирует голоса героев снова.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу

Игра «Выбери нужное слово» научит ребёнка различать слова близкие по звучанию. Для этой игры нам понадобятся предметы или картинки с изображением предметов, названия которых сходны по звучанию.

Можно использовать приведённые ниже вопросы и в повседневной жизни ребёнок выбирает верный ответ, произнося вслух полное предложение.

*Мама налила в тарелку СУП или ЗУБ? У девочки заболел ЗУБ или СУП?

*В тарелке САЛАТ или ХАЛАТ? У мамы разноцветный ХАЛАТ или САЛАТ?

*В подвале живёт КРЫША или КРЫСА? У дома наверху КРЫША или КРЫСА?

4 этап - различение слогов

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит». Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори». Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап - различение звуков

Очень важно сформировать навыки звукового анализа и синтеза так как этот этап является самым сложным для ребёнка. Ребёнок должен уметь определять следующее:

-Какие звуки входят в состав слова?

-Сколько всего звуков в слове?

-Какой звук в слове первый, второй, третий и так далее?

-А также уметь определять место отдельных звуков в слове (в начале, в середине или в конце  слова).

Игра «Поймай звук» учит ребенка различать гласные звуки на слух. Оборудование для этой игры не требуется. В процессе игры взрослый произносит различные гласные звуки в случайном порядке. Ребёнок внимательно слушает взрослого и услышав звуки малыш поднимает обе руки вверх и хлопает над головой один раз. Можно предлагать разные варианты заданий, например, присесть на корточки, услышав заданный звук.

Игра «Первый и последний звуки в словах» поможет научить ребёнка анализировать звуковой состав слова. Оборудование для этой игры не требуется задание, играть можно по пути в школу или из школы. Задача  в этой игре называть первый и последний звуки в слове. Взрослый произносит слова, а ребёнок называет только первый и последний звуки в словах. Важно обращать внимание ребёнка на то, что нужно называть звуки. Например, в слове «дом» первый звук [д], а не [дэ], последний [н], а не [нэ].

6 этап - анализ звукового состава слова

Игра «Какая картинка лишняя» поможет научить ребёнка анализировать звуковой состав слова, выделяя в них заданные звуки. Для этой игры понадобится различные картинки. Задача ребёнка найти лишнюю картинку. Взрослый выкладывает перед ребёнком четыре картинки, подобранные специальным образом. В названии трёх из четырёх картинок есть заданный звук. Ребёнок произносит слова, называя картинки, или слушает как их называет взрослый. Ребёнок убирает лишнюю картинку и объясняет свой выбор.  Например, такси – автобус – кошка. Или другой пример: заяц – зонт – замок – кепка.

Уважаемые взрослые! Если какие-то упражнения ребёнок выполнять затрудняется, не расстраивайтесь! Повторяйте то, что получается уже хорошо и хвалите его. Но возвращайтесь иногда к тем играм, которые пока сложно ему даются! Успехов вам и приятного времяпровождения с вашим ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...

Приложение к проекту "Фонематическое восприятие...." Конспекты- часть2

Конспекты логопедических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий....

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Консультация учителя - логопеда Синявской А.И. по теме: Развитие фонематического восприятия у младших школьников с помощью нейрологопедического тренажера.

Материалпредставляетт собой электронную презентацию по теме: Развитие фонематического восприятия у младших школьников с помощью нейрологопедического тренажера. Материал предназначен для учителей ...