Патриотическое воспитание младших школьников в ВУД
статья

Внеурочная деятельность - важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников вне классной комнаты, за пределами урока.

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [27].

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно целесообразно решение задач их воспитания и социализации [27].

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание внеурочной деятельности и ее формы должны соответствовать целям, задачам и планируемым результатам воспитательной деятельности. Вводимый постепенно в школах России новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает обязательность внеурочной деятельности в школе и выделение для ее проведения определённого числа (до 10) часов в неделю [27].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников в рамках

внеурочной деятельности

Учитель первой категории

Аввакумова Альфия Умаровна

Внеурочная деятельность как средство патриотического

воспитания младших школьников

Внеурочная деятельность - важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников вне классной комнаты, за пределами урока.

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [27].

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно целесообразно решение задач их воспитания и социализации [27].

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание внеурочной деятельности и ее формы должны соответствовать целям, задачам и планируемым результатам воспитательной деятельности. Вводимый постепенно в школах России новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает обязательность внеурочной деятельности в школе и выделение для ее проведения определённого числа (до 10) часов в неделю [27].

Внеурочная деятельность относится к общему, а не дополнительному образованию детей, является обязательной частью основной образовательной программы, финансируется из регионального бюджета. При этом к ее организации могут привлекаться как педагоги школы, так и организации дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени при высокой степени свободы выбора вариантов внеурочной деятельности со стороны детей и их родителей [27].

Частью внеурочной деятельности является патриотическое воспитание младших школьников, и это одна из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание младших школьников - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как

младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей гражданских качеств особую роль сыграли А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий [19;24;28].

Рассмотрим формы воспитательной работы во внеурочной деятельности. Одна из основных форм воспитательной работы - это классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру.[25]

Выделяют три основных функции классного часа:

  1. Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
  2. Ориентирующая функция заключается в формировании у обучающихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.
  3. Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.

Чаще всего классный час одновременно и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Таким образом, классный час является основной формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).

Информационный час - одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу [25].

Информационный час решает задачи образования (обучающиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни и делах своих сверстников, расширяют кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом).

Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива [25].

Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Экскурсия как форма воспитательной работы используется в урочной  и внеурочной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.[25].

Путешествие - это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия - это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Праздник - особая форма воспитательной работы. Праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:

  • во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции;
  • во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы;
  • в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию [25].

По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические и др. Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни. Народные и календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку. Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению. Праздники искусства украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством. Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. КТД - способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А, ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.[25]

В современной педагогической литературе представлены различные классификации средств и методов воспитания [9].

С нашей точки зрения наиболее удобной и объективной представляется классификация методов воспитания на основе их направленности (Г.И. Щукина) [41].

В соответствии с ней, выделяются 3 группы методов воспитания:

  1. методы формирования сознания личности (рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, пример);
  2. методы организации деятельности информирования опыта поведения(поручение, упражнение, приучение);
  3. методы стимулирования поведения и деятельности (требование, соревнование, поощрение, наказание)

Рассказ – это один из основных методов нравственно-этического воспитания и предполагает накопление у обучающихся запаса представлений и понятий о тех нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом данный метод основан на переживаниях школьников, через них учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Реализовать методы рассказа и разъяснения возможно при изучении художественных произведений.

Разъяснение - один из наиболее доступных методов нравственно-этического воспитания. Необходимо выяснить, что знают дети о правилах отношений с другими детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятия «доброта», «честность», «справедливость». С помощью данного метода учащимся разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в обществе.

Пример - выбор образца для подражания на основе симпатий, привязанностей, склонностей.

Внушение - некритичное предложение учащимся некоторых желаний, идей, установок. Эффект внушений зависит от авторитета педагога.

Упражнение - многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. Учителю необходимо показать различные пути решения задач, разъяснить сущность и значение воспитываемого качества.

Приучение - организация регулярного выполнения учащимися действий, которые становятся привычными формами поведения. Данный метод состоит из показа и закрепления с повтором.

Требования - непосредственное побуждение ребенка к поступку или действию. Требования должны опережать развитие личности ученика, а также переходить в требования ребенка к самому себе.

По форме выделяют два вида требований:

  • прямые (приказ, указание, предписание); -
  • косвенные (просьба, совет, намек).

Также требования разделяют по эмоционально-психологической направленности:

а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба,

одобрение, выражение доверия);

б) требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза, приказ);

в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, требование в

игровом оформлении).

Соревнование - данный метод повышает мотивацию и активность учащихся. Им заранее предложены различные способы достижения цели и критерии оценивания результатов.

Поощрение - выражение положительной оценки поступка учащегося, вызывающее у него удовлетворение своей деятельностью.

Наказание - выражение отрицательной оценки поступка учащегося. Видами наказания являются порицание, замечания, неодобрение, выговор, осуждение.

На формирование основ патриотизма у учащихся огромное влияние оказывает такой метод воспитания, как создание и анализ ситуаций. В педагогической практике используются следующие виды воспитывающих ситуаций:

  • проблемная  - формирование представлений о способах решения проблемы;
  • конструктивная - проектирование поведения в заданных условиях;
  • прогностическая - развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);
  • оценочная - формирование и развитие навыков оценки;
  • аналитическая - анализ верных и ошибочных действий участников;
  • репродуктивная - словесная или практическая демонстрация уже имеющегося опыта поведения.

В процессе проигрывания различных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.

По нашему мнению, наиболее результативным методом патриотического воспитания является беседа.

Беседа - метод убеждения. Ее задачи: формирование патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и результативный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести:

Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт белорусского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.

Русские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах.

Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.

Социально-психологические игры. Назначение этих игр - создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.

Исходя из выше изложенного, учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, используются следующие формы и методы:

  • экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по

улицам города, к памятным историческим местам, к православным храмам);

  • коллективные творческие дела («Праздник русской матрёшки» и др.);
  • праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника

Отечества, День Победы);

  • устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»);
  • выставки рисунков и поделок («Посмотри, как хорош край, в

котором ты живёшь», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей», «Ребята нашего двора»);

  • викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История

родного края», «Профессии людей нашего города»);

  • конкурсы проектов («Зелёный наряд моего двора», «Как сделать

город чистым?», «Семейная летопись»); 

  • акции («Милосердие», «Забота»);
  • конкурсно-игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!»,
  • круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т.д.

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.[41]

Таким образом, интерес к патриотическому воспитанию у младших школьников проявится, если при планировании занятий учитель будет использовать разнообразные формы воспитательной работы (устный журнал, экскурсия, путешествие, праздник и т.д.). Решая воспитательные задачи классному руководителю важно применять не только методы формирования сознания (рассказ, беседа и т.д.), но и методы организации и стимулирования деятельности и поведения.

Мы рассмотрели формы внеурочной деятельности как средства патриотического воспитания младших школьников и переходим к рассмотрению педагогических условий формирования патриотической воспитанности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...