Готовность к материнству как средство духовно-нравственного воспитания детей-сирот
статья

Кузьменкова Марина Олеговна

Последние десятилетия проблемы материнской жестокости и пренебрежения нуждами ребёнка, стали предметом научных исследований различных ученых во многих странах мира. В России интерес к этой теме возник совсем недавно, когда появились первые статистические данные о распространённости отказов матери от своего ребёнка. Сложившаяся ситуация требует изучения определения материнства, его значимости в жизни современных людей, особенно молодых девушек-сирот, влияние духовно-нравственного воспитания на формирование готовности к материнству у детей-сирот. Средства массовой информации, ориентируясь на западную культуру, разрушают у российской молодежи культурные, духовные и национальные ценности. И как следствие повсеместно разваливается институт семьи. Увеличивается число разводов, гражданских и гостевых браков. Молодое поколение утратило духовность и нравственность, которые являются показателем здорового общества. Поэтому на данном этапе в нашем обществе поднимаются особо остро вопросы духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность к материнству как средство духовно-нравственного воспитания детей-сирот

В нашей стране отношение к материнству является духовно-нравственной ценностью, которая относится к духовному наследию русского народа. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций призвана воспитывать своих детей своим укладом жизни, сохранять и преумножать то, что досталось нам от предыдущих поколений.

Последние десятилетия проблемы материнской жестокости и пренебрежения нуждами ребёнка, стали предметом научных исследований различных ученых во многих странах мира. В России интерес к этой теме возник совсем недавно, когда появились первые статистические данные о распространённости отказов матери от своего ребёнка. Сложившаяся ситуация требует изучения определения материнства, его значимости в жизни современных людей, особенно молодых девушек-сирот, влияние духовно-нравственного воспитания на формирование готовности к материнству у детей-сирот. Средства массовой информации, ориентируясь на западную культуру, разрушают у российской молодежи культурные, духовные и национальные ценности. И как следствие повсеместно разваливается институт семьи. Увеличивается число разводов, гражданских и гостевых браков. Молодое поколение утратило духовность и нравственность, которые являются показателем здорового общества. Поэтому на данном этапе в нашем обществе поднимаются особо остро вопросы духовно-нравственного воспитания.

Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что именно ценностные ориентации определяют отношение личности к окружающему миру и самому себе. Семья должна строиться на семейных ценностях, и только духовные ценности помогут сохранить семью.

Таким образом, социальная составляющая духовного призвания семьи реализуется через осуществление родителями задачи развития личных духовных сил ребёнка посредствам его духовно-нравственного воспитания, содействия формированию ценностно-смысловой сферы личности растущего человека.

Фундаментальной основой формирования материнства является духовность. В традициях христианской культуры сохранился образ матери, пребывающей в неустанной молитве с младенцем на руках. Глубокая и истинная любовь материнского сердца формирует сильную личность, способную побеждать, любить и все покрывать любовью.

В современной России, основными проявлениями кризиса семьи и причинами детского сиротства являются: алкоголизм родителей, жестокое отношение к своим детям, пренебрежение их потребностями; увеличение недееспособных родителей из-за психических расстройств на почве алкоголизма; отказ от младенцев, большое количество родителей, находящихся в местах лишения свободы.

 Объект исследования: Духовно-нравственное воспитание детей-сирот

Предмет исследования: Педагогические условия формирования готовности к материнству у детей-сирот

Цель: определить педагогические условия, средства и методы, которые могут обеспечить формирование у детей-сирот готовности к материнству.

Исходя из цели и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

-Осуществить анализ социологической, психологической и педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания

-Выявить специфику готовности к материнству у детей-сирот  

-Определить факторы готовности к материнству у детей-сирот

-Разработать теоретическую модель духовно-нравственного формирования у детей-сирот готовности к материнству

Наше исследование проводилось в Сиверском специальном коррекционном детском доме МБОУ. Для этого мы провели комплекс мероприятий духовно-нравственного содержания: анкета, просмотр фильма «Дотянуться до мамы», чтение книг о материнстве, письма матери; проведение мероприятия, посвящённого Дню матери, подарок матери - открытку.

В исследовании принимало участие 11 девочек-сирот в возрасте от 13 до 17 лет. Многие девочки с детства лишены материнской любви, внимания и заботы, отсюда – базовое недоверие к миру, слабая или совсем отсутствует привязанность к матери, эмоциональная холодность и т.д. В ходе анкетирования выяснилось, что мечты стать мамой имеют большинство девочек. А вот представить себя в роли мамы и знать её качества многие не хотят. Образование семьи также имеет важное значение. По результатам проведённых мероприятий, мы увидели необходимость проведения дальнейшей работы по формированию у подростков готовности к материнству, т.к. понятие сформированности образа матери носит стихийный характер.

Очень важно, работая с сиротами, применять индивидуальный подход. Дети-сироты жаждут быть узнанными на личном уровне. И обращение с ними как с отдельными личностями может чудесным образом изменять и исцелять их сердца, формируя в них духовность и нравственные качества.

Итак, чтобы успешно совершить родителями в семье духовно-нравственное воспитание детей, нужно как можно раньше сформировать в ребенке те ценности традиционной культуры, которые позволят ему уверенно определить свое место в истории своей семьи и взять ответственность за себя, своих детей и внуков. А сформированное материнство поможет ему в этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"

Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...

Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и  принятия ценностей национальной культуры....

Статья «Народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников»

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства...

Урок литературного чтения как средство духовно- нравственного воспитания

Урок литературного чтения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения....