Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий (разрешения конфликтов) в группе продлённого дня
статья (2 класс)

Санникова Маргарита Семёновна

В статья представлена примерная программа, основная задача которой будет заключаться в том, чтобы способствовать развитию коммуникативных умений (оценка эмоционального состояния партнёра, отказ, осуществление конструктивного и позитивного взаимодействие и т.д.), что поспособствует формированию конфликтологической компетенции младшего школьника. Программа содержит в себе комплекс занятий, которые могут осуществляться как в группе продлённого дня, так и во время образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razreshenie_konfliktov.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий (разрешения конфликтов)

в группе продлённого дня»

подготовила воспитатель ГПД

Санникова Маргарита Семёновна

Конфликт является неизбежной частью человеческих взаимоотношений, особенно в школе. Значимыми взрослыми для ребёнка в младшем школьном возрасте являются родители и учителя, которые часто считаю, что помогать детям разрешать конфликты довольно легко. Часто взрослые прибегают к такому типа вмешательства как использование таких прямых установок как «попроси прощения», «не кричи», «не дерись», но это не дает ребёнку возможности решать свои собственные конфликты. Разрешение конфликтов - это усвоенный навык, который требует практики. Родители и учителя могут помочь развить этот навык, если не будут ставить перед собой цель в подавлении конфликта.

Исходя из того, что в младшем школьном возрасте наиболее авторитетным для ребёнка является личность учителя, соответственно, изначально стоит представить краткую программу развития у младших школьников способности разрешения конфликтов. Основная задача программы будет заключаться в том, чтобы способствовать развитию коммуникативных умений (оценка эмоционального состояния партнёра, отказ, осуществление конструктивного и позитивного взаимодействие и т.д.), что поспособствует формированию конфликтологической компетенции младшего школьника. Программа содержит в себе комплекс занятий, которые могут осуществляться как в группе продлённого дня, так и во время образовательного процесса.

Так первое занятие может быть направлено на формирование умения оценивать эмоциональное состояние партнёра, на котором для учителя будет важно создать условия для развития у учащихся представления о собственных эмоциях и эмоциях других людей, понимание которых может помочь в дальнейшем избежать противоречий, несущих негативные последствия. На этом этапе возможно использование игры «чем мы похожи», которую можно проводить во время перемены. Начинает игру педагог, вызывая в круг одного из учеников по принципу сходства с собой, допустим, цвет глаз, в свою очередь ребёнок вызывает в круг следующего одноклассника и так до тех пор, пока все дети не окажутся в кругу. В конце учитель может подвести итог, говоря о том, что, несмотря на то, что все люди разные, всё равно можно найти что-то общее. В рамках учебного времени, наиболее вероятно развитие данного умения на уроках литературы, посредством анализа характера и совместного обсуждения мотива того или иного поступка.

Следующее занятие может быть направлено на развитие группового взаимодействия, что поспособствует сокращению возникновения внутригрупповых и межличностных конфликтов. Для учителя важно создать условия, в которых учащиеся самостоятельно откроют особенности взаимодействия в группе, научатся учитывать интересы других людей и действовать так, чтобы достигнуть согласия при решении групповой задачи. Во время перемены возможно использование игры «Путаница», когда учащиеся встают в круг, вытягивают правую руку и находят «друга по рукопожатию», затем также с левой рукой. Затем, задача игроков состоит в том, чтобы распутаться, не разъединяя руки, в дальнейшем можно усложнить игру условием запрета на всякое общение между участниками. В начале или в конце урока возможно использование игры «Комплименты», когда каждый из субъектов учебного процесса говорит добрые слова другому, хвалит за что-либо.

Затем, одно из занятий может быть направлено формирование способности оказания поддержки, помощи. Цель этого занятия будет заключаться в создании в классе доброжелательной атмосферы, которая будет способствовать сплочению коллектива, воспитанию отзывчивости, в противном случае, соперничество и негативно настроенные участники учебного процесса будут только способствовать возникновению большого количества конфликтов. Здесь может использоваться такая игра как «Аплодисменты», когда учитель называет какое-либо умения (например, петь, танцевать, читать выразительно и  т.п.) и просит встать тех, кто им обладает, остальные участники аплодируют. Посредством этого упражнения учащиеся больше узнают друг о друге, выявляют что-то общее, что может поспособствовать их сближению. Также, этот приём может быть использован и в урочной деятельности, когда за правильный ответ учащиеся будут аплодировать друг другу.

Далее могут быть реализованы занятия по формированию умения вежливо отказывать, то есть без повышения голоса, возникновения недопонимания и обид; умения корректно обращаться за помощью, не используя приём требования. Грамотное построение взаимодействия учащихся обеспечит формирование у них необходимых коммуникативных компетенций, создания доброжелательной обстановки, в которой возникающие конфликты будут решаться конструктивно, без возникновения новых. В целом, по мере овладения приёмами, учитель может их компоновать и составлять занятия, на которых только с помощью корректного взаимодействия учащихся может быть достигнута определённая цель.

При реализации данной программы, для предупреждения конфликтных ситуаций, создания благоприятной атмосферы в классе и здорового нравственного климата, учителю следует овладеть следующими основными правилами, выделенными Л. Корневой.

Первое правило призывает педагога, особенно начинающего, стараться разбираться в истинной причине отрицательного поступка школьника, вдумчиво анализировать, так как не всегда за ним скрывается именно отрицательный мотив. Следующее правило призвано напомнить учителю о том, что хорошо организованная совместная деятельность учащихся способствует их сближению и повышению их авторитета. И, в третьем правиле Л. Корнева как бы заключает, что предусмотрительность и корректность поведения учителя будет способствовать снижению напряжения в общении со школьником.

Что касаемо родителей, они также могут использовать игры и приёмы, представленные выше, что будет способствовать их большему закреплению и усвоению. Перед взрослыми стоит задача помочь ребёнку научиться понимать свои эмоции,  корректно выражать их, а также уметь слушать других, принимать их мнение и не бояться конфликтных ситуаций. Ввиду того, что ребёнок, взаимодействуя с родителями, преимущественно находится в неформальной обстановке, соответственно и обучаемые методы разрешения конфликтов могут быть нестандартными.

Родителям стоит строить свою работу последовательно, начиная с более простых и конкретных приёмов, например, ввиду того, что наиболее частыми в младшем школьном возрасте являются конфликты, возникающие при определении первенства в совершении того или иного действия («кто первый пойдет?», «кто первый нарисует?» и т.д.). Вместо того чтобы позволять небольшим конфликтам обостряться и тратить драгоценное время на их решение, следует просто объяснить ребёнку принцип этой игры и на практике закрепить её применении. Преимущество этого приёма заключается в том, что правила довольно просты для запоминания: на счёт «три» игроки выбирают либо камень, либо бумагу, либо ножницы (камень давит ножницы; ножницы режут бумагу; бумага покрывает камень), если оба игрока выбирают один и тот же объект, повторяют те же действия.

На следующем этапе, после овладения простых приёмов разрешения конфликтов, можно переходить к использованию «Я - сообщения». Известно, что дети обвиняют других в возникновении проблемы, поэтому взрослым важно помогать детям в распознавании эмоций, как собственных, так и чужих. Использование выражения «я», например: «Мне грустно, когда ты не играешь со мной», позволяет детям определять свои эмоции, а не обвинять других. Родителям следует направлять детей, рассказывая им о собственных конфликтах с помощью Я - сообщений, прежде чем обсуждать возможные решения.

Завершающим этапом работы учителя и родителей может являться использование приёма «Мирный путь». Данный приём подразумевает под собой совместную разработку родителями или учителями краткого руководства, содержащего последовательные шаги, которые необходимо предпринять учащимся при разрешении конфликтов. Так, например, путь может содержать такие утверждения, которые нужно закончить: «Я чувствую… когда…» и «Мне нужно…», или ответы на вопросы учащихся, такие как «что случилось?», «Как бы вы себя чувствовали?». Изначально, данное руководство можно составить родителям или учителям самостоятельно и в ходе обсуждения с учениками дополнять различными аспектам.

Важно, чтобы формирование коммуникативных умений организовывалось и в образовательной среде, и в семье, так как, осознавая свою значимость в формировании у младших школьников умений разрешать конфликты, родители и учитель могут выстроить определённый план действий, построенный на сотрудничестве и нацеленный на помощь детям в проблемных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Выступление на методическом совете школы на тему«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»...

Выступление на методическом совете школы на тему «Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Выступление на методическом совете школы на тему«Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий»...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, котор...