Разработка открытого урока , проводимого учениками 2 класса для учащихся 1 класса.
план-конспект занятия (1 класс)

Данное занятие дает возможность познакомить учащихся начальной школы с истоирей  блокадного Ленинграда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_1_klassa_o_blokade_leningrada.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

                             Для 1 класса о блокаде Ленинграда

Разработка открытого  мероприятия, посвященного дню снятия блокады Ленинграда.

Цель: познакомить учащихся с событиями ВОВ, блокадой Ленинграда.

Задачи :

воспитывать чувство патриотизма и уважения к национальным святыням;

воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, за могущество и независимость нашей Родины;

вырабатывать познавательный интерес к истории своей страны, своего города.

Подготовительные мероприятия :

  1. Рассказ о членах семьи, принимавших участие в защите  блокадного Ленинграда,  являвшихся жителями блокадного Ленинграда (принести их фотографии)
  2. Разучивание песни «Дети блокады»

Дети блокады

Наш город родной над Невой

Не сломлен суровой войной.

Он в годы блокады, жестокой, нещадной,

Сражался и в холод и в зной!

Припев:

Нас память уносит назад,

Туда, где сирены гудят,

Где рвутся снаряды, а дети блокады

В глаза… лютой… смерти глядят.

Был в городе голод и мор.

Изрытый бомбежкою двор.

Но дети взрослели и выжить сумели,

Все помнится им до сих пор.

Припев:

Нас память уносит назад,

Туда, где сирены гудят,

Где рвутся снаряды, а дети блокады

В глаза… лютой… смерти глядят.

Но выстоял русский народ.

И память об этом живет

В сердцах поколений.

И точное время

Ведёт непрерывный отсчёт.

Припев:

Нас память уносит назад,

Туда, где сирены гудят,

Где рвутся снаряды, а дети блокады

В глаза лютой смерти глядят.

Блокадные ночи и дни,

Как долго тянулись они.

О, сколько утрат познал Ленинград

В суровые годы войны.

В суровые… годы… войны.

  1. Разучивание стихотворений о блокаде Ленинграда.

Урок начинается под музыку песни «О героях былых времен» А . Агроновича( 1 кадр)

(2кадр)

22 июня 1941 года без объявления войны немецко-фашистские войска перешли границу Советского Союза . Так раньше называлась наша страна. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов. 

(3 кадр и почти сразу 4 кадр)

Немецкое командование рассчитывало за несколько месяцев захватить  достаточно большую часть  нашего государства.  Фашисты говорили, что сердце нашего государства – это Москва, а Ленинград – это его душа, и если захватить Ленинград, то дух защитников нашей страны будет сломлен. Поэтому именно на Ленинград был направлен один из основных ударов немецких войск.

 Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого командования «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли.  После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Но оборона Ленинграда сорвала планы врага.

(Пролистать 5,6 и 7 кадры и оставить  8 кадр)

 На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами  в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Мужчины, женщины, вчерашние школьники, дети  рыли окопы, устанавливали противотанковые укрепления. Но не смотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

(9кадр)

 Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы.

(10 кадр)

Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, театры, музеи,  гибли женщины, старики, дети.

(11  кадр )

На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!»

(когда выйдут и построятся дети переключить на 12 кадр)

5 ученик.

Весь Ленинград, как на ладони,

С горы Вороньей виден был.

И немец бил

С горы Вороньей,

Из дальнобойной «Берты» бил.

6 ученик

Прислуга в землю «Берту» врыла

Между корней, между камней.

И поворачивая рыло,

Отсюда «Берта» била, била

Все девятьсот блокадных дней.

7 ученик

Без перерыва в голод, в горе,

В ребячий выкрик, в хлеб и соль,

В последний свет в последнем взоре,

В его отчаянье и боль,

В его последнее решенье,

В его «Умрем, но не сдадим!»

И над открытою мишенью ревел огонь,

Клубился дым.

(13 кадр)

 Кольцо вокруг Ленинграда все сужалось.

 Ежедневные бомбежки, холод, болезни, тысячи погибших, но самым страшным был голод. Запасы продуктов уменьшались с каждым днем. Ежедневно каждому жителю выдавали паек. Это хлеб.

(14 кадр)

 Но не такой белый, мягкий и душистый, как едим ежедневно мы с вами. В состав этого хлеба входили: мякина, опилки, отруби и небольшое количество муки. Но и его выдавали ограниченное количество.

В Ленинграде начался голод. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем  несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень. Наступили дни, когда жить было подвигом. Норма выдачи хлеба на декабрь 1941 года.

  • Рабочие и ИТР - 250 г.
  • Служащие - 125 г.
  • Иждивенцы - 125 г.
  • Дети - 125 г.

125 граммов хлеба делили на три части: завтрак, обед и ужин.

(15 кадр)

ученик

Вместо супа - бурда из столярного клея, 
Вместо чая - заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград. 

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, 
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! 
...Сотый день догорал. Как потом оказалось, 
Впереди оставалось ещё восемьсот. 
Ю. Воронов

(16 кадр)

Пришли  и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода. Люди с застывшими лицами медленно двигались по улицам, не смеялись и не улыбались, ноги передвигали, не сгибая в коленях. Больше всего боялись упасть, а если падали, то с особой настойчивостью просили поднять.

(17 кадр)

Строки из писем:

"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь"

"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

(18 кадр)

За водой ходили на ближайшую речку. Лунка обмерзала, выстраивалась очередь. Какие же усилия требовались голодному, больному человеку, чтобы вытащить наполненное ведро на обледеневшую набережную? Настоящим горем считалось, когда ведро вырывалось из ослабевших рук и катилось вниз. Воду берегли, перестали умываться.

(19 кадр)

 ученик

Варвара Вольтман-Спасская

По воду

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

Болезни и смерть шли по городу. Жить в одиночку было страшно и трудно. Поэтому объединялись семьи в одной квартире: легче было отапливаться и помогать друг другу. Кругом горе, но люди не черствели, были отзывчивыми, как могли поддерживали "нормальную" жизнь. Воду экономили. Один раз в неделю мылись, потом в ней стирали, а уж после всего мыли пол.

(20 кадр)

Но город жил и боролся . Ленинградцы не только всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу, - Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях...

(21 кадр)

 Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре - декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. В сентябре - октябре 1941 года немецкая авиация совершала по несколько налетов в день, и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога. Люди уходили в укрытия, подвалы и находились там по несколько часов до отбоя.

(22 кадр)

Такое массовое отвлечение рабочих приводило к снижению темпов производства, и было принято решение при появлении одного-двух самолетов тревогу не объявлять. Сами рабочие настояли, чтобы работа не прекращалась даже при налете большого количества самолетов, если нет непосредственной угрозы заводу. Пришлось пойти и на такой риск - фронт требовал оружия.

Чтобы получать больший паек (рабочим , как уже говорилось, выдавали по 250 г хлеба) , чтобы помогать своему городу, наравне со взрослыми у станков работали и дети.

В эти дни 14-летний мальчик Федор Быков написал отцу на фронт:

«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер Дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время хочу есть, и мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь делают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков.»

 Детям  приходилось хуже всего. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

(23 кадр)

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

(24 кадр)
Таня Савичева
Автор стихов С. Смирнов


На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.

Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -


(25 кадр)


Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...

(26 кадр)


Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!

(27 кадр)

Жизнь в городе не замирала: работали школы, библиотеки, в январе 1942 года Исполком Ленгорсовета решил устроить для учащихся младших классов новогодние елки. Вот какая была программа праздника:

1. Художественная часть;

2. Встреча с бойцами и командирами Красной Армии и Военно-Морского Флота;

3.Танцы и игры у елки;

4. Обед.

Но танцы и игры не состоялись. Все дети были истощены до такой степени, что едва стояли на ногах. Они вели себя как маленькие старички - не смеялись, не шалили - ждали обеда. Обед состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы и киселя.

Сидели молча, ели медленно, стараясь не уронить ни крошки.

(28 кадр)

 ученик

Девчонка руки протянула 
И головой - на край стола... 
Сначала думали - уснула, 
А оказалось - умерла. 

Её из школы на носилках 
Домой ребята понесли. 
В ресницах у подруг слезинки 
То исчезали, то росли. 

Никто не обронил ни слова. 
Лишь хрипло, сквозь метельный сон, 
Учитель выдавил, что снова 
Занятья - после похорон. 

Автор Юрий Воронов  

(29 кадр)

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит лед под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км.

(30 кадр)

Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские  бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано 1мл. 376тыс. человек.

(31 кадр)

 По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни.

(32 кадр)

         В следующую блокадную зиму

1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось:

  •  ходил общественный транспорт,
  • работали предприятия,
  •  открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация,
  • работали городские бани и т.д.

(33 кадр)

Советские войска  пытались прорвать кольцо блокады четыре раза. Успешной оказалась лишь пятая попытка. Наступление началось 12 января 1943 года. По врагу, окопавшемуся южнее Ладоги, ударили одновременно с двух сторон.

(34 кадр)

 Тяжелые бои шли неделю. 18 января войска, рвавшиеся навстречу  друг другу, соединились, расчистив коридор в 10 километров. Первыми в осажденный город прошли колонны с продовольствием. И хотя до полного снятия блокады оставалось больше года, город был спасен.  27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

(35 кадр)

  •  За залпом залп. Гремит салют.
    Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
    А ленинградцы тихо плачут.
    Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
    Их радость слишком велика –
    Гремит салют над Ленинградом!
    Их радость велика, но боль
    Заговорила и прорвалась:
    На праздничный салют с тобой
    Пол-Ленинграда не поднялось…
    Рыдают люди, и поют,
    И лиц заплаканных не прячут.
    Сегодня в городе – салют!
    Сегодня ленинградцы плачут…

(36 кадр)

  • Это было, было с нами 69 лет назад .Голод. Гибель людей, смерть:
  • Поэт Роберт Рождественский в поэме "Реквием"
  • Обращается ко всем нам

  • (37 кадр)
  • ..:помните!
    Какою ценой
    Завоевано счастье, -
    Пожалуйста, 
    Помните!
  • Песню свою,
    Отправляя в полет, -
    Помните!
  • О тех,
    Кто уже никогда не споет, -
    Помните!
  • Детям своим
    Расскажите о них,
    Чтоб запомнили!
    Детям детей
    Расскажите о них,
    Чтобы тоже запомнили!
  • ( 38 кадр)
  • Во все времена 
    Бессмертной земли
    Помните!
    К мерцающим звездам 
    Ведя корабли, -
    О погибших
    Помните!
  • Встречайте трепетную весну,
    Люди Земли.
    Убейте войну,
    Прокляните 
    Войну, люди Земли!
  • Мечту пронесите через года
    И жизнью 
    Наполните!..
    Но о тех,
    Кто уже не придет 
    Никогда, -
    Заклинаю, -
    Помните!

39 кадр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Home"

Разработка открытого урока. На уроке используются различные виды деятельности. Урок проводится в форме игры путешествия, а так же прилагается презентация....

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Разработка открытого урока во 2 классе "Животные"

Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, УМК "Spotlight 2". Тема урока "Животные", тип урока: обобщение и систематизация ЗУН....

Разработка открытого урока по теме: "Личные местоимения", 2 класс

Работа представляет собой знакомство с понятием "Личные местоимения", их использование в английском языке. На данном уроке происходит отработка и закрепление лексического и грамматического материала. ...

Разработка открытого урока в 6 классе Theme. Тақырыбы. Тема : Biggest and best !.

Theme. Тақырыбы. Тема : Biggest and best !.Type. Типі. Тип : Комбинированный.Objectives. Мақсаты. Цель : Обобщить знания по теме, развивать умения и навыки комунникации, самостоятельной работы, ...

Методическая разработка открытого урока по гимнастике для учащихся 3 класса.

Технологическая карта  урока  по теме "Гимнастика в жизни человека. Развитие координационных способностей" .Дидактическая цель: создать условия для повышения мотивации к занятиям различными ...