Доклад на МО учителей начальных классов «Эффективность трудовой деятельности с обучающимися с ТМНР»
консультация

Чупина Ольга Петровна

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Основное назначение образовательных организаций – подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в окружающем социуме. Главную роль во всей образовательной системе играет трудовое воспитание и обучение. От того, как оно будет организовано, зависит уровень социализации детей с ТМНР.

  Процесс социализации детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне затруднен прежде всего тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Лев Семенович называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагогов, родителей он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. Эти проблемы решаются в рамках приобщения детей к трудовой деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022.04.28-effektivnost_tr_deyat-ti_doklad_29.03.2022.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО учителей начальных классов

«Эффективность трудовой деятельности с обучающимися с ТМНР»

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Основное назначение образовательных организаций – подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в окружающем социуме. Главную роль во всей образовательной системе играет трудовое воспитание и обучение. От того, как оно будет организовано, зависит уровень социализации детей с ТМНР.

  Процесс социализации детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне затруднен прежде всего тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Лев Семенович называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагогов, родителей он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. Эти проблемы решаются в рамках приобщения детей к трудовой деятельности. 

     К моменту поступления в учреждение, дети с ТМНР, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опекой со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справится самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу. Вместе с тем опыт показал, что некоторым таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового пособия, посуды со стола после принятия пищи), но не всем, только тем, кто готов к выполнению таких поручений.

     Трудовое воспитание детей с ТМНР на начальных этапах предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых. Воспитание таких детей происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в умении мыть и вытирать полотенцем руки, приема пищи или кормления в столовой, одевания и раздевания на физкультуру. Это позволяет успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. 

     Участие детей во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек. Процессу формирования данных навыков предшествуют сюжетно-ролевые игры, и каждый может попробовать расчесать куклу, накрыть стол, одеть или раздеть демонстрационную куклу. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации.

    На начальных этапах работы, пока дети ещё не имеют определенного опыта, например, в переодевании на физкультуру, действуем совместно с ними, стимулируя и подкрепляя активность, по принципу «рука в руке». По мере, того, как дети овладевают отдельными действиями, появляется возможность организовать помощь однокласснику: застегнуть липучки на обуви, помочь в чем-либо другом. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находится в пределах их возможностей - это одна из важных задач  работы.

Практическая часть.

1.Формирование навыков еды и письма.

Используя прием «рука в руке», необходимо подходить к ребенку сзади, брать его руку в свою руку, правильно расставляя его пальцы, и направить его движения. Таким образом, оказываем физическую помощь для выработки мышечной памяти. То же самое с умением правильно держать ручку, карандаш во время письма или рисования.

2.Формирование навыков одевания.

Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность движений двух рук и координация.

1.Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в правильном, устойчивом положении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на удерживание равновесия.

2. Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать.

3. Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс.

4. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, чтобы ее легче было снимать и надевать.

5. Закреплять навыки одевания на другом материале (игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц, молний, шнуровок – без него нельзя).

6. Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Показать, в каком порядке, последовательности это легче сделать.

  Таким образом, само собой напрашивается вывод: для воспитания и формирования у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо возлагать на них в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, с которыми они в состоянии справиться. Формировать у них тот уровень работоспособности, который находится в пределах их возможностей, то есть не нужно ограждать ребенка от элементарных обязанностей, в том числе обслуживанию себя самого, и тогда к моменту выхода из школы, ребенок сможет достигнуть определенной степени самостоятельности и независимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра

Самообразование учителя затрагивающий все  стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"

Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...

ДОКЛАД "Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка, обучающегося в классе с ТМНР"

Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.  Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель.     Младший школьный возраст является таким период...