Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа (2, 3 класс)

Светлана Валерьевна Сёмина

Нет аннотации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vn._d._opk.docx66.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Субботниковская основная школа

Сычевского района Смоленской области

Рассмотрено

на педсовете протокол № __

от _________ 20__ г. Руководитель ШМО

__________ М. Н. Тихомирова

Принято

педагогическим советом

протокол № __

от _________ 20__ г.

Утверждаю

Приказ от _____20__ г. № __

Директор школы

___________Н.А. Пояркова

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Основы православной культуры»

Ступень обучения (класс)  _ начальное общее 2- 3 класс 

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

                                                         

Количество часов       68ч  

Уровень        базовый_     

Сроки реализации программы   2 года

Составитель:

-Сёмина Светлана Валерьевна,

учитель первой категории;

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________М.Н. Тихомирова ___________ 20__ г.

             2022 г.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» предназначена  для  обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы и разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

      - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 304-ФЗ от 31.07.2020 г.

       - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения;  

      -основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Субботниковской  ОШ;

      -учебный план МКОУ Субботниковской ОШ на 2022 – 2023 учебный год;

   -«Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества.                                  

      -СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

     -Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учителя  МКОУ Субботниковской ОШ.

Актуальность

 Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

       Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Л. Л. Шевченко. «Православная культура».  1 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
  2. Л. Л. Шевченко. «Православная культура». 2 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, 5 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2010.

Общие цели и задачи учебного курса

Цели:

В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующих основных целей.

             В сфере личностной самореализации обучающихся :

-приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;

-содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;

-воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

-содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры обучающихся;

-формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

-выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;

-удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры;

-реализация прав обучающихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении;

-создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.

           В сфере социализации обучающихся в современном российском обществе:

-приобретение обучающимися знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;

-интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;

-выработка уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод;

-развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;

-формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

-содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентированного на развитие институтов гражданского общества в России и утверждение норм правового государства в Российской Федерации.

       В сфере интеграции обучающихся в культурное пространство России:

-формирование культурологической компетентности обучающихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

-интеграция личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания;

-выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

-воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности.

 

      В соответствии с этим разработаны основные задачи:

- актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном аспекте;

- приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

- формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.

Организации работы по программе в основном – коллективная,

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод:

  • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
  • экскурсии в храм; наблюдения;
  • экскурсии по городу, целевые прогулки.

Словесный метод:

  • чтение стихотворений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
  • ответы на вопросы педагога, детей;
  • сообщение дополнительного материала;
  • работа над загадками;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведение викторин, конкурсов,
  • Практический метод:
  • проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • проведение конкурсов, викторин;
  • проведение экскурсий различной направленности

  • Формы контроля могут быть вариативными, включая
  • - анкетирование,
  • - тестирование,
  • - анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
  •           Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.

  • Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемного типа задания рубрики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
  • Формой итогового контроля является промежуточная аттестация (тестирование)

               Срок реализации программы 2 года.

Структура рабочей программы:

        Пояснительная записка

1.        Планируемые результаты изучения учебного курса

2.        Содержание учебного  курса

3.        Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)

Особенности содержания

           Программа  включает содержательные компоненты предмета « Православная   культура » с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание  программы  выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового  года   обучения  повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира  православной   культуры. В рамках единой темы  программы  « Православная   культура  и жизнь человека» в ней выделены интегративные темы каждого  года   обучения .

1-й  год   обучения . В программе 1  года   обучения  закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с  православной   культурой . В каждой четверти рассматриваются новые стороны основной темы  года  «Красота Божиего мира». Она раскрывается в темах четвертей: «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем», «В ожидании Рождества — самого красивого события зимы», «Праздники-радости », « Пасха: цвета и звуки весны ». В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание:

1. Связь традиций  православной   культуры  с жизнью современного человека.

2. Опора на наглядно-образный компонент учебного материала

          В соответствии с этим разработаны задачи всех четвертей учебного  года :

-актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

-развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;

-приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов  православной   культуры ;

-формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.

           Принципами отбора материала для программы 1 года обучения, помимо указанных в концептуальном обосновании программы, приняты:

-принцип нравственной значимости и художественности материала;

-принцип привлекательности и доступности для детей;

-принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).

              Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

2-й  год   обучения. В программе 2  года   обучения  закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с  православной   культурой . В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание:

1. Связь традиций  православной   культуры  с жизнью современного человека.

2. Опора на наглядно-образный компонент учебного материала

          В соответствии с этим разработаны задачи всех четвертей учебного  года :

-актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

-развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;

-приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов  православной   культуры ;

-формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.

Структура и специфика курса

          Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по организации внеурочной деятельности. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

           Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет «Православная культура« относится к образовательным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного  воспитания

  Адресность

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 8-10 лет.

Срок реализации программы внеурочной деятельности составляет 2 года.        

  Изучать курс «Основы православной культуры рекомендуется со 2 класса.  В 4 классе дети начинают изучать предмет «Основы религиозных культур и светской этики. И внеурочная деятельность «Основы православной культуры» является подготовительной ступенькой к изучению данного предмета.

На изучение курса «  Основы православной   культуры » отводится 1 час в неделю, всего 68 часов.                                                                                                                                                                      

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

При изучении  данной программы по внеурочной деятельности в начальной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  •  развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;  
  •  развитие умения объяснять и обосновывать с точки зрения православной культуры, какие поступки считаются хорошими и плохими;  
  •  развитие умения определять и формулировать самые простые, общие для всех  людей правила поведения.  

Метапредметные результаты

Регулятивные  УУД:  

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);  
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других обучающихся.  

Познавательные   УУД:  

  • самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;  
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;  
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;  
  •  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;  
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.  

Коммуникативные УУД:  

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;  
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;  

договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.  

2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 –й год обучения

1. Красота божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем (8 ч).

1.1 Красота окружающего мира.

Теория: слушание, наблюдение.

Практика: творческая работа: Сочинение сказки «Что я вижу?»

1.2 Поиски красивого вокруг себя.

Теория: слушание музыки и стихотворений, наблюдение, анализ и сравнение, творческая работа.

Практика: творческая работа.

1.3 Красота рукотворная и нерукотворная

Практика: чтение, сочинение, рисование на тему «Грустный дождик»

1.4 Бог – Творец красивого мира

Теория: наблюдение, обсуждение, слушание.

Практика: творческая коллективная работа «Красивый мир цветов и бабочек»

1.5 Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие.

Теория: слушание музыки и рассказа учителя.

Практика: творческая работа «Самый красивый дом»

1.6 Правила жизни, данные людям

Теория: наблюдение, рассуждение, выводы.

Практика: коллективная творческая работа: Аппликация « Золотая осень»

1.7 Как изобразить доброго и красивого человека.

Теория: слушание музыки и рассказа учителя, обсуждение.

Практика: рисование: «Добро и зло в цвете»

1.8 Повторение по теме: «Красота божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем».

Практика: Обобщение и завершение коллективной творческой  работой «Наш красивый мир»

2. В ожидании Рождества – самого красивого события зимы (7 ч).

2.1 Как люди покинули рай

Теория: Слушание музыки и рассказа учителя, обсуждение на тему: «Мои поступки. Раскаяние и прощение»

Практика: рисование по выбору темы:  «Печаль», «Злые», «Послушные»

2.2 Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира.

Теория: слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстраций, построение взаимосвязи «Скромность - послушание – радость» и «Непослушание – печаль»

Практика: рисование «Что нас окружает», разгадывание загадок по иллюстрациям

2.3 Добрые и злые люди.

Теория: наблюдение, обсуждение, слушание

Практика: творческая  работа: Рисование на тему: «Добрые – злые»

2.4 За что были наказаны люди

Теория: обсуждение-повторение, слушание музыки и рассказа учителя

Практика: творческая  работа: Рисование радуги и ковчега.

2.5 Как Бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария.

Теория: Чтение, слушание стихов, рассказа, музыки.

2.6 Как Бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария.

Практика: творческие  работы: 1) Рисуем зимний пейзаж. 2) Вырезаем снежинки, лепим рождественские подарки для близких.

2.7 Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.

Теория: Слушание, коллективный творческий рассказ, выводы

3. Праздники-радости (9 ч)

3.1 Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.

Практика: творческая  работа: Сочинение рождественских колядок, стихов.

3.2 Зимние радости. Святки.

Теория: обсуждаем - вспоминаем зимние праздники. Построение взаимосвязи «Любовь – благоволение – мир – красота – благодарение»

3.3 Праздник Крещения

Теория: слушание музыки и рассказа учителя.

Практика: творческая  работа: Рисуем «Крещенский мороз»

3.4 Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения

Теория: слушание, чтение, анализ, размышление

Практика: творческая  работа: Объёмная аппликация «Ангел»

3.5 День защитника Отечества.

Теория: чтение, слушание, рассматривание иллюстраций

Практика: рисование на тему «Они защищали Родину»

3.6 Масленица. Прощеное воскресенье.

Теория: слушание, чтение, анализ, размышление

Практика: творческая коллективная  работа: Игрушка «Масленица»

3.7 Как люди предали Христа. Покаяние.

Теория: слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций

3.8 Как люди предали Христа. Покаяние.

Теория: слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций

3.9 Повторение  по теме: «Праздники-радости».

Практика: обобщение, завершение коллективной творческой  работой «День Ангела»

4. Пасха: цвета и звуки весны (10 ч).

4.1 Весенние радости. Праздник Благовещения

Теория: слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций

Практика: творческая  работа: Объёмная аппликация «Птичка»

4.2 В ожидании праздника. Как мы готовимся к празднованию Пасхи.

Теория: чтение, слушание рассказа учителя и музыки.

Практика: творческая коллективная  работа: Панно «Птицы прилетели»

4.3 Какого цвета праздник Пасхи?

Теория: чтение, слушание.

Практика: рисование на тему «Пасхальные радости».

4.4 Какого цвета праздник Пасхи?

Практика: творческая  работа: «Пасхальное яйцо»

4.5 Праздник Дня Победы.

Теория: чтение, слушание стихов, рассказа, музыки, построение взаимосвязи «красиво – память»

Практика: рисование на тему «Этот день Победы».

4.6 Родословие моей семьи.

Теория: наблюдение, рассуждение, выводы

Практика: проектная  работа: «Родословное дерево моей  семьи»

4.7 Родословие моей семьи.

Практика: проектная  работа: «Родословное дерево моей  семьи»

4.8 Мои обязанности

Теория: слушание, чтение, анализ, размышление, выводы

4.9 Повторение по теме: «Пасха: цвета и звуки весны»

Теория: обобщение, подведение итогов

Практика: коллективная  творческая  работа «Сад родословных деревьев»

4.10.Подведение итогов. Экскурсия в храм

Практика: экскурсия в храм

Итого: 34 часа

2 – й год обучения

  1. Радостный мир православной культуры. Красота и радость в

Творениях (7 ч)

1.1 Вводный урок. Христианская радость

1.2 Красота и радость в жизни людей

Практика :рисунок на тему: «Красота Божьего мира»

1.3 Буквица славянская. История Азбуки.

Практика: складывать  слова из буквиц. Оформлять буквицы

1.4 Праздники-радости сентября.

Теория: анализировать стихотворения Косякова «Все она»

1.5 Православный храм – дом Божий.

Практика: выполнять   аппликацию храма

1.6 О чем рассказывают иконы. Радостный мир православной иконы

Теория: подбирать  правильные ответы к стихотворению

 К. Бальмонта «Икона»

1.7 Скорби и торжество в православной иконе

Теория: размышление на тему: «В каких случаях может проявиться в человеке духовная красота»

  1. Православная культура в жизни людей. Творец как радость и

смысл жизни христианина (8 ч)

2.1 Праздники-радости октября: Покров.

Теория: анализировать стихотворения С. Высоцкой «Покров Богородицы»

Практика: защищать  Мини-проект «Главный праздник моего села»

2.2 Радостные гимны Романа Сладкопевца.

Практика: анализировать гимны, составлять кроссворд по теме

2.3 Какими законами Бог сохранял красоту мира.

Практика: Рисование  на тему: «Человек на цветущей земле»

2.4 На горе Синай. Дарование людям Закона Божьего.

Теория: работать с текстом «Синайское  законодательство. Определять  

причины дарования людям Закона Божьего.

2.5 История царя Давида. Псалтирь

Теория: рассказывать историю о жизни царя Давида, работа с термином,

выявить предназначение Псалтиря.

Практика: рисовать    рисунок на тему: «О царе и пророке Давиде».

2.6 В храме Дева является.

Практика: выполнять задания на объяснение с использованием

иллюстраций,  работать  с текстом .

2.7 Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

Теория: работать с иллюстративным материалом.

2.8 Что мы видим в православном храме

Практика: анализировать стихотворение В. Шамонина «Храм»

  1. Радость православной веры(10 ч)

3.1 О пророках.

Теория: работать с текстом (прочитай и догадайся).

Практика: рисовать  рисунок «Рождественские радости»

3.2 Красота и радость в иконах. Как разговаривают иконы?

Теория: работать с иллюстративным материалом.  

Практика: рисовать  рождественскую открытку

3.3 Радость встречи. Сретение.

Теория: раскрывать смысл праздника Сретение, составлять слова. Выбирать  

из предложенного списка слов те, которые относятся к человеку мирному.

3.4 «И многие о рождении его возрадуются»

Теория: анализировать  стихотворение П.Вяземского «Крещение»

Практика: сочинить четыре стихотворные строки.

.

3.5 Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.

Теория: представлять иконы. Объяснять смысл  поговорки, почему смирение

приносит радость

.

3.6 Прославление творца тварью

Практика: составлять  рассказ «Моё любимое домашнее животное»; выполнять  задания на

понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра

презентации

3.7 Как сохранить красивый мир?

Практика: составлять перечень правил «Как сохранить мир красивым»

3.8 Радость послушания. Дети и родители.

Практика: выполнять задания такие, как закончи предложение: Я должен…

3.9 Небесное веселье. Христианские мученики.

Теория: уметь обобщать информацию и делать вывод о том, что помогло

воинам остаться верными Христу.

3.10 Радости православной  веры. Великий Пост.

Теория: выявить ключевые понятия, характеризующие радости православной

веры и значимость Великого Поста.

  1. О чем рассказывают создатели православной культуры

(иконописец, зодчий, поэт, певчий) (9 ч)

  1. О чем рассказывает православная культура.

Теория: рассказывать о православной культуре.

Практика: работать  с текстом (подбери похожие по смыслу слова)

4.2 Благовестие спасения.

Теория: уметь формировать оценку поведения фарисеев при входе Иисуса

Христа в Иерусалим

 Практика: иллюстрировать стих «А Блока «Вербочка»

4.3 Воля Божия и воля человеческая

Теория: сравнивать  волю Божию и волю человеческую

 Практика: рисование  на тему: «Добрые дела»..

4.4 Радость праведных. Крестные страдания

Теория: оценивать роль крестных страданий для христиан.

Практика: выполнять задания к притче о зерне горчичном

4.5 Праздник праздников. Торжество торжеств.

Теория: называть причины радости – торжества торжеств.

Практика: самостоятельно изготавливать  открытку, поделку «Пасхальная

радость».

4.6 Защита веры. О святых апостолах.

Теория: называть имена апостолов и их деяния

4.7 Доброта и милосердие христианина.

Теория: выполнять     задания по иллюстрации «Сошествие Святого духа»

Практика: составлять рассказ,  используя понятия: доброта, милосердие,

благодать.

4.8 Какой он,  христианин? Первая церковь.

Теория: анализировать  стихотворение В Афанасьева «Наш хор». Выделять

главное в тексте  из священного писания «Первая церковь».

4.9 Обобщающий урок  «Радостный мир православной культуры»

Теория: работать с основными терминами.

Практика: воспроизводить   притчи, решать кроссворды, проблемно-

развивающие задания, инсценировать сюжет

Итого: 34 часа

                                                                                                         3.Тематическое планирование 1-ый год обучения

№п/п

                   Название темы

Количество часов

1.

Красота божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем

8

2.

В ожидании Рождества – самого красивого события зимы

7

3.

Праздники радости

9

4.

Пасха:цвета и звуки весны

10

Итого

34

        

Тематическое планирование 2-ой год обучения

№п/п

                   Название темы

Количество часов

1.

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях

 

7

2.

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина

8

3.

Радость православной веры

10

4.

О чем рассказывают создатели православной культуры

(иконописец, зодчий, поэт, певчий)

9

Итого

34

        

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОПК

1-й год обучения

№ урока

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1.

Красота божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем (8 ч).

Красота окружающего мира.

1

2.

Поиски красивого вокруг себя.

1

3.

Красота рукотворная и нерукотворная

1

4.

Бог – Творец красивого мира.

1

5.

Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие.

1

6.

Правила жизни, данные людям.

1

7.

Как изобразить доброго и красивого человека.

1

8.

Повторение по теме: «Красота божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем».

1

9.

В ожидании Рождества – самого красивого события зимы (7 ч).

Как люди покинули рай.

1

10.

Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира.

1

11.

Добрые и злые люди.

1

12.

За что были наказаны люди.

1

13.

Как Бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария.

1

14.

Как Бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария.

1

15.

Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.

1

16.

Праздники-радости (9 ч)

Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.

1

17.

Зимние радости. Святки.

1

18.

Праздник Крещения

1

19.

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения

1

20.

День защитника Отечества.

1

21.

Масленица. Прощеное воскресенье.

1

22.

Как люди предали Христа. Покаяние.

1

23.

Как люди предали Христа. Покаяние.

1

24.

Повторение  по теме: «Праздники-радости».

1

25.

Пасха: цвета и звуки весны (10 ч).

Весенние радости. Праздник Благовещения.

1

26.

В ожидании праздника. Как мы готовимся к празднованию Пасхи.

1

27.

Какого цвета праздник Пасхи?

1

28.

Какого цвета праздник Пасхи?

1

29.

Праздник Дня Победы.

1

30.

Родословие моей семьи.

1

31.

Родословие моей семьи.

1

32.

Мои обязанности.

1

33.

Промежуточная аттестация

1

34.

Подведение итогов. Экскурсия в храм.

1

                                                                                                                            2-й год обучения

№ урока

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (7 ч)

 Вводный урок. Христианская радость.                        

1

2

Красота и радость в жизни людей.

1

3

Буквица славянская. История Азбуки.

1

4

Праздники-радости сентября.

1

5

Православный храм – дом Божий.

1

6

О чем рассказывают иконы. Радостный мир православной иконы.

1

7

Скорби и торжество в православной иконе.

1

8

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и

смысл жизни христианина (8 ч)

Праздники-радости октября: Покров.

1

9

Радостные гимны Романа Сладкопевца.

1

10

Какими законами Бог сохранял красоту мира.

1

11

На горе Синай. Дарование людям Закона Божьего.

1

12

История царя Давида. Псалтирь

1

13

В храме Дева является.

1

14

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

1

15

Что мы видим в православном храме.

1

16

Радость православной веры(10 ч)

О пророках.

1

17

Красота и радость в иконах. Как разговаривают иконы?

1

18

Радость встречи. Сретение.

1

19

«И многие о рождении его возрадуются»

1

20

Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.

1

21

Прославление творца тварью

1

22

Как сохранить красивый мир?

1

23

Радость послушания. Дети и родители.

1

24

Небесное веселье. Христианские мученики.

1

25

Радости православной  веры. Великий Пост.

1

26

О чем рассказывают создатели православной культуры

(иконописец, зодчий, поэт, певчий) (9 ч)

О чем рассказывает православная культура.

1

27

Благовестие спасения.

1

28

Воля Божия и воля человеческая.

1

29

Радость праведных. Крестные страдания

1

30

Праздник праздников. Торжество торжеств.

1

31

Защита веры. О святых апостолах.

1

32

Доброта и милосердие христианина.

1

33

Какой он,  христианин? Первая церковь.

1

34

Подведение итогов.Проект.Защита проекта

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры"

Программа по курсу «Основы  православной культуры» рассчитана на учащихся 4, 5 классов, в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"

В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"

Программа разработана  на основе   авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» //  Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обуч...