Мастер-класс ОРКСЭ "Семейные ценности"
план-конспект занятия (4 класс)

Марина Николаевна Колеченкова

Мастер-класс ОРКСЭ "Семейные ценности" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_orkse.doc24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Семейные ценности

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы очень рады видеть ваши улыбающиеся лица на нашем мастер-классе. Ребята, поприветствуйте друг друга улыбками, поприветствуйте улыбками наших гостей. Ребята, да того, чтобы определить, о чем же мы сегодня будем говорить я попрошу вас просмотреть видео.

(на экране видео)

-Итак, вы догадались, о чем пойдет речь на мастер-классе? (О семье). Абсолютно верно, ребята молодцы! Тема мастер-класса «Семейные ценности».

(зажигается свеча)

— Много-много лет назад люди жили племенами. Общий костёр объединял их. Возле него они обсуждали важные вопросы, планировали свою жизнь. Но проходили годы, людям стало легче охотиться и добывать себе пропитание, поэтому они стали жить отдельными семьями, унося с собой от общего костра частичку огня.

Только мало унести частичку огня, важно его сохранить.

  1. Определение целей и задач мастер-класса.

-А какие задачи мы поставим перед собой?

-Ребята, вы несомненно знаете, что такое семья (слушает ответы детей). А знаете ли вы, на чем же держится семья, что помогает ей не разрушиться? (слушаем ответы детей)

  1.  Узнать на чем строится семья;

- Ребята, а как Вы думаете, важно ли…

  1.  Узнать, насколько важно доверять друг другу в семье;

-Ребята, а что является символом семьи?

  1.  Узнать, что является символом семьи.

  1. Открытие нового знания.

— Притча «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой я жило долгие годы.

«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

— Ребята, а как вы думаете, на чем основывается семейное счастье? (ответы детей)

- Ребята, а как назвать это одним словом? (Семейные ценности)

-Что же необходимо, чтобы не уходило счастье из наших домов? На этот вопрос мы ответим вместе. Предлагаю отправиться в путешествие.

-Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья.

Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей.

Чтобы узнать, на каких главных ценностях строится семейное счастье, мы разделились на три группы. Но перед тем, как начать работать, я предлагаю вам вспомнить «Правила работы в группах».

У каждой группы на столе лежат задания. Выполнив его, каждая группа откроет для себя одну из самых главных семейных ценностей.

  1. Первая группа работает с притчами. Прочитайте их, проанализируйте и ответе на вопросы.
  2. Второй группе даны пословицы, но они перемешались и теперь ребятам необходимо верно подобрать начало к конец пословицы.
  3. Третья группа разгадывает кроссворд. Спрятанное слово в кроссворде – и есть одна из главных семейных ценностей.

  1. Работа в группах.

1 группа

Притча о семи дочерях

Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги.

Задание:

  1. Прочитайте притчу.
  2. Ответе на вопросы:
  • О чем эта притча, какая у нее основная мысль?
  • Чему учит эта притча?
  • Как вы думаете, важно ли относиться к маме так же, как седьмая дочь?

2 группа

Доверие потеряешь, ничем не наверстаешь

Потерянное доверие не скоро найдешь.

Нет ничего дороже доверия.

Взаимное доверие – основа дружбы.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Нет доверия – нет любви.

Задание:

  1. Соедините пословицы
  2. Подумайте, чему чат эти пословицы.
  3. Подумайте, можно ли назвать доверие важной семейной ценностью?

 

3 группа

1

л

ю

д

и

2

т

ю

л

ь

п

а

н

3

у

л

ы

б

к

а

4

б

а

б

о

ч

к

а

5

а

к

т

и

в

н

ы

й

6

р

а

д

о

с

т

ь

Вопросы:

  1. Один – человек, а много - …?
  2. Самые популярные цветы 8 марта.
  3. На лице она растет и от радости цветет.
  4. Самое красиво насекомое.
  5. Антоним слову пассивный.
  6. Синоним слову восторг.

  1. Выступление групп.

-Ребята, вы отлично поработали в группах! Теперь нам необходимо узнать, каких результатов вы достигли.

(выступление первой группы)

-Вы абсолютно верно определили смысл притчи. Как вы думаете, важно ли уважать друг друга в семейном кругу? (представитель группы отвечает)

- Ребята, вы абсолютно правы! Прошу представителя вашей группы поместить уважение на наш костер, который символизирует «Общий костер» из притчи.

- Уважать другого – значит, принимать человека таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Уважение – это осознание другой личности как ценности, оно должно быть в семье безусловным, как любовь. Но вы не сможете уважать другого, если у вас нет любви и уважения к себе. Поэтому в первую очередь вам необходимо научиться уважать и любить именно себя.

 (выступление второй группы)

-Ребята, о чем же были пословицы из вашего задания? Прошу представителя группы прочитать их нам.

-Молодцы! Скажите, как вы считаете, действительно ли важно доверять друг другу в семье? (ответы детей)

-Прошу представителя вашей группы поместить доверие на наш костер, который символизирует «Общий костер» из притчи.

-Доверие – одна из самых важных семейных ценностей, которые должны быть присущи каждой семье! Можно сказать, что доверие – это как призма, через которую мы смотрим на человека, которого считаем значимым и важным для себя. Если не доверять своим родным – никакой семьи не будет. Многие люди могут довериться только своей семье. А если в этом самой семье нет доверия, так кому же доверять в принципе? Учитесь доверять! Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не потерять доверие? (ответы детей)

(выступление третьей группы)

-Прошу представителя третьей группы сказать слово, которое спряталось в кроссворде. (Любовь)

-Ребята, как вы думаете, может ли семья обойтись без любви? Почему? (ответы детей)

-Молодцы! Прошу представителя вашей группы поместить доверие на наш костер, который символизирует «Общий костер» из притчи.

-Любовь в семье – это щит, крепость, которую никто не может разрушить. Семья держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. И держится оно на любви». Любить свою семью нужно не за хороший подарок на день рождения, большие карманные деньги, а вопреки, не смотря ни на что.

  1. Практическая часть.

-Итак, ребята, мы с вами выяснили, какие семейные ценности являются самыми главными; узнали, насколько важно доверять друг-другу в семье. Теперь я предлагаю вам сделать своими руками символ семьи, который будет озарять ваше семейное счастье долгие-долгие годы…Как вы думаете, что это? (Костер).

-Верно, мы с вами создадим маленький костер, ту самую искру, которую наши предки когда-то отделили от общего костра.

-Для создания символа семьи все необходимое находится на ваших столах, прошу обратить внимание на экран. (инструкция по выполнению поделки)

(звучит спокойная музыка)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, я прошу каждого взять получившийся символ в руки и встать возле своих мест. Вы большие молодцы! Я хочу, чтобы вы принесли эти маленькие искорки к себе домой и сохранили их. Пусть они озаряют ваше семейное счастье вечно, а как сделать это вы сегодня уже узнали!

-Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

 Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

-Спасибо большое, дорогие ребята! Спасибо, уважаемые гости! Ребята, я хочу попросить вас подарить нашим гостям такие же искорки, которые мы сделали с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер-класс "Ценностям нет цены"

Мастер класс для педагогов "Ценностям нет цены"...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...