Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы раскрасим целый свет"
рабочая программа (1 класс)

Цель программы: развитие способностей художественно-образного, эмоционально-ценностного и целостного восприятия и выражения в творческих работах отношения младших школьников к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_raskrasim_tselyy_svet.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новосибирской области

Купинский район

МБОУ Лицей №2 Купинского района

Утверждено

директор

_____________ Кравченко Н.Г.

                                                                                                Приказ № 189  от  26.05.2022 г                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Мы раскрасим целый свет»

для 1-4 класса начального общего образования

на 2022-2025 учебный год

Составитель:

Коляденко Вера Николаевна

учителя начальных классов

Купино 2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» составлена на основе Программы курса «Мы раскрасим целый свет» А.В. Предит, Пособие рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования Программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» тесно связана с учебной деятельностью, является продолжением и дополнением содержания образования.

Цель программы: развитие способностей художественно-образного, эмоционально-ценностного и целостного восприятия и выражения в творческих работах отношения младших школьников к окружающему миру.

Задачи:

- расширить первоначальные представления о роли и возможностях изобразительного искусства в жизни человека;

-сформировать целостную картину современного мира;

- создать условия для развития эстетического вкуса, умений выражать свое отношение художественными средствами, для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- сформировать универсальные учебные действия, связанные с практическими умениями художественного восприятия, анализа и оценки окружающего мира;

- развивать умения художественно-эстетической деятельности рисунок, живопись, художественное конструирование и другие);

- воспитывать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества.

Программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» предназначена для учащихся 1 класса и составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Продолжительность занятий в течение учебного года — 1 час в неделю по 35 минут, 33 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса

Реализация программы направлена на формирование следующих результатов:

Личностные:

- российская гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- принятие освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей;

   - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

Метапредметные:

 Регулятивные.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в художественной деятельности;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

Познавательные.

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), готовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением;

- составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Коммуникативные.

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свои способы изображения;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:  

- понимание образной природы искусства;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице,

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

.Содержание курса

   На занятиях в течении учебного года  учащиеся создают образ сельской местности — деревни. Они изображают природу и животных. Тема учебного года наиболее интегрирована с программой 1 класса по «Окружающему миру». Самым важным личностным результатом для первоклассника станет овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в течение учебного года, так как до этого он не занимался столь продолжительное время одной картиной.

      При изучении курса предусмотрена работа с презентациями, эскизами, моделями изображаемых предметов. В них представлены схемы поэтапного выполнения практических заданий. Сначала учащиеся знакомятся с разными изображениями объекта, выполняют задания в альбомах . А затем по образцу создают свои рисунки. Задание предусматривают постоянную смену материала, вместе с тем основным материалом является гуашь, так как она наиболее подходит возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Гуашь имеет яркие цвета, учащиеся приучаются работать с палитрой, смешивать краски. Гуашью можно работать в несколько слоев, имеется возможность корректировать рисунки, в отличие от акварельных красок.

В свою очередь, акварель используется для нанесения фона, размывок и пейзажей.

В программе предусмотрено использование графических материалов — цветных карандашей, масляной пастели (позволяет без сильного нажима получать яркие цвета), сухой пастели, фломастеров, восковых мелков, гелевых ручек. Графические материалы совместимы между собой.

В программе доминирует индивидуальная форма организации деятельности, так как каждый учащийся создает свой авторский проект в течение учебного года. По желанию учащиеся могут объединяться в творческие группы из 2–3 человек, но при этом итоговый размер проекта должен увеличиваться пропорционально числу участников.

Коллективная форма деятельности используется при обсуждении темы занятия и рисунков, а также в процессе поиска необходимых материалов.

Формы деятельности: практическое занятие (рисование, конструирование); дискуссия; оформительская деятельность (организация выставки, перевод рисунков в электронный формат, оформление презентации); просмотр фото- и видеоматериалов; экскурсия, посещение выставки рисунков.

  Тема года - образ деревни.   «Небольшая речка течет между двумя берегами. На одном растет лес и живут звери, а на другой берег пришли люди и построили деревню. Вырубили деревья и посадили грядки, разводят кур, гусей и коров. В лесу растут хвойные и лиственные деревья, по ветвям прыгают белки, а в кустах прячутся зайцы, в глубине леса живут медведь и серый волк. В лесу растут грибы и ягоды, а на поле — цветы. На берегу реки выросли камыши, в воде живут рыбы, вот карась, а вот и щука. Через реку люди построили мост для того, чтобы ходить в лес за грибами. В деревне много домов, мы их видим не все, маленькие дома скрываются за холмами. У дома сложены дрова, построен забор. А какие нарядные и расписные украшения на окнах — наличники. Вот выводок гусей спешит искупаться в речке. А там позади виден огород. Растут на грядках свекла да морковь, помидоры да огурцы. А на крыльце дома сидит кот, облизывается, сметаны попробовал. На лугу за деревней коровы пасутся, но в лес им лучше не ходить, чтобы серого волка не встретить. Небо синее яркое, но и облака есть, грибной легкий дождь только что прошел, и еще видна радуга. Сидя на ветках, поют птицы. А  бабочки устроили состязания в полетах, кружатся над цветами. Может быть, еще кого-то не заметил рассказчик? Что еще можно увидеть летом в деревне?»

Образ природы и деревни (1 ч). Знакомство с темой года. Разговор о деревне. Перечисление рисунков, которые нужно будет нарисовать в течение года. Знакомство с художественными материалами. Правила безопасности работы с ножницами.

Практический результат: на этом занятии дети заводят папку для рисунков и пишут на ней свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ.

Деревья (3 ч). Деревья разной формы. Сравнение форм деревьев. Хвойные и лиственные деревья. Наблюдение за природой. Способы получения разных оттенков зеленого и коричневого цвета гуашью или акварелью.

 Работа в альбоме: дорисовка ели, березы и рябины. Поэтапность рисования дерева.

  Практический результат: рисование и конструирование деревьев разной формы, размера и цвета.

Дикие животные (2 ч). Лесные звери. Начинаем осваивать способ рисования животных гуашью, без карандашного рисунка. Учимся вырезать рисунки по контуру. Правила безопасности работы с ножницами. Рисуем разных лесных животных (по выбору каждого учащегося) — медведя, белку, зайца, кабана и др. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования или нарисовать животного своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных животных.

Практический результат: рисунки лесных животных, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.

Домашние животные (2 ч). Рисуем разных домашних животных (по выбору каждого учащегося) — лошадь, корову, собаку, свинью. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования или нарисовать животного своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных животных.

Практический результат: рисунки домашних животных, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.

Домашние птицы (1 ч). Рисуем домашних птиц (по выбору каждого учащегося) — гуся, курицу, индюка и др. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования или нарисовать птицу своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных птиц..

Практический результат: рисунки домашних птиц, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.

Рыбы (1 ч). Речные рыбы. Смотрим поэтапность рисования рыбы.

Практический результат: рисунки рыб разного размера, нарисованные графическими материалами и вырезанные по контуру.

Цветы (2 ч). Изготовление цветов разного размера для переднего и дальнего планов. Аппликация из частей растения (корень, стебель, лист, цветок).

Практический результат: сделанные из цветной бумаги цветы разного размера.

Подсолнухи (1 ч).Учащимся предлагается сделать свою оригинальную композицию с подсолнухами, изобразить их яркими красками. Материал — гуашь.

Практический результат: рисунок подсолнуха гуашью, вырезанный по контуру.

Овощи (2 ч). Рисуем деревенский огород (редиска, морковка, свекла, помидоры, огурцы, капуста). Расположение растений на грядке. Аппликация или гуашь. Овощи должны наполовину торчать из земли, чтобы быть узнаваемыми.

Практический результат: рисунки или аппликация овощей, «посаженных» в грядку.

Грибы (1 ч). Разговор о грибах — съедобных и несъедобных. Аппликация или гуашь.

Практический результат: рисунки грибов небольшого размера, вырезанные по контуру.

Радуга (1 ч). Порядок расположения цветов в радуге. Смешение красок. Использование основных цветов (красный, желтый, синий) и белил для получения всех цветов радуги. Гуашь. Формат бумаги — А3.Схема смешения красок. Практический результат: рисунок радуги гуашью на бумаге форматом А3, вырезанный по контуру.

Деревенский дом (3 ч). Говорим о сельской архитектуре. Дома из камня или дерева. Называем элементы дома, украшение окон — наличники.

Беседа по фотографиям домов; поэтапность рисования дома карандашом; узоры наличников и способ конструирования резных окон.

Практический результат: нарисованные или сконструированные дома разного размера с белыми открывающимися ставнями.

Забор (1 ч). Назначение забора. Аппликация. Поэтапность конструирования забора.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги заборы для деревенских домов.

Мост (1 ч). Назначение мостов. Деревянный мост через реку. Разговор о конструкции мостов. Аппликация;  поэтапность конструирования моста.

Практический результат: сделанный из цветной бумаги мост через реку.

Облака (1 ч). Беседа о форме облаков, их схожести с реальными фигурами. Изготовление облаков из фактурных материалов (калька, вата, ткань).

Практический результат: сделанные из ваты облака на бумажной основе разного размера.

Насекомые (1 ч) Аппликация из цветной бумаги.

 Знакомство с деталями и способом конструирования насекомых из цветной бумаги.

Практический результат: нарисованные или сделанные из цветной бумаги насекомые небольшого размера.

Бабочка (1 ч). Разнообразие бабочек. Симметрия. Аппликация.

Изучение поэтапности конструирования бабочки из цветной бумаги.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги бабочки небольшого размера.

Птицы (1 ч). Разнообразие птиц. Положение крыльев во время полета. Изображение гнезда. Беседа по фотографиям птиц в полете.

Практический результат: рисунки птиц в полете, водоплавающих птиц (утки, лебеди); сделанное или нарисованное гнездо.

Жители деревни (2 ч). Разговор о жителях деревни и их профессиях. Влияние профессии на одежду.

Знакомимся с образами и элементами деревенской одежды.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги или нарисованные жители деревни.

Природа деревни (1 ч). Разговор о природных условиях, необходимых для жизни в деревне (лес, река, поле). Изображение простого пейзажа (линия горизонта, небо, река, поле) на бумаге форматом А1. Цветовое решение основных пространств картины. Работа губкой и крупными кистями. Гуашь.

Знакомимся с  поэтапностью выполнения пейзажа.

Практический результат: пейзаж — основа для итоговой композиции на бумаге форматом А1.

Составление итоговой композиции (2 ч). Приклеивание деталей, определение плановости. Сначала раскладываем все рисунки перед собой. Начинаем с моста, затем располагаем дома и деревья на дальнем плане. Потом — растения и животных (маленьких — на дальний план, крупных — на передний). Важно акцентировать внимание ребенка на том, что фрагменты могут заходить друг на друга (звери выглядывать из-за деревьев и т.д.). Передний план — жители, цветы, рыбы и насекомые — наклеивается в самую последнюю очередь.

Практический результат: итоговая работа (на пейзаж [формат А1] наклеены рисунки из конверта, которые были нарисованы в течение года).

Доработка (1 ч). Добавление или замена деталей. Проверка прочности приклеенных деталей. На этом занятии есть возможность доделать итоговую работу. Нарисовать какие-то детали сверху. На этом этапе учащиеся могут активно общаться и помогать друг другу.

Презентация (1 ч). Делаем табличку с названием картины, подписываем свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ, КЛАСС. Составить рассказ о картине. На презентацию можно пригласить родителей или других учеников и учителей школы. Фотографируем итоговые работы вместе с авторами.

Практический результат: публичная презентация — завершение работы над проектом.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Образ природы и деревни

1

2

Деревья

3

3

Дикие животные

2

4

Домашние животные

2

5

Домашние птицы

1

6

Рыбы

1

7

Цветы

2

8

Подсолнухи

1

9

Овощи

2

10

Грибы

1

11

Радуга

1

12

Деревенский дом

3

13

Забор

1

14

Мост

1

15

Облака

1

16

Насекомые

1

17

Бабочка

1

18

Птицы

1

19

Жители деревни

2

20

Природа деревни

1

21

Составление  итоговой композиции

2

22

Доработка

1

23

Презентация

1

Всего

33

Учебно-методическое и материально-

техническое обеспечение курса

   Наглядные пособия: видео - и аудиоряд, фрагменты документальных фильмов; гербарии; коллекции насекомых; географические и исторические карты; иллюстрации художников; детские рисунки; художественные фотографии.

   Простейшие инструменты:

— ножницы школьные со скругленными концами;

— линейка пластмассовая или металлическая (25–30 см);

— кисти (белка, синтетика) для акварели и гуаши (тонкая, средняя, крупная);

— кисть (щетина, коза) для клея.

   Материалы для рисунков, композиций: простые карандаши марки ТМ и 2М, цветные карандаши, фломастеры, масляная пастель, восковые мелки, сухая пастель, акварель, гуашь, тушь, гелевая ручка, бумага (для акварели форматом А4, А3, цветная, офисная для аппликаций, газетная, ватманская, гофрированная), картон (цветной, гофрированный).

   Другие материалы: клеенки для столов, фартуки для учащихся, раковина или ведро для воды, специально отведенные места для хранения материалов в классе, стеллаж для хранения и сушки рисунков, доска с магнитами (для просмотра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы раскрасим целый свет»

Программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» тесно связана с учебной деятельностью, является продолжением и дополнением содержания образования, реализуемого в системе «Перспективная нач...

«Мы раскрасим целый свет…» Внеурочная деятельность в 1 классе по УМК ПНШ

Планирование курсов "Музей в твоем классе", "Природа родного края", "Мы раскрасим целый свет..." соствлено на основе авторской программы УМК "Перспективная начальная...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы раскрасим целый свет"

Программа предлагает продолжение изучения родной страны через рисование, так как 4 класс - это знакомство с городами России, их архитектурными особенностями, традициями, национальными ремёслами и т.д....

Входной мониторинг внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет», 2 класс

Входной мониторинг внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» 2 класс...

"Мы раскрасим целый свет" (курс внеурочной деятельности) - 19.05.2019 г.

Программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствиии с требованиями ФГОС....

Программа курса внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» (А. В. Предит) 1 класс

Программа составлена на основе авторской программы А. В. Предит "Мы раскрасим целый свет" для 1-ого класса....

Программа курса внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет»

Программа курса внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» в качестве приоритетного определяет общекультурное, духовно-нравственное развитие обучающихся. Программа взаимосвязана с с...