Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"
рабочая программа (1 класс)

Цели курса:

- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками и родителями

- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды

- формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_i_okruzhayushchiy_mir.docx580.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по  общеинтеллектуальному направлению «Мы и окружающий мир» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана  на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицея №2 Купинского района
  • учебного плана на 2022-2025 учебный год МБОУ лицея №2 Купинского района;
  • авторской программы «Мы и окружающий мир» Н.Ямшининой,  М. Академкнига/учебник, 2013.

Актуальность программы

В соответствии с концептуальным положением системы программа  учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой и рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.  Жить достойно,  пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей города, стремишься быть похожим на них.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Программа «Мы и окружающий мир» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс и является интегрированным курсом 3 направлений внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное.

Цели курса:

- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками и родителями

- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды 

- формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Задачи курса:

- воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;

- развивать личностные качества младшего школьника – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

- формировать культуру общения и поведения в социуме; формировать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края.

   Курс «Мы и окружающий мир»  изучается с 1 по 4 класс по одному  часу в неделю. 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).

Формы занятий – краеведческие игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки, конкурсы, презентации, выставки, утренники, беседы, викторины, проекты

Формы организации деятельности: проведение кружковых, факультативах, экскурсионных занятий, круглых столов проходит в групповых и коллективных формах организации деятельности.

Планируемые  результаты изучения  программы

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнёром; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предполагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

- вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

- формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор ( извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно- следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности.

Форма проведения занятий: экскурсия, практическая работа, творческая работа. эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Форма подведения итогов реализации программы: защита проекта,  фотоотчёт, изготовление макетов, оформление книжки-малышки, защита портфолио, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выставка, мини-конференция.

Содержание тем курса внеурочной деятельности

1 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Школьник и его жизнь в школе.

5 часов

2.

Правила безопасного поведения.

  6 часов

3.

Живая и неживая природа.

    6 часов

4.

Органы чувств человека.

  4 часа

5.

Времена года.

  4 часа

6.

Человек –часть природы.

  2 часа

7.

Природа моего края.

2 часа

8.

Природные явления.

2 часа.

9.

Конференция. Защита портфолио.

2 часа.

Итого: 33 часа.

2 класс.

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Научный клуб младшего школьника.

2 часа

2.

Внимание, конкурс.

5часов

3.

Для чего растениям солнце.

    1 час

4.

Растения нашего края. Красная книга.

  4 часа

5.

Практическая мини-конференция.

  4 часа

6.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

  2 часа

7.

Как защищаются животные

2 часа

8.

Для чего необходим режим дня?

2 часа.

9.

Правила безопасного поведения на улице и дома.

4 часа.

10.

От чего зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор»

4 часа.

11.

Конкурс « Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

2 часа.

12

Конференция. Защита портфолио.

2 часа.

Итого: 34 часа.

3 класс.

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Письмо экологам

1 час

2.

Ориентирование на местности.

3 часа

3.

Фотоконкурс «Живая и неживая природа»

5 часов

4.

Мать-водица, всему царица!

3 часа

5.

Воздушный океан

4 часа

6.

Береги дары природы

4 часа

7.

Проект «Покормите птиц зимой!»

4 часа

8.

История моего города

10 часов

Итого: 34 часа.

4 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Культура моих предков.

2 часа

2.

Традиции, праздники моего народа, моей семьи.

2 часа

3.

Внимание, конкурс!

8  часа

4.

Роль леса в жизни людей.

4 часа

5.

Народные промыслы моего края.

4 часа

6.

История моей школы.

2 часа.

7.

Конкурс членов клуба « мы и окружающий мир»

2 часа

8.

Человек- часть природы.

2 часа

9.

10 городов, которые надо увидеть.

2 часа.

10.

Память моего края о героях Великой Отечественной войны.

2 часа.

11.

Человек в мире природы и культуры.

2 часа.

12.

Конференция. Защита портфолио.

2 часа

Итого :  34 часа.

Тематическое планирование:

1 класс

Тема

Количество часов

Школьник и его жизнь в школе.Презентация «Я первоклассник».

1

Школьник и его жизнь в школе.Презентация «Я первоклассник».

1

Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб.

1

Правила безопасного поведения.

1

Правила безопасного поведения.

1

Живая и неживая природа.

1

Живая и неживая природа.

1

Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?

1

Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?

1

Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый?

1

Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый?

1

Правила безопасного поведения. Для чего нужны фильтры?

1

Правила безопасного поведения. Для чего нужны фильтры?

1

Времена года.

1

Времена года.

1

Человек - часть природы

1

Человек - часть природы

1

Живая и неживая природа. Как путешествуют растения?

1

Живая и неживая природа. Как путешествуют растения?

1

Природа моего края. Что такое Красная книга?

1

Природа моего края. Что такое Красная книга?

1

Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой?

1

Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой?

1

Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.

1

Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.

1

Природные явления. Правила безопасного поведения.

1

Природные явления. Правила безопасного поведения.

1

Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?

1

Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?

1

Конференция. Защита портфолио.

1

Конференция. Защита портфолио.

1

Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб.

1

Защита проекта

1

ИТОГО

2 класс

Тема

Количество часов

Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!

1

Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!

1

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания

1

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания

1

Для чего растениям солнце.

1

Для чего растениям солнце.

1

Красная книга. Растения нашего края.

1

Красная книга. Растения нашего края.

1

Красная книга. Растения нашего края.

1

Красная книга. Растения нашего края.

1

Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения».

1

Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения».

1

Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения».

1

Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения».

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

1

Как защищаются животные.

1

Как защищаются животные.

1

Для чего необходим режим дня.

1

Для чего необходим режим дня.

1

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания.

1

Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания.

1

Правила безопасного поведения на улице и дома.

1

Правила безопасного поведения на улице и дома.

1

Правила безопасного поведения на улице и дома.

1

Правила безопасного поведения на улице и дома.

1

От кого зависит чистота на улице.

1

От кого зависит чистота на улице.

1

От кого зависит чистота на улице.

1

От кого зависит чистота на улице.

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Конференция. Защита портфолио.

1

Защита проекта

1

ИТОГО

3 класс

Тема

Количество часов

Письмо экологам. Учебник окружающего мира

1

Письмо экологам. Учебник окружающего мира

1

Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас».

1

Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас».

1

Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас».

1

Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас».

1

Фотоконкурс; «Живая и неживая природа».

1

Фотоконкурс; «Живая и неживая природа».

1

Олимпиадные задания: «Свойства воды».

1

Олимпиадные задания: «Свойства воды».

1

Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!».

1

Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!».

1

Олимпиадные задания: «Свойства воздуха»

1

Олимпиадные задания: «Свойства воздуха»

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Миниконференция: «Береги дары природы»

1

Миниконференция: «Береги дары природы»

1

Безопасное поведение в лесу.

1

Безопасное поведение в лесу.

1

Помощь животным весной. Доклады.

1

Помощь животным весной. Доклады.

1

Помощь животным весной. Доклады.

1

Помощь животным весной. Доклады.

1

История моего края (города, села, поселка).

1

История моего края (города, села, поселка).

1

Олимпиадные задания: «Путешествие по времени»

1

Олимпиадные задания: «Путешествие по времени»

1

Конкурс: «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Конкурс: «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».

1

Конференция. Защита портфолио.

1

Защита проекта

1

ИТОГО

4 класс

Тема

Количество часов

Культура моих предков.

1

Культура моих предков.

1

Традиции, праздники моего народа, моей семьи

1

Традиции, праздники моего народа, моей семьи

1

Олимпиадные задания: «Вращение Земли», «Природные зоны».

1

Олимпиадные задания: «Вращение Земли», «Природные зоны».

1

Роль леса в жизни людей

1

Роль леса в жизни людей

1

Роль леса в жизни людей

1

Роль леса в жизни людей

1

Народные промыслы моего края.

1

Народные промыслы моего края.

1

Народные промыслы моего края.

1

Народные промыслы моего края.

1

История моей школы.

1

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир»

1

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир»

1

Олимпиадные задания:«Как устроен организм человека»

1

Олимпиадные задания:«Как устроен организм человека»

1

Человек — часть природы.

1

Человек — часть природы.

1

Олимпиадные задания : «Как устроен организм человека».

1

Олимпиадные задания : «Как устроен организм человека».

1

10 городов мира, которые надо увидеть.

1

10 городов мира, которые надо увидеть.

1

Память моего края о героях Великой Отечественной Войны.

1

Память моего края о героях Великой Отечественной Войны.

1

Олимпиадные задания: «Москва как летопись истории России».

1

Олимпиадные задания: «Москва как летопись истории России».

1

Человек в мире природы и культуры.

1

Человек в мире природы и культуры.

1

Конференция. Защита портфолио.

1

Конференция. Защита портфолио.

1

Защита проекта

1

ИТОГО

Учебно-методическое и материально-

техническое обеспечение курса

1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник

3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 1-4кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.

4.Энциклопедические словари и справочники.

5.Видео- и аудиоматериалы по темам «Природа Ивановского края», «Диалоги о животных».

Наглядные пособия:

1.Комнатные растения.

2. Гербарии; коллекции насекомых, влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.

3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

4. Географические и исторические карты.

5. Предметы, отражающие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни, и многое другое из жизни общества.

Технические средства:

1.Магнитная доска

2.Мультимедийный проектор

 3.Персональный компьютер

 4.Доска интерактивная

Литература для учащихся:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4  кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник

2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 1-4кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.

Литература, использованная при подготовки программы:

1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.

  2.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения.-М.:Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС (135 часов)  разработана на основе примерной программы по окружающему миру  федерального государственного образова...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы и окружающий мир» пнш 1-4 классы

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"

Готовая рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир". Направление-правила дорожного движения (ПДД). 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Расчётно-конструкторское бюро "Мы и окружающий мир"

Срок реализации программы 2015-2019 учебный год, 1-4 классы. Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математич...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Секреты и диковинки окружающего мира"

Данная программа общеинтеллектуального направления кружка  «Секреты и диковинки окружающего мира» разработана на основе примерных программ Трафимова Г.В. «Секреты и диковин...