Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Расчётно-конструкторское бюро "Мы и окружающий мир"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Срок реализации программы 2015-2019 учебный год, 1-4 классы. Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «РКБ «Мы и окружающий мир», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rkb_my_i_okruzhayushchiy_mir.docx | 65.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № ___ от « » __________ 2017 г. Руководитель Гайвас О.В. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР ________/ Шамотина М. С.. / «_____» «__________ » 2017 г | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Средняя школа № 4» № от |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по интеллектуальному направлению
РКБ «Мы и окружающий мир»
срок реализации программы
2015-2019 учебный год
Класс 1, 2, 3, 4 «А»
Иванова Елена Владимировна
2017 год
Расчётно-конструкторское бюро «Мы и окружающий мир»
Общеинтеллектуальное направление
Пояснительная записка
- Направленность программы
Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «РКБ «Мы и окружающий мир», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «РКБ «Мы и окружающий мир » направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики, окружающего мира.
- Актуальность и новизна
Кружок «РКБ «Мы и окружающий мир » учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами
- Цель программы
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
формирование начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
-воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
- Задачи программы
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы
Обучающиеся 1-4 класса
- Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)
2015 -2019 учебный год, 1 класс – 66 часов, 2 часа в неделю, 2 класс – 68 часов, 2 часа в неделю, 3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю, 4 класс 68 часов в год, 2 часа в неделю.
- Краткое обоснование ценностных ориентиров
Ценностными ориентирами содержания кружка являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- Формы и режим занятий
Математические игры, конструирование, круглые столы, калейдоскопы математических идей. 68 часов в год, 2 часа в неделю (понедельник)
- Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные)
Личностные результаты
Личностными результатами изучения данного кружка являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные зада
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выпоенных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики»,«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
1 класс
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||
1-2 | Счёт предметов. Разные способы счёта | ||
3-4 | Вверху, внизу, слева, справа | ||
5-6 | Математика — это интересно | ||
7-8 | Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | ||
9-10 | Путешествие точки Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | ||
11-12 | Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | ||
13-14 | Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | ||
15-16 | Волшебная линейка Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | ||
17-18 | Праздник числа 10 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | ||
19-20 | Конструирование многоугольников из деталей танграма Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | ||
21-22 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 ×5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | ||
23-24 | Т. Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | ||
25-26 | Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | ||
27-28 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
29-30 | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». | ||
31-32 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | ||
33-34 | Задачи-смекалки Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения. | ||
35-36 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1 | ||
37-40 | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10». «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитаниев пределах 20». | ||
41-42 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | ||
43-44 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | ||
45-46 | Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственномузамыслу. | ||
47-48 | Игра в магазин. Монеты Сложение и вычитание в пределах 20. | ||
49-50 | Конструирование фигур из деталей танграма Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | ||
51-52 | |||
53-54 | Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль | ||
55-56 | Математическое путешествие Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундамзаписываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11, 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. . | ||
57-58 | Математические игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | ||
59-60 | Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | ||
61-62 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | ||
63-64 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | ||
65-66 | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20» |
2 класс
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||
1-2 | Числа от 1 до 100 | ||
3-4 | Математика — это интересно. О ребятах, увлечённых математикой | ||
5-6 | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.Игра «Кто первым наберёт 10» | ||
7-8 | Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на частиПроверка выполненной работы. | ||
9-10 | Путешествие точки Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Игра «Ищем клад» | ||
11-12 | Задачи-расчёты | ||
13-14 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | ||
15-16 | Математика вокруг нас «Узоры и орнаменты на посуде» Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. | ||
17-18 | Нестандартные задачи. Использование знаково-символическихсредств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. С. 50-51 | ||
19-20 | Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Решение задач на логическое мышление с.70 | ||
21-22 | Игра «Угадай результат» | ||
23-24 | Задачи-шутки | ||
25-26 | Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | ||
27-28 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
29-30 | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | ||
31-32 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | ||
33-34 | Задачи-смекалки Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения. | ||
35-36 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1 | ||
37-40 | Игра «Весёлый счёт десятками» | ||
41-42 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа | ||
43-44 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | ||
45-46 | Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | ||
47-48 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | ||
49-50 | Решение задач на логику | ||
51-52 | Решение комбинаторных задач | ||
53-54 | Проект «Оригами» | ||
55-56 | Решение занимательных задач | ||
57-58 | Помогаем друг другу сделать шаг к успеху | ||
59-60 | Занимательные рамки | ||
61-62 | Верно, неверно | ||
63-64 | Решение задач на логику | ||
65-66 | Задания конкурса «Смекалка» | ||
67-68 |
3 класс
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||
1-2 | Числа от 1 до 100 | ||
3-4 | Математика — это интересно. О ребятах, увлечённых математикой | ||
5-6 | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. | ||
7-8 | Составление картинки с заданным разбиением на части Проверка выполненной работы. | ||
9-10 | Путешествие точки Построение рисунка в соответствии с заданной последовательностью шагов . Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Игра «Ищем клад» | ||
11-12 | Задачи-расчёты | ||
13-14 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | ||
15-16 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | ||
17-18 | Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. С. 50-51 | ||
19-20 | Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Решение задач на логическое мышление с.70 | ||
21-22 | Игра «Угадай результат» | ||
23-24 | Задачи-шутки | ||
25-26 | Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | ||
27-28 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
29-30 | Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | ||
31-32 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | ||
33-34 | Задачи-смекалки Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения. | ||
35-36 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1 | ||
37-40 | Игра «Весёлый счёт десятками» | ||
41-42 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа | ||
43-44 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | ||
45-46 | Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | ||
47-48 | Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи | ||
49-50 | Решение задач на логику | ||
51-52 | Решение комбинаторных задач | ||
53-54 | Проект «Оригами» | ||
55-56 | Решение занимательных задач | ||
57-58 | Помогаем друг другу сделать шаг к успеху | ||
59-60 | Занимательные рамки | ||
61-62 | Верно, неверно | ||
63-64 | Решение задач на логику | ||
65-66 | Задания конкурса «Смекалка» Итоговое занятие | ||
67-68 |
4 класс
Тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение
3. Электронные издания для младших школьников
4. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы сложения и вычитания. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.
5. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Литература для учителя
- Сборник программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Е. Э. Кочурова «Занимательная математика»
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
- В.П. Труднев . Внеклассная работа по математике в начальной школе. Москыва «Просвещение»1975г.
- Л. Чилингирова «Играя, учимся математике» Москва «Просвещение» 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) Интеллектуальный клуб «Игровая логика»
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон» 1 (2) класс
Программа курса «Интеллектуальный марафон» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика" (1 класс)...