Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Расчётно-конструкторское бюро "Мы и окружающий мир"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Иванова Елена Владимировна

Срок реализации программы 2015-2019 учебный год, 1-4 классы. Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «РКБ «Мы и окружающий мир», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkb_my_i_okruzhayushchiy_mir.docx65.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании    методического объединения учителей начальных классов

Протокол № ___  

от «         »  __________ 2017  г.

Руководитель Гайвас О.В.

        СОГЛАСОВАНО

           заместитель директора по ВР

            ________/ Шамотина М. С.. /

«_____» «__________ » 2017  г

    УТВЕРЖДЕНО

    приказом по МБОУ

   «Средняя школа № 4»

     №           от      

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению

РКБ «Мы и окружающий мир»

срок реализации программы

2015-2019 учебный год

Класс 1, 2, 3, 4 «А»

                                                                                                                            Иванова Елена Владимировна

2017 год


Расчётно-конструкторское бюро «Мы и окружающий мир»

Общеинтеллектуальное направление

Пояснительная записка

  • Направленность программы

Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «РКБ «Мы и окружающий мир», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Кружок  предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «РКБ «Мы и окружающий мир » направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики, окружающего мира.

  • Актуальность и новизна

Кружок  «РКБ «Мы и окружающий мир » учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

  • Цель программы  

- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

 формирование начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

-воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

  • Задачи программы

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

 -формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

  • Возраст детей, участвующих в реализации программы

Обучающиеся 1-4 класса

  • Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)

 2015 -2019 учебный год,  1 класс – 66 часов, 2 часа в неделю, 2 класс – 68 часов, 2 часа в неделю, 3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю, 4 класс 68 часов в год, 2 часа в неделю.

  • Краткое обоснование ценностных ориентиров

Ценностными ориентирами содержания кружка являются:

 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 освоение эвристических приёмов рассуждений;

 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  • Формы и режим занятий

Математические игры, конструирование, круглые столы, калейдоскопы математических идей. 68 часов в год, 2 часа в неделю (понедельник)

  • Ожидаемые результаты  (личностные, метапредметные)

Личностные результаты

Личностными результатами изучения данного   кружка являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные зада

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку,   и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

 математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например,  найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выпоенных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички»,  «Кубики»,«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат  с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.


1 класс

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

1-2

Счёт  предметов. Разные способы счёта

3-4

Вверху, внизу, слева, справа

5-6

 Математика — это интересно

7-8

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

9-10

 Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

11-12

 Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

13-14

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

15-16

 Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

17-18

 Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

19-20

 Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.

21-22

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 ×5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

23-24

Т. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

25-26

 Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

27-28

 Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

29-30

 Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,

«Вычитание в пределах 10».

31-32

 «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

33-34

 Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения.

35-36

 Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1

37-40

 Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10». «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитаниев пределах 20».

41-42

 Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 

43-44

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

45-46

 Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственномузамыслу.

47-48

 Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

49-50

 Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

51-52

53-54

 Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль

55-56

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундамзаписываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11, 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

.

57-58

 Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

59-60

 Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

61-62

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

63-64

 Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

65-66

 Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»

2 класс

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

1-2

Числа от 1 до 100

3-4

Математика — это интересно. О ребятах, увлечённых математикой

5-6

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.Игра «Кто первым наберёт 10»

7-8

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на частиПроверка выполненной работы.

9-10

Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданнойпоследовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Игра «Ищем клад»

11-12

Задачи-расчёты

13-14

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

15-16

Математика вокруг нас «Узоры и орнаменты на посуде» Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

17-18

Нестандартные задачи. Использование знаково-символическихсредств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. С. 50-51

19-20

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Решение задач на логическое мышление с.70

21-22

Игра «Угадай результат»

23-24

Задачи-шутки

25-26

 Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

27-28

 Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

29-30

 Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100»,

«Вычитание в пределах 100».

31-32

 «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

33-34

 Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения.

35-36

 Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1

37-40

Игра «Весёлый счёт десятками»

41-42

 Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа

43-44

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

45-46

 Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

47-48

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

49-50

Решение задач на логику

51-52

Решение комбинаторных задач

53-54

Проект «Оригами»

55-56

Решение занимательных задач

57-58

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

59-60

Занимательные рамки

61-62

Верно, неверно

63-64

Решение задач на логику

65-66

Задания конкурса «Смекалка»

67-68

3 класс

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

1-2

Числа от 1 до 100

3-4

Математика — это интересно. О ребятах, увлечённых математикой

5-6

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

7-8

Составление картинки с заданным разбиением на части Проверка выполненной работы.

9-10

Путешествие точки

Построение рисунка   в соответствии с заданной последовательностью шагов                                                         . Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Игра «Ищем клад»

11-12

 Задачи-расчёты

13-14

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

15-16

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

17-18

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. С. 50-51

19-20

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

 Решение задач на логическое мышление с.70

21-22

Игра «Угадай результат»

23-24

Задачи-шутки

25-26

 Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

27-28

 Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

29-30

 Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100»,

«Вычитание в пределах 100».

31-32

 «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

33-34

 Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения.

35-36

 Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»1

37-40

Игра «Весёлый счёт десятками»

41-42

 Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа

43-44

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

45-46

 Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

47-48

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

49-50

Решение задач на логику

51-52

Решение комбинаторных задач

53-54

Проект «Оригами»

55-56

Решение занимательных задач

57-58

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

59-60

 Занимательные рамки

61-62

 Верно, неверно

63-64

 Решение задач на логику

65-66

 Задания конкурса «Смекалка»

Итоговое занятие

67-68

4 класс

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Элементы содержания или основные

понятия урока

Форма деятельности

Дата проведения

план

факт

1-2

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Работа в паре

3-4

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Работа с конструктором индивидуальная

5-6

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Математические игры, работа в группе

7-8

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений

Математичесие игры, работа в паре

9-10

 Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

Работа в паре

11-12

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Работа в группе, математические игры

13-14

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,

«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Математические игры

15-16

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Математические игры

17-18

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру»

Математические конкурсы, работа в группах

19-20

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Индивидуальная работа, работа с конструктором

21-22

Выбери маршрут

.

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами

Работа в группах, математические игры

23-24

 Интеллектуальная разминка

.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-

матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи

Работа индивидуальная, работа с конструктором

25-26

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;

12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Работа с конструктором  моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков

27-28

Занимательное моделирование

.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных

фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, , параллелепипед,

Моделирование

29-30

  Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Работа в группах, математические игры

31-32

  Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 ×9) слов, связанных с математикой.

Работа в группах, математические игры

33-34

  «Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных

Математические игры, работа в группах и парах

35-36

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом

стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки

Работа в парах, работа с конструктором.  Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условием.

37-40

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Работа в паре. Математические игры

41-42

 Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-

слового кроссворда (судоку, какуро).

Работа в паре. Математические игры

43-44

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде

таблицы.

Групповая работа. Математические игры

45-46

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Задачи с недостающими данными, с избыточным составом

условия.

Групповая работа. Моделирование

47-48

Математические игры Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Групповая работа. Математические игры

49-50

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, элетронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

Работа в группах. Моделирование

51-52

53-54

Блиц-турнир по решению задач

.

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений

Взаимныйконтроль.

55-56

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Единица длины-километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое

кольцо» России

Работа в группах. Работа с конструктором

57-58

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).

Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Работа в группах. Работа с конструктором

59-60

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Работа в группах.

61-62

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи

в стихах. Игра «Задумай число».

Работа в группах.

63-64

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи

в стихах

Работа в группах. Математические игры

65-66

Геометрические фигуры вокруг нас

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Работа в паре. Работа с математическим конструктором

67-68

Итоговое занятие

Работа в «центрах» деятельности

Работа в группе. Математические игры

Материально-техническое обеспечение

3. Электронные издания для младших школьников

 4. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы сложения и вычитания. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

5. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Литература для учителя

  1. Сборник программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Е. Э. Кочурова «Занимательная математика»
  2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
  3. В.П. Труднев . Внеклассная работа по математике в начальной школе. Москыва «Просвещение»1975г.
  4. Л. Чилингирова «Играя, учимся математике» Москва «Просвещение» 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) Интеллектуальный клуб «Игровая логика»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18     С...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон» 1 (2) класс

Программа  курса «Интеллектуальный марафон»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика" (1 класс)...