Игра в жизни ребенка
методическая разработка

Бездорнова Марина Андреевна

Роль игры в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_rebenka.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

       В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.
     Есть разные теории о том, зачем детям нужно играть. Самая популярная: они делают это для того, чтобы освоить какие-то навыки, которые помогут им по жизни. Отечественная теория говорит, что в игре ребёнок осознаёт некоторые функции своей психики, которые ему недоступны без неё. Например, игра с правилами - лучший способ сформировать у ребёнка произвольность. Также в это время у него развивается воображение и мышление. Именно с помощью игр ребёнок развивается так, как ему и положено по возрасту: формирует навыки, которые потом помогут ему учиться.

      Игры в жизни ребёнка должно быть не просто много: она должна усложняться и постепенно переходить в другой вид деятельности. Если в младшем школьном возрасте ребёнок наигрался, дальше ему будет интересно учиться, то есть ставить себе задачу, придумывать способ решения и таким образом развиваться.

      Одна из многих целей младшего возраста - превращение образного мышления в абстрактно-логическое.

     Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и детско-родительских отношений.

      В современном обществе существует множество видов деятельности, соперничающих с детской игрой и даже вытесняющих ее, – это компьютер, телевизор и раннее обучение. Сейчас все чаще встречаются дети, которые практически не играют с другими детьми. В связи с этим возникают вопросы:

В чем смысл детской игры? Существуют ли возрастные нормы детской игры? В каких случаях следует беспокоиться? Во что играть с ребенком и как? – Давайте разберемся вместе.

       Для ребёнка любого возраста игра – это главное действие. Это наиболее доступный способ познания окружающего мира. Именно так дети получают новые эмоции, учатся контролировать себя, начинают понимать принципы и законы мироздания.

     Так в чем же смысл детской игры?

  • Игра развивает мотивы и потребности ребенка – в игре происходит формирование стремления действовать, развитие нравственности в человеческих отношениях (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…).
  • В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д..
  • В игре развивается управление своим поведением: подчинение своих действий роли, понимание необходимости правил, создание правил, понимание прав и обязанностей играющих, развитие воли.
  • В игре происходит преодоление эгоцентризма – развитие умения встать на позицию другого невозможно без игровых партнеров.
  • В игре происходит развитие умственных действий: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения.
  • Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости.
  • Игра для ребенка – своеобразная школа жизни.

Никакие программы раннего развития не дадут вашим детям такого

фундамента жизни, как такая простая и такая сложная штука – игра.

      В младшем школьном возрасте (7-11 лет) – преобладает учебная деятельность. Игра уже выступает как средство общения со сверстниками.

       Меняются игровой репертуар и задача игры, но игра не уходит из жизни. Игра имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младшего школьника, а также вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности. Конечно, репертуар игр и форм игровой деятельности для младшего школьника специфичен по сравнению с дошкольником или подростком.  

      Для этого возраста более характерны игры, возникающие по инициативе ребенка (самодеятельные игры), игры, возникающие по инициативе взрослого (дидактические игры, развивающие игры, интеллектуальные игры), подвижные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, более старших детей, так и по инициативе собственно  детей младшего школьного возраста. Важное значение для младших школьников занимают игры с правилами.

       В социально-коммуникативном отношении для современных младших школьников характерны различные формы разворачивания игры: индивидуально (например, определенные виды компьютерных игр); в паре (например, шахматы, шашки, домино, морской бой, крестики-нолики и др.); в группе (например, режиссерские, ролевые, игры с правилами); в команде против другой команды (чаще спортивные и различные подвижные игры)

     Игры – важный элемент формирования навыков общения и взаимодействия в обществе у детей

      Некоторые родители недооценивают роль игры в жизни ребенка. Оказывается, она не только способствует интеллектуальному росту, но и позволяет дать выход эмоциям. А это очень важно для психологического здоровья. Обратимся к актуальным проблемам современных детей.        Ребенок мало играет или вообще не играет. 

      Почему некоторые дети мало играют или вообще отказываются играть? Главное, внести ясность в ситуацию и выяснить причину. Если играет, но мало. Например, только в настольные игры, а не ролевые. Девочка не играет с куклами, мальчик с машинками. Здесь возможна эмоциональная зажатость внутри. Здоровый ребенок играет и играет много. У него в этом огромная потребность.

      Если ребенок не играет вообще – это очень большая проблема. Нет выхода эмоциям, посредством игры. Для него остается только один вариант выплеснуть эмоции: слезы, крики, физическая активность. Но этого мало. Ребенку важна игра.

     Игра – это некое самолечение. Если ребенку не дать поиграть и проиграть то, что его волнует, это образует внутри него зажим. И этих зажимов может быть много, когда он нечто переживает в одиночку. Малыш не поделился этим с мамой, папой или родители не поинтересовались как дела. Внутри него формируется недоговоренность. Дети много времени находятся в коллективе. За это время накапливается многое. Какие-то эмоции были сильнее, другие менее сильные. Ребенок может о чем-то не рассказывать. Оно забывается, но поверхностно, что-то оседает. Для того, чтобы этого «осадка» было меньше, а малыш мог расслабляться, нужно заниматься «самолечением». Если ребенок не может сам себе помочь и проиграть сюжет, например, ему скучно одному, то может помочь второй участник. Это может быть мама, папа, подружка, руководитель – любой человек, которого ребенок готов впустить в игру. Это немаловажно.

      Чтобы узнать, чем живет ваш ребенок, каков он на самом деле, понаблюдайте за ним во время игры. Дело в том, что большую часть времени дети полностью зависят от родителей. И только в игре они становятся полновластными хозяивами ситуации, пусть даже «невсамделишной». Именно в этот момент и раскрывается его подлинное «я»: ребенок вкладывает в уста любимой игрушки свои мысли и переживания; обыгрывает сцены из жизни, которые его особенно взволновали и врезались в память; рисует картинки, отражающие его отношение к реальности.

       Послушайте, о чем говорит, играя, ваш малыш. Внимательно присмотритесь к его рисункам. Поиграйте с ним вместе. Только так вы сможете по-настоящему узнать своего ребенка и понять его интересы – потому что ни один психологический тест не расскажет вам о ребенке больше, чем его поведение в игре.

Семь важнейших принципов игр с ребенком

Первый и главный принцип: играть нужно с удовольствием. Ваша увлеченность, наоборот, повышает самооценку ребенка и усиливает его любовь к игре, к вам и к миру.

Второй принцип: не будьте педантом. Если ребенок построит нечто невообразимое и скажет, что это кран, не поправляйте его. Постройте второй кран и восхищенно говорите, что теперь у вас 2 крана – тогда ребенок сам разберется, как кран все-таки должен выглядеть.

Третий принцип: фантазируйте. Когда вы задаете ребенку элементарные, но очень важные вопросы, он не всегда хочет отвечать (ведь вам все и так известно – малыш это знает). А вот когда плюшевый мишка вашим голосом спрашивает: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?» – ребенок с удовольствием расскажет о себе. Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. К примеру, огромный потенциал для воображения кроется в обычной лепке: ребенок в восторге от того, что из куска пластилина можно сделать собаку, а из собаки гриб, а из гриба – скамеечку и т. п.

Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил.

Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. и. Седьмой принцип: разнообразие и «своевременность» игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые способствуют его развитию. Важно все: и музыка, и искусство, и математика, и языки, и география… Только, стремясь поскорее познакомить малыша с миром, помните, что нужно учитывать его возрастные особенности – например, не стоит вешать в детской географическую карту, если вашему ребенку пока интересно только разрисовывать ее или отдирать от стены

Многочисленные психологические исследования доказывают: тем, кто «не доиграл» в детстве, труднее учиться и налаживать контакты с людьми, чем тем, у кого есть богатый опыт игр и общения (как со взрослыми, так и со сверстниками). Однако чтобы игра стала мощным генератором развития и средством формирования полноценной личности, ребенку предстоит стать «человеком играющим» – попросту говоря, научиться играть. А взрослые должны ему в этом помочь. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

Литература:

1. Л.С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».

 2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком». 3. Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Телевизор в жизни ребенка"

Основными задачами материала являются: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; определить наименование и количество передач для просмотра деть...

Телевизор в жизни ребенка

Как телевизор влияет на психику и здоровье ребенка? Сколько времени можно смотреть телевизор ребенку младшего школьного возраста? Как не повредить здоровью? Рекомендации родителям....

Игра в жизни ребенка

В статье рассказывается о роли игры в физическом развитии ребенка. Так же в материале раскрываются такие аспекты, как решение педагогических задач при проведении игр, методические рекомендации для орг...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Телевизор в жизни ребенка. За и против."

В данной презентации показаны положительные и отрицательные стороны влияния телевидения на воспитание младших школьников....

"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"

презентация к родительскому собранию...

Статья - Подвижные игры в жизни ребенка

Игровые виды спорта – важнейшая составная часть культуры. Занятия баскетболом, футболом, другими спортивными и подвижными играми способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости, коо...

Консультация для родителей на тему : «Пальчиковая игра в жизни ребенка»

Консультация для родителей на тему :«Пальчиковая игра в жизни ребенка»...