Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»
рабочая программа (1 класс)

Гладкова Наталья Владимировна

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями, успешного воспитания школьника, на основе возрождения традиционной культуры сельского населения Тамбовской глубинки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_vseznayka_2020_god.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружковой  деятельности

«Всезнайка»

по _интеллектуальному направлению__

для _1 - 4_ классов

(7-10 лет)

Срок реализации: 4 года

Автор программы: учитель начальных классов:

Гладкова Н В.

        

2019-2020год

           

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ВСЕЗНАЙКА»

для внеурочной деятельности младших школьников

(1 - 4 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

образовательной программе начального общего образования ОУ;

           учебному плану ВУД;

           настоящему положению.

Цель:

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями, успешного воспитания школьника, на основе возрождения традиционной культуры сельского населения Тамбовской глубинки

Задачи

1.  Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.

2.  Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.

3.  Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.

4.  Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.

5.  Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.

6.  Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.

      Программа кружка «Всезнайка» соответствует  содержанию программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ОУ.

  Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть кружок «Всезнайка», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

        Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

      Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными  навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

            Содержание кружка «Всезнайка» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, успешного воспитания школьника, на основе возрождения традиционной культуры сельского населения Тамбовской глубинки,  умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

     Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности)

      Программа «Всезнайка» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

      Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

        Кружок «Всезнайка» входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

     Кружок «Всезнайка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов).

        Формы занятий

Основными формами процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • тематические игры, конкурсы.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

    Режим и место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 –занятия в первом классе; 34  часа в год – во  2-4 классах с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Место проведения занятий – классная комната начальных классов.

Основные виды деятельности учащихся:

·  решение занимательных задач;

·  оформление математических газет;

·  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

·  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·  проектная деятельность;

·  самостоятельная работа;

·  работа в парах, в группах;

·  творческие работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Всезнайка».

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

 Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Планируемые результаты изучения курса

     Программа направлена на достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • развитие любознательности, сообразительности, быстроты реакции, воображения при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • проявление интереса к новым знаниям и способам действий.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  •  моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения конкретного задания, использовать его в ходе самостоятельной работы;
  •  применять изученные способы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками, ребусами, занимательными квадратами, зашифрованными примерами;
  •  анализировать правила игры;
  •  действовать в соответствии с заданными правилами;
  •  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  •  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  •  проговаривать последовательность действий;
  •  учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

         Познавательные УУД:

  •  ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  •  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  •  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

  •  участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его, учитывать разные мнения;
  •  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
  •  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

 Учащийся научится:

  • моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами,

десятками тысяч, сотнями тысяч;

  • выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч как прямой, так и обратный;
  • выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;
  • образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;
  • сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
  • читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;
  • упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;
  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
  • активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
  • выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей);
  • вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.
  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
  • решать задачи (логические, занимательные, нетрадиционные);
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
  • вычислять периметр и площадь многоугольника;
  • применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения:
  • 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 000 000 мм = 1 км;
  • применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный километр (км2), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 100 м2 = 1 а, 10 000 м2 = 1 га, 1 км2 = 100 га;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • оценивать результаты арифметических действий разными способами.
  • составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
  • решать задачи в 4—5 действий;
  • находить разные способы решения одной задачи.
  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.

Таблица распределения часов по разделам и классам

Название раздела

Классы,     кол-во с часов

1

2

3

4

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

16

9

6

17

2

Мир занимательных задач

5

14

17

14

3

Геометрическая мозаика

12

11

11

3

Всего

33

34

34

34

5666

Тематическое планирование кружка

«ВСЕЗНАЙКА".

1-й класс

Содержание программы.

РАЗДЕЛ

Часы

1

Мир занимательных задач (МЗЗ)

5

2

Геометрическая мозаика  (ГМ)

12

3

Числа. Арифметические действия. Величины (Ч.АД)

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

  1. Мир занимательных задач

1

1

-

1.1

Математика – это интересно

1

1

-

  1. Геометрическая мозаика  

1

0,5

0,5

2.1

Танграм: древняя китайская

головоломка.

0,5

0,5

  1. Числа. Арифметические действия. Величины

5

2,5

2,5

3.1

Путешествие точки.

1

0,5

0,5

3.2

Игры с кубиками.

1

-

1

3.3

Танграм: древняя китайская

головоломка.

1

0,5

0,5

3.4

Волшебная линейка

1

1

-

3.5

Праздник числа

1

0,5

0,5

2. Геометрическая мозаика  

1

-

1

2.2

Конструирование многоугольников из деталей

танграма

1

-

1

  1. Числа. Арифметические действия. Величины

2

1

1

3.6

Игра-соревнование

«Веселый счёт»

1

1

-

3.7

Игры с кубиками.

1

-

1

2. Геометрическая мозаика  

3

1,5

1,5

2.3

2.4

ЛЕГО-конструкторы.

2

0,5

0,5

0,5

0,5

2.5

Весёлая геометрия

1

0,5

0,5

  1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

0,5

0,5

3.8

Математические игры

1

0,5

0,5

2. Геометрическая мозаика  

2

1

1

2.5

2.6

«Спичечный»

конструктор

2

0,5

0,5

0,5

0,5

  1. Мир занимательных задач

1

1

-

1.2

Задачи-смекалки.

1

1

-

2. Геометрическая мозаика  

1

0,5

0,5

2.7

Прятки с фигурами

1

0,5

0,5

3. Числа. Арифметические действия. Величины

2

1

1

3.9

Математические игры

1

0,5

0,5

3.10

Числовые головоломки

1

0,5

0,5

2. Геометрическая мозаика  

3

1

2

2.8

2.9

Математическая карусель.

2

1

1

2.10

Уголки

1

-

1

3. Числа. Арифметические действия. Величины

1

0,5

0,5

3.11

Игра в магазин. Монеты.

1

0.5

0,5

2. Геометрическая мозаика  

1

-

1

2.11

Конструирование фигур из деталей танграма

1

1

3. Числа. Арифметические действия. Величины

3

2

1

3.12

Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20.

1

0,5

0,5

3.13

Математическое путешествие.

1

1

3.14

Математические игры

1

0,5

0,5

  1. Мир занимательных задач

2

1

1

1.3

Секреты задач

1

1

-

1.4

Математическая карусель

1

-

1

3. Числа. Арифметические действия. Величины

2

1

1

3.15

Числовые головоломки

1

0,5

0,5

3.16

Математические игры

1

0,5

0,5

  1. Мир занимательных задач

1

-

1

1.5

Математическая карусель

1

-

1

ИТОГО

33

16

17

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование

первого года обучения

п/

п

ДАТА проведения

Раздел

Тема занятия

Содержание занятия

план

факт

1

ММЗ

Математика – это

интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

ГМ

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

3

Ч.АД

Путешествие

точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.

Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

Ч.АД

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого

два кубика). Взаимный контроль.

5

Ч.АД

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

6

Ч.АД

Волшебная

линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

7

Ч.АД

Праздник числа

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

ГМ

Конструирование

многоугольников

из деталей

танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с

частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном

масштабе. Проверка выполненной работы.

9

Ч.АД

Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а

разбросаны по всей таблице.

10

Ч.АД

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого

два кубика). Взаимный контроль.

11-

ГМ

ЛЕГО-

конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и

алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по

собственному замыслу.

12

ГМ

ЛЕГО-

конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и

алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по

собственному замыслу.

13

ГМ

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Ч.АД

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Вычитание в пределах 10».

15-

ГМ

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

16

ГМ

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

17

ММЗ

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.Задачи, допускающие несколько способов решения.

18

ГМ

Прятки с

фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

19

Ч.АД

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в

пределах 20».

20

Ч.АД

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

21-

ГМ

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

22

ГМ

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

23

ГМ

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному

замыслу.

24

Ч.АД

Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

25

ГМ

Конструирование

фигур из деталей

танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

26

Ч.АД

Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20.

Подсчёт числа точек на верхних

гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого

кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Взаимный контроль.

27

Ч.АД

Математическое

путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –

вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам

записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

28

Ч.АД

Математические

Игры

 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками»

29

ММЗ

Секреты задач

Решение задач разными способами. Реш ение нестандартных задач.

30

ММЗ

Математическая

Карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

31

Ч.АД

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку

32

Ч.АД

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

«Вычитание в пределах 20».

33

ММЗ

Математическая

Карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

Тематическое планирование кружка

«ВСЕЗНАЙКА".

2-й класс

Содержание программы.

РАЗДЕЛ

Часы

1

Числа. Арифметические действия. Величины (Ч.АД)

9

2

Мир занимательных задач (МЗЗ)

14

3

Геометрическая мозаика  (ГМ)

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

  1. Числа. Арифметические действия. Величины

3

2

1

1.1

Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире.

1

0,5

0,5

1.2

Старинные системы записи чисел.  Из истории чисел и цифр.

1

0,5

0,5

1.3

Из истории математических открытий. Архимед – гений математики и изобретений

1

1

-

2.Мир занимательных задач

3

1,5

1,5

2.1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

1

0,5

0,5

2.2

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.

1

0,5

0,5

2.3

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

1

0,5

0,5

3. Геометрическая мозаика  

2

1

1

3.1

Китайская головоломка «Танграм»

1

0,5

0,5

3.2

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

-

1

2.4

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

1

-

1

1.Числа. Арифметические действия. Величины

1

0,5

0,5

1.4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки» 

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

-

1

2.5

Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру»

1

-

1

3. Геометрическая мозаика  

1

0,5

0,5

3.3

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

0,5

0,5

2.6

Поиск закономерностей. Логические задачи.

1

0,5

0,5

3. Геометрическая мозаика  

3

1,5

1,5

3.4

Китайская головоломка «Танграм»

1

0,5

0,5

3.5

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

1

0,5

0,5

3.6

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

-

1

2.7

Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру»

1

-

1

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

-

1

1.5

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

1

-

1

3. Геометрическая мозаика  

4

1

3

3.7

Наглядная геометрия.

1

0,5

0,5

3.8

Занимательная геометрия.

1

0,5

0,5

3.9

Китайская головоломка «Танграм»

1

-

1

3.10

Турнир по геометрии

1

-

1

2.Мир занимательных задач

3

1

2

2.8

Занимательные задачи

1

0,5

0,5

2.9

Логические задачи для юных математиков.

1

-

1

2.10

Задачи повышенной трудности.

1

0,5

0,5

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

0,5

0,5

1.6

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

-

1

2.11

Решение нестандартных задач.

1

-

1

3. Геометрическая мозаика  

1

0,5

0,5

3.11

Китайская головоломка «Танграм»

1

0,5

0,5

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

-

1

1.7

Математические тренажёры.

1

-

1

2.Мир занимательных задач

2

0,5

1,5

2.12

Блиц - турнир по решению задач

1

-

1

2.13

Задачи в стихах.

1

0,5

0,5

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

0,5

0,5

1.8

Экспромт - задачки и математические головоломки.

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

0,5

0,5

2.14

Логические математические задачки-шутки

1

0,5

0,5

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

-

1

1.9

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

1

-

1

ИТОГО

34

12

22

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование

второго года обучения

Дата проведения

Раз-

дел

Тема занятия

План

Факт

1

01.09

Ч.АД

Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире.

2

08.09

Ч.АД

Старинные системы записи чисел.  Из истории чисел и цифр.

3

15.09

Ч.АД

Из истории математических открытий. Архимед – гений математики и изобретений

4

22.09

МЗЗ

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

5

29.09

МЗЗ

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.

6

06.10

МЗЗ

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

7

13.10

ГМ

Китайская головоломка «Танграм»

8

20.10

ГМ

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

9

27.10

МЗЗ

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

10

10.11

Ч.АД

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки»

11

17.11

МЗЗ

Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру»

12

24.11

ГМ

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

13

01.12

МЗЗ

Поиск закономерностей. Логические задачи.

14

08.12

ГМ

Китайская головоломка «Танграм»

15

15.12

ГМ

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

16

22.12

ГМ

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

17

29.12

МЗЗ

Решение олимпиадных заданий  международного конкурса «Кенгуру»

18

19.01

Ч.АД

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

19

26.01

ГМ

Наглядная геометрия.

20

02.02

ГМ

Занимательная геометрия.

21

09.02

ГМ

Китайская головоломка «Танграм»

22

16.02

ГМ

Турнир по геометрии

23

23.02

МЗЗ

Занимательные задачи.

24

02.03

МЗЗ

Логические задачи для юных математиков.

25

09.03

МЗЗ

Задачи повышенной трудности.

26

16.03

Ч.АД

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

27

06.04

МЗЗ

Решение нестандартных задач.

28

13.04

ГМ

Китайская головоломка «Танграм»

29

20.04

Ч.АД

Математические тренажёры.

30

27.04

МЗЗ

Блиц - турнир по решению задач

31

04.05

МЗЗ

Задачи в стихах.

32

11.05

Ч.АД

Экспромт - задачки и математические головоломки.

33

18.05

МЗЗ

Логические математические задачки-шутки.

34

35

23.05

Ч.АД

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

Тематическое планирование кружка

«ВСЕЗНАЙКА".

третий год обучения

Содержание курса

№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

Числа. Арифметические действия. Величины

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

 

6

 

2.

Геометрическая мозаика

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

 

11

3.

Мир занимательных задач

Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

 

17

Всего

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

  1. Числа. Арифметические действия. Величины

6

3,5

2,5

1.1

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты,

кроссворды.

1

0,5

0,5

1.2

Математические игры, лабиринты, кроссворды.

1

0,5

0,5

1.3

Из истории чисел. Арифметика каменного века

1

1

-

1.4

Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.

1

0,5

0,5

1.5

1.6

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

2

1

1

2. Геометрическая мозаика  

11

5

6

2.1

Старинные меры измерений

1

1

-

2.2

2.3

Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.

2

1

1

2.4

Масса. Новые мерки. Измерения.

1

0,5

0,5

2.5

Масса. Новые мерки. Измерения. Составление коллективного проекта.

1

0,5

0,5

2.6

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

1

0,5

0,5

2.7

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

1

-

1

2.8

Китайская головоломка “Танграм”. Составление фигур.

1

0,5

0,5

2.9

Китайская головоломка “Танграм”. Преобразование фигур.

1

-

1

2.10

2.11

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

2

1

1

3.Мир занимательных задач

17

6,5

10,5

3.1

3.2

Составление задач. Схемы, уравнения

2

1

1

3.3

3.4

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»

2

0,5

1,5

3.5

Решение задач по схеме. Обратные задачи

1

0,5

0,5

3.6

3.7

Графическое моделирование

2

1

1

3.8

Понятие «Дерево возможностей»        

1

0,5

0,5

3.9

Составление дерева возможностей.

1

0,5

0,5

3.10

3.11

Решение старинных задач.

2

0,5

1,5

3.12

3.13

Задачи повышенной трудности.

2

1

1

3.14

Задачи в стихах.

1

0,5

0,5

3.15

Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами

1

0,5

0,5

3.16

Дерево возможностей. Блиц-турнир

1

-

1

3.17

Итоговое занятие. Игра “Велогонка”

1

-

1

ИТОГО

34

15

19

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование

Третий год обучения

п/п

Дата проведения

Тема занятия

дата

факт

Числа. Арифметические действия. Величины (6 часов)

1

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты,

кроссворды.

2

Математические игры, лабиринты, кроссворды.

3

Из истории чисел. Арифметика каменного века.

4

Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.

5

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

6

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

Геометрическая мозаика

7

Старинные меры измерений.

8

Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.

9

Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.

10

Масса. Новые мерки. Измерения.

11

Масса. Новые мерки. Измерения. Составление коллективного проекта.

12

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

13

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

14

Китайская головоломка “Танграм”. Составление фигур.

15

Китайская головоломка “Танграм”. Преобразование фигур.

16

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

17

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

Мир занимательных задач

18

Составление задач. Схемы, уравнения

19

Составление задач. Схемы, уравнения

20

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»

21

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»

22

Решение задач по схеме. Обратные задачи.

23

Графическое моделирование

24

Графическое моделирование

25

Понятие «Дерево возможностей»

26

Составление дерева возможностей.

27

Решение старинных задач.

28

Решение старинных задач.

29

Задачи повышенной трудности.

30

Задачи повышенной трудности.

31

Задачи в стихах.

32

Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами

33

Дерево возможностей. Блиц-турнир

34

35

Итоговое занятие. Игра “Велогонка”

Тематическое планирование

занятий кружка «Всезнайка »

4 класс

Содержание  курса

РАЗДЕЛ

Часы

1

Числа. Арифметические действия. Величины

16

2

Мир занимательных задач

14

3

Геометрическая мозаика

4

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1.Числа. Арифметические действия. Величины

3

1

2

1.1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

0,5

0,5

1.2

Как люди научились считать.

1

0,5

0,5

1.3

Интересные приемы устного счёта.

1

-

1

2.Мир занимательных задач

1

0,5

0,5

2.1

Решение занимательных задач в стихах.

1

0,5

0,5

1. Числа. Арифметические действия. Величины

4

2

2

1.4

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

0,5

0,5

1.5

Учимся отгадывать ребусы.

1

0,5

0,5

1.6

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

0,5

0,5

1.7

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

3

0,5

2,5

2.2

Решение ребусов и логических задач.

1

0,5

0,5

2.3

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

-

1

2.4

Загадки- смекалки.

1

-

1

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

0,5

0,5

1.8

Игра «Знай свой разряд».

1

0.5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

0,5

0,5

2.5

Обратные задачи.

1

0,5

0,5

3. Геометрическая мозаика  

1

0,5

0,5

3.1

Практикум «Подумай и реши».

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

0,5

0,5

2.6

Задачи с изменением вопроса.

1

0,5

0,5

3. Геометрическая мозаика  

1

0,5

0,5

3.2

«Газета любознательных».

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

3

0,5

2,5

2.7

Решение нестандартных задач.

1

0,5

0,5

2.8

Решение олимпиадных задач.

1

-

1

2.9

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

-

1

3. Геометрическая мозаика  

2

1

1

3.3

3.4

Составление фигур из китайской головоломки «Танграм»

2

1

1

1. Числа. Арифметические действия. Величины

2

1

1

1.9

Математические горки.

1

0,5

0,5

1.10

Наглядная алгебра.

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

-

1

2.10

Решение логических задач.

1

-

1

1. Числа. Арифметические действия. Величины

2

0,5

1,5

1.11

Игра «У кого какая цифра»

1

-

1

1.12

Знакомьтесь: Архимед!

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

0,5

0,5

2.11

Задачи с многовариантны ми решениями.

1

0,5

0,5

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

0,5

0,5

1.13

Знакомьтесь: Пифагор!

1

0,5

0,5

2.Мир занимательных задач

1

-

1

2.12

Задачи с многовариантны ми решениями.

1

-

1

1. Числа. Арифметические действия. Величины

1

-

1

1.14

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

-

1

2.Мир занимательных задач

2

1

1

2.13

2.14

Задачи с многовариантными решениями.

2

1

1

1. Числа. Арифметические действия. Величины

2

-

2

1.15

Математический КВН

1

-

1

1.16

Круглый стол «Подведем итоги»

1

-

1

ИТОГО

34

11,5

22,5

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование

Четвертый год обучения

Наименование тем курса

раздел

Дата проведения

Виды деятельности

Форма контроля

План

Факт

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

Ч.АД

2.

Как люди научились считать.

Ч.АД

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3.

Интересные приемы устного счёта.

Ч.АД

устный счёт

4

Решение занимательных задач в стихах.

МЗЗ

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

5

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

Ч.АД

работа с алгоритмами

6.

Учимся отгадывать ребусы.

Ч.АД

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Ч.АД

решение теста –кроссворда

проверочный тест

8.

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

Ч.АД

работа с алгоритмом

контрольный тест

9

Решение ребусов и логических задач.

МЗЗ

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

МЗЗ

составление схем, диаграмм

11.

Загадки- смекалки.

МЗЗ

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

 Игра «Знай свой разряд».

Ч.АД

работа с таблицей разрядов

Тест

13.

Обратные задачи.

МЗЗ

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14.

Практикум «Подумай и реши».

Ч.АД

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.

Задачи с изменением вопроса.

МЗЗ

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16.

«Газета любознательных».

ГМ

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.

Решение нестандартных задач.

МЗЗ

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18.

Решение олимпиадных задач.

МЗЗ

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.

Решение задач международной игры «Кенгуру»

МЗЗ

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20.

Составление фигур из китайской головоломки «Танграм»

ГМ

решение заданий повышенной трудности

21.

Составление фигур из китайской головоломки «Танграм»

ГМ

работа над ошибками олимпиадных заданий

22.

Математические горки.

Ч.АД

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23.

Наглядная алгебра.

Ч.АД

работа в группах: инсценирование

24.

Решение логических задач.

МЗЗ

схематическое изображение задач

25.

Игра «У кого какая цифра»

Ч.АД

творческая работа

26

Знакомьтесь: Архимед!

Ч.АД

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.

Задачи с многовариантны ми решениями.

МЗЗ

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.

Знакомьтесь: Пифагор!

Ч.АД

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Викторина

29.

Задачи с многовариантны ми решениями.

МЗЗ

Работа в парах по решению задач

30.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Ч.АД

составление знаковых систем

Тест

31.

Задачи с многовариантными решениями.

МЗЗ

индивидуальная работа

32

Задачи с многовариантными решениями.

МЗЗ

индивидуальная работа

33.

Математический КВН

Ч.АД

работа в группах

34-35

Круглый стол «Подведем итоги»

Ч.АД

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Анкетирование

ИТОГО:                              35  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое

читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий.

Выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

Использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие,

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации,

Учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,  на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).__ Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей.

 Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей;

Составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Всезнайка"

Программа составлена для 2 класса по внеурочной деятельности "Всезнайка". ФГОС...

Рабочая программа предметного курса для учащихся 2 класса "Всезнайка"

Рабочая программа предназначена для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Всезнайка"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенност...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Всезнайка" для 2 класса

Рабочая программа   по обще - интеллектуальному направлению по внеурочной деятельности "Всезнайка" для 2 класса...

Рабочая программа кружка «Всезнайки» 1 класс

Программа курса предназначена для учащихся 1–ых классов и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Всезнайка!» 1 класс

             Программа развития общеинтеллектуальных  умений и навыков ориентирована  на повышение и развитие к...