Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 4 года обучения
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева

Цель:

Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_fingr.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

   Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

4 года обучения

Пояснительная записка

  

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основании следующих документов:

   Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1        Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).

2        2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

3        Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО МБОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г.


 

Цель:

Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Преемственность и межпредметное  взаимодействие:                                         

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета:

занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в

неделю  по1часу;  36 часов в год.

 

 Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Освоение  программы курса «Основы финансовой грамоты» направлено на достижение следующих  результатов, соответствующих  требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов:
Гном - Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Формированию самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении данного курса способствует обязательное ведение рабочих тетрадей. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.

Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады

2. Содержание курса внеурочной деятельности.

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.

(Первый год обучения)

1. Ведение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Потребности (9 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (14 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
4.Деньги (12 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;

(Второй год обучения)
1. Потребности (10 часов): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
2. Торговля (14 часов): Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды.
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Банки.
3. Занимательная экономика (12 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;Решаем задачи с экономическим содержанием;

(Третий год обучения)
1.Основы экономического развития (12 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
2.Банки. Ценные бумаги. Налоги (13 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
3.Международная торговля (11 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

 (Четвертый год обучения)
1.Основы экономического развития (8 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике. Реклама и качество товара.  
2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (9 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
3.Деловая этика (10 часов): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. История профессий.
4.Международная торговля (9 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.

Тематическое планирование
                                               

                                                    (1-ый год обучения)

№ п/п

Темы

Количество часов

 теория

Практика

1

Введение в экономику

1

1

-

2

Потребности

9

5

4

3

Товары и услуги

14

6

8

4

Деньги

12

6

6

Итого:

36

18

18


(2-й год обучения)

№ п/п

Темы

Количество часов

 теория

Практика

1

Потребности

5

3

2

2

Торговля

19

10

9

3

Занимательная экономика

12

4

8

Итого:

36

15

21


(3-й год обучения)

№ п/п

Темы

Количество часов

 теория

Практика

1

Основы экономического развития

12

4

8

2

Банки. Ценные бумаги. Налоги

13

8

5

3

Международная торговля

11

5

6

Итого:

36

16

20

 (4-й год обучения)

№ п/п

Темы

Количество часов

 теория

Практика

1

Основы экономического развития

8

4

4

2

Банки. Ценные бумаги. Штрафы

9

5

4

3

Деловая этика

10

4

6

4

Международная торговля

9

4

5

Итого:

34

16

18

Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.

5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-
пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.

   Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

4 года обучения

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

по плану

по факту

1

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика.

Смотр знаний

2

Потребности. Что такое потребность? Какие бывают потребности?

Викторина

3

Домашнее хозяйство.

Конкурс

4

Домашнее хозяйство. (Практическое занятие)

Игра

5

Распределение ролей в семье.

Игра

6

Распределение ролей в семье.(Практическое занятие)

Диспут

7

Домашние обязанности в семье.

Игра

8

Домашние обязанности в семье.(Практическое занятие)

Конкурс

9

Что такое бюджет семьи?

Игра

10

Что такое бюджет семьи?(Практическое занятие)

Игра

11

Товары и услуги. Что такое товар? Какие бывают товары?

Викторина

12

Почему одни товары стоят дешевле, а другие дороже?

Диспут

13

Почему одни товары стоят дешевле, а другие дороже? (практическое занятие)

Игра

14

Где можно приобрести товары и услуги?

Путешествие

15

Магазин. Онлайн-путешествие.

Путешествие

16

Игра «Магазин». (Практическое занятие)

Игра

17

Игра «Магазин». (Практическое занятие)

Викторина

18

Зачем нужна реклама? Роль рекламы.

Игра

19

Разработка рекламы. Выбор вида рекламы, рекламируемого товара. (Практическое занятие)

Викторина

20

Разработка рекламы. Создание проекта. (Практическое занятие)

Конференция

21

Разработка рекламы. Создание проекта. (Практическое занятие)

Ролевая игра

22

Защита проекта.

Игра

23

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

24

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Путешествие

25

Деньги. Зачем нужны деньги? Как появились деньги?

Исследование

26

Деньги и страны.

Экскурсия

27

Где и как хранятся деньги?

Викторина

28

Что такое источник дохода?

Игра

29

Что такое «маркетинг»?

Путешествие

30

Обмен. Рынок. Торговля. (практическое занятие)

Диспут

31

Взаимоотношения продавца и покупателя. (практическое занятие)

Игра

32

Конкуренция

Игра

33

Игра «Магазин»(практическое занятие)

Конкурс

34

Игра «Магазин»(практическое занятие)

Игра

35

Игра «Магазин»(практическое занятие)

Игра

36

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

2 класс

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

по плану

по факту

1

Потребности. Потребности человека.

Смотр знаний

2

Значение труда в удовлетворении потребностей.

Викторина

3

Значение труда в удовлетворении потребностей. (Практическое занятие)

Конкурс

4

Труд и удовлетворение потребностей.

Игра

5

Труд и удовлетворение потребностей. (Практическое занятие)

Игра

6

Торговля. Когда и где возникла торговля?

Диспут

7

Как и где производятся товары?

Игра

8

Какие бывают товары?

Конкурс

9

Почему одни товары стоят дешевле, а другие дороже?

Игра

10

Почему одни товары стоят дешевле, а другие дороже? (практическое занятие)

Игра

11

Что такое «график»? Какие бывают графики? (практическое занятие)

Викторина

12

Графики «доходов» и «расходов». (практическое занятие)

Игра

13

Графики «доходов» и «расходов». (практическое занятие)

Игра

14

История аренды.

Путешествие

15

История денег.

Путешествие

16

Деньги бумажные и металлические.

Игра

17

Деньги России и мира.

Викторина

18

Почему каждый народ имеет свои деньги?

Игра

19

Что изображено на деньгах?(практическое занятие)

Викторина

20

Защита денег от подделки. (практическое занятие)

Конференция

21

Защита денег от подделки. (практическое занятие)

Ролевая игра

22

Банки.

Игра

23

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

24

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Путешествие

25

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды.

Исследование

26

Экономические ребусы и кроссворды.(практическое занятие)

Игра

27

Экономические ребусы и кроссворды.(практическое занятие)

Викторина

28

Экономические ребусы и кроссворды.(практическое занятие)

Игра

29

Экономика и русский язык.

Путешествие

30

Экономика и окружающий мир.

Диспут

31

Взаимодействие экономики с другими науками

Игра

32

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

33

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Конкурс

34

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

35

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

36

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

3   класс

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

по плану

по факту

1

Основы экономического развития. Что такое экономическое развитие?

Смотр знаний

2

Акционерное общество, как оно создаётся.

Викторина

3

Акции. (практическое занятие)

Конкурс

4

Ценные бумаги.(практическое занятие)

Игра

5

Понятие «кризиса».  Почему происходит кризис в экономике?

Игра

6

Понятие «кризиса».  Почему происходит кризис в экономике?(практическое занятие)

Диспут

7

Понятие «кризиса».  Почему происходит кризис в экономике?(практическое занятие)

Игра

8

Монополия и конкуренция. (практическое занятие)

Конкурс

9

Монополия и конкуренция. (практическое занятие)

Игра

10

Монополия и конкуренция. (практическое занятие)

Игра

11

Роль правительства в экономике.

Викторина

12

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

13

Банки. Ценные бумаги. Налоги. Банки.

Игра

14

Ценные бумаги.(практическое занятие)

Путешествие

15

Виды вкладов. (практическое занятие)

Путешествие

16

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия)

Игра

17

История вкладов.

Викторина

18

Функция сберегательной книжки.

Игра

19

Что такое «налоги»?

Викторина

20

Кто собирает налоги?

Конференция

21

Куда идут налоги?

Ролевая игра

22

Куда идут налоги? (практическое занятие)

Игра

23

Виды налогов.

Игра

24

Что такое «налоги»?(практическое занятие)

Путешествие

25

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Исследование

26

Международная торговля. Торговля между странами.

Игра

27

Торговля между странами.(практическое занятие)

Викторина

28

Ввоз и вывоз товаров.

Игра

29

Таможня.

Путешествие

30

Экспорт.

Диспут

31

Импорт.

Игра

32

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

33

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Конкурс

34

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

35

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

36

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра

4 класс

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

по плану

по факту

1

Основы экономического развития. Что такое экономическое развитие?

Смотр знаний

2

Акционерное общество, как оно создаётся.

Викторина

3

Акции. (практическое занятие)

Конкурс

4

Ценные бумаги.(практическое занятие)

Игра

5

Понятие «кризиса».  Почему происходит кризис в экономике?(практическое занятие)

Игра

6

Монополия и конкуренция. (практическое занятие)

Диспут

7

Роль правительства в экономике.

Игра

8

Реклама и качество товара.

Конкурс

9

Банки. Ценные бумаги. Налоги. Банки.

Игра

10

Ценные бумаги.(практическое занятие)

Игра

11

Виды вкладов. (практическое занятие)

Викторина

12

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия)

Игра

13

История вкладов.(практическое занятие)

Игра

14

Функция сберегательной книжки.

Путешествие

15

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы?

Путешествие

16

Кто взимает штрафы?

Игра

17

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Викторина

18

Деловая этика. Деловая этика.

Игра

19

Этика и этикет.

Викторина

20

Почему надо соблюдать этику? (практическое занятие)

Конференция

21

Почему надо соблюдать этику? (практическое занятие)

Ролевая игра

22

Правила делового этикета. (практическое занятие)

Игра

23

Правила делового этикета. (практическое занятие)

Игра

24

Бизнес — этикет.

Путешествие

25

История профессий.

Исследование

26

История профессий.(практическое занятие)

Игра

27

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Викторина

28

Международная торговля. Торговля между странами.

Игра

29

Торговля между странами.(практическое занятие)

Путешествие

30

Ввоз и вывоз товаров.

Диспут

31

Таможня.

Игра

32

Экспорт. Импорт.

Игра

33

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Конкурс

34

Решаем задачи с экономическим содержанием. (практическое занятие)

Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Внеурочная деятельность "Финансовая грамотность"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" разработана для 1 - 4 классов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» Направление: разумное финансовое поведение Уровень образования (класс):4 класс начальной школы (базовый)

Личностными результатами изучения данного курса являются:• осознание себя как члена семьи, общества и государства;• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:- Федеральным законом Российской Ф...