Рабочая программа внеурочного занятия "Огонек души"
учебно-методический материал (4 класс)

Программа курса по выбору «Огонек  души» составлена на основе ФГОС основного и общего образования.

Внеурочная деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:

– духовно-нравственное;

– научно-познавательное;

– художественно-эстетическое;

– общественно-полезная деятельность;

-проектно-исследовательская деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

– игровая;

– познавательная;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово-развлекательная (досуговое общение);

– художественное творчество;

– краеведческая.

Формы внеурочной деятельности:

– сюжетно-ролевые игры;

–  лекции-беседы;

– праздники, фестивали;

– творческие мастерские,

– викторина;

– устный журнал;

– слайд-презентация;

– чтение жития святых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_ogonek_dushi.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригорьевская средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Ф. Петрунина»

Рассмотрена   C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\рописи 001.jpg

Руководитель ММО ______Аввакумова С.В. Протокол от 29.08.2022 г. №1                                                    

Согласована

Зам. директора по УВР

______ Полякова О.В.

30.08.2022 г.                        

Утверждена

приказом МБОУ

«Пригорьевская средняя школа»  

от  01.09.2022 г. № 108-о

                                                                   

                             

                                                   

                                                                     

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Огонек  души»

4 класс

(34 часов)

                                                                                                                       

                               

                                                                               

                                                                                                                                                     

Составитель программы:                                                                                           учитель начальных классов высшей категории

Аввакумова Светлана Владимировна

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

протокол от 31.08.2022 г.№1

2021  -  2022  учебный год


Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

-усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»отмечено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания  – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Об этом свидетельствует поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009–2011 годах стало одним из важных моментов впринятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования. Процессу воспитанию уделяется большое внимание в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Содержание ФГОС направлено  на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Эта программа позволяет познакомить детей с православными традициями в рамках внеурочной  деятельности  через  ФГОС.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Все эти проблемы и привели к разработке программы внеурочной деятельности «Огонек  души»», которая рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.

В соответствии с этим целью данной программы является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности младшего школьника на примере  приобщение их к духу и культуре родного народа.

В ходе ее достижения решаются задачи:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

В соответствии со спецификой программы задачи программы конкретизированы.

Задачи духовно-нравственного образования:

-дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском  понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;

-развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;

-формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Задачи эстетического образования:

-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

Программа курса по выбору «Огонек  души» составлена на основе ФГОС основного и общего образования.

Внеурочная деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:

духовно-нравственное;

научно-познавательное;

художественно-эстетическое;

общественно-полезная деятельность;

-проектно-исследовательская деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная (досуговое общение);

– художественное творчество;

краеведческая.

Формы внеурочной деятельности:

 сюжетно-ролевые игры;

 лекции-беседы;

праздники, фестивали;

– творческие мастерские,

– викторина;

– устный журнал;

– слайд-презентация;

– чтение жития святых.

Планируемые результаты  освоения учащимися программы

  • ожидаемые результаты:

Личностные результаты

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  •  развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;  
  •  развитие умения объяснять и обосновывать с точки зрения православной культуры, какие поступки считаются хорошими и плохими;  
  •  развитие умения определять и формулировать самые простые, общие для всех  людей правила поведения.  

Метапредметные результаты

Регулятивные  УУД:  

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);  
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.  

Познавательные   УУД:  

  • самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;  
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;  
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;  
  •  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;  
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.  

Коммуникативные УУД:  

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;  
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;  
  • договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.  

Содержание программы «Огонек  души» позволяет детям узнать  о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный  возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и  светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления  о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире. Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно  ребенок  может быть подведен  к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства  неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре.  Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Программа внеурочной деятельности «Огонек  души» включает в себя 34 занятия, по 1 занятию в неделю, рассчитана на 1 год (класс  4) обучения.  На занятиях присутствует группа учащихся 6 человек.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам при подготовке материала к оформлению православного уголка. Обучающиеся готовят сообщения для выступления на занятиях курса.

Занятия должны быть эмоциональными,  соответствующими возрастным особенностям детей, включать в себя элементы самостоятельной работы с источником информации. Необходимо представлять материал наглядно и использовать электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.          

Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Содержание программы «Огонек  души» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура».

На протяжении обучения дети знакомятся с основными православными понятиями и традициями с опорой на изучение церковно-славянской азбуки, как одного из примеров православной культуры русского народа.

Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости,личностно-ценностного.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.

Формой итогового контроля является коллективный творческий отчет.

Реализация программы рассчитана на 1 года обучения в 4 классе.

В программе 1 обучения закладываются основы  духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Тематическое планирование  обучения.

Тема занятия

Задачи занятия

Понятия

Вид деятельности

1

Вводное  занятие.  Красота  православия.

1

-развитие умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое

Символ веры

Ангел

Добро и зло

Рисунок «Астры к празднику»

2

Ангел Хранитель. Мир видимый и невидимый.

1

-развитие умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое

Символ веры

Ангел

Добро и зло

Сувенир  «Ангел-хранитель».

3

Праздник –Рождество  Пресвятой  Богородицы

1

-осмысление понятий  прощение, злоба, гордость, непослушание

грех

Рисунки «Печаль», «Радость»

4

Воздвижение креста Господня

1

- связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Милосердие

любовь

Творческая работа (плоскостная лепка» «Крест Господня»

5

Сотворение мира и человека.

1

-связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Бог Божье Слово  Адам Ева

Рисунки, аппликации «Сотворение мира»-раскрашивание.

6

Бог.  Святая  Троица.

-связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Пречистая Дева

Аппликации «Благовещение»

7

Святой преподобный Сергий Радонежский

1

-знание о нормах поведения(введение заповеди «Не убий»)

благочестие, красота, грех, печаль, смерть

Поделка «Радуга»

8

Покров Пресвятой Богородицы

1

-систематизировать приобретенные знания и умения детей

Покров

Богородица

Коллективная творческая работа

«Здравствуй, Покров-батюшка!»

9

Жизнь  первых людей  в раю.

-духовно-нравственное воспитание

Бог Божье Слово  Адам Ева

Панно  «Райский  сад»

10

Потоп.

-духовно-нравственное воспитание

Потоп

Ковчег

Ной

Поделка  «Ноев  ковчег»

11

Вавилонская  башня.

-духовно-нравственное воспитание

Рисование на тему «Вавилонская башня»

12

Праздник Рождества Христова.

-духовно-нравственное воспитание

Вифлеем

Сын Божий

Спаситель

Поделка «Мой рождественский  венок».

13

Сын Божий. Радость и спасение.

-духовно-нравственное воспитание

Сын Божий

Спаситель

Коллективная  поделка  «Рождественский  вертеп».

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

-духовно-нравственное воспитание

Богородица

Рисунок зимнего пейзажа «Введение пришло — зиму привело»

16

Зимние радости. Святки.

-взаимосвязь между понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение.

Святочные дни

колядки

Разучивание народных святочных игр.Заучивание колядок.

17

Крещение. Радость праздника.

-взаимосвязь между понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение.

Иоанн Предтеча

Крест-символ спасения

Изящный голубь в технике оригами –Крещенский символ

18

Святитель  Николай  Чудотворец.

-духовно-нравственное развитие школьников

Житие Николая Чудотворца

Мастерим  поделки  родителям

19

Святой Георгий-покровитель православной Руси, Москвы и русского воинства.

-разработка духовно-нравственных понятий: защитник, слава, православие.

Москва

Московское государство

символика

Творческая работа

Торцевание -символика России

20

Георгий Победоносец

1

-разработка духовно-нравственных понятий: защитник, слава, православие.

Святой

Мужество воин

Коллективная работа –аппликация из пластилина «Богатыри»

21

Праздник Дня Защитника Отечества.

1

-разработка духовно-нравственных понятий: защитник, слава, православие.

Отечество

Честь мужество

Выставка «День Защитника Отечества»

22

Великий пост.

-духовно-нравственное воспитание

Рисунок «Рыбы в море Галилейском»

23

Радости масленицы. Прощеное воскресенье.

1

-духовно-нравственное воспитание

Душа доброго человека

Масленица

Народные

праздники

Игрушка «Масленица»

24

Сретение господне.

-духовно-нравственное воспитание

Рисунок-аппликация «Птенцы голубиные»

25

Синайское откровение.

духовно-нравственное развитие и воспитание

Заповеди Божии, ковчег, неопалимая Купина, Синай.

Рисунок «Гора Синай»

26

Пророк Иона во чреве кита.

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Поделка   «Кит»

27

5 заповедей.

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Заповеди

Притча о вражде Закон Божий

Обсуждение  притчи

о вражде

28

Благовещение.

-духовно-нравственное воспитание

Литература

искусство

Рисунок-аппликация «Птицы на фоне храма»

29

Светлое Христово Воскресение.

-знание Священной истории, благая весть о спасении людей;

-знание об отношении христиан к событию;

-знание о культурных традициях своей Родины.

Голгофа

Пасхальная неделя

Рисование на тему «Пасха красная»

30

Житие святых. Праздник Дня Победы.

- сопоставление радости-радуги и радоницы - памяти о предках;

-соединение понятия «красиво» с нравственно-положительной характеристикой «память».

Радоница

Душа

Добро

Память

святость

Рисунки детей

Дела добра и милосердия

31

Заповеди. Родословие моей семьи.

-дать детям представление о христианском понимании семьи.

Скрижали

Моисей

Заповеди Божьи

Родословное дерево семьи

32

Красота и радость в иконах.

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Иконописцы акафист, радость, собор  Образ Божий, царствие Небесное, всемилостивый, благодать.

33

Дом Божий- храм.

-содержательное обобщение

поведение в храме

Икона

Храм

Кадило

литургия

Коллективная творческая работа

34

Обобщающий  урок.

-духовно-нравственное воспитание

Душа доброго человека

Коллективная творческая работа

Список литературы

1.Библиотечный фонд

2. Печатные пособия

3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.

1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.- 144 с.

2. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.- 128 с.

3. Шевченко, Л.Л. Православная культура:  Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.- 80 с.

 

Календарно-тематическое  планирование

№п/п

Тема  занятия

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

1

ТБ. Вводное  занятие.  Красота  православия.

07.09.

2

Ангел Хранитель. Мир видимый и невидимый.

14.09.

3

Праздник –Рождество  Пресвятой  Богородицы

21.09.

4

Воздвижение Креста Господня

28.09.

5

Сотворение мира и человека.

05.10.

6

Покров Пресвятой Богородицы.

12.10.

7

Святой преподобный Сергий Радонежский

19.10.

8

Бог.  Святая  Троица.

26.10.

9

Жизнь  первых людей  в раю.

02.11.

10

Потоп.

16.11.

11

Пророк Иона во чреве кита.

23.11.

12

Праздник Рождества Христова.

30.11.

13

Сын Божий. Радость и спасение.

07.12.

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

14.12.

15

Праздник Рождества.

21.12.

16

Святитель  Николай  Чудотворец.

28.12.

17

Зимние радости. Святки.

11.01

18

Крещение. Радость праздника.

18.01

19

Святой Георгий-покровитель православной Руси, Москвы и русского воинства.

25.01

21

Великий пост.

22

Радости масленицы. Прощеное воскресенье.

23

Сретение господне.

Праздник Дня Защитника Отечества.

24

Синайское откровение.

25

Вавилонская  башня.

26

5 заповедей.

27

Крест Господень.

28

Благовещение.

29

Светлое Христово Воскресение.

30

Житие святых. Праздник Дня Победы.

31

Заповеди. Родословие моей семьи.

32

Итоговая  промежуточная аттестация. Тестовая работа.

33

Дом Божий- храм.

Красота и радость в иконах.

34

Обобщающий урок.

24.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...