Как появились деньги
классный час (2 класс)

Сложно поверить, но было такое время, когда человечество вообще не знало, что такое деньги.  И люди получали те или иные вещи, путем обмена. Первобытное общество жило в условиях натурального хозяйства. Это значит, что практически все, что нужно для жизни производилось внутри одного племени или рода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poyavilis_dengi.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл

«Новоторъяльская школа – интернат основного общего образования»

Классный час

на тему:

«Как появились деньги»

Подготовила: Бадьина Ирина Михайловна,

учитель начальных классов

пгт Новый Торъял,

2023 г.

Цели: дать понятие сущности денег, познакомить юных исследователей с разными видами денежных единиц, которыми пользовались наши предки. Формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

Уточнить от чего зависят потребности человека;

 Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Развивающие:

Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

Воспитательные:

Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с деньгами; раскрыть сущность денег как нравственной категории; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Оборудование: презентация

 На доске записать предложения для анализа:
«Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой»  
                                        Эзоп  Слайд 2

Ход классного часа.
- Ребята, сегодня мы исследуем новое  понятие, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.

Попробуйте определить тему нашего занятия, отгадав загадку.

Бывают купюры, бывают монеты,

Любого размера и разного цвета,

Мы ими расплачиваемся на кассе,

Не купишь без них ни печенья, ни кваса.

Мы с ними идём всегда в магазин,

Папа за них покупает бензин,

Мне - игрушки, маме - серьги

Покупает он за ...(деньги). Слайд 3

Молодцы, дети, вы правильно отгадали загадку!  

Тема нашего урока «Как появились деньги»

Попробуйте ответить на главный вопрос, предположить, что такое деньги? Каково их значение?(ответы детей)

А вот какое определение денег в словаре Ожегова

«Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов. Слайд 4

Ребята, для чего нужны людям деньги? (предполагаемые ответы детей: покупать игрушки, продукты, одежду, обувь, лекарства, платить за проезд в автобусе, за билеты в кинотеатр).

Правильно! Деньги используются, чтобы оценить труд человека. Деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги люди получают за выполненную работу. За деньги можно купить разные вещи, и они имеют разную ценность.

Как же так получилось, что наша жизнь так зависит от денег? Как же появились деньги?  

Путешествие в историю денег.

 Сложно поверить, но было такое время, когда человечество вообще не знало, что такое деньги.  И люди получали те или иные вещи, путем обмена. Первобытное общество жило в условиях натурального хозяйства. Это значит, что практически все, что нужно для жизни производилось внутри одного племени или рода. Однако в скором времени стало понятно, что каждое племя имеет какую-то свою специализацию. Кто-то жил в лесах и мог заготавливать мясо и шкуры зверей, кто-то обитал рядом с соляными карьерами и мог добывать соль. Одни племена лучше изготавливали топоры и стрелы, а другие – горшки и глиняную посуду. У пастушеских племен орудием обмена был живой скот: овцы, коровы, быки. Северные народы обменивались мехом - меховые деньги. Так же деньгами служили птичьи перья, зерно, соль, какао-бобы, сушёная рыба. Племена, жившие на берегах теплых морей, использовали в качестве денег раковины. Насаженные на нитку в виде украшений - раковинные деньги. Они оказались самой устойчивой формой товарных денег. Наиболее часто обмениваемый товар становился средством обмена разных товаров друг на друга, как бы превращался в деньги. Слайд 5

В итоге люди начали заключать союзы и производить обмен товарами. Выработались определенные правила меновой торговли. Например, за один топор можно было получить 10 стрел, а за одну овцу – 2 копья. При обмене возникали большие сложности. Например, лодка стоила полкоровы – не будешь ведь рубить скотину напополам!

    Это всё называлось товаро- деньги. Слайд 6

Такие «деньги» можно было обменять на другие товары или использовать в своём хозяйстве по прямому назначению. Но это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где- то держать и кормить. Продукты же, от долгого хранения портятся. Меха ест моль. Людям были нужны практичные деньги. Чтоб можно было носить их с собой и в любой момент купить крупную вещь или мелкую. И самым первым таким видом денег стали раковины каури. Долгое время они были в обращении. Иностранные купцы развезли их по всему свету. Но раковины были дешёвые и не удобные при крупных сделках.

Они осуществляли обмен, бартер Слайд 7

То, что люди предлагают для обмена называется….товаром. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что все эти товары обладают высокой  ликвидностью

Что использовали вместо денег?

Меновая торговля развивалась, и постепенно появились первые эквиваленты денег. Это были яркие блестящие украшения, изготовленные из кусочков янтаря, ракушек, серебра и золота. В древние времена считалось, что чем больше на человеке подобных украшений, тем выше его статус, поэтому многие люди с удовольствием обменивали свои товары на подобные украшения. Слайд 8

     В Японии богатство человека исчислялось такой единицей, как «коку». Коку – это количество риса, необходимого, чтобы прокормить здорового взрослого человека в течение года. Поэтому, чтобы подчеркнуть богатств человека, про него говорили, что он владеет несколькими десятками тысяч коку. Слайд 9,10
    Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и так далее.

    В ряде регионов заменой денег стали специи, например, соль. В древней Месопотамии первая разменная единица называлась «шекель». Один шекель был равен 180 ячменным зернышкам. Таким образом, на любой вид товара можно было выставить цену в шекелях.

Самые первые круглые монеты появились в Лидии и Древней Греции примерно в VIII веке до н.э. Они были сделаны из меди и серебра и назывались: обол; талант; мина; драхма; Слайд 11

В Древнем Риме первые монеты из бронзы и меди появились лишь в IV веке до н.э. Затем в 200 г до н.э. им на смену пришли серебряные деньги – денарий и сестерций. В Древнем Китае единую форму деньги приобрели в III веке до н.э. Это были круглые монеты с квадратным отверстием. Их носили в виде связки на кожаном или шелковом шнурке. В Древней Индии почти каждый раджа чеканил свои собственные монеты, которые могли быть изготовлены из самых разных материалов: золота, серебра, свинца, меди. На территориях Малой Азии деньги появились в VI веке до н.э. Они представляли собой круглые диски из золота и серебра, на которых указывался город, где была произведена монета. Это гарантировало ее подлинность и вес. Первые монеты с изображением правителя появились при царе Дарии. Их так и называли «дарики». Слайд 13

 Изначально эквивалентом денег на Руси выступал скот. Он использовался не только для обмена товарами, но даже для уплаты налогов, поэтому сборщиков податей называли «скотниками». - Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым

 Слово капитал как раз и произошло от латинского caput, что значит «голова». Слайд 14

Однако со временем стало понятно, что такая «валюта» весьма неудобна. За скотом нужно было ухаживать, а это дополнительные расходы. Кроме того, в дальние поездки гнать с собой целое стадо было, мягко говоря, неудобно.

Первые монеты

Чеканить монеты начали уже при князе Владимире. Золотые монеты назывались златниками, а серебряные – серебряниками. Слайд 15

Кроме этих денег на Руси использовались арабские и византийские монеты, так как именно с этими народами русичи вели наиболее активную торговлю.
  Самыми удобными в обращении оказались изделия из металла. Со временем благородные металлы (серебро, золото)  стали выполнять роль денежного материала. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. Слайд 16,17

 В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не разрежешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьём в руке.

  Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от императрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой – премия тянула на 3 с лишним тонны! А это – целый грузовик!
Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII веке. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II.
Слайд 18

Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».

 Деньги сегодня

Самые первые бумажные деньги появились еще в 910 году в Китае, однако они не были так популярны как металлические монеты. Активное распространение хорошо известные всем банкноты получили   только в XVII веке. В 1661 году в Стокгольме выпустили первые купюры и с тех пор они стали неизменными «обитателями» кошельков по всему миру. Сегодня все больше жителей нашей планеты пользуется новым видом денег – электронными. Слайд 19

 Это очень удобно. Их не нужно хранить в кошельке, их невозможно потерять и расплачиваясь этой валютой не нужно ждать, пока продавец найдет сдачу.  

Как вы думаете все ли можно купить за деньги?

Действительно, есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь.

   Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги.

Незаконченные предложения:  «Чего нельзя купить на деньги».
Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы:
– за деньги можно купить часы… (но не время);
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость);
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга);
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит);
– за деньги можно купить дом… (но не семью);
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье);
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье);
– за деньги можно купить икону… (но не веру);
– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь);
– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение).

Вывод: Как видим, не всё на свете продается и покупается.
Подведение итогов (рефлексия). Слайд 20


          Интернет – ресурсы:

  • https://ru.wikipedia.org История денег( энциклопедия)

  • Источник: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/kak-poyavilis-dengi.
    https:// www/ossetia. fio. ru/aworks/p Происхождение денег.

https://s0.slide-share.ru/s_slide/54a498e4ffcc1dcf52aebe1c994000c7/76ce37ea-dfff-4b56-ac44-b4fa17496974.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как появились деньги"

Проект "Как появились деньги"...

Конспект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появились деньги?»

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением....

Внеурочное занятие. Тема: «Как появились деньги»

Тема: «Как появились деньги»Цель: формирование у обучающихся  основ экономических знаний о деньгах, истории их появления, виды денег, формирование представления об экономических причи...

Занятие финансовой грамотности «Как появились деньги?» 3 класс

Тема: «Как появились деньги?» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с историей возникнове...

Технологическая карта занятия по педагогике «Как появились деньги?» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег; формирование представления об экономических причинах возникновения денег.Задачи урокаД...

Технологическая карта финансовой грамотности «Как появились деньги?», 2 класс

Тема занятия: «Как появились деньги?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег; формирование представления об эк...

Технологическая карта урока+ анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"

Технологическая карта урока + анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"...