Классный час "Что значит быть гражданином своей страны"
классный час (4 класс)

Кельзина Вера Валерьевна

Создание условий для воспитания у детей: чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к истории России.

Функциональное значение государственных символов России,  права и обязанности граждан, законы жизни класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_byt_grazhdaninom_svoey_strany.docx38.9 КБ
Файл moya_rodina.pptx2.25 МБ
Файл poslovitsy.docx11.18 КБ
Файл derzhava_i_skipetr.docx775.15 КБ
Файл gerb.docx336.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  БЕСЕДА

           ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ

                            СТРАНЫ

… Люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Задачи:
-Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

-Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

-Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

-Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.

Оборудование:  презентация, карточки с заданиями, фломастеры, слова пословиц на листочках,   запись гимна РФ,  карточка с гербом и  флагом, рисунок детской ладони для голосования, таблички с человеческими ценностями

Ход занятия

1. Организационный момент.
-Что для вас, ребята, является самым дорогим в  жизни?
(жизнь, здоровье,  родители, свобода, труд, жилище, друзья)

-Без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? (Родина.)
2. Актуализация, мотивация. Постановка проблемы.

Беседа о ценностях человека.

                    Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно.  Всё  чаще и чаще  вспоминает человек о своей, семье, о доме, друзьях …  Завелась тоска и гложет изнутри. Заболел  Человек от тоски. Лежит, не встаёт  с  постели. И  чувствует он – «ЗОВЁТ»  его Родина. И как только приехал  - в родной город,  к любимым людям, сразу всё у него наладилось, выздоровел Человек. Как же рад Человек был видеть снова свою СЕМЬЮ,  свою  СТРАНУ,  свой  НАРОД.  

-Почему же Человек заскучал? Ребята, а что же такое Родина?

Родина – это…

-Слушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду – смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок,
…Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

- Значит, о чем мы сегодня будем разговаривать? ( о Родине)

  - А как называется страна, в которой мы с вами живём? (Правильно – Россия).  (Слайды 2,3)

- Цель нашей беседы сегодня: почувствовать себя гражданами своей страны, ответственными за её судьбу, желание быть полезным своей стране. Я надеюсь, что в результате нашей совместной работы мы почувствуем себя частью российского общества.

- А кто такой гражданин?  (Слайд 4)

- Чтобы стать гражданином страны, достаточно просто родиться, вырасти и жить в ней? Что нужно для того, чтобы быть гражданином своей страны? Действительно, необходимо уважительно относиться к своей стране, её традициям и обычаям, иметь активную гражданскую позицию, испытывать гордость за свою страну. 

Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее.  Это  значит служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным благополучием  и  даже  - жизнью. Вот как сильно нужно любить м беречь свою РОДИНУ!!

- А вы знаете пословицы о Родине? Ответы учащихся.

- А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много стихов,  пословиц о ней.

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Где жить, тем и слыть.
  • За морем теплее, а у нас светлее.

- Давайте поиграем.

  - Разделитесь на  группы. Кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.

(на столах в файлах на листочках записаны слова, которые нужно собрать в пословицы и объяснить их смысл).

  Где кто родится, там и пригодится.

Если народ един, он непобедим.

Кто за Родину горой, тот и герой.

(Проверка задания ).

     

- Послушайте  высказывания о Родине знаменитых людей (слайд 4).

(высказывание о Родине)

       Кроме матери родной,

       Нету матери на свете.

        Кроме родины – иной

        Нет родной земли на свете.

                                                      (Б. Укачин – алтайский поэт)

      «Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного  человека,  

        гражданина своей страны».

(Наполеон Бонапарт- французский  император, полководец).

- А вы согласны с этими  людьми?        

- А что должен знать о своей стране  гражданин?  ( Должен знать её историю, её государственные символы.)

-Назовите основные символы государства.  (Герб, флаг, гимн).

     

3. Работа в группах. Символы России.

1) О гербе РОССИИ.

Наука, изучающая гербы, называется -  геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
«Герб –  щит с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу или  дворянскому роду».
 Это очень древний герб. Он появился  более пятисот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага.

ДЕТИ - Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.


Правой лапой орел сжимает скипетр – это жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями - СИМВОЛ  царской власти.

В его левой лапе – держава  -  это золотой шар с крестом наверху - СИМВОЛ  самостоятельного государства.

Над головами орла мы видим короны.

- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб?
(Около 500 лет назад, в 1497 году).
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
(Это Святой Георгий Победоносец).

- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: приклеить  недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).

- Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.

4. Физминутка.

Жура – Жура – журавель,
Облетал ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»

2) О   флаге  РОССИИ.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.
Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется
вексиллология. 

- ДЕТИ - Флаг состоит из следующих частей: белый цвет - означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.

- В древности флаги использовались, чтобы объединять войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Обобщающая беседа:
- Как называется наука о флагах? 
(Вексиллология (Вывешиваю табличку)).
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа).

-Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

3) О гимне  РОССИИ.
- Третьим символом нашего государства является гимн.

АВТОРЫ: композитор Александр Васильевич Александров и поэт  Сергей Владимирович Михалков.

ДЕТИ -  Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.

Обобщение.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов  слов и музыки гимна РФ.
- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.
(Включаю гимн. Дети слушают стоя).
- Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся -  герб, флаг, гимн.

- Когда звучит гимн?   (Во время торжественных мероприятий, праздников. (Сегодня праздник – День Конституции).

           4)  О  Конституции РОССИИ.

- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
(В.В.Путин)
- Что  такое
Конституция ?  

ДЕТИ – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.


- Какими же правами обладает человек?

- Давайте попробуем сформулировать самые главные права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»).
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? 
(Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

 5.   Принятие законов жизни класса.

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.

1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.


2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.


3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.


4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!


5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!


6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

- Что вы можете сказать о проекте законов?
- Это проект законов  можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые,
правом на голосование.

- А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

 11. Рефлексия.
(Дети прикрепляют «ладони» на доску).

 12. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?

- Что значит быть гражданином своей страны?

- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».

Берегите Россию – 
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –

Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – 
Нет России другой!

                                          Законы класса

1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.


2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.


3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.


4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!


5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!


6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

1. Берегите Россию – 
     Нет  России другой.


 2. Берегите её тишину и покой,
     Это небо и солнце,


 3. Этот хлеб на столе,
     И родное оконце


 4. В позабытом селе…
     Берегите Россию –

  5. Без  неё  нам  не жить,
     Берегите её,


 6. Чтобы  вечно ей быть
     Нашей правдой и силой,


 7. Всею нашей судьбой
     Берегите Россию – 
     Нет  России  другой!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что значит быть гражданином своей страны … Люблю тебя моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум за подвиги святые, за голос звонкий как ручей

Слайд 2

РОССИЯ

Слайд 3

РОССИЯ

Слайд 4

Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ

Слайд 5

ПОСЛОВИЦЫ Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

Слайд 6

ПОСЛОВИЦЫ Где кто родится, там и пригодится. Если народ един, он непобедим. Кто за Родину горой, тот и герой .

Слайд 7

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ Кроме матери родной, Нету матери на свете. Кроме родины – иной Нет родной земли на свете. Б. Укачин «Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека». Наполеон Бонапарт.

Слайд 8

ГЕРБ РОССИИ

Слайд 9

ФЛАГ РОССИИ

Слайд 10

ГИМН РОССИИ

Слайд 11

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ



Предварительный просмотр:

 

Где кто родится,

  там и пригодится.

Если народ един,

он непобедим.

Кто за Родину горой,

тот и герой.

Где кто родится,

  там и пригодится.

Если народ един,

он непобедим.

Кто за Родину горой,

тот и герой.

Где кто родится,

  там и пригодится.

Если народ един,

он непобедим.

Кто за Родину горой,

тот и герой.

Где кто родится,

  там и пригодится.

Если народ един,

он непобедим.

Кто за Родину горой,

тот и герой.



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\drzhv.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\drzhv.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\drzhv.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\drzhv.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\drzhv.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\drzhv.jpg

C:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\скипетр.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\скипетр.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\скипетр.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\скипетр.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\скипетр.jpgC:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\скипетр.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\УРОК -1 кл-Задачи на увелич (уменьш) на неск единиц\БЕСЕДЫ -1 В класс\ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ СТРАНЫ\герб россии.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Что значит быть гражданином?

Данная статья раскрывает смысл таких понятий, как патриотизм и толерантность....

рабочая прорамма по внеурочной деятельности "Я - гражданин своей страны"

рабочая прграмма по внеурочной деятельности военно - патриотического направления "Я - гражданин своей страны"...

Планирование внеурочного курса "Я - гражданин своей страны"

Данная программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы и позволяет проводить классные часы в определённой системе....

Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"

Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"...

Парламентский урок "Я - гражданин своей страны"

Парламентский урок "Я - гражданин своей страны"...

Классный час «Я – гражданин своей страны»

Классный час «Я – гражданин своей страны»...