Технологическая карта вводные занятия Шахматы
план-конспект занятия (1 класс)

Гнатенко Ирина Алексеевна

Как заинтересовать современных детей игрой в шахматы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 «А» классе МАОУ СОШ №2 ст. Выселки на базе центра гуманитарных и цифровых технологий «Точка Роста».  Дата: 20. 09. 2021 г.

Педагог: Гнатенко Ирина Алексеевна

Направление внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальное

Программа внеурочной деятельности: Шахматы

Форма организации занятия: Клуб

Виды внеурочной деятельности: Познавательная

Тема: «Ценность шахматных фигур»

Цель: сформировать систему новых понятий о ценности шахматных фигур, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний с использование ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные: личностные представления о значимости умения играть в шахматы; стремление к самообразованию, анализу своих действий.

УУД: Познавательные: формулировать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в паре;  

Предметные: закрепить основные приёмы игры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, в работе с игровой программой.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивный  комплекс, презентация, карточки с заданиями, индивидуальные  шахматные доски (по одной на парту)

                                                           Ход занятия:

Деятельность учителя

Содержание

Использование оборудования

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Вступительная часть

Создание эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации доверия.

Регулировка деятельность детей.

Подготовка детей к самостоятельной работе.

Создание  условия для возникновения внутренней потребности детей

включения в деятельность («хочу», «могу», «надо»).

- Добрый день!

Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать.

-Прежде чем начнём работать, давайте проведём разминку.    

Игра «Волшебный сундучок»

-В коробках  лежат шахматные фигуры. Ваша задача дать название фигурам.

- Все справились с заданием. Молодцы!

Шахматные фигуры

Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.

Активное слушание.

Слушают учителя.

Определяют фигуры.

Личностные результаты:

Формирование  мотивации  к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД:

- прогнозирование предстоящей работы;

-  формирование  умения высказывать своё предположение;  

-  формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- развитие умения строить речевое высказывание;

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения работать в  коллективе.

  1. Основная часть

Побуждение учащихся  к получению новой информации.

Обсуждение мультфильма

Диалог ученика и учителя.

Подготовка к формулировке цели и темы.

Побуждение учащихся  к получению новой информации.

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику.

 

Осуществление контроля и качественной оценки деятельности учащихся.

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику

 

Организация самостоятельной работы учащимися Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Организация и  выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными

- Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих занятиях.

-А чтобы вы могли сами оценить свою работу на занятии, вам помогут наши друзья – шахматные фигуры. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку с изображением пешки.

-Чтобы заработать больше баллов, нам нужно активно, но по правилам включиться  в игру.

Просмотр мультфильма.

 -  Сейчас мы посмотрим мультфильм «Фиксики-шахматисты».

-Победа в каждом виде спорта требует от спортсмена развития различных способностей: силы, выносливости, ловкости.

Так и в шахматах, фигуры по своим характеристикам различны. у каждой фигуры своя роль, своя значимость.  

-Как вы считаете, какая цель стоит перед нами?

 - Узнать ценность каждой шахматной фигуры.

-Какая тема нашего занятия?

3.Изучение нового  материала.

-Казалось бы, что можно уже начинать играть, но, как и в любой игре, в любом виде спорта есть свои тонкости, особенности. Давайте вместе постараемся разобраться в них. Пришла пора узнать ещё больше о правилах Страны черно- белых клеток.

Раз шахматы – это маленькая Страна, в которой своя жизнь, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными.

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки? Во сколько же раз одна фигура слабее или сильнее другой?

Итак, ценность шахматных фигур измеряется в пешках.

-Эти сведения будут вам полезны на первых порах. С опытом вы поймёте, ценность каждой фигуры зависит от ситуации.

Давайте выполним задание, связанное с ценностью фигур.

- ценность короля трудно измерить, его нельзя потерять- его надо охранять.

Запомните: основную роль играет в шахматах король:

король бесценен – так и знай.

погиб король – игру ты сдай.

  1. Физминутка:

Игра «Куча мала».

-А теперь, мы с вами посмотрим, как вы запомнили новый материал.

- Перед нами шахматные доски.

- Как называют друг друга игроки?(противники, а можно партнёры) 

-Перед нами  карточки с цифрами их нужно разложить вместо фигур согласно их номинальной стоимости, чья пара быстрее расставит фигуры на поле.

(работа в парах; каждая пара расставляет фигуры на свою шахматную доску из общей кучи).

  1. Рефлексия:

Шахматные задачи

-Перед нами карточки с примерами, но вместо цифр здесь фигуры, необходимо вписать фигуру так чтобы получилось равенство.

-А теперь я вам предлагаю на практике применить полученные знания. Пересаживаемся за ноутбуки. Потренируемся решать шахматные задачи на платформе Lichess.org

Презентация на интерактивной доске

Показ мультфильма на интерактивной доске

Презентация на интерактивной доске

Игра детей за   шахматными досками.

Игра детей на ноутбуках на платформе Lichess.org

Учащиеся разгадывают загадки, кроссворды.

Просматривают отрывок из мультфильма.

СМ. ССЫЛКУ

Отвечают на вопросы, обращаются к своему жизненному опыту, высказывают своё мнение.

Ставят цель занятия.

- узнать ценность каждой шахматной фигуры.

Формулируют тему занятия.

Учащиеся сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.

Работа в паре.

Самостоятельно выполняют типовые задания по новой теме..

Выявляют причины ошибок и их исправление.

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: Планирование учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения работать в  коллективе.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Формирование умения на основе своего опыта.    

Регулятивные УУД: Формирование навыков контроль, оценки знаний.

  1. Заключительная часть

Привлекаю детей к оценке своей работы.

Определение уровня решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.

Вызываю у детей чувство удовлетворенности результатами урока.

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось? - А над чем нам надо поработать?

Подведение итогов.  

 -Переведем заработанные пешки в другие более ценные шахматные фигуры. – Сюрпризы от кружка «3Д моделирования» - 3Д шахматные фигуры.  -Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране.  

Занятие окончено. До свидания!

Призы от кружка «3Д моделирования» - 3Д шахматные фигуры

Отслеживают степень  выполнения своей работы.

Делятся впечатлениями.  выстраивают собственные высказывания.

Подсчитывают заработанные рубли (пешки), обменивают на соответствующую шахматную фигуру.

Личностные УУД:

Осознание значимости своей работы.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД:

Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Предварительный просмотр:

Краткая аннотация конкурсного материала «Использование современных компьютерных технологий при обучении детей шахматам на вводном занятии. Тема: «Ценность шахматных фигур»

                                                                                 Подготовила: Гнатенко И.А., педагог центра «Точка Роста»

на базе МАОУ СОШ №2 ст. Выселки

                                                                                                     

Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.

 Задача  представленного на конкурс урока, впрочем и всех других,  состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание. Поиск эффективных методик привел к новым компьютерным технологиям, которые можно эффективно применять при организации деятельности воспитанников в процессе изучения основ игры в шахматы.

          Устное изложение материала и разбор дидактических задач не вызывают интереса у большинства детей. Данное занятие  проведено с компьютерным сопровождением, как одной из основных форм наглядности обучения. Оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10 минут.

           Процесс обучения реализован в контакте между педагогом и воспитанником. Для обеспечения такого контакта педагог анализирует с воспитанниками шахматные позиции, обращает внимание ребенка на главное, ставит дополнительные вопросы для дальнейшего обсуждения.

Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка. Использование анимации в слайдах позволило дать детям более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погрузились в изучаемый материал. Применение ИКТ возможно на любых этапах занятия. Особенно эффективно оно на этапе изучения нового материала.                                                                                                 Рефлексия занятия проведена на платформе «Lichess.org». Обучение в программе рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек, что позволяет принимать участие в турнирах и встречаться с соперниками со всего мира, не выходя из дома.

В конце занятия мы перевели заработанные пешки в другие более ценные шахматные фигуры и вручили сюрпризы от кружка «3Д моделирования» - 3Д шахматные фигуры. Взаимосвязь между кружками ценна!  

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в подготовке и проведении занятий по шахматам, оборудование центра «Точка роста» позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс и способствует его эффективности, особенно при проверке промежуточных результатов деятельности других учащихся.

Ссылка на мультфильм «Фиксики»

https://yandex.ru/video/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1592400398882626-1441472633892423351000257-production-app-host-sas-web-yp-121&filmId=8466404986493807795

Литература для педагогов.
1.В.Костров, Д.Давлетов. Учебник для 1-2 класса начальной школы 2001 г      2. Chessmaster 8000, русский перевод компьютерный диск.
3. В. Хенкин, Я б в гроссмейстеры пошел, Молодая гвардия 1989 г
4. В Фомичев, Авторская программа дополнительного образования детей 
школьного возраста, http://nsportal/.ru node/3042720 2017 г. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гнатенко Ирина Алексеевна, учитель нач.классоов МАОУ СОШ№2 ст. Выселки Краснодарского края, Пед.стаж – 10 лет, лауреат краевого конкурса «Учитель года 2020» « Шахматная школа »

Слайд 2

Шахматы – это? (м/ф «Фиксики») ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://yandex.ru/video/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1592400398882626-1441472633892423351000257-production-app-host-sas-web-yp-121&filmId=8466404986493807795

Слайд 3

Загадка На шахматной доске — Сильнейший он. «Плывёт», ну, как ладья, И «топает», как слон. ФЕРЗЬ

Слайд 4

Ценность шахматных фигур:

Слайд 5

Вспоминаем Сила ферзя Ферзь – самая сильная фигура в шахматах. Другое распространенное название ферзя – королева, но это название устарело. Ферзь – это полководец, генерал шахматного войска. Поэтому его нужно беречь, чтобы просто так не побили. Относится к классу тяжелых и дальнобойных фигур. Сила ферзя равна силе девяти пешек.

Слайд 6

Ферзь в игре Последовательность выбора хода: 1. Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника. 2. Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода (при любом ходе фигуру он потеряет, т. е. мы ограничиваем подвижность неприятельской фигуры). 3. Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой. 4. Делаем ход.

Слайд 7

Ферзь против ферзя Начальное положение фигур Цель игры: побить противника.

Слайд 8

Использованные ресурсы: Литература: Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Интернет-ресурсы: Сиреневый фон http://www.domashnie-posidelki.ru/_ph/7/972909931.jpg Книга «Шахматы для самых маленьких». Автор И.Сухин http://www.litmir.net/br/?b=95780&p= 7 Загадка http://www.dityachi-zagadky.org.ua/ Картинки http://www.azbukachess.com/news/80.html http://www.razvivaika-club.ru/2-uncategorised/23-obuchenie-igry-v-shakhmaty-dlya detej-v-krasnodare.html http://chessbuy.ru/shahmatnye-suveniry/znachki/5-razryad/ http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-103567.html http://otzovik.com/review_699849.html http://www.plam.ru/sport/shahmaty_dlja_samyh_malenkih/p10.php http:// bpascal.ru/download/desc/192.php https://yandex.ru/video/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1592400398882626-1441472633892423351000257-production-app-host-sas-web-yp-121&filmId=8466404986493807795


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе по теме «Гигиена тела».

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта логопедического занятия.

На примере логопедического занятия по теме "Дифференциация Й-Е" представлен образец оформления технологической карты....

Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»

Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Шахматы».«Тактический приём «двойной удар».

Технологическая карта внеурочного занятия для возрастной категории второго года обучения шахматам....

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по шахматам

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по шахматам "Фигура против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь против пешки"....