классный час "Масленица"
план-конспект занятия (3 класс)

Седова Елена Валентиновна

традиции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx38.62 КБ
Office presentation icon maslenica.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Класс: 4

Направление : Духовно-нравственное воспитание.

Тема : «Народные традиции. Масленица»

Цели: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Задачи: Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народному языку, традициям, обрядовой игре;

Продолжить формирование интереса учащихся к литературе, , народному искусству.

Развивать художественный вкус, интеллект, интуицию и интерес к традициям народной культуры

Личностные: 

Воспитание уважительного отношения к народному историческому прошлому;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие высокой творческой, интеллектуальной, физической активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Способствовать развитию волевых, эстетических, логических качеств учащихся при включение детей в игровую, эстетическую, интеллектуальную деятельность.

Коммуникативные: 

Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в коллективе;

Обеспечение условий для формирования собственного отношения к народным и обыденным традициям.

Познавательные: 

Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;

Приобщить учащихся к миру народного быта, к миру народных традиций.

Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Основные понятия: традиция, обычай, обряд.

Форма проведения: устный журнал с практической деятельностью.

Приёмы: беседа, игра, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование: проектор, ноутбук; лён, пеньковые нити, ножницы , лоскуты ткани; деревянная посуда с хохломской росписью, самовар, расписные шали.

                                   

       

 Структура классного часа:

Дидактическая структура

                              Ход классного часа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. Момент.

Звучит музыка «Как на масляной неделе…».

1 минута

Музыка выключается. 

II.Постановка воспитательной задачи.

1 минута

III.Открытие новых знаний.

Игра на народных инструментах.

IV.Практическая работа по инструкции.

Выставка готовых кукол.

V. Итог классного часа.

VI. Рефлексия.

На доске- круг солнца.

Учитель заводит за собой «цепочкой» детей , под музыку водят хоровод (1 круг).

Спрашивать в хороводе!

 -Какой танец мы с вами исполнили?

-Когда водят хороводы?

- Как выдумаете, почему мы

хоровод водили  по кругу? Что  он напоминает?

-Сегодня мы будем говорить о народном празднике, который связан с солнцем и блинами.

-Кто из вас догадался, о каком  празднике идёт речь?

- Верно. Садимся на места.

Слайд  1 «Масленица»

-Народные праздники –это национальная культура нашего народа. Это связь времён и поколений.

-Что вы знаете о празднике Масленица?

Праздник  Масленица сопровождается своими традициями и обычаями.

Например, на Масленицу обязательно   пекли блины.

Слайд  2 «Блины»  прочитать слайд

- А почему пекли именно блины? Что они символизировали?

Слайд 3 «Масленица»

Масленица знаменовала проводы зимы и встречу весны.

  Этот праздник символизировал надежды людей на урожайный и плодородный год, поэтому Масленица всегда была очень сытной. Отсюда и такое название – Масленица.

Слайд 4 «Масленица»

Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения, обычаи.

Слайд 5 «Понедельник - «встреча».»

Понедельник называется  «встреча», в этот день все встречали Масленицу, звали её, приглашали в гости. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели,

Катание с гор было связано с приметой: те , кто дольше всех скатится с горы, у них вырастет самый хороший лён. Во всех домах накрывали столы со сладкими яствами.

Слайд  6 «Заигрыш»
Вторник - «заигрыш».

В этот день молодёжь шумно веселилась.

- А теперь и мы повеселимся.

Музыка «Ах, вы сени…»


Слайд 7 «Среда - «лакомка», «разгул», «перелом».

В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

А на гуляньях все пели и плясали.

Слайд 8  «Четверг-«разгуляй-четверток», «широкий».

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный

"РАЗГУЛЯЙ" приходит. В этот день принято было устраивать знаменитые кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы.


Парни ищут девушек – своих суженых .

Слайд 9 «Пятница - «тещины вечера». 

Слайд 10  «Суббота - «золовкины посиделки».

Читать по слайду

Развлекали себя играми, песнями, танцами.

Мы тоже с вами поиграем.

«Ням-ням»- отвечаем коли нравятся, «фу-фу-фу» - если вам не понравятся.

Булочки хрустящие – «Ням-ням»

Тапки завалявшие – «Фу-фу-фу»

Пирожки слоенные – «Ням-ням»

Валенки вареные – «Фу-фу-фу»

Шарики сырные – «Ням-ням»

Салфетки жирные  – «Фу-фу-фу»

 Пряники вкуснящие – «Ням-ням»

Яблоки хрустящие – «Ням-ням»

Селедочка пряная – «Ням-ням»

Грибочки поганые – «Фу-фу-фу»

Шишки еловые – «Фу-фу-фу»

Табуретки новые – «Фу-фу-фу»

Рваные карманы – «Фу-фу-фу»

Воза три сметаны - «Ням-ням»    

Слайд 11  «Воскресенье - «прощеный день».


-Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью.  В это время прощались с зимой, сжигали чучело Зимы и прославляли Весну.

Когда горела Масленица, замечали, как идёт дым: если он поднимается столбом вверх, то это сулит в настоящем году урожай, а ежели дым стелется по земле, то это признак неурожая.

-Сейчас вы в группах постараетесь  сделать куклу Масленицу. Работать будете по инструкции.

1 группа – из нитей

2 группа – из льна

-Посмотрите, какие замечательные куклы у вас получились. Вы - большие молодцы!

Слайд 12 «Итог классного часа»

- О каком празднике вели речь?

- Почему так называется праздник?

-Сколько дней длилась Масленица?

-Какие обычаи вы запомнили?

Рефлексия:

- Выскажите свое мнение о нашем классном часе на лучиках нашего солнышка: - - красный      лучик- понравился.

– оранжевый лучик - если вы затруднялись.    

 -желтый лучик - если вам сегодня было скучно

-Наше солнышко получилось яркое. Оно растопит снег и весна вступит в свои права.

Слайд 13 «Масленица , прощай»

Дети водят хоровод.

Хоровод

Хороводы водят на народных праздниках, гуляньях.

Хоровод напоминает солнце, блин.

О Масленице.

Далее рассаживаются на 2 группы.

Пекут блины, жгут чучело, катание на санях и т.д.

Они символизировали солнце.

Игра на ложках, бубнах под музыку.

Учащиеся работают по инструкции.

Мы говорили о Масленице.

Ели очень сытно .

7.

Пекли блины, катание на санях, веселье, ходили друг к другу в гости, сжигали Масленицу.

Самоанализ  классного часа

учителя начальных классов Седовой Елены Валентиновны

Класс: 4

Направление: духовно-нравственное

Тема: Народные традиции. Масленица.

Цель классного часа: расширение знаний и представлений о празднике Масленица.  

Задачи классного часа:

воспитательные: 

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

развивающие: 

- развитие творческих способностей;

- активизация творческих фантазий и воображения.

обучающие:

- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- основы гражданской позиции личности в форме : «Я- гражданин России», чувства  гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Метапредметные:

Познавательные :

Ученик научится:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и  классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме  простых суждений об объекте;

 Регулятивные:

Ученик научится:

- планировать и выполнять учебные действия свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные:

Ученик научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование и оформление:

1.Ноутбук, проектор, экран;

2.Платки, самовар, посуда с хохломской росписью; русские народные музыкальные инструменты.

3. Презентация

Раздаточный материал (на парты)

Материал для изготовления куклы; детали солнышка.

Тема классного часа выбрана актуальная, так как  она связана с жизнью. Национальная культура неразрывна с традициями и обычаями  каждого народа.

Для проведения классного часа был составлен сценарий с учётом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы. Подобрана литература и музыкальное сопровождение, а также задания для групповой работы.

 Классного час проходил в форме устного журнала с практической деятельностью. Для наглядности использована презентацию по теме.

 При проведении мероприятия применяла групповую и  фронтальную формы работы. 

Использовала методы воспитания, такие как :

рассказ, беседа, игра, практикум, поощрение, собственное мнение, педагогическое наблюдение за практической деятельностью уч-ся. Дети выполняли задание в соответствии с инструкцией.

Мероприятие строилось в диалоге учитель-ученик, ученик – ученик. На занятии поддерживалась атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла доброжелательный тон, тактичность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие друг с другом.

Считаю, что цель классного часа достигнута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Как на масляной неделе Из печи блины летели. С пылу, с жару, из печи Все румяны, горячи!

Слайд 5

Масленица – самый радостный и светлый праздник , знаменовала проводы Зимы и встречу Весны. Этот праздник символизировал надежды на урожайный год . Поэтому Масленица всегда была сытной. Отсюда и название праздника «Масленица» произошло от того, что ели много масленной пищи .

Слайд 6

Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим Постом . Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определенных ритуалов . Первые три дня Узкая Масленица, последующие - Широкая Масленица

Слайд 7

1 день – понедельник Встреча В это день все встречали Масленицу, звали её, приглашали на двор. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали на шест , катались с ним, а затем ставили его на горку.

Слайд 8

2 день – вторник Заигрыш Второй день Масленицы называется «Заигрыш» и посвящался он раньше молодожёнам. Начинались масленичные гуляния. В старину на Масленицу не только гуляли, но и гадали. После весёлых гулянок и игр в снежки парни и девушки собирались вместе за общим столом .

Слайд 10

3 день – среда Лакомка На третий день во всех домах накрывались пышные столы. В этот день зять (муж дочери) приходил к «теще на блины». А на гуляньях все пели и плясали.

Слайд 11

4 день – четвер г Разгуляй В этот день принято было устраивать знаменитые кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы.

Слайд 12

5 день – пятница Тёщины вечери Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Правда обычай этот весьма своеобразный. Курьёз заключатся в том, что званая тёща обязана была с вечера прислать в дом молодым всё для выпечки блинов.

Слайд 13

6 день – суббота Золовкины посиделки В субботу, на золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Слайд 14

7 день – Прощёное воскресенье В последний день Масленицы все , от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить Великий пост с чистой совестью. Новобрачные ездили по своим родным. Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась.

Слайд 15

Что вы знаете о Масленице? Почему праздник называется Масленица? 2. Почему именно блин символ Масленицы? 3.С чем едят блины?

Слайд 16

Красный – понравился классный час Оранжевый – если затрудняетесь ответить Желтый – вам было скучно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...