классный час "Масленица"
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
Класс: 4
Направление : Духовно-нравственное воспитание.
Тема : «Народные традиции. Масленица»
Цели: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи: Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
Прививать интерес к русской народной культуре.
Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народному языку, традициям, обрядовой игре;
Продолжить формирование интереса учащихся к литературе, , народному искусству.
Развивать художественный вкус, интеллект, интуицию и интерес к традициям народной культуры
Личностные:
Воспитание уважительного отношения к народному историческому прошлому;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие высокой творческой, интеллектуальной, физической активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.
Метапредметные:
Регулятивные:
Способствовать развитию волевых, эстетических, логических качеств учащихся при включение детей в игровую, эстетическую, интеллектуальную деятельность.
Коммуникативные:
Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в коллективе;
Обеспечение условий для формирования собственного отношения к народным и обыденным традициям.
Познавательные:
Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
Приобщить учащихся к миру народного быта, к миру народных традиций.
Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.
Основные понятия: традиция, обычай, обряд.
Форма проведения: устный журнал с практической деятельностью.
Приёмы: беседа, игра, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: проектор, ноутбук; лён, пеньковые нити, ножницы , лоскуты ткани; деревянная посуда с хохломской росписью, самовар, расписные шали.
Структура классного часа:
Дидактическая структура | Ход классного часа | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I.Орг. Момент. Звучит музыка «Как на масляной неделе…». 1 минута Музыка выключается. II.Постановка воспитательной задачи. 1 минута III.Открытие новых знаний. Игра на народных инструментах. IV.Практическая работа по инструкции. Выставка готовых кукол. V. Итог классного часа. VI. Рефлексия. На доске- круг солнца. | Учитель заводит за собой «цепочкой» детей , под музыку водят хоровод (1 круг). Спрашивать в хороводе! -Какой танец мы с вами исполнили? -Когда водят хороводы? - Как выдумаете, почему мы хоровод водили по кругу? Что он напоминает? -Сегодня мы будем говорить о народном празднике, который связан с солнцем и блинами. -Кто из вас догадался, о каком празднике идёт речь? - Верно. Садимся на места. Слайд 1 «Масленица» -Народные праздники –это национальная культура нашего народа. Это связь времён и поколений. -Что вы знаете о празднике Масленица? Праздник Масленица сопровождается своими традициями и обычаями. Например, на Масленицу обязательно пекли блины. Слайд 2 «Блины» прочитать слайд - А почему пекли именно блины? Что они символизировали? Слайд 3 «Масленица» Масленица знаменовала проводы зимы и встречу весны. Этот праздник символизировал надежды людей на урожайный и плодородный год, поэтому Масленица всегда была очень сытной. Отсюда и такое название – Масленица. Слайд 4 «Масленица» Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения, обычаи. Слайд 5 «Понедельник - «встреча».» Понедельник называется «встреча», в этот день все встречали Масленицу, звали её, приглашали в гости. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, Катание с гор было связано с приметой: те , кто дольше всех скатится с горы, у них вырастет самый хороший лён. Во всех домах накрывали столы со сладкими яствами. Слайд 6 «Заигрыш» В этот день молодёжь шумно веселилась. - А теперь и мы повеселимся. Музыка «Ах, вы сени…»
В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины». А на гуляньях все пели и плясали. Слайд 8 «Четверг-«разгуляй-четверток», «широкий». А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. В этот день принято было устраивать знаменитые кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы.
Слайд 9 «Пятница - «тещины вечера». Слайд 10 «Суббота - «золовкины посиделки». Читать по слайду Развлекали себя играми, песнями, танцами. Мы тоже с вами поиграем. «Ням-ням»- отвечаем коли нравятся, «фу-фу-фу» - если вам не понравятся. Булочки хрустящие – «Ням-ням» Тапки завалявшие – «Фу-фу-фу» Пирожки слоенные – «Ням-ням» Валенки вареные – «Фу-фу-фу» Шарики сырные – «Ням-ням» Салфетки жирные – «Фу-фу-фу» Пряники вкуснящие – «Ням-ням» Яблоки хрустящие – «Ням-ням» Селедочка пряная – «Ням-ням» Грибочки поганые – «Фу-фу-фу» Шишки еловые – «Фу-фу-фу» Табуретки новые – «Фу-фу-фу» Рваные карманы – «Фу-фу-фу» Воза три сметаны - «Ням-ням» Слайд 11 «Воскресенье - «прощеный день».
Когда горела Масленица, замечали, как идёт дым: если он поднимается столбом вверх, то это сулит в настоящем году урожай, а ежели дым стелется по земле, то это признак неурожая. -Сейчас вы в группах постараетесь сделать куклу Масленицу. Работать будете по инструкции. 1 группа – из нитей 2 группа – из льна -Посмотрите, какие замечательные куклы у вас получились. Вы - большие молодцы! Слайд 12 «Итог классного часа» - О каком празднике вели речь? - Почему так называется праздник? -Сколько дней длилась Масленица? -Какие обычаи вы запомнили? Рефлексия: - Выскажите свое мнение о нашем классном часе на лучиках нашего солнышка: - - красный лучик- понравился. – оранжевый лучик - если вы затруднялись. -желтый лучик - если вам сегодня было скучно -Наше солнышко получилось яркое. Оно растопит снег и весна вступит в свои права. Слайд 13 «Масленица , прощай» | Дети водят хоровод. Хоровод Хороводы водят на народных праздниках, гуляньях. Хоровод напоминает солнце, блин. О Масленице. Далее рассаживаются на 2 группы. Пекут блины, жгут чучело, катание на санях и т.д. Они символизировали солнце. Игра на ложках, бубнах под музыку. Учащиеся работают по инструкции. Мы говорили о Масленице. Ели очень сытно . 7. Пекли блины, катание на санях, веселье, ходили друг к другу в гости, сжигали Масленицу. |
Самоанализ классного часа
учителя начальных классов Седовой Елены Валентиновны
Класс: 4
Направление: духовно-нравственное
Тема: Народные традиции. Масленица.
Цель классного часа: расширение знаний и представлений о празднике Масленица.
Задачи классного часа:
воспитательные:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
развивающие:
- развитие творческих способностей;
- активизация творческих фантазий и воображения.
обучающие:
- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре
Планируемые результаты:
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской позиции личности в форме : «Я- гражданин России», чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Метапредметные:
Познавательные :
Ученик научится:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте;
Регулятивные:
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебные действия свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование и оформление:
1.Ноутбук, проектор, экран;
2.Платки, самовар, посуда с хохломской росписью; русские народные музыкальные инструменты.
3. Презентация
Раздаточный материал (на парты)
Материал для изготовления куклы; детали солнышка.
Тема классного часа выбрана актуальная, так как она связана с жизнью. Национальная культура неразрывна с традициями и обычаями каждого народа.
Для проведения классного часа был составлен сценарий с учётом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы. Подобрана литература и музыкальное сопровождение, а также задания для групповой работы.
Классного час проходил в форме устного журнала с практической деятельностью. Для наглядности использована презентацию по теме.
При проведении мероприятия применяла групповую и фронтальную формы работы.
Использовала методы воспитания, такие как :
рассказ, беседа, игра, практикум, поощрение, собственное мнение, педагогическое наблюдение за практической деятельностью уч-ся. Дети выполняли задание в соответствии с инструкцией.
Мероприятие строилось в диалоге учитель-ученик, ученик – ученик. На занятии поддерживалась атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла доброжелательный тон, тактичность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие друг с другом.
Считаю, что цель классного часа достигнута.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как на масляной неделе Из печи блины летели. С пылу, с жару, из печи Все румяны, горячи!
Масленица – самый радостный и светлый праздник , знаменовала проводы Зимы и встречу Весны. Этот праздник символизировал надежды на урожайный год . Поэтому Масленица всегда была сытной. Отсюда и название праздника «Масленица» произошло от того, что ели много масленной пищи .
Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим Постом . Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определенных ритуалов . Первые три дня Узкая Масленица, последующие - Широкая Масленица
1 день – понедельник Встреча В это день все встречали Масленицу, звали её, приглашали на двор. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали на шест , катались с ним, а затем ставили его на горку.
2 день – вторник Заигрыш Второй день Масленицы называется «Заигрыш» и посвящался он раньше молодожёнам. Начинались масленичные гуляния. В старину на Масленицу не только гуляли, но и гадали. После весёлых гулянок и игр в снежки парни и девушки собирались вместе за общим столом .
3 день – среда Лакомка На третий день во всех домах накрывались пышные столы. В этот день зять (муж дочери) приходил к «теще на блины». А на гуляньях все пели и плясали.
4 день – четвер г Разгуляй В этот день принято было устраивать знаменитые кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы.
5 день – пятница Тёщины вечери Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Правда обычай этот весьма своеобразный. Курьёз заключатся в том, что званая тёща обязана была с вечера прислать в дом молодым всё для выпечки блинов.
6 день – суббота Золовкины посиделки В субботу, на золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.
7 день – Прощёное воскресенье В последний день Масленицы все , от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить Великий пост с чистой совестью. Новобрачные ездили по своим родным. Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась.
Что вы знаете о Масленице? Почему праздник называется Масленица? 2. Почему именно блин символ Масленицы? 3.С чем едят блины?
Красный – понравился классный час Оранжевый – если затрудняетесь ответить Желтый – вам было скучно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...