Методическая разработка к классному часу "Речевой этикет" в 4 классе
классный час (4 класс)

Панова Анжела Михайловна

 Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyi_chas._etiket.docx808.96 КБ

Предварительный просмотр:

Панова Анжела Михайловна

ГБОУ НШДС № 620 «РОСТОК» Центрального района г. Санкт-Петербурга

Классный час «Как слово наше отзовётся»

Тема: Речевой этикет

Материалы и оборудование: проектор, презентация, видеофрагменты, лист бумаги А4

Форма проведения, участники: внеклассное мероприятие; учащиеся 4-х классов.

Ссылки на используемую методическую литературу: 

«Этикет в будни и в праздники». («Мир книги» М. 2004г.)

«Воспитание школьников» № 10. 2002г.

Интернет-ресурс https://infourok.ru/urok-po-russkomu-rodnomu-yazyku-v-7-klasse-rechevoj-etiket-prezentaciya-5181523.html?ysclid=lfr52lwrk1893866355

Интернет-ресурс https://blog.tutoronline.ru/rechevoj-jetiket?ysclid=lfr542mctm353332323

Интернет-ресурс https://multiurok.ru/files/prakticheskoe-zaniatie-pravila-rechevogo-etiketa.html?ysclid=lfr564q3kw805953086


Классный час «Как слово наше отзовётся»

Цель: Познакомить учащихся с правилами речевого этикета.

Задачи занятия:
• Познавательная: учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета;
• Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
• Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.

Ход занятия

Активные действия учителя

Активные действия ученика

Всем добрый день. Предлагаю начать наш классный час с просмотра небольшого фрагмента из фильма..

(отрывок из к/ф. “Операция “Ы”..”: 1.45 - 3.30)

Для начала узнал ли кто-то фильм? О чем этот отрывок, показалось ли вам что-то в поведении сидящего человека неправильным? Почему?

Сейчас ведется много споров на тему того, нужно ли уступать место, кто должен это делать или же как обратиться к другому человеку с просьбой правильно.. И на все эти вопросы нам дает ответ этикет.

Что такое этикет? Что он в себя включает?

Хорошо. Действительно, слово «этикет» означает «установленный порядок поведения где-либо».

Объявление темы и цели занятия.

Наша встреча посвящена культуре речевого общения. Надеюсь, она будет интересной и полезной для вас. Я назвала ее так: “Как слово наше отзовется…”. А предметом нашего внимания будут слова речевого этикета.

Учащиеся слушают учителя.

Мобилизация внимания.

– Скажите, а зачем этикет нам нужен?

сложности - показ слайда 1

хотелось бы вам помочь человеку, который так оформляет свою просьбу?

почему?

да. по тому придерживается ли человек правил этикета, о нем можно сказать многое. в качестве эпиграфа к уроку  я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».

а как обстоят дела с этикетом в вашей жизни?

представим ситуацию. предлагаю разыграть сценку. нужны трое желающих.

а пока они будут готовиться, давайте посмотрим на ряд ситуаций, вам нужно будет ответить, все ли здесь правильно.

(презентация)

представим одну ситуацию в сценке. весьма типичную.

вы едете на автобусе/в метро. наконец-то удалось занять место, вы устали. но вот рядом с вами сидит женщина с ребенком.

ЦУ “пассажиру” - вы уставший, раздраженный человек, ваше пальто пачкает рядом сидящий и  болтающий ногами ребенок. вы начинаете грубить.

ЦУ “женщине” - вы заняты телефоном, на ребенка не обращаете внимания.

ЦУ “ребенку” - вам весело, вы болтаете ногами, громко смеетесь, постоянно задеваете пассажира рядом.

Учащиеся играют сценку. На подготовку дается время. Учитель 1 с ними помогает продумать сценку. Учитель 2 работает с классом.

презентация с ситуациями:

 и т.д.

Ученики вспоминают понятие речевого этикета, отвечают на вопросы учителя.

работа с эпиграфом

сценка

ответы с места

после сценки: что здесь было неправильным, на ваш взгляд?

 верно. этикет неразрывно связан с употребляемыми словами. вообще этикет включает в себя многое:

Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий. Правила, которые выработало человечество, являются международными, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).

что в себя включает этикет?   вот представьте, вам понадобилось срочно написать письмо своему учителю как вы начнете диалог? скажете ли привет? салют? или подберете другие слова? как вы будете говорить? грубые слова допустите?

Так, мы с вами вышли на культуру речи. Что это? Культура речи — владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».

Что мы должны учитывать при разговоре с человеком?

а что насчет такой ситуации. Вы идете по улице, встречаете полузнакомого человека, видели его пару раз, не более. поздоровались, спросили как дела, а он вам всю жизнь свою выкладывает. и о том, что все плохо говорит, что и домашку не сделал снова, и мама ругаться будет… вам будет интересно слушать все это? что не так в его поведении?

Это тоже относится к вежливости. попробуем ответить на вопросы.

(Вопрос - обсуждение - ответ учителя)

  • В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться?

  • Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?

  • Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.

  • Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?

(Если достаточно времени - отрывок из мультфильма. Знакомство Малыша и Карлсона. 5-7 минут)

Какой вывод можно сделать после этого урока? Этикет - это наше зеркало, и отношение к вам во многом зависит от того, придерживаетесь ли вы его. Так что давайте будем вежливыми.

Как завершение урока, предлагаю обобщить сказанное сегодня.  в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:
• во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
• во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
• в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
• в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.


Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.
***Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Сент-Экзюпери)

 учащиеся слушают основные правила речевого этикета; выполняют задание учителя; проверка задания и его обсуждение.

Последние 5 минут:

Напишите небольшой отзыв, было ли занятие вам полезно, вынесли ли вы что-то новое для себя? Или нет? Нужен ли этикет в жизни?

Анализ проведенного занятия; отзывы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка+презентация классного часа"Первый раз в 1класс"

Сценарий праздника+ презентация для первоклассников ко Дню Знаний "Первый раз в 1 класс". В празднике принимают участие дети, родители, сказочные персонажи....

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...

Методическая разработка Тематический классный час «Доброе сердце» в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»

Методическая разработка  тематического классного часа " Доброе сердце"  Интегрированный классный час учителя-дефектолога и учителя-логопеда....

Методическая разработка организационного классного часа во втором классе

Методическая разработка организационного классного часа во втором классе...

Методическая разработка проведения классного часа "Вредные привычки-не мои сестрички" 1-2 класс

Методическая разработка для проведения классного часа в 1-2 класса, с целью физического воспитания и формиования культуры здоровья....