Лингвистический турнир
классный час (4 класс)

Бабич Татьяна Петровна

КТД по русскому языку среди 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_turnir.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический турнир.

 Цель: Формирование глубоких знаний учащихся по изученным темам через коллективнопознавательную, частично поисковую деятельность

Задачи:

 1. Углубить знания учащихся по ранее изученному материалу

2. Совершенствовать познавательные способности учащихся через учебноисследовательскую и частично-поисковую работу

 3. Развивать: -умение работать в коллективе; -орфографическую зоркость учащихся; -память, речь, мышление

4. Стимулировать интерес учащихся к творческой работе.

5. Воспитывать: -чувство коллективизма, взаимовыручки, сопереживания

Ожидаемый результат деятельности учащихся:

 1. Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

2. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.

4. Приобретение коммуникативных навыков.

5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий…

6. Формирование на высоком уровне общеучебных навыков.

 7. Развитие речи и обогащение словаря.

8. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка

.Турнир проводится между командами четвертых классов. Состав команды - 6 человек.

Команды сидят друг против друга.

Ход игры

Полина  

Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»
И.С. Тургенев.

I. Слово ведущих

Ведущий 1. Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся четвертых классов. Вы знаете, что лингвистика - это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык.

Дети исполняют песню «Зачем нужна грамматика»

  1. Представление и приветствие команд

"Аз и буки". - Где аз и буки, там и науки.

"Грамотеи". - Грамоте учиться - всегда пригодится.

Ведущий 2.( Полина) Любая игра начинается с разминки.

  Разминка для команд.

Вопросы для 1-й команды:

  1. Сколько звуков в названии третьего месяца весны?
  2. Предмет, на котором ехал Емеля в сказке “По щучьему велению…”

3). Оно наступает сразу после ночи.

  1. Часть слова между корнем и окончанием
  2. К какой части речи относится пропущенное слово в следующей поговорке: “…в мешке  не утаишь”?
  3. Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов

 7). Слово с приставкой “при”

8). К какому склонению относится существительное – ответ на загадку: “зимой и летом одним цветом?”

Вопросы для 2-й команды:

  1. Вторая буква в слове “всход”?
  2. Что есть у существительного, растения и зуба?

 3). Сколько букв в названии первого дня недели?

4). Часть речи, которая обозначает предмет.

5). В одном из популярных стихотворений А.С. Пушкина она “мглою небо кроет…”?

 6). Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.

  1. Слово с приставкой “пре”.
  2. Правда ли, что в следующих словах: меч, мяч, мир – одинаковое количество звуков?

Ведущий 1. Вы удачно провели разминку, следующий наш конкурс называется «Намеки».

III. Конкурс. «Намеки»

Ведущий 1 предлагает играющим первую букву загаданного слова и какой-то намек на него - другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые словами явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной. Словом, ограничения минимальны.  Важно только, чтобы связь была общей для людей говорящих по-русски и общающихся с русской культурой в широком смысле слова. Каждой команде по очереди называется буква. Если команда не отгадала,  ведущий сам говорит правильный ответ.

Буква  - «к», намек - «сумка». (Кенгуру.)

Буква - «б», намек - «нос». (Буратино.)

 Буква - «м», намек - «лягушонок». (Маугли.)

Буква - «у», намек - «горячий, холодный». (Утюг.)

 Буква - «д», намек - «мышь». (Джойстик.)

 Буква - «щ», намек - «1001». (Шахерезада, «Тысяча и одна ночь».)

Буква - «м», намек - «очки». (Мартышка.)

Буква - «к», намек - «ура!» (Каникулы.)

 Буква - «м», намек - «колено». (Море, «море по колено».)

Буква - «к», намек - «крыша». (Карлсон или кот.)

 Буква - «к», намек - «самолет». (Ковер.)

IV. Конкурс «Собери текст»

Ведущий 2. Участники команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.

Для    команды    1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

(Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с мене тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост •урвался от головы и пополз вперед. Но только что он от-13 от головы, попал в трещину и провалился.)

Для    команды    2

Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.

У одного отца было два сына.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они пошли судиться к соседу.

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

(У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал:  «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.)

Ведущий 1 V. Игра «Найди «лишнее»

Условия игры: каждой команде называется по пять предметов. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «лишним».

Для    команды    1

  1. Существительное, прилагательное, глагол, союз.
  2. Дождь, снег, град, луна.
  3. Земля, серая, желтая, зеленая.
  4. Увидеть, покрасить, краска, добежать.
  5. Белый, белизна, белеет, белка.

Для    команды    2

  1. Тетрадь, книга, дневник, самолет.
  2. Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
  3. Касса, маска, тонна, килограмм.
  4. Ночь, дочь, печь, рожь.
  5. Вкусный, интересный, искусный, грустный.

Ведущий 1. Придумайте команде противника цепочку из четырех слов, чтобы одно являлось «лишним».

Дети выполняют задание.

Ведущий 2. С этим  заданием вы справились прекрасно, продолжаем наш лингвистический турнир. Как говорил Маршак: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной». Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались.

Ведущий 1 VII.        Игра «Собери слово»

Условия игры: у каждого ребенка на груди листок с «маленьким» словом, участники каждой команды должны найти себе пару, чтобы получилось другое слово. Команда, которая быстрее соберет слова и объяснит их значения, побеждает.

Ведущий 1. Возьмите по карточке, у каждого из вас теперь есть свое имя. Поднимите вверх и прочитайте. А теперь найдите пару, чтобы из этих двух слов получилось одно слово, и, посовещавшись, объясните значение этого слова.

след        соль

соль

зал

дог

газ

ель

фа

рот

град

ежи

оса

опыт

штука

тур

банк

кон

буй

вол

бал

УС

(Следопыт, залежи, газель, фасоль, градус, осадок, штукатур, банкрот, буйвол, балкон.) Следопыт:

  1. охотник, высматривающий зверя по следам;
  2. человек, который собирает материал о былых исторических событиях, об исторических лицах.

Залежи:

1) скопление полезного ископаемого;

  1. Надолго оставленная без обработки пахотная земля;
  2. То, что долго лежит без движения;
  3. Залежавшийся товар.

Газель: родственное антилопе млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега. Балкон:

1)        выступающая у стены здания площадка с перилами, решеткой;

2) верхний или средний ярус в зрительном зале.
Фасоль: растение семейства бобовых с длинными стручками, а также сами стручки и его плоды.

Штукатур: рабочий, специалист по штукатурным работам.

Градус:

  1. единица измерения дуг и углов, равная 1/360 окружности;
  2. единица измерения температуры или вязкости жидкости.

Банкрот:

  1. несостоятельный должник, отказывающийся платить своим кредиторам вследствие  разорения;
  2. тот, кто оказался несостоятельным в своей деятельности, в личной жизни.

Буйвол: крупное жвачное животное, родственное быку, с большой головой на короткой толстой шее и короткими ногами.

Осадок:

  1. твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или стенках сосуда после отстаивания;
  2. тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь.

5.Пока команды выполняют задание, со зрителями проводится игра (чтение скороговорок)

Ведущий 2. Сегодня на турнире мы убедились, что вы очень дружные, находчивые, многое умеете и знаете. Но сейчас мы проверим, как вы умеете слушать друг друга. Итак, конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга».

IX. Конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга»

Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ.

Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения. Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д.

Ведущий 1. Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться.

X.        Конкурс «Угадай фразеологизм»

Команда инсценирует фразеологизм, а другая команда угадывает и объясняет его смысл.

 (не в коня корм);

 (работать как лошадь

  • вертеться как белка в колесе –
  • вороной – ворон считать – отвлекаться;
  • свиньей – свинья везде грязь найдет;
  • курицей – денег куры не клюют –
  • гусем – как с гуся вода – бесполезно, гусь свинье не товарищ – не пара, не подходит.

Дайте толкование

Ведущий 2 Следующее задание  «Соедини парами»

метко

       

рассеиваться как дым

неожиданно

 

держать язык за зубами

тесно

 

намять бока

темно

 

как снег на голову

опытный

 

хоть глаз выколи

мокрый

 

не в бровь, а в глаз

молчать

 

яблоку негде упасть

хвалить

 

стрелянный воробей

обманывать

 

ни одной сухой нитки

бить

 

возносить до небес

исчезать

 

обводить вокруг пальца

VIII. Конкурс «Напиши диктант»

Ведущий 1. Сейчас нашим командам будет предложен диктант. Но этот диктант сегодня будет писать не каждый ученик по отдельности, а все члены команды по « цепочке». Поэтому очень важно быть внимательными, т.к.

от этого зависит успех команды в целом. Каждая допущенная ошибка принесёт команде один отрицательный балл.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности. На опушке леса поспевает первая земляника. 

Ведущий 1. Мы сегодня много сочиняли, угадывали, инсценировали, намекали, а теперь я предлагаю вам собрать венок сравнений.

XII.        Конкурс «Дальше, дальше, дальше, или Гонка за лидером»

Ведущий 1. Следующий конкурс поможет выровнять счет или набрать дополнительные баллы. За 2 мин команда должна дать правильные ответы на большее количество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: «Дальше», а ведущий задает следующий вопрос.

Вопросы    команде   1

  1. Сколько звуков в слове «лью»?
  2. Антоним к слову «временный».
  3. От кого Айболиту пришла телеграмма?
  4. «Подруга дней моих суровых». О ком?
  5. Слово с удвоенной «н».
  6. Объясните значение выражения «хоть кровь из носу».
  7. Словарь, в котором можно узнать о правильности слов.
  8. Часть слова без окончания.
  9. Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать»?

10.        Слово с приставкой «при-»?

Вопросы    команде  2

  1. Сколько звуков в слове «ель»?
  2. Синоним к слову «отважный».
  3. Кто спас Муху-Цокотуху?
  4. В каком городе родился Пушкин?
  5. Слово с удвоенной «м».
  6. Объяснить значение выражения «попасть пальцем в небо».
  7. Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
  8. Часть слова, стоящая перед корнем.
  9. Слово с приставкой «пре-».

10.        Есть ли удвоенная согласная в слове «искусный»?

Жюри считает количество правильных ответов.

Итак, мы заканчиваем наш турнир дружной, веселой песней. Дети исполняют песню «Зачем нужна грамматика»

Ведущий 1. Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет итоги турнира. Далее следует награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический турнир

Материал для проведения внеклассного занятия по русскому языку во 2 классе...

Руссий язык. Лингвистический турнир. "Шапочное знакомство"

Урок закрепления изученного материала   (3 класс).  В  нетрадиционной форме проводится работа по закреплению изученного, по развитию речи и обогащению словарног...

Лингвистический турнир знатаков русского языка "В мире слов" (работа с одарёнными детьми).

Лингвистичесий турнир знатаков русского языка "В мире слов", знакомит учащихся с фразеологизмами, этимологией, поисковыми  исследованиями на языковом материале (работа с одарёнными детьми)....

Лингвистический турнир

Лингвистический турнир знатоков русского языка для учащихся 4 класса на материале "Кубановедения"...

Лингвистический турнир 3 класс

Лингвистический турнир по русскому языку составлен для 3 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический турнир" 4 класс.

Внеклассное мероприятие по русскому языку  "Лингвистический турнир" предназначен для учеников 4 класса. В ходе мероприятия ученики выполняют различные задания в игровой форме....

Внеурочное занятие "Лингвистический турнир"

Закрепление знаний. Знакомство с понятиями "омонимы", "омофоны", "омографы"...