«О чем расскажут фамилии»
план-конспект занятия (4 класс)

Алина Витальевна Боева

Внеурочное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Выполнил: Боева Алина Витальевна

Тема: «О чем расскажут фамилии»

Форма организации: проект

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 4

Цель: создание условий для знакомства детей с историей возникновения фамилий.

Задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес к историческим корням своего рода, уважение к традициям своего народа
  2. Развивающие: развивать кругозор, внимание, память, мышление, воображение, быстроту реакции.
  3. Образовательные: познакомить детей с основными способами образования русских фамилий; вызвать интерес к своей фамилии.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения, воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы, понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления.

Личностные:

самоопределение, смыслообразование, умение решать проблемы планирования свободного времени, осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями.

Метапредметные:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Оборудование: конспект занятия, карточки, презентация, книга фамилий класса.

Информационные ресурсы: Словарик фамилий

Предварительная работа: подготовить информацию о своей фамилии

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный этап

(2-3 минуты)

Словесные:

беседа

Приветствует детей и настраивает их на работу

Приложение 1

Приветствуют учителя и одноклассников. Настраиваются на совместную деятельность.

Организовывать свое рабочие место под руководство учителем.

Этап актуализации знаний, определение проблемы и постановки задач

(4-5 минут)

Словесные:

беседа

Наглядные:

презентация

Предлагает задание, которое помогает сформулировать цель

Приложение 2

Анализируют материал, рассуждают, формулируют тему и цель занятия

Смыслообразование, участвовать в диалоге

Деятельностный этап

(15-20 минут)

Словесные:

беседа

Наглядные:

демонстрация

Предлагает историю происхождения русских фамилий (приложение 1).

Задание в паре: поиск 6 вариантов образования фамилий  

Знакомство с литературным произведением для вывода: как произошли фамилии, которые предлагает автор С. Михалков

Рассказывают о происхождении своей фамилии (по желанию)

Работают над изготовлением  «Значение фамилий нашего класса».

Высказывают предположения.

Выполняют задание, обсуждают в парах.

  1. По месту проживания

или владения

этой местностью

  1. По названиям церквей,

церковных праздников

  1. По названиям зверей,

птиц, насекомых

  1. По роду деятельностипредков
  2. По именам и отчествам предков
  3. По прозвищам

- Лиса, рак, индюк, селедка, мышь, теленок, мокрица, волк, мотылек, бобер, перепелка.

- Да.

(Отвечают два ребенка).

Выполняют задание по цепочке.

Выполнение действий, в соответствии с задачами, умение самостоятельно работать по предложенному плану, осмысление нового материала и методов работы с ним.

Итогово-рефлексивный этап

(1-2 минуты)

Игра-рефлексия (приложение 2).

Самостоятельная работа. Выявление победителя.

Отвечают на вопросы

Книгу «Значение фамилий нашего класса»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Приложение 1

- Добрый день, ребята!

Начнём наше занятие.

Улыбнитесь своему соседу по парте, пожмите ему руку и пожелайте успехов на нашем занятии.

Приложение 2

- Сегодня у нас не совсем обычное занятие – экскурсия в историю. Историю происхождения …, а чего, вы сейчас мне сами скажете.

Назовите лишнее слово среди данных. (слайд).

ЛИЗА, ПЁТР, ВИОЛЕТТА, СТЕПАН, КУПРИЯНОВ, ЕЛЕНА.

- Каждый день, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, мы сталкиваемся со множеством фамилий.

 - И как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем найти ответы в течение занятия?

Приложение 3

- Отлично! Первое, что нам нужно выяснить, что же такое фамилия и откуда она появилась. Как вы думаете?

(презентация)

- Это слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «семья». Если имена, прозвища известны на Руси давно, то фамилия появилась сравнительно недавно. Значительная часть городского и сельского населения до XIX века фамилий не имела. Фамилиями называются наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённой семье.

Фамилии могут образоваться от признаков наружности, черт характера человека, от животных, которые окружали человека в повседневной жизни (Зайцев, Гусаков, Иволгин, Смолянин, Сахаров, Белоголовцев).

- Сейчас я предлагаю вам попробовать догадаться, по какому признаку были образованы фамилии.

1. Соедините стрелочкой фамилии с признаками, от которых они образованы

Мышкин

Лисицын

Волчонков

По месту проживания

или владения

этой местностью

Глазунов

Сухоруков

Кривоногов

По названиям церквей,

церковных праздников

Иванов

Фёдоров

Петрова

По названиям зверей,

птиц, насекомых

Покровский

Преображенский

Рождественский

По роду деятельности

предков

Кузнецов

Мельников

Сапожников

По именам и отчествам

Предков

Москвин

Курганский

Тверской

По прозвищам

- Задание вы будете выполнять в паре.

- Молодцы! Какие же 6 основных способов образований фамилий вы узнали?

- А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. Найдите и назовите в стихотворении фамилии.  

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

- От названий каких животных они образованы?

- Ребята, дома вы готовили информацию о своей фамилии. У всех получилось найти?

- Кто сможет рассказать нам о своей фамилии?

- Сейчас я предлагаю вам сделать нашу собственную книгу под названием: «Значение фамилий нашего класса».

- Вам нужно написать свою фамилию и приклеить то, что вы смогли найти о ней.

- Ребята, если вам интересно узнать о фамилиях своих одноклассников, вы сможете воспользоваться нашей получившейся книгой и прочитать.

Приложение 4

- В заключение предлагаю вам игру.

По моему сигналу вы должны к каждой букве этого слова придумать и записать какую-либо фамилию. Кто быстрее закончит — тот победил.

Ф

А

М

И

Л

И

Я

- Какую новую информацию вы узнали на занятии?

- Чему научились?

- Что у нас получилось сделать?

- Ребята, не важно, какая у вас фамилия – красивая, известная или самая простая, важно, как вы ее носите. Недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку».

- Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...

Внеклассное занятие "Что значит моя фамилия?"

Тезисы. Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися.  В п...

О чём расскажут наскальные рисунки

Доисторическая эпоха, заождение жизни на земле....

Конспект внеурочного занятия по теме: "О чем расскажут фамилии"

Конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык" на тему :" О чем расскажут фамилии". Возможно проведение и на классном часу или  других внеуроч...

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Коспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья" по литературному чтению. "Школа России"....

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Конспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья". Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья". "Школа России"....