Внеклассный воспитательский час "Тепло твоего дома"
классный час (4 класс)

Чернигова Марина Ивановна

Воспитательский час разработан для воспитанников 5 класса корекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplo_tvoego_doma.docx452.18 КБ

Предварительный просмотр:

E:\для Марины\ВЧ Чернигова М.И\BKDC3257.JPG  E:\для Марины\ВЧ Чернигова М.И\BKDC3261.JPG

Воспитательский час на тему:

«Тепло твоего дома»

Цели:   - Познакомить детей с элементарными правилами сервировки стола и способом употребления некоторых распространённых блюд.

           - Закрепить правила поведения в гостях, а также правила приёма гостей и организации их досуга.

           - Обогатить жизненный опыт детей, побуждать их к созиданию себя и окружающего пространства.

E:\для Марины\ВЧ Чернигова М.И\BKDC3268.JPG   E:\для Марины\ВЧ Чернигова М.И\BKDC3272.JPG

Ход  занятия

1.Организационный момент

1)Вступление. Слайд «Цветы»

-Добрый вечер, дорогие мои ребята!

-Добрый вечер, уважаемые гости!

-Давным- давно в далёкой Франции жила-была умная и красивая женщина мадам Рекамье. Больше всего она прославилась… умением собирать гостей у себя дома. В гостях у мадам Рекамье собирались самые умные, самые знаменитые, самые блестящие люди того времени. Они говорили о политике, о философии, об истории. Здесь звучали музыка и стихи. Мадам Рекмье гостей своих вкусно кормила, устраивала им развлечения, дарила им тепло своего дома.

2)Объявление темы. Слайд «Тепло своего дома»

- Наш воспитательский час так и называется «Тепло твоего дома».

Принимать гостей у себя дома, самому ходить в гости, отдавая своё тепло хозяевам - это большое искусство. Этому искусству мы с вами учимся всю жизнь и  об этом будем говорить сегодня на нашем занятии. Сначала мы вспомним  правила поведения в гостях и правила их приёма, а затем познакомимся с новыми правилами поведения за столом и с некоторой их сервировкой.

2. Основная часть

1)Выступление воспитателя:

- Обычай приёма гостей не только в праздники, но и в обычные дни имеет давнюю традицию.

Конечно, в наше напряжённое время, когда ваши родители много работают, и должны вечером отдохнуть, невозможно устраивать вечера каждый день, как  устраивала их у себя дома мадам Рекамье, да и каждую неделю – трудновато. А вот раз в месяц хорошие друзья могут собираться у кого-нибудь, конечно, так если родители разрешают, да и места предостаточно. Собираться так, как сегодня собрала вас я.

- Видите, перед вами находится накрытый стол, окружённый стульями. Так уж принято по обычаям русского гостеприимства, что приглашая гостей или отмечая с родственниками какой-нибудь семейный праздник, мы обязательно садимся за красиво сервированный стол. Такой стол очень сближает людей, снимает со всех нас напряжение и располагает к задушевной дружеской беседе.

- Но мы с вами за стол сядем не сразу. Сначала, как принято в гостях, мы с вами поговорим, развлечёмся, и только после этого приступим к еде.

2)Повторение правил поведения в гостях:

А) – Для начала давайте оглядимся по сторонам

- Что  необычного сегодня вы видите вокруг себя? (Ответы детей: комната украшена)

- Правильно, для того, чтобы создать праздничное настроение, недостаточно просто накрыть стол. Нужно ещё кое-что. Вы сказали: нарядная комната. А что ещё? (Ответы: красиво накрытый  стол, красивая одежда хозяйки и гостей)

- Собираясь в гости, вы принарядились, да и я надела выходное платье.

Б) – Скажите мне, пожалуйста, можно ли приходить в гости без приглашения? (Ответы: нельзя, только к очень близким людям, которые вам всегда рады)

Читаем.

Слайд. Правило №1: приходи в гости по приглашению. Не сваливайся как снег на голову.

- Итак, вы приняли приглашение.

- Во сколько вы должны явиться в гости? (Ответ- вовремя, можно опоздать на 10-15мин.)

- А пораньше прийти можно? (Ответ: нельзя)

- Почему? (Ответ)

- Правильно, хозяева в последние минуты стараются нанести «последние штрихи в убранстве стола и квартиры, да и в своём внешнем виде.

В) – Что же такое убранство?

Убранство – это украшение, красивое, нарядное оформление чего-либо; например, убранство дома, комнаты, стола.

Г) – Ребята, а с каким настроением идут в гости? (Ответ: только с весёлым)

- Правильно! Ведь люди для того и встречаются, чтобы поделиться своей радостью.

Слайд. Правило №2. Не опаздывай и не приходи раньше. Бери с собой хорошее настроение.

Д) – А как вы считаете, красиво ли в гостях чересчур часто осматривать взглядом свою  квартиру и делать  критические замечания? Например, «ой, какой у вас дом  некрасивый, а у нас в доме гораздо лучше» или «а ваш попугай такой   озорной  просто ужас, и зачем вы такого держите». (Ответ: это неправильно)

- А что же вы должны говорить в гостях?(Ответ: что-нибудь приятное)

Слайд. Правило №3.Говорите хозяевам что-нибудь приятное, не делайте критических замечаний.

Е) – А что ещё нельзя делать в чужой квартире, находясь в гостях? (Ответ: ходить по квартире, заглядывать в комнаты, брать вещи с полок)

- Я думаю, каждому из нас было бы неприятно, если бы так поступали гости, которых мы пригласили к себе. Не всякому хозяину понравится, когда техника вдруг поломается оттого, что её крутил, как хотел, пришедший гость.

Слайд. Правило №4. Не следует ходить по всей квартире, распахивать двери в спальню или кладовку. Нельзя брать вещи хозяев, копаться в их аппаратуре без разрешения.

Ж) – Иногда не все гости бывают знакомы друг с другом. Что в этом случае должны делать хозяева? (Ответ: познакомить)

- Конечно, хозяева должны обязательно их представить друг другу. Хорошо если в этом случае, вы не только назовёте имя, но и скажете о каждом какие-нибудь слова. Такое представление поможет гостям скорее перестать стесняться найти общую тему для беседы и подружиться. Например, представим, что вы незнакомы с Кедяровым Женей.

- Это Женя! Женя очень любит смотреть телевизор, увлекается рыбалкой. В будущем хочет стать шофёром. А теперь попробуйте вы. Кто хочет представить Мальвину? Аркашу? Надю? Лёню?

Слайд. Правило №5.Если среди гостей есть незнакомые друг с другом люди, представьте их.

З) – И, конечно же, в гостях не принято скучать. Читаем…

Слайд. Правило №6. Не сиди со скучающим видом, не гляди вокруг презрительно:  «Куда это я попал? Как скучно!». Если умеешь петь или играть на гитаре, развлекай  хозяев и других гостей своим искусством. Умеешь показывать фокусы? Прекрасно. Знаешь интересную историю? Расскажи. Послушаем! Только соблюдай меру, а то всем надоешь.

- Как вы понимаете это правило? (Ответы детей)

И) – После того, как гости познакомились и поговорили, начинаются развлечения. На таких вечеринках можно позволить себе попрыгать под развесёлую музыку, а заодно развлечься подвижными и шумными играми. Программу или сценарий вечера нужно составить заранее. Вот и вашим домашним заданием было придумать и подготовить какое-нибудь интересное  развлечение для вечеринки. Расскажите. (Ребята рассказывают)

3. Физкультминутка

- Сейчас мы поиграем в одну игру, чтобы немного подвигаться и развить аппетит.  Игру проведёт Мальвина. Называется она «Музыкальные стулья». В остальные  игры поиграем после ужина во время чаепития.

Игра «Музыкальные стулья»

Слайд.

4. Правила поведения за столом:

А) – Ну вот поиграли, пора приступить к трапезе.

- Что такое трапеза?

Трапеза – приём пищи.

Б) – А прежде чем сесть за стол, обратите внимание, какой он нарядный. Так как на улице всё ещё зима, стол я решила украсить в зимнем настроении еловыми веточками, но добавила ярких цветов, ведь лето не за горами. Это очень поднимает настроение! Ведь ещё в 19 веке французский гастроном Бриллат Саворин сказал, что принимать гостя – значит быть ответственным за его прекрасное настроение.  И очень важно не только правильно накрывать  стол, но соответственно его украсить. Так создаётся праздничная обстановка.

В) – Что такое сервировка?

Сервировка – убранство стола, красивое и правильное оформление стола посудой, столовыми  приборами.

- Давайте посмотрим несколько слайдов по сервировке стола.

Г) – Ребята, сколько вас пришло ко мне в гости? (12 человек)

-  А сколько приборов вы видите на столе? (13 приборов)

- В одной сказке,  про спящую красавицу,  одной фее не хватило прибора за столом, она так рассердилась, что заколдовала всё царство, погрузив его в сон на 100 лет. Это, конечно, сказка. Но в жизни надо постараться, чтобы такого не было.  Поэтому не  забывайте, что число приборов должно соответствовать числу гостей.

- Прежде чем сесть за стол,  обратите внимание на маленькие карточки с надписью, на них написаны ваши имена, имена моих гостей.

- И запомните, как бы вы ни были голодны, ждите терпеливо, пока хозяева вас пригласят всех к столу.

Д) – Дорогие гости, приглашаю вас к столу!

- А кто должен садиться за стол первым? (Ответ: сначала старшие, потом – девочки, затем – мальчики)

- Хорошо, если мальчики помогут девочкам сесть за стол. (Мальчики отодвигают стулья, усаживают девочек)

Е) – Ну вот и расселись. Прежде чем приступить к трапезе, давайте вспомним правила поведения за столом, о которых мы говорим с вами начальных классов.

Правила:

1.Не чавкать, не чесать голову.

2.Не жевать пищу с открытым ртом, не плеваться.

3.Не разговаривать с полным ртом.

4.Не ставить локти на стол.

5.Не откусывать слишком много.

6.Не искать на блюде большой кусок.

- К этому правилу стихотворение:

                 Если ты воспитанный и гордый,

                Ты в гостях не слижешь розу с торта,

                И не станешь, словно жадный нищий,

                Из кусков выискивать кусище.

                И тебе ещё 100 раз подряд

                Непременно в гости пригласят.

- О каком правиле идёт речь в стихотворении «Замечательный заяц»?

            Жил заяц один в заповедном лесу,

           Он очень любил ковыряться в носу.

           Сердились друзья и соседи, а зря:

           Чудесного много скрывает ноздря!

           Задумался заяц, копаясь в носу,

          И вот – подпустил слишком близко лису.

          В испуге семья и соседи, а зря:

          В лису очень метко пальнула ноздря.

          Да… Много в ноздре оказалось чудес!

         Лиса уползла и покинула лес.

         Стал заяц изгоем в заветном лесу:

         Он всех научил ковыряться в носу.

- А за нашим столом такой заяц стал бы героем?

- Так о каком правиле идёт речь?

7.Не ковыряться в носу.

- А я нарушила одно правило, когда вам рассказывала это стихотворение.

8. Нельзя вести неприятные разговоры за столом.

Ж) – Приступаем к трапезе.

1) Первым начинает хозяин или кто-то из старших, потом присоединяются все остальные.

Начнём с салфетки. Обратите внимание, что у каждого из нас их два вида – полотняные, сделанные из той же ткани, что и скатерть, и бумажные, которые лежат слева от вашей тарелки. Полотняную салфетку мы с вами положим на колени, чтобы не запачкать свои брюки и юбочки. Ни в коем случае не кладите её на грудь и не закладывайте за воротник. Бумажные салфетки нам пригодятся для того, чтобы вытереть запачкавшиеся рот и руки.

З) – Посмотрите, какая посуда находится возле каждого из вас? (Ответы детей)

- Вилка, как вы видите, лежит непривычно с левой стороны, кладут её зубчиками вверх, справа лежит нож, остриём к тарелке, рядом ложка, дном вниз. Справа стоит стакан для напитков. Слева лежит тарелочка для отходов, туда вы будете складывать кожуру от фруктов, фантики то конфет.

2) – А теперь поговорим, как правильно использовать столовые приборы, нож, вилку, ложку , и как правильно есть некоторые блюда. Которые вы чаще всего употребляете.  Будьте внимательны. Потом я обязательно проверю, насколько хорошо вы  меня слушали.

- Во время еды нож  держат в правой руке, а вилку – левой рукой. Возьмите в руки приборы. Держим за края, в кулаке не сжимаем.

- Никогда с ножа не ешьте – это некрасиво, да и можно порезаться. Кроме того, существует поверье: кто ест с ножа, будет очень злым. И очень некрасиво ковыряться вилкой в зубах, особенно за столом. Положите пока приборы.

- В каких случаях мы используем нож и вилку? (Ответ: мясо, колбасу, блины)

 - А котлеты едят ножом? (Ответ: нет)

- А что ещё едят вилкой? (вареники, гречку, макароны, картошку, салаты)

- А вилку при этом , в какой руке держат? (Ответ: как обычно, в правой)

- А что едят ложкой? (Ответ: супы, каши, творог)

- Представьте, что вам подали суп. Вы его съели, но на дне осталось немного. Куда будете наклонять тарелку? К себе? От себя? (Ответы детей)

- Лучше не наклонять совсем. Пусть немного супа останется не съеденным.

- Как берут хлеб с общей тарелки, вилкой или руками? (Ответ: руками)

- А как подают хлеб? (Ответ: в тарелке)

- Так же подают любое другое блюдо, которое находится на столе  далеко от вас. Не тянитесь сами. Или отдайте свою тарелку и попросите наложить.

- Как едят рыбу? Знаю, что многие из вас её не любят, но правила вы должны знать. Рассказывают, одна хитрая акула однажды напала на ныряльщика. Тот стал отбиваться ножом. А морская хищница ему говорит: «Как вам не стыдно! Рыбу – ножом?!». А всё потому, что по строгим правилам рыбу нельзя есть ножом. Для этого существуют специальные лопаточки. Но также разрешается её кушать с помощью вилочки и корочки хлеба. Хлебом придерживаете рыбу, а вилкой отделяете косточки и аккуратно их складываете на краю тарелочки.

3) – Ну что ж, пришло время покушать, а заодно и попрактиковаться. Возьмите в руки столовые приборы.

- Что вы возьмёте, чтобы съесть сосиску? (Ответ: вилку и нож)

- Кому нужен хлеб, возьмите и положите на краешек тарелки. (Идёт трапеза)

- Приятного  аппетита!

- Вы, ребята, кушайте и внимательно меня слушайте.

- Если вы поели, но чувствуете, что через 5-10 минут продолжите трапезу, нож и вилку прислоните к краям тарелки, нож – справа, вилку – слева. А если вы окончательно поели, нож и вилку соедините и положите на тарелку ручками вправо. Вот так. Это знак хозяевам, что нужно убрать посуду.

- И, конечно, сейчас вам понадобиться бумажная салфетка, чтобы вытереть губы. Потом положите её на тарелочку. Ни в коем случае не вытирайте руки и губы полотняной салфеткой и, ещё хуже, скатертью.

4)- Как же едят фрукты?

- Бананы и мандарины чистят руками. Банан сначала очищают до середины, съедают потом очищают дальше.

- Апельсин чистят с помощью ножа. Надрезают кожицу до мякоти на несколько частей, а потом легко сдирают.

- Яблоки и груши отрезают на 4 или 8 долек, вырезают сердцевину, потом едят с помощью  вилки.

5) – После основных блюд подают десерт.

- Что такое десерт?

- А что у нас на десерт?

- Десерт будет, как полагается, после основного ужина. А сейчас встанем со стола и вернёмся к стульям.

3. Подведение итогов

1.Разгадывание   кроссворда «Столовый этикет»

- Прощаться пока рано. Спешить домой, как только закончилось застолье, очень неприлично.

Сейчас мы будем разгадывать кроссворд «Столовый этикет», и я проверю, насколько внимательно слушали меня

Слайд. Кроссворд «Столовый этикет»

По вертикали:

1.Рот скатертью ты вытираешь, детка?

Как некультурно!

Вот возьми …(салфетку)

              2.Кулирнарное изделие из молотого мяса.

                 Его едят вилкой без помощи ножа. (Котлета)

6.Ешь это только вилкой! Мелкие косточки нужно аккуратно складывать на край тарелки (Рыба)

               7.Для первого блюда – ложка, для второго - …(Вилка).

9.Во время обеда не ставь …(локти) на стол.

                                                                    По горизонтали:

2…(Чавкать) за едой позволено только поросятам.

                 4.Чайник, чашки, - всё сияет,

                   Всё за стол нас приглашает.

                   Семейное событие –

                   Большое … (чаепитие).

5. … (Правая) рука – ею за столом держат нож.

                 8.Какой фрукт чистят с помощью ножа? (Апельсин)

10.Сладкое блюдо по окончанию трапезы.(Десерт)

2.Итог

- Молодцы! С заданием справились.

- О многих правилах поведения в гостях мы с вами сегодня говорили, а о каком же  последнем правиле ещё не сказали? (Ответы детей)

- Нельзя слишком долго засиживаться в гостях. Существует пословица: «Гость – как волк. Хорошо, когда он вовремя войдёт. Плохо, если он вовремя не выйдет».

-  А уходя, что должны сказать гости?(Ответы: гости должны поблагодарить хозяйку).

Слайд. «Спасибо за ваше тепло!»

- Ну а я, в свою очередь, тоже хочу вам всем, дорогие мои дети, сказать большое спасибо, за то, что пришли, за то, что были активными участниками нашего праздника.

Мне очень, очень хочется, чтобы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели ходить в гости и правильно принимать гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и чтобы на сердце у каждого, вошедшего в него, было от этого тепло! Ещё раз спасибо!

Литература:

  • «Весёлые уроки кота Этикета»
  • И.Агапова «Игры и задание для чудо - воспитания»
  • «Настольная книга учителя начальных классов»
  • «Классные часы 9 классов»
  • Книга кулинарных рецептов «Приглашаем к столу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посуда в твоем доме

Целевой план действий для учащихся: Познакомить детей с разнообразными формами посуды и ее декором; показать единство формы и декора при знакомстве с искусством Гжели; Формировать умения делать ...

Урок ИЗО для З класса (по программе Неменского), «Труд художника для твоего дома», Раздел:"Искусство в твоем доме", тема "Витраж"

Мной разработан цикл уроков по теме «Витраж». Разработка проводилась на основе программы М.Б.Неменскрго, которая принята как рабочая программа в нашей школе. Предметная линия учебник...

Урок ИЗО в 3 классе "Посуда в твоем доме. Хохлома"

Тема данного урока сформулирована в соответствии с программой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Тип данного урока – урок-восхождение, что предполагает постепенное подве...

Техническая карта урока в 3 классе "Обои в твоем доме".

Ознакомление с понятиями «трафарет», «шаблон». Формировать умение создания трафарета и шаблона. Закрепление  умения пользоваться  палитрой, техникой мазка, линией пятном  как  сред...

Урок ИЗО 3 кл 1 четверть, раздел"Искусство в твоем доме "

Конспект урока+ презентация к уроку,тема "Мамин платок"...

Конспект по изобразительному исусству "Труд художника для твоего дома"

3 классТема занятия: «Труд художника для твоего дома»  (Изображение ковра)...