Краеведение как способ реализации коммуникативных и познавательных результатов ФГОС во внеурочной деятельности
методическая разработка (1 класс)

Формирование универсальных учебных действий у учащихся является одной из задач обучения, соответствует содержанию образования в российской школе. Решается эта задача не только в связи с усвоением знаний, но и в связи с приобретением обучающимися опыта творческой деятельности и норм отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_konferentsiya_1.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Краеведение как способ реализации коммуникативных и познавательных результатов ФГОС во внеурочной деятельности».

Из опыта работы

 учителя начальных классов

МАОУ СОШ №6 г. Холмска

Кондратенко Анны Васильевны

г. Холмск

2022гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

Глава I Теоретические аспекты реализации коммуникативных и познавательных учебных действий во внеурочной краеведческой деятельности5

  1. Понятие коммуникативных и познавательных учебных действий5

Особенности краеведческой деятельности во внеурочных занятиях9

Глава II Методика работы по реализации коммуникативных и познавательных результатов ФГОС во внеурочной деятельности14

2.1. Содержание формирования коммуникативных и познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности14

2.2.Методы, приемы и формы организации внеурочных занятий по краеведению……………………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………………………...29


ВВЕДЕНИЕ

Формирование универсальных учебных действий у учащихся является одной из задач обучения, соответствует содержанию образования в российской школе. Решается эта задача не только в связи с усвоением знаний, но и в связи с приобретением обучающимися опыта творческой деятельности и норм отношения к миру.

Говоря о формировании у школьников учебной самостоятельности (познавательные УУД), необходимо иметь в виду две стороны проблемы. Первая заключается в том, чтобы развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Формирование познавательно-коммуникативных умений становилось объектом внимания педагогов, проводивших как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики, теории воспитания, дидактики. Эта проблема рассматривались в контексте методологических и теоретических исследований учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин и др), теоретических и методических основ оптимизации и интенсификации педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник и др.), активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (А.П.Аристова).

Несмотря на широту и многоаспектность изучения проблемы формирования познавательно-коммуникативных умений, малоизученными остаются вопросы о возможностях этих умений в краеведческой деятельности посредством взаимосвязи урочно-внеурочных занятий, о способах организации системы формирования познавательно-коммуникативных умений школьников и управлении данной системой.

Таким образом, цель исследования: теоретическое обоснование системы формирования когнитивно-коммуникативных умений младших школьников в историко-краеведческой деятельности.

Задачи исследования:

-определить структуру и содержание системы формирования когнитивно-коммуникативных умений младших школьников в историко-краеведческой деятельности;

-обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование когнитивно-коммуникативных умений в историко-краеведческой деятельности;

-разработать научно-методические рекомендации по формированию когнитивно-коммуникативных умений младших школьников в историко-краеведческой деятельности.

Цель работы – выявить разнообразные формы использования краеведческого материала на внеклассных занятиях, определение условий эффективности использования краеведческого материала.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме;

- определить основные формы внеклассной работы по краеведению в школе и выявить особенности каждой из них;

- выявить принципы использования краеведческого материала на занятиях;

- разработать и апробировать серию внеклассных занятий по воспитанию патриотизма с использованием краеведческого материала по истории в ходе практики в школе.

Глава I. Теоретические аспекты реализации коммуникативных и познавательных учебных действий во внеурочно-краеведческой деятельности.

  1. Понятие коммуникативных и познавательных учебных действий.

Универсальные учебные действия приводят к решению учебно-познавательных задач наиболее рациональным путем, способствуют формированию положительной мотивации. В свою очередь положительная мотивация благотворно влияет на приобретение обучающимися высокоразвитых умений учиться. Взаимосвязь между умениями и мотивами существует объективно. Не может быть такого обучения, которое не вырабатывало бы у учащихся того или иного отношения к учебным действиям и умениям.

Воспитание активности и самостоятельности учащихся выступает перед школой как задача первостепенной важности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

  1. Общеучебные универсальные действия:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  1. Логические универсальные действия:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  1. Постановка и решение проблемы:
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. Безусловно, учитель играет ведущую  роль в формировании УУД.  Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий, владением  методиками  организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять  свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения  обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу.  

Таким образом, формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

  1. Особенности краеведческой деятельности во внеурочных занятиях.

Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми.

Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика.

Различают следующие направления краеведческой работы:

  • Географическое,
  • Художественное,
  • Литературное,
  • Историческое.

Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из пособий и сообщений средств массовой информации.

На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и научного общества.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

1. Образовательная – содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности родного края.

2. Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранении.

3. Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей родного края в единстве разнообразных видов деятельности.

4. Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, приобретаются навыки, необходимые для жизни. Опираясь на конкретные знания о семье, родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей.

Это связано с тем, что обязательной частью школьного краеведения является участие в исследовательской деятельности учащихся. При этом должно преследоваться две цели - научная - исследование объекта, темы и педагогическая - приобщение учащихся к творческой деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время большинство ученых (И.С.Матрусов, П.В.Иванов, К.Ф.Строев) определяют школьное краеведение как всестороннее и взаимосвязанное изучение школьниками в учебной и внеучебной работе под руководством учителя своей местности. Наиболее полно и многосторонне исследованы педагогические основы школьного краеведения в работах П.В.Иванова, который'приводит убедительные доказательства в защиту признания краеведческого принципа общедидактическим.

Многолетняя массовая практика школ и специальные педагогические исследования позволяют установить, что умелое, творческое, целенаправленное применение краеведческого принципа в изучении отечественной истории дает существенные результаты в процессе обучения учащихся, а именно: обогащение кругозора конкретными знаниями в области нравственных, эстетических, экономических вопросов, закономерностей, изучаемых в курсах основ наук; воспитание любви к родному краю, Родине, укрепления дружбы между народами, желание жить и трудиться в своем селе, крае; овладение навыками познавательной, исследовательской, собирательной краеведческой работы; упрочение интереса к учению, науке, общественной деятельности. Исключительно велика роль краеведения в установлении связи исторического прошлого с современностью и в познании самой современности.

Школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминается у детей сильнее, чем словесно-отвлечённое.

Краеведение даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Оно способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Кроме того, способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время, внеурочная деятельность может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеурочной деятельности – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры.

Групповыми формами внеурочной деятельности являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий.

Остановимся на некоторых формах работы, рассмотрим их более детально:

Экскурсии. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях.

Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Нельзя недооценивать роль школьного музея. Очень часто именно школьный музей становится первым музеем в жизни человека. Именно в нём закладываются азы музейной культуры: начинают воспитываться способности к полноценному восприятию музейной информации, пониманию исторической ценности предмета музейного значения как части культурного наследия, что, в свою очередь, приводит к воспитанию исторического сознания, уважения к прошлому, его изучению и пониманию.

Не стоит забывать об уникальной возможности музея оказывать сильное воздействие на эмоциональную сферу человека. Источником эмоциональной реакции в музее является подлинный музейный предмет. Перенесённый из реальной жизни в музей, он наделяется особым значением – образа-символа определённой эпохи. Следовательно, музейный предмет выступает носителем образной информации, призванный вызывать у человека эмоциональное отношение. Благодаря этим свойствам музейная информация является конкретной, эмоциональной, образной.

Игровые методы проведения занятий на внеурочке идеальны для детской аудитории. Заключается он во введении ролевых игр и элементов игры в реконструируемые во время музейного занятия исторического события. Разумеется, реконструкция проводится на основе специально разработанного сценария и с помощью актива детей (мебели, костюмов и иных предметов, относящихся к определённой эпохе). В игровой ситуации участник получает определённую социальную роль и на основе игрового поведения может идентифицировать себя с определёнными людьми, о которых рассказывает экспозиция школьного музея. Эта ролевая игра позволяет детям, усвоить социально-значимый опыт прошлых поколений.

Творческие задания, выполненные детьми (проектные работы, исследовательский и поисковый материалы, анализ и оформление экспонатов) –являются хорошим материалом для изучения обратной связи и эффективности внеурочной деятельности.

При отборе краеведческих сведений следует придерживаться правил:

  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
  • Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
  • Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
  • Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  • Вызывать интерес к познанию родных мест, содействовать формированию патриотических чувств.

Привлечение современного материала способствует актуальности обучения. Наиболее благотворно влияют такие формы активизации познавательной деятельности, как игра, видеоматериалы, презентации, познавательные задачи, элементы театрализованных представлений, путешествия.

Таким образом, краеведческий материал не только является компонентом содержания исторического образования и средством воспитания патриотизма, но и способствует решению задач реализации УУД, в том числе познавательных и коммуникативных.


Глава II. Методика работы по реализации коммуникативных и познавательных результатов ФГОС во внеурочной деятельности.

2.1. Содержание формирования коммуникативных и познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности.

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Внеурочная деятельность «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Включение краеведческого компонента повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся, развивает исследовательские навыки.

Краеведение позволяет включать учащихся и их родителей в современный формат патриотического воспитания через исследование истории своей семьи, истории своей страны, через фокус малой родины – локальная история.

Перед учащимся стоит вопрос: «Какую историю я продолжаю сегодня?» И это обращение к истокам малой родины – влияет на укорененность самосознания младшего школьника, на переосмысление своей истории и непосредственно связано с методиками патриотического воспитания.

Внеурочная деятельность «Краеведение» позволяет развивать такие познавательные универсальные учебные действия, как:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику России, Сахалинской области, Холмска;
  • описывать достопримечательности Сахалинской области;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Сахалинской области;  
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

При написании проектов, исследовательских работ ученики получают возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

В процессе краеведческой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные УУД:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Младшим школьникам представляется возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Для того, чтобы занятия с использованием краеведческого материала были более успешными необходимы ряд условий:

  • Первым условием успешной краеведческой работы в школе должны стать глубокие знания, полученные об истории своего края самим учителем, использование современных методов обучения.
  • Вторым условием развития краеведческой работы является систематическое использование местного материала на занятиях, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование.
  • Третье условие - глубокая научная основа.
  • Четвертое условие - включение в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
  • Пятое условие – использование ИКТ технологии.

Таким образом, можно утверждать, что реализация коммуникативных и познавательных результатов у учащихся младшего школьного возраста можно успешно осуществлять во внеурочной деятельности «Краеведение», если для этого будут созданы следующие педагогические условия:

– организация и сплочение классного коллектива, развитие его деятельности;

– индивидуальный и дифференцированный подход в патриотическом воспитании младших школьников;

– разработка системы воспитательных мероприятий;

– включение в воспитательную систему школы патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся – педагоги – родители;

– комплексное решение задач патриотического воспитания: формирование патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в социуме;

– осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания учащихся в процессе воспитательной деятельности.

2.2. Методы, приемы и формы организации внеурочных занятий по краеведению.

Изучение передовой школьной практики, педагогических идей, анализ личного опыта позволяет сформулировать некоторые принципы организации и функционирования системы (модели) исторического краеведения в современной школе:

  1. концентризм – изучение учащимися истории родного края по концентрам: 1. Родной дом. Моя родословная. – 2. Родная школа, ее история, традиции. – 3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы обновления и развития. – 4. История района. – 5. История области (края);
  2. изучение различных сторон общественной жизни края: социальной, экономической, политической и культурной. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной сферы деятельности людей.

Изучение субъектов исторического процесса: деятельность жителей края, представителей разных поколений своей семьи; истории социальных групп, местных этносов, общественных организаций и объединений;

  1. история края («малой родины») рассматривается как часть истории России, более крупного, в том числе цивилизационного, региона (в составе нескольких стран и территорий, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных связей), как частица всемирной истории;
  2. сочетание с другими областями (разделами) краеведения: географическим, экономическим, литературным, естественнонаучным, этнографическим и др.;
  3. направленность на воспитание нравственности, духовности и гражданственности юных на основе приобщения их к общечеловеческим, национальным и региональным духовным ценностям, идеалам, традициям;
  4. направленность на решение задач социальной адаптации воспитанников школы, формирования у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении; связь с проблемами экологии, охраны природы, памятников истории и культуры;
  5. приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по истории края, в том числе первоисточников-документов, реликвий истории семьи, народа, обращение к «устной истории»; исследовательский, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся; использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, включая факультативные занятия; обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в деятельности учеников; единство учебного, внеклассного и внешкольного краеведения, связь с туризмом;
  6. постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, научными учреждениями, библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности, родственников учащихся.

Мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время можно разделить на три группы:

  1. Мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми).
  2. Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ).
  3. Мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская работа).

Но ни одна из форм не может дать полноценные знания по краеведению без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, работников образования и учреждений дополнительного образования, участников краеведческих обществ позволит получить ребенку наиболее полную картину истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане. 

Внеурочная работа по краеведению может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Коллективные и групповые формы внеурочной деятельности, проводимые мной – экскурсии, вечера, викторины, встречи с интересными людьми нашей области, краеведческие игры, занятия исследования, практические занятия, праздники, связанные с народными традициями

Индивидуальная работа по краеведению направлена на чтение литературы по местной истории, подготовку сообщений, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом нашего народа, выполнение познавательных заданий, поисковая работа.

На занятиях — лекциях я рассказываю ребятам об истории края, но, на мой взгляд, этот метод необходимо использовать крайне редко, так как краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится.

Занятие – экскурсии воспитывают не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для педагога.

Экскурсии проводятся как специалистами-экскурсоводами, так и самим педагогом. Наибольшего эффекта учебная экскурсия достигает, если педагог ведет её сам. Он знает силы класса, материал, который он давал на занятии, степень его усвоения.

В первом классе мои ученики проходили большую подготовительную работу, которая включала в себя различные упражнения и задания: узнай городское место по фотографии,  конкурс рисунков «Мой любимый город», изучали достопримечательности города, проводились уроки бережного отношения к природе родного края, изучали красную книгу Сахалинской области.

Учебно – тематический план, по которому работали первый год обучения:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

теоретические

практические

1

Мой любимый город.

7

2

5

2

Мой чистый город.

6

2

4

3

Мой любимый район.

6

2

4

4

История области.

7

5

2

5

Дорогой героев.

8

4

4

Итого:

34

15

19

На первых этапах изучения родного края, ученики выступали в роли потребителей информации, учились задавать вопросы, выслушивать мнение говорящего, высказывать свою точку зрения. То есть на этом этапе главная задача была «разговорить» учеников.

Хочу предложить некоторые методы формирования коммуникативных УУД младших школьников, которые можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности:

Метод вживания. Ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира, способствует развитию умений видеть проблемы.

Метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?. Затем учащиеся в сотрудничестве ищут ответы на данные вопросы.

Метод эвристического исследования. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты.

Метод конструирования понятия. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – понятие. Развивает умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Метод «Если бы…».Ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все названия улиц, или водоемы. Прекрасный метод, способствующий развитию умений выдвигать гипотезы.

Метод «Дебаты». Выбирая тему будущего исследовательского проекта, дети вступают в полемику, отстаивая свою позицию на основе знаний и логических рассуждений.

Таким образом, особенностями формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются: включение их в коммуникативную деятельность, учет их возрастных особенностей, принятие субъектной позиции младшего школьника в коммуникации, дифференцированный подход к формированию коммуникативной компетенции с учетом индивидуальных особенностей, отказ от авторитарного стиля педагогической деятельности.

Второй год изучения краеведения проходил в рамках мероприятий на которых участники выступали не только  в роли потребителей информации, но и сами эту информацию предоставляли другим учащимся нашей школы: мы организовывали литературный вечер для учащихся начальной школы «Поэты Сахалинской области», на котором ребята читали стихи о родном крае. На протяжении года ученики готовили сообщения на различные темы, которые мы оформляли в выставку в классе: моя родословная, места боевой славы Сахалинской области, пионеры герои ВОВ. Активно посещали историко-культурный центр г. Холмска, участвовали в различных муниципальных и областных конкурсах: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Рисуем Победу», «Моя семья и Новый год».

Проводились мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ): семейная игра-кругосветка, выставки творческих работ, участи в акциях.

В третьем классе, будет уделяться больше внимания мероприятиям, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская работа): принятие участия в общероссийском конкурсе проектов «Герои моей страны». Мы уже с рядом учеников проходим онлайн-обучение и с началом учебного года собираемся приступать к написанию исследовательских работ.

Учитель, применяющий в своей педагогической деятельности метод проектов должен:

  1. создать мотивацию;
  2. создать образовательную среду;
  3. определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
  4. уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
  5. представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
  6. организовать работу (в малых группах, индивидуально);
  7. владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т. п.;
  8. консультировать (по методу убывающих подсказок);
  9. иметь критерии объективной оценки.

Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий - все это делает уроки краеведения более живыми и интересными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краеведение – не только важное средство формирования когнитивно-коммуникативных УУД, но и средстворазвития исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов.

Функционирование системы формирования когнитивно-коммуникативных умений младших школьников в историко-краеведческой деятельности обеспечивается системным подходом характеризующимся целостностью (соответствие этапов формирования методам, формам, принципам); уровневостью (наличие репродуктивного, репродуктивного-творческого, частично-поискового и творческого уровней); личностно-деятельностным характером (активизация самостоятельной деятельности).

Выделяются следующие этапы формирования когнитивно-коммуникативных умений младших школьников: ознакомление с образцами действия, овладение первоначальным умением применять знания, совершенствование первично приобретенных умений и применение таковых в разнообразных ситуациях. Поэтапное формирование когнитивно-коммуникативных умений качественно реализовывается при системной организации данной деятельности. Поэтому каждому этапу должны соответствовать определенные уровни, принципы, формы и методы формирования умений.

В процессе внеурочной работы видна актуальность историко-краеведческой деятельности для формирования когнитивно-коммуникативных умений младших школьников, которая является  средством активизации мыслительной деятельности учащихся, способствует овладению навыками исследовательской работы, практическому применению полученных знаний. Специфичность краеведения успешно сочетается с особенностями познавательной и коммуникативной деятельности, что позволяет нам получить положительный результат.


Список использованной литературы

  1. Александрова Т.К. Индивидуальные особенности познавательной деятельности школьников в овладении межпредметными умениями.-В кн.: Активизация учебной познавательной деятельности учащихся.-Л., 1985, с.105-113.
  2. Барков A.C. О научном краеведении. Вопросы методики и истории географии.-М., 1961,с.77.
  3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.-М.: Учпедгиз, 1985.-135с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: Интор, 1996.-544с.
  5. Дзенс-Литовский Г.А., Абрамов И.С. Познание местного краеведе-ния.Л.,1925.
  6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований.-М.: Педагогига, 1982.-160с.
  7. Иванов П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы средней общеобразовательной школы. Петрозаводск, 1967.
  8. Ильина ТА. Системно-структурный подход к организации обучения.-М.,1972,с.16.
  9. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учено-воспитательном процессе: Дис. док-pa пед. наук: 13.00.01.-М., 1994.-375с.
  10. Качество знаний учащегося и пути его совершенствования. /Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского.-М.: Педагогика, 1988.-208с.
  11. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в пед. исследованиях. /Сов.педагогика.-1970, № 9.
  12. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дисс.д-ра пед. наук.-М.,1972, т.1-425с., т.2-420с.
  13. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1983.-80с.
  14. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.-М.: изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.-288с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат 1997.-304с.
  16. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения.-Казань, 1972, с.264-266.
  17. Муниров P.P. Краеведческая поисково-познавательная деятельность учащихся в обучении: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01.-М., 1978.
  18. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся.-М.: Педагогика, 1973.-240с.
  19. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления.- М.: Инст.ТПиМИ, 1993.-167с.
  20. Уланов В.Я. Опыт методики истории в начальной школе.-Л.,1914, с.50,60,66-67,
  21. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.: Педагогика, 1988.-203 с.

Гипотеза исследования: функционирование системы формирования когнитивно-коммуникативных умений в историко-краеведческой деятельности будет эффективным, если:

-процесс формирования когнитивно-коммуникативных умений младших школьников построен на основе системного подхода, характеризующегося целостностью, уровневостью, личностно-деятельностным характером; -обеспечивается взаимосвязь урочной и внеурочной историко-краеведческой деятельности младших школьников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС во внеурочной деятельности

Реализация ФГОС во внеурочной деятельности - работа группы продленного дня (из опыта работы школы)...

Формирование личностных результатов в организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС (1-4 классы)

Материал представляет собой цикл разработанных методических рекомендаций для проведения занятий по формированию у учащихся коммуникативных навыков,  представлений о дружбе и взаимопомощи, особенн...

Результаты реализации ФГОС НОО (внеурочная деятельность)

Результаты реализации ФГОС начального общего образования.Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном...

«Формирование образовательных результатов в соответствии с ФГОС во внеурочной деятельности »

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организа...

Статья "Современные образовательные технологии как основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и чтения"

В статье описывается практическое применение современных образовательных технологий как способов реализации коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.

Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной ...