Реализация ФГОС во внеурочной деятельности
статья по теме

Реализация ФГОС во внеурочной деятельности - работа группы продленного дня (из опыта работы школы) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizaciya_fgos_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова А.Ф.

учитель 1 категории

МАОУ «СОШ №4», г. Наб. Челны

        Реализация ФГОС во внеурочной деятельности  (из опыта работы школы)

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (письмо Минобразования России от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  2. снизить учебную нагрузку обучающихся;
  3. улучшить условия для развития ребенка;
  4. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Содержание занятий формируется  с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.В ФГОС НОО эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, базовая модель может быть реализована через:

  1. учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.);
  2. дополнительныеобразовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  3. образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  4. организацию деятельности групп продленного дня;
  5. классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  6. деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)

    Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня. Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки   организованы прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке школы, а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В нашей школе занятия в группе продленного дня  обеспечивают максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем, общении и дискуссиях с другими учениками. Главной задачей  является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества. Функции обучения  расширяются за счёт проектной работы, образовательных кружков, экскурсии, конкурсов. Идет наращивание свободного времени для самостоятельного выбора учащимися деятельности по интересам. Результатом работы стали качественные изменения во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей.

     Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как кружки, соревнования, детские спортивные секции. (Педагоги дополнительного  образования ДДТ №15(таэкван-до- руководитель Хабибуллин И., ДЮСШ №11 (Терехин Н.И.)

  Духовно- нравственное направление реализуется через посещение музеев, кино, спектаклей, художественных выставок, прослушивание музыкальных произведений (филиал музыкальной школы №7 на базе нашей школы, «Огниво»- танцевальная группа «Мизгель»- руководитель Хайрутдинова Р.И музыкальный кружок - Каримова И.Г, театральный кружок- Шигапова А.Р.)

  Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы (городская детская библиотека – заведующая Самигуллина Ф.В.), олимпиады, детские исследовательские проекты (воспитатели групп продленного дня)

  Художественно-эстетическое направление: развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности  (уроки нравственности – группы для девочек и мальчиков, руководители – Рафикова Р.Ш., З., занятия по ИЗО и лепки-воспитатели групп продленного дня).

  Такая организационная модель позволяет работать по единому плану педагогическому коллективу, где кроме школьных учителей есть педагоги дополнительного образования, специалисты культуры и организаторы спортивных мероприятий. Все педагоги дополнительного образования работают по программам, которые отвечают потребностям и интересам детей, предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Основными задачами  являются формирование и развитие творческих способностей учащихся, обучение их различным видам искусства, получение базовых творческих умений и навыков. Важно и то, что преподаватели дополнительного образования оказывают методическую и практическую помощь в организации и проведении в школе мероприятий музыкально – эстетической направленности. Они организуют экскурсии, ведут активную подготовку к участию в различных конкурсах. Следует заметить, что только в прошедшем учебном году преподавателями  были  подготовлены победителигородских и региональных конкурсов. Такая работа  позволяет более полно использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода. Здесь могут быть как коллективные, так и индивидуальные занятия, поэтому формы коллективного и индивидуального пребывания ребенка  сочетаются очень разумно.

  Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы. Деятельность группы продленного дня дает возможность включать личность в многогранную, интеллектуальную, культурную и эстетически насыщенную жизнь, способствует нравственному воспитанию.

  Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность групы продленного дня обеспечивает необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяет реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как: любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)

Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

              Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...

Результаты реализации ФГОС НОО (внеурочная деятельность)

Результаты реализации ФГОС начального общего образования.Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном...

« Реализация ФГОС во внеурочной деятельности»

Выступление на ШМО учителей начальных классов...

Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...

Реализация ФГОС во внеурочной деятельности

Реализация ФГОС во внеурочной деятельности...