Как помочь детям стать внимательными?
методическая разработка (4 класс)

Шашкина Елена Алексеевна

Данный материал представляет собой разработку родительского собрания на тему: «Как помочь детям стать внимательными?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Как помочь детям стать внимательными?»

Цель: освоение приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  • Педагогически просветить родителей об особенностях внимания младших школьников и его основных свойствах.
  • Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
  • Выявление проблем развития внимания.
  • Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них внимания.

Форма проведения: собрание-дискуссия.

Подготовка: анкетирование родителей по теме собрания (Приложение 1)

Участники: классный руководитель, родители.
Этапы:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Определение понятия «Внимание», его видов и свойств.
  3. Особенности внимания у детей 7-10 лет.
  4. Ознакомление с рекомендациями по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
  5. Заключительная часть.

Место проведения:  класс.

Оборудование: листы для заметок, ручки, средства ИКТ( интерактивная доска, презентация).

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности  наших детей. Во многом результаты учения напрямую связанны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников. И сначала мы проведем анкету.
Внимание входит обязательным компонентом в структуру любого психологического процесса.  Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие свойства, как концентрация, устойчивость, переключение, увеличение объема усвоенной информации. А также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. Как часто психологи, педагоги  и врачи слышат: «Мой ребенок – умный мальчик, но ему трудно учиться. Потому что он невнимательный и плохо запоминает» и зачастую это так. Не умея сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто теряется в информационном море. То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать?

На сегодняшний день существует немало методов тренировки внимания и памяти. Давайте разберемся, что такое внимание?

2. Определение понятия «Внимание», его видов и свойств.

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент - необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Выделяют 3 вида внимания:

- Непроизвольное.

- Произвольное.

- Послепроизвольное.

Непроизвольное возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.

С возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи со вниманием. Поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.

Свойства внимания:

- Объем,

- Устойчивость,

- Распределение,

- Переключение,

- Сосредоточение.

По тому, сколько объектов ребенок может удержать в своем сознании короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, тревожностью.

3.Особенности внимания у детей 7-10 лет.

У ребенка 7 лет преобладает непроизвольное внимание, основой которого является ориентировочный рефлекс. Ребенок еще не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Это связано с тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Всё свое внимание младший школьник направляет на новое, яркое, то есть на то, что бросается в глаза.

Развитие произвольного внимания связано с развитием ответственного отношения к учению, с формированием самой учебной деятельности. Ученики внимательно работают лишь с интересным материалом. Любая деятельность подчинена общим правилам. Усваивая и учитывая их, ребенок начинает сознательно управлять своим вниманием. Самыми простыми средствами управления внимания ребенка является жесты, слово, наглядные образы. Объем внимания младших школьников меньше, чем у взрослых. Распределение внимания слабее. Младший школьник не может распределить внимание между разными видами работы, например, между чтением и слушанием товарища. У учащихся 1-ых классов небольшая устойчивость внимания, что можно объяснить слабостью процессов торможения. Устойчивость внимания первоклассников можно сохранить лишь в течение 30 минут. Важно периодически менять вид работы. Первоклассник не может быстро переключить внимание с одного объекта на другой.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности  произвольного внимания и, следовательно, к проблемам в учебной деятельности.

Помните, внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители. Сегодня мы можем предложить вам эффективные средства развития внимания: игры и игровые упражнения.

4. Ознакомление с рекомендациями по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста:

Игра «Летела корова»

Все игроки берутся за руки, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое-то слово сказала корова.

Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из–под завершающего хлопка. Побывать в роли ведущего должен каждый участник, таким образом, игра проводится несколько раз.

Игра «Песня»

Предложить спеть всем хором песню «В траве сидел кузнечик», но не совсем обычным способом. По первому хлопку ведущего все дружно начинают петь песню, по второму – пение продолжается, но про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игра «Найдите «спрятавшиеся» слова»

Предлагается найти «спрятавшиеся» слова из предложенных букв:

бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина

прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

(солнце, стол, окно, машина, роза, жара, сумка, рыба.)

Игровое упражнение «Кто самый внимательный»

Внимательно прослушайте сказку «Лисёнок и Лягушонок» Г. Юдина и подсчитайте в ней количество слов со звуками «Л» или «Л’».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

— Зеленее всех зелёнок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

        -Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

 -Ничего! – сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы. (Ответ:59 слов)

Игра «Зачеркни букву»

В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

Игра «Вокруг меня…»

Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например: назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.

Игра «Повтори за мной»
Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Упражнение «Не собьюсь»

Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь».К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Игра «Что изменилось?»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

5. Заключительная часть.

В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского:

«Внимание – это именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего Мира. Только наше понимание и терпение помогут обогатить внутренний мир ребенка, развивать его и совершенствовать».

Вопросы анкетирования (Приложение 1).  

Часто ли Ваш ребенок отвлекается во время выполнения задания?

- да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

2. Можно ли назвать Вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым,  внимательным?

- да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребенка развивалось внимание?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как помочь детям стать внимательными?» Шашкина Е.А.

Слайд 2

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Слайд 3

Выделяют 3 вида внимания: Непроизвольное; Произвольное; Послепроизвольное ;

Слайд 4

Свойства внимания: Объем ; Устойчивость ; Распределение; Переключение; Сосредоточение;

Слайд 8

Игра «Летела корова» Все игроки берутся за руки, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое-то слово сказала корова. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из–под завершающего хлопка. Побывать в роли ведущего должен каждый участник, таким образом, игра проводится несколько раз. Игра «Песня» Предложить спеть всем хором песню «В траве сидел кузнечик», но не совсем обычным способом. По первому хлопку ведущего все дружно начинают петь песню, по второму – пение продолжается, но про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Слайд 9

Игровое упражнение «Кто самый внимательный» Внимательно прослушайте сказку «Лисёнок и Лягушонок» Г. Юдина и подсчитайте в ней количество слов со звуками «Л» или «Л’». В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился. - Зеленее всех зелёнок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось… -Ничего! – сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы. (Ответ:59 слов)

Слайд 10

Игра «Зачеркни букву» В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»). Игра «Вокруг меня…» Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например: назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д. Игра «Повтори за мной» Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов. Упражнение «Не собьюсь» Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь».К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Слайд 11

Игра «Что изменилось?» Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой. Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков. Игра «Найдите «спрятавшиеся» слова» Предлагается найти «спрятавшиеся» слова из предложенных букв: бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашинапрстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай(солнце, стол, окно, машина, роза, жара, сумка, рыба.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь детям стать внимательными

Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч н...

Родительское собрание «Как помочь детям стать внимательнее»

…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском...

Как помочь детям стать внимательнее

Родительское собрание. презентация...

Родительское собрание: Как помочь детям стать внимательнее?

Что такое внимание? Психический процесс, который обязательно присутствует при познании    ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объект...

Родительское собрание "Как помочь детям стать внимательнее" 1 класс

Родительское собрание "Как помочь детям стать внимательнее"  1 кл....

Родительское собрание в 1 классе "Как помочь детям стать внимательнее"

Родительское собрание с презентацией "Как помочь детям стать внимательнее"....

Презентация "Родители и дети. Как помочь детям стать успешными"

Презентация "Родители и дети. Как помочь детям стать успешными." Материал для родительского собрания....