Уроки благочестия
методическая разработка (1 класс)

Липартелиани Миранда

Конечно, никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит мать и отца в воспитании. Только они могут заложить в ребенке фундамент добра, предостеречь от зла. Школа, в лучшем случае, дает азбучные истины. Научить детей благочестию могут только родители. Но, к сожалению, таких правильных семей мало, поэтому учитель должен помочь родителям.

Редкие родители могут похвастаться тем, что воспитывают своих детей, как следовало бы. Даже у благочестивых родителей могут быть дети с трудным, неожиданным характером. Все дело в том, что многие родители бывают так сильно ослеплены любовью к детям, что не хотят видеть в них ничего дурного и бывают глухи к советам, которые им дают. Только когда детские пороки становятся невыносимыми, они начинают задумываться, но, к сожалению, часто уже бывает поздно. Другие родители стараются оправдать дурные поступки детей и даже скрыть их, утверждая, что дескать, малы они, подрастут — поумнеют, поймут сами. Такие родители забывают, что с ростом детей возрастут и дурные привычки. Когда в доме начинается пожар, то не говорят: « Ах, это только уголек», - но изо всех сил зовут на помощь. Поэтому нельзя ждать, когда в детях запылает огонь страстей. Тем более нельзя ждать, когда дети поумнеют. Известно, что в тюрьмах сидит немало разумных людей, но разум они обрели слишком поздно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsport.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

« Уроки благочестия»


Составил:

Липартелиани Миранда Марадьевна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани

2023 г.


Конечно, никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит мать и отца в воспитании.  Только они могут заложить в ребенке фундамент добра, предостеречь от зла. Школа, в лучшем случае, дает азбучные истины. Научить детей благочестию могут только родители. Но, к сожалению, таких правильных семей мало, поэтому учитель должен помочь родителям.

Редкие родители могут похвастаться тем, что воспитывают своих детей, как следовало бы. Даже у благочестивых родителей могут быть дети с трудным, неожиданным характером. Все дело в том, что многие родители бывают так сильно ослеплены любовью к детям, что не хотят видеть в них ничего дурного и бывают глухи к советам, которые им дают. Только когда детские пороки становятся невыносимыми, они начинают задумываться, но, к сожалению, часто уже бывает поздно. Другие родители стараются оправдать дурные поступки детей и даже скрыть их, утверждая, что дескать, малы они, подрастут — поумнеют, поймут сами. Такие родители забывают, что с ростом детей возрастут и дурные привычки. Когда в доме начинается пожар, то не говорят: « Ах, это только уголек», - но изо всех сил зовут на помощь. Поэтому нельзя ждать, когда в детях запылает огонь страстей. Тем более нельзя ждать, когда дети поумнеют. Известно, что в тюрьмах сидит немало разумных людей, но разум они обрели слишком поздно.

Надо помнить, что телесный рост детей идет быстро и сильно, но еще быстрее — душевное развитие. Человек сам по себе не становится добрым и честным. Поэтому начинать воспитывать надо как можно раньше. Этому же учит нас и Святая Церковь, которая всегда уделяла большое внимание делу воспитания. Вот, к примеру, высказывания митрополита Макария:

« Ныне много знания, но мало воспитания. Воспитание, даваемое в школе, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители и семейные не будут поддерживать в детях те добрые привила жизни и благочестия, какие им дают в школе. Поэтому на родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей науками, но и о добром их воспитании. Но для этого они должны учиться умению воспитывать детей».

Такому умению воспитывать детей им обязан помочь учитель. Как написано в книги христианского воспитания:

1) Родители обязаны познакомить детей с жизнью Спасителя, с Его значение для человечества, Его учением. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. Это нужно для того, чтобы в зрелом возрасте, когда соблазны окружают человека со всех сторон, когда злые страсти будут действовать сильнее, он сумел бы сохранить добрые обычаи и христианские привычки. Такого ребенка легче повернуть на правильный путь, если оон собьется с него. Мать должна познакомить детей с жизнью первых людей в раю, рассказать, как им было там хорошо, пока они не ослушались Бога. Пусть узнают дети о том, как Адам и Ева нарушили послушание, и через это самих себя и других сделали несчастными. Пусть возрадуются,услышав о рождении чудесным образом Спасителя нашего от Его Святой Матери. Пусть почувствуют трепет, узнав о мире видимом и невидимом, об ангелах-хранителях. У каждой матери-христианки в доме есть иконы, и чем раньше она познакомит детей с ними, с Крестом, силой его воздействия, тем лучше. Только воспитание детей в благочестии позволит вырастить их послушными. Учась познавать волю Божью с детства, дети научаться выполнять волю родителей и исполнять свои обязанности по отношению к ним.

2) Необходимо говорить о важности послушания и воспитывать его. Для этого нужно, прежде всего, создавать благоприятную почву дома. В семье не должно быть духа вольнодумия, неуважения к Заповедям Божьим.

Родители обязаны научить ребенка уважать авторитеты. Сначала это будет авторитет мамы, папы, бабушки, деда, старших.

3) Надо привить детям уважение к воле старших, так как их собственная воля еще слаба, отягчена грехами и склонна ко злу. Для этого необходимо не допускать у ребенка своеволия, упрямства. Это совсем не значит наложить запрет на все хотения детей. Ребенок должен понять, что в семье прислушиваются к его мнению и запросам, но последнее решение — за родителями. На все недозволенное должен быть запрет. Уступчивость к капризам вызовет появление в обществе нового эгоиста.

4)  Воспитательные действия в семье необходимо производить согласованно. Что запретил один, другой отменить не может.

Не допускать своенравия детей. Следить, чтобы ребенок не прикрикивал на младших в семье, но помнить, что младших всегда смотрят на пример старшего, и потому к воспитанию старшего ребенка нужно приложить особые усилия, которые оправдывают себя впоследствии.

5) Необходимо воспитывать почтение ко всем старших, тем более, что сама природа наделила этим чувством. Например, они с почтением относятся к учителю, взрослому, даже если видят его впервые.

6) Родители обязаны уважать друг друга и показывать это перед детьми. Нельзя допускать бранных слов, произносить сравнения типа: « ты такой же, как...» и т. п.

Нельзя допускать фамильярного отношения к родителям, не надо заигрывать с ними: серьезно-ласковый отец пользуется большим уважением у детей, чем тот, который позволяет себе паясничать.

7) Необходимо показывать детям свою любовь — строгую, уважающую, разумную.

Нельзя быть равнодушным к детским обидам, бедам. Покажите, что вы любите детей, что вы рады, что они у вас есть. Не допускайте подозрительности, которая оскорбляет.

8) Приучайте детей к самоограничению, к довольству тем, что они имеют, учите за все благодарить Бога, призывать на помощь милости Божию».

Сила примера.

Безусловно, главная роль в воспитании принадлежит примеру родителей, недаром существует пословица: « Яблочко от яблоньки недалеко падает». Дети очень часто копируют своих родителей, даже отрицательные свойства отца и матери. Поэтому важно знать свои недостатки и страсти и стремиться их изжить.

В легендах, сказках существуют немало описаний, когда во время поединка двух главных сил, если один погибает, то в страхе разбегаются стоящие за его спиной воины. Так и в наших страстях — когда уничтожается основной корень, погибают остальные пороки. Кто хочет осушить ручей, тот должен преградить его исток. Это относится и к воспитанию. Самое главное для родителей — узнать и постараться изжить главный свой недостаток. Один склонны к тщеславию, другие — к скупости, своекорыстию, третьи — к лени и праздности и т. п. Эти недостатки могут быть наследственными, тогда бороться с ними гораздо труднее. Нелишние родителям поинтересоваться мнением учителя, воспитателей, с которыми дети проводят много времени. Они видят семью со стороны. И не обижаются надо на их замечания, а благодарить за них и помнить, что только «нечестивый не любит обличающих его, и к мудрым не подойдет». Очень важно не упустить время, и чем раньше начнется исправление, тем больше шансов на успех.

Родительские собрания.

Большое внимание должно уделяться родительским собраниям, которые в основном проходят так.

Вначале идет разговор об учебе детей, ее результатах. Если были контрольные или проверочные работы, то учителя вывешивают диаграммы, графики, на них наглядно виден результат каждого ребенка. Указываются трудные разделы программы, даются методические рекомендации. Так делают, когда разговор идет об общих результатах. Когда же речь идет о индивидуальных успехах или недостатках, то говорить об этом вслух недопустимо, поскольку у одних родителей это вызовет зависть, у других гордость, зазнайство, высокомерие. Чтобы каждый родитель знал все необходимое о ребенке, можно заготовить на каждого ученика карточку и на доске записать вопросы, которые будут обсуждаться. У каждого родителя в руках уже имеются ответы на эти вопросы. Так, например, если идет разговор о послушании, то карточка выглядит так:

Маша И.

Послушание учителю

Послушание друг другу

Успеваемость

( Да или нет, если нет, то рекомендации, как этого добиться).

Умеет ли ребенок уступать в коллективе детей, прислушивается ли к мнению других.

Нет ли причин неуспеваемости, связанных с отсутствием послушания. Конкретные советы.

Конечно, на такую подготовку у учителя уходит много времени, но зато экономится время, достигается большая плотность разговора и, главное, идет скрытый индивидуальный диалог с родителями, им оказывается помощь. С родителями вообще нелегко работать. Те недостатки, которые есть у них, учителю искоренить трудно, подчас невозможно, но стремиться к этому надо. Если родитель умный, сам хорошо воспитан, то он понимает, что действия учителя направлены на благо ребенка. Но не всякий это осознает. Поэтому конфликты, к сожалению, неизбежны. С родителями должен, по возможности, больше работать священник.

Следующим этапом собрания обязательно будет вопрос, вернее, беседа по православному воспитанию. Вот некоторые из возможных тем:

- Значение раннего христианского воспитания.

- Особенности православного воспитания ( как воспитать благочестивого ребенка, что для этого надо и что это дает).

- Воспитание правдивости.

-Чувство детей, чистота сердца.

- Как искоренить недостатки в сердце ребенка.

- Что такое гордость. Хорошо это или плохо? Чем грозит гордость?

- Любостяжание ( скупость, щедрость, воровство, «личные» деньги).

- Зависть как злейший порок.

-Правильное воспитание — счастливая старость. Ответственность за воспитание перед Богом и людьми.  

Приступая к православному просвещению родителей важно помнить — сам учитель должен быть хорошо подготовлен к этим беседам.

Мнения родителей.

Как конечный результат совместной работы, родители записывают свое мнение в общую тетрадь. Высказались почти все, и лишь у одной мамы было отрицательное мнение по поводу того, надо ли вести с детьми разговор о Боге. Да и то она оправдала свое суждение тем, что « нас так воспитали». Некоторые из этих высказываний.

« Уроки этики, их еще можно назвать урокам благочестия, очень нужны нашим детям. Сейчас, когда для нашего общества нет нужных идеалов, молодежь растет настолько безнравственной и жесткой, что прой становится страшно за будущее нашего народа. Жестокость и насилие непрекращаемым потоком льется с экранов телевидения. Дети впитывают в себя эту информацию. А мы, родители, не можем им дать никакого противоядия. Приближение наших детей к православию поможет нам всем».

« Вы оказали нам неоценимую помощь, работая по православию. Наш сын стал задумываться о своих поступках; появилось прощение обид, уважение к старшим, забота о ближнем. Эти качества появились в нем с недавних пор».

« … А в общем, вы совершенно правы — нам всем надо стремится к совершенствованию себя, стараться быть лучше, чище в своих делах и помыслах. Раньше мы и сами не задумывались об этом.

« Думаю, что многое зависит от семьи, где ребенок проводит основное время. То положительное, что дает один человек, может перечеркнуть другой. Воспитывать надо не только детей, но и нас, взрослых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Золотые зерна веры и благочестия семьи Императора Николая II .

Конспект по внеклассному занятию. Предназначено для расширение знаний учащихся 4 классов по предмету "Основы Православной культуры"...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Почитание святых. Святая Блаженная Матрона Московская– образец святости и благочестия.»

Почитание  святых. Святая Блаженная Матрона Московская – образец святости и благочестия» -показать христианский путь Великой праведницы;-дать представление о духовном подвиге Свя...