"Психологические методы и приемы взаимодействия классных руководителей с родителями «группы риска»"
учебно-методический материал (4 класс)

В законе «Об образовании» в ст.44, п.1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В основе этого лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны взаимодействовать с семьей, помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Особенно остро встает проблема взаимодействия с неблагополучными семьями, семьями «группы риска». Целью взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» является способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка, а также защита ребенка в его жизненном пространстве.

При работе с семьей «группы риска» в рамках взаимодействия педагогов с родителями, педагогу выделяется три основные роли:

1. Советник. Педагог предоставляет информацию о важности конструктивного взаимодействия детей и родителей, отвечает на вопросы связанные с возрастными психологическими и физиологическими изменениями ребенка, предоставляет необходимую информацию и дает советы родителям по успешному воспитанию детей.

2. Консультант. В этой роли педагог консультирует родителей по вопросам семейного законодательства, правовым вопросам, касающимся охраны прав детей, знакомит с методами воспитания.

3. Защитник. В роли Защитника педагог, прежде всего, стоит на защите прав ребенка, его физического и психического благополучия, как в образовательной организации, так и в семье.

При взаимодействии с семьями «группы риска» нужно учитывать социальный статус семьи, микроклимат в семье, родительские запросы, оценивать степень заинтересованности родителей в успехах своего ребенка, готовность идти на контакт.

Для оптимальной организации взаимодействия педагогов с семьями, необходимо учитывать особенные потребности каждой семьи, согласно описанными типологиями семей «группы риска».

Рассмотрим эти потребности.

1. Неполная семья. Неполная семья, нуждается в привлечении ближайших родственников – бабушек, дедушек, к процессу воспитания ребенка. В силу трудовой занятости одинокого родителя, необходимо вовлечь ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки),внеурочной деятельности.

2. Педагогически несостоятельная семья. Наиболее трудно доступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания и оказания помощи в обучении, представлений о родительском авторитете, о значении участия родителей в жизни ребенка, формирования его как личности. Доведение до родителей значимости семьи, как первого и главного института социализации ребенка.

3. Асоциальные семьи. Асоциальные семьи нуждаются в пропаганде здорового образа жизни в семье, как залоге крепкого здоровья ребенка, обеспечении безопасности его жизнедеятельности.

4. Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей в систему дополнительного образования, в консультации педагога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, прав, обязанностей детей и опекунов.

5. Многодетным (если многодетность в семье по причине асоциального образа жизни, инвалидности родителей, религиозных взглядов и убеждений) и малообеспеченным (если мало обеспеченность является следствием асоциального образа жизни родителей, нетрудоспособности одного из родителей, инвалидности у родителей или ребенка) семьям требуются: оказание информационной помощи при индивидуальных консультациях об их правах и льготах, организация ежедневного, каникулярного досуга и летнего отдыха детей, педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации.

6. Семьям с детьми с ОВЗ, необходима поддержка и сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность клуб по интересам, кружки. Консультирование педагогами об инклюзивном образовании.

7. В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

Для достижения поставленной цели процесс взаимодействия педагога и родителей должен обладать основными характеристиками.

Традиционно формы взаимодействия педагогов с семьей делят на две группы – коллективные, индивидуальные. Но с семьями «группы риска» недостаточно традиционных форм взаимодействия. Зачастую они равнодушно относятся к попыткам педагога наладить контакт, не посещают образовательную организацию, не посещают родительские собрания, игнорируют вызовы в школу. Поэтому на первом этапе педагогам необходимо наладить контакт с каждой семьей «группы риска». Для решения этой задачи целесообразно выбрать индивидуальную форму взаимодействия – посещение семьи.

Посещение дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Это предоставляет возможность получить больше информации, чем лежит на поверхности.

Целями посещения семьи «группы риска» являются:

– диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

– контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); выполнения родителями рекомендаций;

– профилактические: оказание образовательной, посреднической, психологической помощи.

При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.

Следующая форма индивидуального взаимодействия − индивидуальные консультативные беседы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, педагог может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение.

Эмоциональное заражение –педагог выступает как образец оптимизма.

 Внушение бывает двух видов – прямое и косвенное: прямое внушение подразумевает передачу идеи от одного человека другому, которая должна быть принята безоговорочно; косвенное внушение – цель достигается обходными путями. Прием прямого внушения, при взаимодействии с семьями «группы риска», целесообразно применять в отношении семьей ведущих асоциальный образ жизни.

Убеждение − процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же − необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Далее мы выбираем коллективные формы взаимодействия направленные на формирование активной педагогической позиции родителей. Формы при этом могут быть разнообразными: педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы. При этом для организации подобных мероприятий, необходимо привлекать различных специалистов.

Следующий шаг − это отбор методов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для взаимодействия с семьями «группы риска». Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Также при выборе методов необходимо учитывать тот факт, что взаимодействие педагог осуществляет не только с ребенком, но и с его родителями.

При взаимодействии с семьей «группы риска» педагог использует наблюдение, беседу, анкетирование, интервью, тестирование и другие методы.

Таким образом, мы выделили такие формы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации как, коллективные – родительские собрания, педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы, ролевые игры; индивидуальные – посещение семьи, индивидуальные консультации.

Методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации составляют следующие:

1. Методы активизации родителей. Предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

– вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

– постановка дискуссионных вопросов;

– предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

– приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и, вместе с тем, могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

2. Метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению ребенка с историей семьи, поселка, школы, семейными традициями. Они собирают информацию о названиях города или поселка, улицы, на которой живут, своей семьи делают фотографии, коллажи. Затем представляют свои проекты на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов, расширяет кругозор детей и родителей.

3. Методы формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию:

– анализ педагогических ситуаций;

– анализ собственной воспитательной деятельности;

– решение педагогических задач;

– метод домашних заданий;

– игровое моделирование поведения.

4. Досуговый метод. Данный метод подразумевает проведение совместных праздников и развлечений. Позволяет устанавливать неформальные доверительные отношения между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

5. Познавательный метод. Этот метод позволяет знакомить родителей с возрастными особенностями детей и подростков, методами и приемами воспитания и обучения детей.

6. Наглядно-информационный метод. Как правило, это информационные стенды, уголки «Для Вас, родители», буклеты и листовки на тему воспитания детей.

7. Сайт образовательной организации, где в свободном доступе находится информация об организации, новости, фотографии мероприятий.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Формы и методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы образовательной организации с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_psihologicheskie_metody.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Психологические методы и приемы взаимодействия классных руководителей с родителями «группы риска»

Учитель начальных классов  

 Скибюк Татьяна Алексеевна

р. п. Благовещенка 2023 г.

В законе «Об образовании» в ст.44, п.1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В основе этого лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны взаимодействовать с семьей, помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Особенно остро встает проблема взаимодействия с неблагополучными семьями, семьями «группы риска». Целью взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» является способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка, а также защита ребенка в его жизненном пространстве.

При работе с семьей «группы риска» в рамках взаимодействия педагогов с родителями, педагогу выделяется три основные роли:

1. Советник. Педагог предоставляет информацию о важности конструктивного взаимодействия детей и родителей, отвечает на вопросы связанные с возрастными психологическими и физиологическими изменениями ребенка, предоставляет необходимую информацию и дает советы родителям по успешному воспитанию детей.

2. Консультант. В этой роли педагог консультирует родителей по вопросам семейного законодательства, правовым вопросам, касающимся охраны прав детей, знакомит с методами воспитания.

3. Защитник. В роли Защитника педагог, прежде всего, стоит на защите прав ребенка, его физического и психического благополучия, как в образовательной организации, так и в семье.

При взаимодействии с семьями «группы риска» нужно учитывать социальный статус семьи, микроклимат в семье, родительские запросы, оценивать степень заинтересованности родителей в успехах своего ребенка, готовность идти на контакт.

Для оптимальной организации взаимодействия педагогов с семьями, необходимо учитывать особенные потребности каждой семьи, согласно описанными типологиями семей «группы риска».

Рассмотрим эти потребности.

1. Неполная семья. Неполная семья, нуждается в привлечении ближайших родственников – бабушек, дедушек, к процессу воспитания ребенка. В силу трудовой занятости одинокого родителя, необходимо вовлечь ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки),внеурочной деятельности.

2. Педагогически несостоятельная семья. Наиболее трудно доступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания и оказания помощи в обучении, представлений о родительском авторитете, о значении участия родителей в жизни ребенка, формирования его как личности. Доведение до родителей значимости семьи, как первого и главного института социализации ребенка.

3. Асоциальные семьи. Асоциальные семьи нуждаются в пропаганде здорового образа жизни в семье, как залоге крепкого здоровья ребенка, обеспечении безопасности его жизнедеятельности.

4. Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей в систему дополнительного образования, в консультации педагога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, прав, обязанностей детей и опекунов.

5. Многодетным (если многодетность в семье по причине асоциального образа жизни, инвалидности родителей, религиозных взглядов и убеждений) и малообеспеченным (если мало обеспеченность является следствием асоциального образа жизни родителей, нетрудоспособности одного из родителей, инвалидности у родителей или ребенка) семьям требуются: оказание информационной помощи при индивидуальных консультациях об их правах и льготах, организация ежедневного, каникулярного досуга и летнего отдыха детей, педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации.

6. Семьям с детьми с ОВЗ, необходима поддержка и сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность клуб по интересам, кружки. Консультирование педагогами об инклюзивном образовании.

7. В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

Для достижения поставленной цели процесс взаимодействия педагога и родителей должен обладать основными характеристиками.

Традиционно формы взаимодействия педагогов с семьей делят на две группы – коллективные, индивидуальные. Но с семьями «группы риска» недостаточно традиционных форм взаимодействия. Зачастую они равнодушно относятся к попыткам педагога наладить контакт, не посещают образовательную организацию, не посещают родительские собрания, игнорируют вызовы в школу. Поэтому на первом этапе педагогам необходимо наладить контакт с каждой семьей «группы риска». Для решения этой задачи целесообразно выбрать индивидуальную форму взаимодействия – посещение семьи.

Посещение дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Это предоставляет возможность получить больше информации, чем лежит на поверхности.

Целями посещения семьи «группы риска» являются:

– диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

– контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); выполнения родителями рекомендаций;

– профилактические: оказание образовательной, посреднической, психологической помощи.

При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.

Следующая форма индивидуального взаимодействия − индивидуальные консультативные беседы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, педагог может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение.

Эмоциональное заражение –педагог выступает как образец оптимизма.

 Внушение бывает двух видов – прямое и косвенное: прямое внушение подразумевает передачу идеи от одного человека другому, которая должна быть принята безоговорочно; косвенное внушение – цель достигается обходными путями. Прием прямого внушения, при взаимодействии с семьями «группы риска», целесообразно применять в отношении семьей ведущих асоциальный образ жизни.

Убеждение − процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же − необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Далее мы выбираем коллективные формы взаимодействия направленные на формирование активной педагогической позиции родителей. Формы при этом могут быть разнообразными: педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы. При этом для организации подобных мероприятий, необходимо привлекать различных специалистов.

Следующий шаг − это отбор методов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для взаимодействия с семьями «группы риска». Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Также при выборе методов необходимо учитывать тот факт, что взаимодействие педагог осуществляет не только с ребенком, но и с его родителями.

При взаимодействии с семьей «группы риска» педагог использует наблюдение, беседу, анкетирование, интервью, тестирование и другие методы.

Таким образом, мы выделили такие формы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации как, коллективные – родительские собрания, педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы, ролевые игры; индивидуальные – посещение семьи, индивидуальные консультации.

Методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации составляют следующие:

1. Методы активизации родителей. Предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

– вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

– постановка дискуссионных вопросов;

– предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

– приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и, вместе с тем, могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

2. Метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению ребенка с историей семьи, поселка, школы, семейными традициями. Они собирают информацию о названиях города или поселка, улицы, на которой живут, своей семьи делают фотографии, коллажи. Затем представляют свои проекты на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов, расширяет кругозор детей и родителей.

3. Методы формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию:

– анализ педагогических ситуаций;

– анализ собственной воспитательной деятельности;

– решение педагогических задач;

– метод домашних заданий;

– игровое моделирование поведения.

4. Досуговый метод. Данный метод подразумевает проведение совместных праздников и развлечений. Позволяет устанавливать неформальные доверительные отношения между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

5. Познавательный метод. Этот метод позволяет знакомить родителей с возрастными особенностями детей и подростков, методами и приемами воспитания и обучения детей.

6. Наглядно-информационный метод. Как правило, это информационные стенды, уголки «Для Вас, родители», буклеты и листовки на тему воспитания детей.

7. Сайт образовательной организации, где в свободном доступе находится информация об организации, новости, фотографии мероприятий.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Формы и методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы образовательной организации с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

Выступление на МО учителей начальных классов "Методы взаимодействия классных руководителей с семьями социального риска".

Рекомендации классным руководителям  по  взаимодействию с семьями социального риска....

Образцы документов работы классного руководителя с "семьями группы риска"

Представлены образцы: Беседа классного руководителя с родителями;  Лист контрольного посещения семьи; Уведомления родителям....

Взаимодействие классного руководителя с детьми "группы риска".

Представлены группы детей и этапы работы классного руководителя с детьми "группы риска"....

«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

laquo;Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»...

Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предме...

Алгоритм работы классного руководителя с детьми "Группы риска"

В данном выступлении представлен алгоритм работы классного руководителя с обучающимися и семьями "группы риска", состоящими на всех видах учёта, а так же с опекаемыми , попавшими в трудную ж...