Патриотическое воспитание школьников. Этапы составления сценариев
методическая разработка

Аннотация

 

Данное методическое пособие рассчитано на педагогов, работающих по направлению гражданско-патриотического воспитания обучающихся. В основу взят календарь «Дни воинской славы России», культурные традиции, военные победы, символы и святыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………...……..4

Этапы  разработки сценариев по патриотическому воспитанию…………………….6

План воспитательных мероприятий…………………………………………………….8

Заключение ……………………………………………………………………………….9

Список используемой литературы и интернет источников …………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

… чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтоб все научились.

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война…

 

Победы русского народа над врагами всегда поднимала дух патриотизма простых граждан. Российская общественность во все времена славила Отечество. Еще в период до октябрьской революции Русская Православная Церковь установила « викториальные дни», в которые читали молитвы и проводили различные праздничные мероприятия. В эти дни народ воздавал дань воинским подвигам, славе и доблести.

В 1995 г. был принят Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в этот список включили и некоторые « викториальные дни».

Дни воинской славы (победные дни) России:

27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);

23 февраля – День защитника Отечества;

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)

9 мая – День Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 год);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);

4 ноября – День народного единства;

7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимов над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год).

Проблема патриотического воспитания остается на первом месте среди вопросов воспитания школьников. Министерства образования РФ неоднократно создает государственные программы, благодаря которым возрастает рост патриотизма. Например,  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» (от 5.10.2010 г. №795), а также программе МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно – нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2011 – 2015 годы).

Патриотическое воспитание школьников должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Создание сценариев для мероприятий патриотического воспитания

Задачи:

- создать понимание патриотических ценностей , взглядов и убеждений

- привить уважение к культурному прошлому России, к традициям

- воспитать бережное отношение к памятникам истории, культуры своего края.

Методы работы:

  • виртуальные экскурсии по городам – героям;
  • интерактивные игры;
  •  литературно – музыкальные композиции;
  • викторины, выставки, соревнования;

знакомство с исторически прошлым малой родины и Отечеств

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Пинчугская школа

Методическая разработка

«Этапы разработки сценариев по патриотическому воспитанию»

Учитель начальных классов

Мартьянова Анна Геннадьевна

Аннотация

Данное методическое пособие рассчитано на педагогов, работающих по направлению гражданско-патриотического воспитания обучающихся. В основу взят календарь «Дни воинской славы России», культурные традиции, военные победы, символы и святыни.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...……..4

Этапы  разработки сценариев по патриотическому воспитанию…………………….6

План воспитательных мероприятий…………………………………………………….8

Заключение ……………………………………………………………………………….9

Список используемой литературы и интернет источников …………………………...10

Введение

… чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтоб все научились.

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война…

Победы русского народа над врагами всегда поднимала дух патриотизма простых граждан. Российская общественность во все времена славила Отечество. Еще в период до октябрьской революции Русская Православная Церковь установила « викториальные дни», в которые читали молитвы и проводили различные праздничные мероприятия. В эти дни народ воздавал дань воинским подвигам, славе и доблести.

В 1995 г. был принят Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в этот список включили и некоторые « викториальные дни».

Дни воинской славы (победные дни) России:

27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);

23 февраля – День защитника Отечества;

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)

9 мая – День Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 год);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);

4 ноября – День народного единства;

7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимов над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год).

Проблема патриотического воспитания остается на первом месте среди вопросов воспитания школьников. Министерства образования РФ неоднократно создает государственные программы, благодаря которым возрастает рост патриотизма. Например,  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» (от 5.10.2010 г. №795), а также программе МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно – нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2011 – 2015 годы).

Патриотическое воспитание школьников должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Создание сценариев для мероприятий патриотического воспитания

Задачи:

- создать понимание патриотических ценностей , взглядов и убеждений

- привить уважение к культурному прошлому России, к традициям

- воспитать бережное отношение к памятникам истории, культуры своего края.

Методы работы:

  • виртуальные экскурсии по городам – героям;
  • интерактивные игры;
  •  литературно – музыкальные композиции;
  • викторины, выставки, соревнования;
  • знакомство с исторически прошлым малой родины и Отечества.

Этапы  разработки сценариев по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чтобы прививать патриотизм детям, нужно правильно подобрать материал и логически сопоставить.

  1. Аудитория. Прежде всего, следует определиться с аудиторией, для которой организуется мероприятие. Понятно, что это повлияет на методику его проведения: тема для дошколят и для подростков будет отличаться.
  2. Конечные цели. Есть общая цель — формирование гордости за свою страну и любви к Родине. И она предполагает постановку более мелких задач. С ними как раз и нужно определиться, которые являются конечными целями.
  3. Организационные моменты.  Необходимо продумать, продолжительность мероприятия, какое оборудование понадобится, определится с дидактическими материалами.  

После того, как отработаны три пункта, можно начинать составление сценария.

Одним из главных патриотических праздников, является День Победы, приведем в качестве примера элементы сценария по организации литературно-музыкального вечера к 9 мая. Помимо общих целей, в задачи мероприятия будет входить знакомство аудитории со знаковыми страницами нашей истории.

Аудитория — учащиеся средней и старшей школы. Помещение для проведения мероприятия оборудовано красными гвоздиками, транспарантами, красными флагами, фотографиями времен войны. Среди приглашенных — участники Великой Отечественной войны. Мероприятие уместно начать с записи голоса Левитана и канонады на заднем фоне. В начале мероприятия, ведущие коротко и в доступной форме знакомят с основными событиями времен войны.

Позже можно выступить со стихами и песнями, ставшими символом военного времени. Рассказы ветеранов могут быть очень важным фактором на формирование соответствующего настроя и для познания страниц военной истории через факты конкретных биографий. Альтернативой рассказам ветеранов может быть обращение к биографиям поэтов и писателей, переживших войну, воевавших и находившихся в тылу. Самое главное — личностная история, ведь большое переживается именно через малое.

В качестве еще одно примера сценария приведем экологический урок, посвященный Всемирному дню воды, ориентированный на учеников начальной школы. Оформление помещения для мероприятия состоит из картинок и фотографий водопадов, озер, рек, животных и т. п. Можно подобрать хорошее музыкальное сопровождение (как вариант — клип «Озера России» на песни «Море» и «Живёт повсюду красота» в исполнении Юрия Антонова). Мероприятие целесообразно начать с краткой вступительной речи о воде как субстанции, рассказать о том, что человек, в основном, состоит из воды, привести интересные факты. В ходе проведения мероприятия уместно организовать викторину или загадывать загадки на тему воды, рассказать о самых больших озерах страны и о заповедных местах.

Самые главные принципы проведения подобных мероприятий – соблюдение баланса между пассивностью и активностью слушателей, разнообразие форм работы, звуковое и визуальное сопровождение мероприятия.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

План воспитательных мероприятий

Рекомендуется привлекать ветеранов Великой отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций».

№ п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Возраст

1.

«Блокадный хлеб»

Виртуальная экскурсия по мемориальному комплексу «Дорога жизни»

Беседа+ конкурс рисугков

Интернет - портал

Младший школьный возраст

2.

«… В наших сердцах боль утраты. Каждый превосходил себя» (к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года)

Оформление информационного стенда

Младший, средний, старший школьный возраст

3.

«Прадедушка, прадедушка, он всю прошел войну…»

Игровая программа

Младший школьный возраст

4.

« Доблесть и честь у военного есть» (к празднованию 200 – летия победы России в отечественной войне 1812 года)

Викторина

Средний и старший школьный возраст.

5.

«Мужество русского солдата не сравнится с врагом…..(посвященный разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)).

Экскурсия в Комнату боевой славы

Младший школьный возраст.

6.

«И все о той весне, что видел я во сне …»

Конкурс рисунков

Младший и средний школьный возраст

7.

«Низкий поклон вам, ветераны» (посвященное Дню победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов);

Встреча с ветеранами ВОВ

Младший, средний, старший школьный возраст.

8.

Виртуальная экскурсия по мемориальному комплексу, посвященному Сталинградской битве.

Презентация

Младший, средний школьный возраст.

9.

«Есть даты, которым не будет забвения, и память, которой не будет конца»

Интерактивная игра

Средний и старший школьный возраст

10.

«Русский народ. Победа над врагом»

Обзор литературы

Младший школьный возраст

11.

«День памяти и скорби»

мероприятие

Младший школьный возраст

Заключение

Воспитать патриота Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия общеобразовательных учреждений и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Таким образом, патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современного образования. Именно поэтому существует необходимость уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Список используемой литературы

  1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 – е классы. М.: ВАКО, 2006. – 224 с.
  2. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д, 2006. – 288 с.
  3. Касимова Т.А., Яковлева Д.Е. «Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. – 64  с.
  4. Кудрявцева Т.А. Я живу в России. М.: Просвещение, 2001. – 54 с.
  5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  6. Горелова Е.В. Роль педагога ДОД в формировании гражданско – патриотических качеств личности младшего школьника// Дополнительное образование и воспитание. 2008 № 9 с.22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Патриотическое воспитание школьников.

В своём выступлении я делюсь опытом работы....

Задачи и содержание патриотического воспитания школьников

Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами...

«Патриотическое воспитание школьников» Работа в группах. Составление коллажа.

Данный материал будет полезен при работе в группах на педсовете. Работа в группах направлена на патриотическое воспитание школьников. Материал отражает тему космоса....

Нравственно-патриотическое воспитание школьников. Сценарий смотра строя и песни «Парад детских войск»

В эти погожие весенние дни сердце обращается к 9 мая 1945 года. С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Эта война была одним из тяжких испытаний, которые с ...