конспект кл.часа.гражданин
план-конспект занятия (4 класс)

ФИО участника экзамена

 

Тема мероприятия

Я – гражданин России.

Цель мероприятия

Создание условий для  знакомства учащихся с основными символами современной России и формирования гражданских  качеств: знания законов и мотивации к их выполнению, знания своих гражданских прав и обязанностей.

Задачи мероприятия

Образовательные:

  1. формировать представления учащихся о государственных символах россии, о конституции рф, основных правах и обязанностях граждан.
  2. раскрыть содержание понятий «гражданин», «права», «обязанности», «закон»;

Развивающие:

  1. способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
  2. развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы,  способствовать осознанию учащимися  их значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
  2. создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Форма мероприятия

 Путешествие по станциям

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

Словесный метод(беседа),объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой методы. ТСО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.grazhdanin.docx80.13 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО участника экзамена

Тема мероприятия

Я – гражданин России.

Цель мероприятия

Создание условий для  знакомства учащихся с основными символами современной России и формирования гражданских  качеств: знания законов и мотивации к их выполнению, знания своих гражданских прав и обязанностей.

Задачи мероприятия

Образовательные:

  1. формировать представления учащихся о государственных символах россии, о конституции рф, основных правах и обязанностях граждан.
  2. раскрыть содержание понятий «гражданин», «права», «обязанности», «закон»;

Развивающие:

  1. способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
  2. развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы,  способствовать осознанию учащимися  их значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
  2. создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Форма мероприятия

 Путешествие по станциям

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

Словесный метод(беседа),объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой методы. ТСО

Ход внеклассного мероприятия

Этап планируемого мероприятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

Приветствие. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, меня зовут Анастасия , и сегодняшнее занятие у вас проведу я.

 -Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на наше занятие.

 - Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

- Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

- Думаю, что теперь можно начать работу.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Основной этап

- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для каждого из нас. Мне хочется начать со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход».

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

- Ребята, подумайте и скажите, о ком же это стихотворение?  

- Верно, о гражданине.

Формулирование темы и цели занятия:

- А в какой стране живем мы с вами, ребята? (В России)

- Скажите, могу ли я к вам обратиться как к гражданам Российской Федерации?

- Да, конечно. Посмотрите на слайд и самостоятельно сформулируйте тему нашего занятия. (Я – гражданин России)

- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям со знаниями, в котором на каждой из остановок нас ждут увлекательные задания  и новые знания.

- Давайте сформулируем цель, к которой будем двигаться в течение нашего путешествия. Поработайте в парах у вас на карточках и сформулируйте цель из перепутанных слов.
- Итак, наша цель на сегодня: Узнать, каким должен быть настоящий гражданин своей страны, познакомиться с основным законом государства.  Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: «Каким должен быть гражданин России?»

- Чтобы проще было достигнуть цели, составим план, по которому пройдет наше с вами путешествие. Вставьте слова так, чтобы у нас получился полноценный план.

1. Познакомиться с основными символами государства

2. Узнать, кто такой гражданин России, его права и обязанности.

- Молодцы, ребята. Начинаем наше путешествие с первой станции. 

Игра «Камушки».

Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их.

-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?( Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.)

- Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране, у всех нас одна родина – Россия.

- А с чем ассоциируется родина у каждого из вас. Давайте сыграем  в игру и узнаем. : Родина - это ...

(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом)

- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это

знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза,

распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над

бутоном цветка. Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы

по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина -

это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и

имя.

Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте

природы! Это ли не Родина?

Наша Родина –Россия. Россия – огромное государство, гражданами которого

мы являемся.

 - А как вы думаете, ребята, должны ли мы знать историю своей страны, ее государственные символы?

- Конечно, вы  правы, гражданин страны должен знать ее историю, ее

государственные символы.

-Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

Назовите основные символы нашего государства, отгадав загадки.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ...(ФЛАГ)

На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного.(ГИМН)

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.( ГЕРБ)

- Молодцы, ребята. К государственным символам любой страны относятся:

Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.

Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

- Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России?

 - А кто может описать их? (Ответы учащихся).

- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение ''московское время''? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся).

 Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины.

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - её зеленый наряд - леса.

- А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много стихов,  пословиц о ней.

- А вы знаете пословицы о Родине? (Ответы учащихся.)

- Давайте поиграем.

Поработаем в группах и узнаем, кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.(на столах в файлах на листочках записаны слова, которые нужно собрать в пословицы и объяснить их смысл).

  Где кто родится, там и пригодится.

Если народ един, он непобедим.

Кто за Родину горой, тот и герой.

- Проверим, как вы справились с заданием. (ПРОВЕРКА)

- -Послушайте одну историю:

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе,  будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

- Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?

- Как видите, иногда, чтобы полюбить родную страну, нужно оказаться вдали от неё. А любить нашу страну есть за что. Как вы думаете, за что? (ответы учащихся)

-  Прежде всего, за то, что это наша родная земля, земля наших предков.

-  Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города -  миллионники. Какие? ( Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.)

-  Есть реки – большие, многоводные? ( Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.)

-Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах.

В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может сказать о себе:  «Я – гражданин своей Родины».

- Вот мы с вами и оказались на следующей станции.

-  Нам встретилось интересное и важное слово ГРАЖДАНИН.

-На каком уроке мы с ним уже познакомились?

- Интервью «Кто такой гражданин?» (Дают ответы желающие)

- Найдите в словаре значение слова «гражданин»

( «Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо

Отечества, на благо своего народа.)

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын»

- Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? (ответы

записываются на доске)

  • Патриотизм
  • Высокая нравственность
  • Любовь к родной природе, к земле, к близким,
  • Любовь к своей Родине

 -  Посмотрите, ребята, как называется этот документ? (Слайд свидетельство

о рождении.)

- Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.)

- Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и

то, что вы являетесь гражданином своей страны, вы являетесь гражданином

России, Российской Федерации.)

- А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права?

(Да, имеет)

Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России.
- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на личную неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на свободу слова
- Право на свободу совести
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание

- Молодцы. С давних времён люди гордятся своей страной, защищали её в своё время. А как вы думаете, а в настоящее время остались граждане России?

- Посмотрите на экран. Вы знаете этого человека? Я хочу вам о нём немного рассказать. Это Леонид Рошаль – известный детский врач. Известный не только в России, но и других странах. Он создал группу врачей, которые помогают детям в России и детям в других странах.

- Можно его назвать гражданином России? Почему?

- А можно сказать, что его доброе дело прославляет Россию?

- А теперь давайте сами будем определять, что должен каждый гражданин.

( работа на карточках).

Соедините слова правого столбика со словами левого столбика.

ГРАЖДАНИН ДОЛЖЕН

- знать (права)

- выполнять (обязанности)

- любить (свою Родину)

- беречь (природу)

- защищать (территорию)

- приумножать (богатство)

- гордиться (культурой, языком)

Вы справились с заданием. А, вы, соблюдаете эти правила?

- А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете

обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель

показывает книгу – Конституция РФ)

Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все

люди и маленькие, и большие.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?

Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в

обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в

- Что же такое конституция? Найдите в словаре значение этого слова.

Конституция - основной закон государства, определяющий основы 

общественного и государственного строя, систему государственных 

органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была 

принята 12 декабря 1993 года. 

- А теперь попробуем применить Конституцию к сказкам.

Игровые ситуации.

1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

2. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь)

3. Чья жизнь в опасности? Кто посягает на жизнь?

http://www.protema.ru/images/stories/videos/lib/babushkina-2013-02-02/images/image003.jpg

 

4. Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?

5. Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища

Мини-итог.

- У каждого есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других ... Только тогда мы сможем стать известными и настоящими гражданами Отечества. Поэтому сейчас я приглашаю вас в гости к известным людям России.

- Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый

и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и

писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые

своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире.

Назовите этих людей.

- Что важного сделали они в этой жизни для России?

(выступления учеников с сообщениями о известных личностях России)

- Молодцы, ребята. Какие бы качества гражданина вы бы взяли от этих людей?

Так каким должен быть маленький гражданин России?

- Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков.  Я думаю, что все вы, когда вырастете,  станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.

Берегите Россию-

Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

А как приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства.

РАБОТА С КРОССВОРДОМ

- А теперь давайте закрепим наши знания.

Если вы правильно разгадали кроссворд, по вертикали должно получиться слово «родина»

 1.Государственный символ в виде двуглавого орла.

2. Основной закон нашей страны.

3. Всенародно избранный глава государства.

4. Государство, в котором мы живём.

5.Государственный символ, сопровождаемый музыкой.

6 Российский триколор.

-Молодцы, ребята.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Работают в парах, выполняют задание на карточках.

Формулируют тему, цель, план занятия.

Рассматривают камушки, отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадки.

Работают в группах, собирают пословицы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Работают в группах, составляют рассказы.

Работают со словарем.

Заключительный этап

- Наше занятие подошло к концу, достигли ли мы его цели?

- Что нового вы для себя узнали?

-Молодцы.

-Спасибо за плодотворную работу. Я очень довольна вашей работой, надеюсь, что и вы испытали от нашего общения удовольствие и пользу. Уверена, что в будущем вы проявите себя настоящими творцами и замечательными гражданами своей страны.  И в память о нашей встрече я хочу подарить вам бейджики с надписью «Я – гражданин России». До свидания.

Подводят итог вместе с учителем, отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...