мастер-класс: «Метод социальных историй».
материал

Шишмарева Нина Александровна

Дети с РАС–это особые дети, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют странности в поведении, у них отсутствует или имеется недоразвитие речи ( ребенок не способен употреблять язык , как средство общения).одним словом нарушено социальное взаимодействие.

Педагоги  при работе с  такими детьми сталкиваются с большими трудностями, особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра ставят в тупик даже опытных учителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация459.88 КБ
Файл «Метод социальных историй».29.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод «Социальных историй»

Слайд 2

Типы предложений: Описательные - рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют , где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему .

Слайд 3

Типы предложений: Перспективные - описывают ситуацию с точки зрения (перспективы) других людей: описывают их чувства, идеи и суждения. Такие предложения помогают детям понять точку зрения окружающих. • Детям это не приятно… • Люди могут подумать что я невежа… • Мама очень огорчилась…

Слайд 4

Типы предложений: Директивные - описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме , объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным . • Я попытаюсь оставаться спокойным…. • Я буду…

Слайд 5

Типы предложений: Подтверждающие - п редложения такого типа подтверждают важность того что было сказано в предыдущем предложении .

Слайд 6

Поддерживающие предложения Такие предложения описывают, кто из людей может оказать ребёнку поддержку в данной ситуации.

Слайд 7

Социальные истории помогают при : самообслуживании и личной гигиене коммуникации и социально взаимодействовать -поведении в общественных местах - управлять собственными эмоциями и регулировать их

Слайд 8

Кэрол Грэй – в 1991году впервые разработала и применила социальные истории для детей и подростков с рас.

Слайд 9

Как мы знакомим ребенка с социальной историей ? -История даётся ребёнку в то время, когда он спокоен и расслаблен. -Запрещается использовать историю в качестве наказания. -Повторять историю можно при необходимости несколько раз в день или в конкретных случаях. -В момент чтения социальной истории будьте терпеливы и положительно настроены. Подбадривайте! -Будьте дружелюбны и спокойны. Устраните посторонние раздражители. -Одна история за один раз.

Слайд 10

Ситуация…. Однажды , стоя в очереди в кафетерии, Костя внезапно начал кричать о кровавом убийстве! Мы понятия не имели, почему он кричал и в чем заключалась дилемма. Был ли он ранен? Ему было больно? Он испугался?



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса: «Метод социальных историй».

Дети с РАС–это особые дети, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют странности в поведении, у них отсутствует или имеется недоразвитие речи ( ребенок не способен употреблять язык , как средство общения).одним словом нарушено социальное взаимодействие.

Педагоги  при работе с  такими детьми сталкиваются с большими трудностями, особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра ставят в тупик даже опытных учителей и воспитателей.

Послушайте, пожалуйста, такую ситуацию ….                                                             Однажды, стоя в очереди в кафетерии, Костя внезапно начал кричать о кровавом убийстве! Мы понятия не имели, почему он кричал и в чем заключалась дилемма. Был ли он ранен? Ему было больно? Он испугался

- Педагоги ваши предположения, чем  вызвано такое поведение ребёнка?

- Как можно исправить ситуацию?

Социализация детей с РАС - это многогранный процесс. И одна из эффективных методик - это социальные истории, которые позволяют при работе с  особыми детьми, решать трудные вопросы, связанные с поведением ребенка.

Социальные истории помогают при:

- самообслуживании и личной гигиене

- коммуникации и социально взаимодействовать

-поведении в общественных местах

- управлять собственными эмоциями и регулировать их

Главная цель социальной  историй раскрытие потенциала детей с Рас за счёт социального взаимодействия в реальной жизни.

Разработала эту методику Кэрол грей в 1991г. Можно использовать социальные истории, написанные ей, а можно их составлять самостоятельно.

Предлагаю составить историю к нашей ситуации с мальчиком Костей.

Тип предложений

Описание

Пример

Описательные

Эти предложения объективно описывают ситуацию, что и где происходит, как часто, кто в этом действии принимает участие и т.д.

Я обедаю каждый день.
Обычно я ем шоколадное молоко на обед.
Иногда нет шоколадного молока.

Перспективные

Перспективными называются предложения, которые описывают ситуацию с точки зрения (перспективы) других людей: описывают их чувства, идеи и суждения. Такие предложения помогают детям понять точку зрения окружающих.

Когда нет шоколадного молока, это меня расстраивает.
Это нормально, но нельзя кричать.
Когда я кричу, никто не знает, чего я хочу, и это может напугать моих друзей.

Директивные

Эти предложения направляющего характера. Такие предложения описывают, как нужно действовать в данной ситуации. Они являются прямой инструкцией к действию. Ориентируясь именно на эти предложения, ребёнок меняет своё   поведение. Важно, чтобы предложения такого типа были написаны утвердительно, по возможности без использования отрицаний, так как описание того что не стоит делать не даёт ребёнку модели верного поведения.

В следующий раз, когда не будет шоколадного молока, я попробую выбрать что-нибудь другое, чтобы выпить, или спросить у дам в кафетерии, есть ли еще шоколадное молоко, или спросить друга, не хотят ли они обменять молоко.

Подтверждающие

Предложения такого типа подтверждают важность того что было сказано в предыдущем предложении.

Использование моих слов вместо крика сделает моих  друзей и учителей счастливыми. Я буду гордиться тем, что смог решить проблему без крика.

Поддерживающие

Такие предложения описывают, кто из людей может оказать ребёнку поддержку в данной ситуации.

Я всегда могу обратиться за помощью к учителю или к моим друзьям.

 

Дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности в социальном взаимодействии. Типичный недостаток развития социальных навыков касается завязывания беседы, ответа на предложение поговорить от других людей, контакта глазами, считывания невербальных сигналов других людей, способности смотреть на происходящее с точки зрения другого. 

Дети с РАС очень отличаются друг от друга по степени нарушения               контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

При формировании социальных навыков у ученика с РАС все ваши действия должны руководствоваться одним принципом: уважать границы.

Предлагаю вашему вниманию видео (видео).                                                                                         1) Как вы думаете, чем вызвано такое поведение ребёнка?                                                   2)Как можно было бы изменить данную ситуацию?    (Предположения педагогов)                                                                     Очень трудно понять поведение ребенка с РАС, но эти ситуации можно предотвратить. Как  же это сделать?

               У нас нет одинаковых детей с РАС, у всех детей разное понимание обращенной к ним речи, разные особенности.

              Дети  с аутичным расстройством не могут,  как  мы с вами считывать поведения социальной нормы просто так  наблюдая за тем,  как ведут себя люди в обществе. Одним из интересных и эффективных приёмов считаются Социальные истории— это индивидуализированные рассказы, используемые для помощи детям с РАС в понимании социальных ситуаций путем описания и объяснения соответствующего поведения.

              Как же они составляются?

1. Определите социальную ситуацию, которой  нужно обучить.
2. Определите целевое поведение для обучения.                                                                         3. Соберите данные, чтобы определить базовый уровень целевого поведения.
4. Напишите социальный рассказ, основанный на потребностях и уровнях функционирования ребенка. Определите длину повествования, включая количество предложений, фраз, уровень словарного запаса и так далее.
5. Используйте визуальные подсказки, включая картинки, фотографии или символы, с учетом интересов и уровня ребенка.
6. Прочтите социальный рассказ ребенку и смоделируйте желаемое поведение.
7. Соберите данные о целевом поведении.
8. Просмотрите данные и результаты вмешательства.
9. Рассмотрите и займитесь поддержанием и обобщением целевого поведения.

Что написать?

В своих рекомендациях по социальным историям  выделяют четыре типа предложений: описательные, перспективные, директивные и утвердительные.

1. Описательные предложения отвечают на ваши вопросы, например, где будут происходить действия, кто будет задействован и что будет. Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?

2. Перспективные предложения описывают реакции и чувства вашего ученика и других людей. Чаще всего перечисляются реакции людей: эмоции, чувства и настроение.

3. Директивные предложения сообщают вашему ученику, что делать в сложившейся ситуации. Позитивная подача ожидаемого поведения, которое должен продемонстрировать главный герой социальной истории.

4. Утвердительные предложения подтверждают, что социальная ситуация или действия вашего ученика являются положительными.

Путём социальных историй уменьшается проблемное поведение у детей с РАС, так как:

1. Могут помочь объяснить запутанные ситуации и рассеять тревогу и проблемное поведение.

2. Визуализация часто является сильной стороной детей с РАС.

3.  Не требуют специальной подготовки и прохождения курсов.

.Однажды, стоя в очереди в кафетерии, Мэтт внезапно начал кричать о кровавом убийстве! Мы понятия не имели, почему он кричал и в чем заключалась дилемма. Был ли он ранен? Ему было больно? Он испугался? Оказалось, что шоколадного молока, его любимого напитка на обед, не осталось! Как мы выяснили, в чем проблема, и как мы научили его подходящим социальным навыкам на случай, если ситуация возникнет снова? Мы внедрили основанные на фактах практики визуальной поддержки, разработав беседы с мультяшными полосками и социальное повествование. Проиллюстрировав беседу простыми рисунками, стратегия помогает учащемуся определить, «что другие люди говорят и делают», и подчеркивает, «что могут думать другие люди».”Рисование короткого разговора с символами, представляющими людей и речь во время разговора, помогает ученику понять, как происходят общие разговоры.

Для Мэтта мы использовали белую доску и маркер. Используя фигурки, мысленные пузыри и пузыри-разговоры, мы смогли сначала определить, о чем думал Мэтт, когда кричал («нет шоколадного молока»), а затем показать ему, что дамы в кафетерии и его друзья не знали, как помогите ему, когда он кричал, потому что они не думали, о чем он думал, что от его крика болели уши, и что они хотели бы помочь ему, если бы знали, чего он хочет.

Из-за непонимания социальных сигналов или правил люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями, когда им приходится реагировать на социальное поведение и участвовать в социальных взаимодействиях. 

Я обедаю каждый день.
Обычно я ем шоколадное молоко на обед.
Иногда нет шоколадного молока.

Перспективные предложения описывают реакции и чувства вашего ученика и других людей. Перспективные предложения включают:

Когда нет шоколадного молока, это меня расстраивает.
Это нормально, но нельзя кричать.
Когда я кричу, никто не знает, чего я хочу, и это может напугать моих друзей.

Директивные предложения сообщают вашему ученику, что делать в сложившейся ситуации. Директивные предложения могут выглядеть так:

В следующий раз, когда не будет шоколадного молока, я попробую выбрать что-нибудь другое, чтобы выпить, или спросить у дам в кафетерии, есть ли еще шоколадное молоко, или спросить друга, не хотят ли они обменять молоко.

Утвердительные предложения подтверждают, что социальная ситуация или действия вашего ученика являются положительными.Например:

Использование моих слов вместо крика сделает моих друзей и учителей счастливыми.
Я буду гордиться тем, что смог решить проблему без крика.

Эти предложения можно использовать в различных комбинациях для создания вашего социального повествования. Ваши социальные повествования не должны быть списком желаемого поведения, а скорее рассказом, который содержит конкретные детали, которые помогут сделать правильный выбор поведения.

http://www.corhelp.ru/portfolio-category/dlya-osobyh-detej/sotsialnye-istorii/

Дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности в социальном взаимодействии. Типичный недостаток развития социальных навыков касается завязывания беседы, ответа на предложение поговорить от других людей, контакта глазами, считывания невербальных сигналов других людей, способности смотреть на происходящее с точки зрения другого. 

Дети с РАС очень отличаются друг от друга по степени нарушения               контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

• Социальные истории – это лишь часть обучения социальным навыкам. Для того, чтобы добиться максимального успеха, их необходимо использовать в сочетании с другими стратегиями обучения.

• При составлении Социальных Историй использовать все имеющиеся ресурсы (специалисты, педагоги, родители)

Типы предложений для составления социальных историй:

Будучи кратким рассказом, социальная история, тем не менее, может включать до 3-х типов предложений.

Вид первый – Описательные предложения общего порядка

Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?

Например: «Стоматолог будет осматривать мои зубы с помощью зеркальца. Оно закреплено у него на голове».

Вид второй – Описание эмоций и чувств участников = Что произойдёт

Чаще всего перечисляются реакции людей: эмоции, чувства и настроение.

Например: «Мама и папа будут гордиться мной».

Вид третий – Директивное предложение = Что должен делать ребёнок

Позитивная подача ожидаемого поведения, которое должен продемонстрировать главный герой социальной истории

Например: «Я должен буду держать свой рот широко открытым, запрокинуть голову и не двигать ею. В это время стоматолог будет осматривать мои зубы»

Вид четвёртый - Пропорция для разных видов предложений внутри 1-ой социальной истории:

• На ОДНО директивное предложение = 2-5 предложений остальных видов.

Вид пятый - ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:

• Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает

• Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту

• Чёрно-белые фотографии

• Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью

• Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле

• Чёрно-белые рисунки

• Схематическое обозначение (символьные иконки)

Кроме того, помните о любимых героях маленького человека! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.

Вид шестой - УПРОЩАЕМ И СОКРАЩАЕМ ВИД СТРАНИЦЫ

Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой. Например, как здесь.

Вид седьмой - ПОЛОЖИТЕ ИСТОРИИ В БЫСТРОМ ДОСТУПЕ

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!

    Основными признаками аутизма считаются социальная изолированность, нежелание смотреть в глаза собеседнику. Отгороженность от контактов с внешним миром. На поведенческом уровне аутизм определяют через затруднения, возникающие при социальных контактах: неспособность понимать и использовать вербальные и невербальные способы коммуникации, персеверации в моторной сфере, задержку в школьном обучении, неспособность понимать метафорический смысл слов и предложений, нарушение коммуникативной функции речи и неспособность к сопереживанию [5].                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»

1.     Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.2.     ...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

Мастер-класс«Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».

В этом материале описывается мой опыт работы во внеурочной деятельности по внедрению метода научно-исследовательской деятельности...

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии».  Конспект и презентация...

Консультация для родителей «Метод социальных историй в работе с детьми РАС»

Дети с расстройствами аутистического спектра имеют значительные нарушения в социальной сфере, у них возникают трудности, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека.Для грамо...