Теория гендерной социализации личности
статья (4 класс)

Реуцкова Анна Сергеевна

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т. е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т. е. человек воздействует на среду). В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т. е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_gendernoy_sotsializatsii.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Теория гендерной социализации личности. Этапы гендерной социализации личности.

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т. е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т. е. человек воздействует на среду). В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т. е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация.

В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Внушение и убеждения часто используются родителями как способы воздействия на ребенка. Внушение – воздействие на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку гендерно–типичные модели поведения, не апеллируя к логике. Они просто выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет. Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, – говорят девочке, – ты должна учиться готовить для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной.

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, например, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято, именно так должен выглядеть мужчина. Женщины выполняют большую часть домашней работы опять же потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно–типичных форм поведения и порицание гендерно–нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно–ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.

Семья как институт первичной гендерной социализации личности. Внесемейные источники (агенты) гендерной социализации личности.

Семья как институт гендерной социализации

С самого рождения ребенка взрослые относятся к нему по-разному в зависимости от пола, что находит отражение в именах, которые дают детям разного пола, в одежде, в тоне голоса взрослого, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний. Например, данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, что воспитывает у мальчиков и большее сопротивление.

В исследованиях А.Бандуры и Р.Уолтерса, где выяснялась связь между родительским наказанием и агрессией у детей, также было обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям.

Т.А.Репина отмечает, что отношение отца к детям разного пола отличается от отношения матери. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола и, в отличие от матерей, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года их жизни, а впоследствии проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. Вместе с тем, отцы больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, а матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им больше проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Что касается особенностей наказаний, то отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или более тонкие психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей.

В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникали медленнее и мальчики были менее агрессивными и более зависимыми; с другой стороны, отсутствие отца до четырехлетнего возраста влияет на полоролевую ориентацию сильнее, чем в более старшем возрасте. Этот факт заслуживает тщательного изучения, так как указывает на особое значение гендерной социализации в указанный период.

Т.Парсонс видит роль отца и в том, что он может существенно помочь как сыновьям, так и дочерям в процессе их полоролевой идентификации преодолеть зависимость от матери, которая устанавливается в раннем детстве. Дж.Стоккард и М.Джонсон справедливо утверждают, что помощь сыновьям и дочерям в формировании представлений об их будущих семейных ролях возможна лишь при условии, если отцы будут утверждать в семье равенство без мужского господства и женской подчиненности.

На процесс формирования психического пола ребенка оказывают влияние также братья и сестры; при этом старший ребенок, будь он девочка или мальчик, чаще выступает лидером как в семье, так и у сверстников, девочка же, имеющая старшего брата, часто развивается по модели "сорванца" и в обществе сверстников может выбрать компанию мальчиков.

Внесемейные источники гендерной социализации

Детская литература. Учителя, другие дети, родители других детей, книги, родственники, игрушки и телевидение - из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому гендеру. Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх.

Телевидение. Телевидению приписывается способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Альберт Бандура (Bandura, 1969) высказал идею, что телевидение вполне способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации очень важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин.

Контент-анализ рекламных роликов на телевидении показал, что их создатели, изображая мужчин и женщин, также широко используют половые стереотипы. По данным Кимбалл (Kimball, 1986), у детей, которые смотрят телевизор, проявляется гораздо больше аттитюдов, типичных для гендерных норм, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор. В ряде других исследований обнаружилась положительная корреляция между тем, что человек подвергается воздействию средств массовой информации, насквозь пронизанных гендерными стереотипами, и появлением у него стереотипного восприятия, аттитюдов и моделей поведения.

Фэйсизм. Целый ряд исследований показывает, что мужчины и женщины изображаются в разных социальных ролях и занятыми разной деятельностью, но вместе с тем существуют еще более искусные способы, при помощи которых культура усиливает различия в восприятии полов. В изображениях мужчин и женщин лицо выделяется в разной степени, это явление называется фэйсизм. В частности, указывают на тот факт, что фотографии в прессе подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины - тело, так как мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше, а женщины - во весь рост. На первый взгляд может показаться, что этот факт не имеет большого значения. Однако, голова и лицо являются "центром душевной жизни - там локализуется интеллект, личность, идентичность и характер", и, таким образом, становится ясно, что средства массовой информации ассоциируют эти понятия скорее с мужчинами, чем с женщинами. Более того, эксперименты показали, что акцентирование лица индивида приводит к тому, что испытуемые более высоко оценивают его ум, амбиции и внешность.

Игрушки. В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Согласно проведенным исследованиям, игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение.

"Этапы гендерной социализации"

Описание:
Гендерное воспитание неразрывно связано с нравственным, гражданским, половым, а также с воспитанием культуры семейных отношений. Базой для формирования гендерных стереотипов у подрастающего поколения, фундаментом для освоения гендерных ролей и демонстрации гендерного поведения выступает нравственное воспитание личности. Именно в нем закладываются ценностные основы для гендерного воспитания, проявляются не только абстрактные понятия «хорошо» и «плохо», но и их преломление сквозь призму гендера («хорошо/плохо для мальчика, мужчины», «хорошо/плохо для девочки, женщины»). 

ЭТАПЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИАЦИИ

Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив биологический пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Половая принадлежность – это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я.

Происходит первичная половая идентификация – отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.

1. В возрасте 2–3 лет формируется первичная гендерная идентичность: ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. Двухлетний малыш знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту принадлежность.

2. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Постепенно они осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний человека. В 3–4 года ребенок осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (одежда, например) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Например, четырехлетний мальчик задает вопрос родителям: «Когда я вырасту большой, я стану папой. Понятно. Ну, а когда же я буду женщиной?». Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети этого возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Данный процесс получил название самосоциализации. В результате этого дети могут развивать у себя жесткие стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, первые играют с машинками и никогда не плачут, вторые же играют с куклами и любят наряжаться и т. п. Ребенок младшего дошкольного возраста обычно больше внимания обращает на особенности поведения, соответствующие его полу, и не проявляет интереса к неуместному для его пола поведения. В этом возрасте гендерная принадлежность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности.

3. В 6–7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разнообразные интересы и различные стили поведения. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию (т. е. представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли) и полоролевые предпочтения. В них отражается желаемая половая идентичность, которая обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты предпочел быть: мальчиком или девочкой?».

4. В возрасте 7–8 лет (1–2-й классы) ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. В данный период эффективно осуществление гендерного воспитания на базе существующих обычаев и традиций. В представлениях девочек о будущем должны доминировать мотивы семьи, эмоциональной привязанности. Жизненные планы мальчиков должны быть в большей степени направлены на саморазвитие, самореализацию. В младшем школьном возрасте мальчики и девочки пытаются группироваться по половой принадлежности. Дети начинают освоение мужских и женских социальных ролей. У мальчиков это проявляется в «мужских» играх и элементах поведения: «военные» игры, машины, подражание мужским профессиям, рассказы о героях, пиратах, путешественниках и т. д. У девочек иные проявления гендерной роли: обустройство «квартиры», выбор нарядов для кукол, игра в «дочки-матери» и др.

5. В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные со своей гендерной идентичностью и гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психологических и поведенческих проявлениях. В этом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей. Например, группа сверстников выступает для мальчиков как источник мужских ролевых моделей и сфера реализации маскулинных качеств.

6. У старших подростков мужского пола отчетливо проявляется большая склонность к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Юноши стремятся к анализу внутренних механизмов, заняты поиском смысла явлений и обстоятельств, а девушки обращают внимание на качество и полезность объектов. Это проявляется в старших классах, когда активность юношей в разных мероприятиях зависит от уяснения ими смысла и значения проводимых дел, в то время как для девочек достаточным оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей. Как и юноши, многие девушки видят в профессиональной деятельности удовлетворение и реализацию своих способностей, склонностей.

Гендерная социализация старших школьников тесно связана с выбором профессиональной направленности, отражает их индивидуальные и личностные предпочтения в профессиональной сфере. Усвоенные в процессе гендерной социализации профессиональные ценности и установки становятся базовыми детерминантами профессиональной направленности, дифференцируя поведение в рамках гендерных ролей, существующих в обществе.

Юношеским возрастом гендерная социализация не заканчивается, она продолжается на протяжении всей жизни человека, но осуществляется уже не столь динамично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)

Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

«Среда как средство социализации личности младшего школьника”

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает соци...

ФГОС – образовательная основа социализации личности обучающегося.

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор опреде...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА 1 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Практически всё, что происходит в жизни ребёнка, можно рассматривать как причины социализации, обуславливающие усвоение тех или иных норм поведения. Одной из главных задач педагогов является создание ...

Гендерная социализация младших школьников

Подобно расе, национальности и классу, пол является важной категорией, которая  в значительной степени определяет социальные возможности каждого человека, задавая форму его участия в жизни и экон...

Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов

Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов...

Семья как фактор гендерной социализации ребенка

Актуальность гендерного воспитания заключается в том, что процесс формирования гендерных ролей являются для мл. школьников фактором влияния на процесс школьной адаптации....