Работа с детьми девиантного поведения
консультация

Выступление на педагогическом совете о работе с детьми с отклонившимся поведением в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

          Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. 
Отклоняющееся, девиантное поведение  характеризуется отдельными поступками или системой поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Это уголовно ненаказуемое аморальное поведение.

Возникает девиантное поведение в результате неправильного развития личности, как результат неблагоприятных условий, в которых оказался ребёнок. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания: дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда неудачи в игре, в учёбе, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность, что очень сильно отражается на поведении детей.

Ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, незнание или непринятие социальных норм и ценностей, неумение выражать свои чувства, неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях и приводит к тому, что ребенок проявляет себя не так, как следовало бы.

Как правило, дети  и подростки с отклоняющимся поведением, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, важна система совместных усилий – в первую очередь психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей, родителей.

  1. Необходимо подбирать ключ к вызыванию ребёнка на контакт в общении, чтобы ребёнок ощущал потребность в данном контакте.
  2. Необходим поиск общего интереса.
  3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
  4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
  5. Установление оптимальных отношений.

Работа с девиантными детьми должна основываться как на симптоматическом подходе (это работа с конкретными симптомами отклонений), так и на профилактическом подходе (снятие причин, фактов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

Целью профилактической работы является изучение психологических особенностей «особых» детей, их интересов и склонностей.

Формы работы:

  • Проведение индивидуальных бесед, консультаций для самих детей, их родителей и воспитателей.
  • Проведение профилактических бесед с приглашением инспекторов ИДН.
  • Постоянный контроль за пропусками занятий, выяснение причин отсутствия.
  • Посещение неблагополучных семей, особенно, чьи дети на контроле по поведению.
  • Коррекция взаимоотношений трудновоспитуемых учащихся.

С этой целью целесообразно каждому педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:

1-й этап - контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты хотел бы в каникулы отдохнуть в лагере?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.

2-й этап - диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

3-й этап - коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.

4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.

     Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Надо делать любые попытки для того, чтобы дети видели в нас свою надежду, ждали от нас помощи, любви, которую явно им не додают родители, чтобы дети видели у нас улыбку и понимание того, что мы желаем им добра.

  1. Такие дети обязательно должны ставиться на учёт к психологу, социальному педагогу.
  2. Не утаивать от родителей поступки таких детей.
  3. Вовлекать во внеурочную деятельность, учитывая его особенности, желание.
  4. Не ставить на вид при коллективе. Больше индивидуальной работы, бесед.
  5. Замечать положительные стороны ребёнка. Находить за что его можно похвалить, чтобы он поверил в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми девиантного поведения

Для педагогов-организаторов подросткового клуба...

Как работать с детьми девиантного поведения

В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

работа с детьми девиантного поведения

освещает работу девиантного поведения школьников...

Социальная работа с детьми девиантного поведения

Статья касается работы с детьми девиантного поведения...