Проект «Храмы моего города» (по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек)
проект (4 класс)

Воробьёва Елена Алексеевна

Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.

Задачи проекта:

1.Сбор материала о храмах.

2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.

3.Развитие познавательного интереса  обучающихся.

4.Развитие коммуникативных способностей  обучающихся.

5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.).

6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах).

Планируемый результат:

Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ.

Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Вышневолоцкая школа-интернат №2»

Паспорт проекта

«Храмы моего города»

по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек

Подготовила и провела:

Воробьёва Елена Алексеевна

учитель начальных классов

Вышний Волочек, 2023 год

Паспорт проекта

Название

проекта

Проект

«Храмы моего города»

(по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек)

Название организации

государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Вышневолоцкая школа-интернат №2»

Фактический адрес

Вышний Волочек, ул. Сиверсова д. 75

Авторский коллектив

Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов.

Срок реализации проекта

2023г.

Краткое изложение идеи проекта

Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.

Задачи проекта:

1.Сбор материала о храмах.

2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.

3.Развитие познавательного интереса  обучающихся.

4.Развитие коммуникативных способностей  обучающихся.

5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.).

6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах).

Планируемый результат:

Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ.

Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.

Актуальность выбранной темы проекта

Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение.

Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана.

Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги.

Храм в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего.

Актуальность Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В своей проектной работе мы попытались передать красоту православного храма.

В течение нескольких месяцев в ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2»  обучающимися 1 и 4 классов был собран материал о храмах города. Мы считаем, что нам необходимо продолжать начатую работу, которая, по нашему мнению, позволит:

- лучше узнать историю становления города;

- обратить внимание  детей, подростков и обучающейся молодежи  историческую роль Вышнего Волочка;

- развивать познавательный интерес  у детей, подростков и обучающейся молодежи, формировать навыки исследовательской деятельности;

- развивать коммуникативные качества  воспитанников при поиске и сборе информации.       

Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.

Задачи проекта:

1.Сбор материала о храмах.

2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.

3.Развитие познавательного интереса  обучающихся.

4.Развитие коммуникативных способностей  обучающихся.

5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.).

6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах).

Планируемый результат:

Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ.

Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.

Технология реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (январь 2023 г.)

  1. Осознания актуальности проблемы.
  2. Создание творческой группы.

Работа творческой группы над созданием проекта «Храмы моего города»:

Практический (февраль 2023 г.)

  1. Работа творческой группы обучающихся по поиску и сбору информации.
  2. Оформление проекта и фотогалереи «Храмы моего города».

Итогово-аналитический (март 2023 г.)

  1. Рефлексия.
  2. Обобщение работы по реализации проекта.
  3. Анализ деятельности всех участников проекта.
  4. Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

План основных мероприятий по реализации проекта:

Сроки

Мероприятия, направление,

Деятельность

Ответственные

Подготовительный этап

Январь 2023 г

1.Создание творческой группы по разработке проекта.

  1. 2.Осознание актуальности проблемы.

3.Анализ имеющихся материалов в   школьной библиотеке.

  1. 4.Определение целей и задач проекта.
  2. 5.Написание проекта.
  3. 6.Составление плана работы.

7.Формирование системы взаимодействия и координации действий участников проекта.

Обучающиеся 4 классов,

Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов.

Первый этап

Январь -Февраль 2023 г.

  1. Поиск информации о храмах.

2. Работа в архивах, сбор информации в библиотеках, интернете.

3. Работа над созданием проектного продукта.

4.Презентация проекта для обучающихся школы.

Обучающиеся 4 классов,

Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов.

Второй этап

Февраль 2023 г.

  1. Мониторинг участия  обучающихся в реализации проекта.
  2.  Создание методических рекомендаций по проведению воспитательных мероприятий с использованием собранных материалов.

Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов.

Третий  этап

Март 2023 г.

  1. Рефлексия.
  2. Обобщение работы по реализации проекта.
  3. Анализ деятельности всех участников проекта.
  4. Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

Обучающиеся 4 классов,

Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов.

Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов.

Информационные ресурсы: материал, собранный  творческой  группой учащихся, архивы, информация, полученная участниками проекта в ходе исследования в библиотеках и бесед с историками, Интернет – ресурсы.

Человеческие ресурсы: Педагоги и обучающиеся школы-интерната, работники   библиотеки, архивные работники, историки, настоятели храмов.

Материально-технические ресурсы: кабинет информатики, медиа проекторы, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office, Microsoft Office Power Point, цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы.

Управление проектом

Организация управления проектом и контроль над ходом его реализации

Управление деятельностью всех участников проекта выполняет функции:

- информационно-аналитическую;

- планово-прогностическую;

- организационную;

- диагностическую.

Реализация проекта осуществляется через внеурочную работу, сотрудничество с библиотеками. Ответственными за реализацию проекта являются педагоги.

Риски проекта

Цели проекта могут быть частично недостигнуты под влиянием следующих рисков:

Риски проекта

Меры по преодолению

Организационные:

- несознательное отношение к выполнению заданий;

- слабая организация отдельных  воспитанников;

- отсутствие архивных материалов.

Различные методы стимулирования:

- создание положительной мотивации;

- оказание методической помощи;

- поиск дополнительных ресурсов;

- беседы – разъяснения (руководителя проекта с членами семьи  «О значимости данного проекта в воспитательной деятельности подрастающего поколения»). 

Социальная оценка проекта

Социальная оценка проекта может быть дана:

- семьями  учащихся;

- педагогическим коллективом;

- другими представителями общественности.

Проект.

Когда-то Вышний Волочёк удивлял приезжих не только сходством с далёкой Венецией и нашей северной столицей, но и своими храмами, монастырями. В конце XIX - начале XX века город украшали шесть церквей, несколько часовен, а в близлежащих окрестностях действовали два монастыря – мужской и женский.

   Сегодня в Вышнем Волочке сохранилась лишь одна церковная постройка XVIII века – Преображенский кладбищенский храм. Освящён он был к 1783 году (в разных источниках даты расходятся). Престол верхнего этажа посвящался Преображению Господню, нижний – пророку Илие.

   Одной из главных достопримечательностей Вышнего Волочка считается Казанский женский монастырь. Свою летопись он ведёт с 1872 года. Сегодня монастырь возвращен к жизни. После долгих лет бездействия он вновь стал одним из важных духовных центров России.

Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.

Задачи проекта:

1.Сбор материала о храмах.

2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.

3.Развитие познавательного интереса  обучающихся.

4.Развитие коммуникативных способностей  обучающихся.

5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.).

6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах).

Планируемый результат:

Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ.

Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.

Идут годы город меняет свой облик до неузнаваемости. Все рушится, а молодое поколение всё реже и реже интересуется своими предками и историей.

Кто же может рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам о том, какой был город раньше, зачем возводили храмы?

Храм святителя Николая Чудотворца (Вышний Волочек) построен в 1883 году как Николо-Александровская часовня при Николо-Столпенской пустыни на средства купчихи Анны Яковлевны Жабинской. В 1886 году часовня была перестроена в церковь и освящена.

В настоящее время в храме регулярно проводятся богослужения по воскресным дням, а также в праздники, которые приходятся на другие дни седмицы; совершаются Таинства Крещения и Венчания, служатся заказные молебны, отпевания.

Храм Преображения Господня

 Несмотря на значительные переделки и искажения, Преображенская церковь представляет интерес как наиболее ранняя сохранившаяся культовая постройка в городе. Расположена в центре кладбища, на вершине небольшого холма. Многие годы храм стоял разрушенным.

   12 апреля 2017 года в день Святой Пасхи в Преображенском храме на Пятницком кладбище прошел первый в новейшей истории пасхальный крестный ход. На него собрались жители города, а так же участники возрождения храма. Последний крестный ход здесь был на Пасху 1946 г.

   К началу июня завершены работы по покрытию шатра на храме. Это удалось сделать силами многочисленных благотворителей из Вышнего Волочка, Новосибирска и других городов России.

        Александра Невского (памяти Казанского собора) часовня-памятник.

        В сентябре 2014 года начались работы по изготовлению часовни-памятника на месте часовни Святого благоверного князя Александра Невского на пересечении Казанского проспекта Вышнего Волочка и Екатерининской улицы. 11 октября был залит фундамент для часовни. 22-ого октября первая часовня-памятник в честь Александра Невского поднялась аккурат между историческими местами колокольни Казанского собора и каменной Александро-Невской часовни. Освящение состоялось 4 ноября. Вышний Волочек - Александровская часовня

        Около колокольни Казанского собора в 1867 г. поставили часовню Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении 4 апреля 1866 г. Кирпичное восьмиугольное сооружение с пологой шатровой кровлей и главкой характерно для периода эклектики. Вход на северном фасаде выделялся перспективным порталом с полукруглым архивольтом. Четыре широкие грани, расположенные по странам света, завершались щипцовыми фронтонами с прямоугольным подвышением и главкой. Часовня была приписана к Казанскому собору в ограде которого и находилась, до наших дней не сохранилась.

Андронниковой Божией Матери собор Казанского монастыря

   К концу XIX века Казанская обитель имела уже до 700 сестер и была вполне благоустроена. Только теплый храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, существовавший еще при утверждении первоначальной обшины, хотя и расширенный впоследствии, стал теперь слишком мал и тесен для такой многочисленной обители. Поэтому в 1897 году м. Досифея и м. Макария просили у архиепископа Димитрия разрешения на постройку каменного трехпрестольного теплого храма с главным престолом в честь святыни обители - древней чудотворной иконы Божией Матери Андрониковой.

   В конце 1990 года уцелевшие постройки и земли монастыря вернули Русской Православной Церкви и с этого момента началось возрождение Казанского монастыря.

   За это время были восстановлены главы собора и проведен ремонт.

Богоявленская церковь (Богоявленский собор)

           Словно благословляя своим присутствием древний водный путь, отражается в цнинских водах Богоявленский собор. Расположенный в самом центре Вышнего Волочка, в кольце, образованном быстротечной Цной и Обводным каналом, он и сам является как бы островком Небесного Царства на Вышневолоцкой земле.

        Вышний Волочек - Веры, Надежды, Любви и матери их Софии часовня Казанского монастыря

Рядом с Казанским собором над могилой бложенной старицы Любушки (1912-1997) в 1999 году была освящена часовня во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Здесь в 2000 году нашла упокоение другая старица М.И. Матукасова из Оптиной пустыни. Поклониться праху блаженных стариц сюда приезжает множество паломников со всей России.

Вышний Волочек - Ефрема Сирина и Неонилы надвратная церковь

Казанского монастыря

   В 1883 - 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.

Вышний Волочек - Ильи и Пантелеймона домовая церковь Казанского монастыря

Устройство больничного корпуса в обители составляло последнюю предсмертную заботу Е.Н. Сивохина. Здесь предполагалось помещать больных из монашествуюших и престарелых, неспособных по слабости сил к послушаниям.
 Вышний Волочек - Казанский летний собор

   Ядром планировки Вышнего Волочка в конце XIIV - начале XIIIV веков служила просторная площадь, по форме близкая квадрату и примерно соответствующая южной половине нынешней центральной площади города.

   К сожалению, территория кладбища и места Казанского собора до сих пор используется под стоянку автомашин у здания суда, а на месте алтаря собора и соборной колокольни расположен памятник В.И. Ленину и капсула с посланием комсомольцев своим потомкам, которую надлежало вскрыть в 2000 году. Поклонный крест, установленный не на месте собора, а в стороне от него, ближе к торговым рядам почти не виден из-за кустов, которые обильно разрослись во внутреннем каре разрушающегося комплекса торговых рядов.

Вышний Волочек - Часовня-памятник отцам-основателям и архитекторам города

21 сентября 2017 год в день Рождества Пресвятой Богородицы в Вышнем Волочке состоялось знаменательное событие - открытие часовни-памятника отцам-основателям и архитекторам города. Уникальный памятник создан силами потомков жителей Вышнего Волочка.

Заключение.

В результате проведенной работы цель и задачи исследования, на наш взгляд, были достигнуты.  Была собрана достаточная информация о храмах города. К сожалению, не обо всех сохранилась информация.

Мы поняли, что история родного города очень интересна. Жизнь православного человека неотрывно связан с храмом: от крещения до кончины. Наши предки среди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Царства небесного и правды его, и это все приложится вам. Православный христианин чтит храм потому,  что «место это свято».

Список литературы.

По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.

По материалам сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.

По материалам странички Дениса Ивлева и групп в Контакте ТВЕРСКИЕ СВОДЫ и Православный Вышний Волочёк.

Анна РАЙКОВА. Вышневолоцкая Правда № 45. 12 ноября 2014 г.

По материалам официального сайта Тверской епархии.

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 14-16; Генеральное соображение по Тверской губернии. Тверь. 1873. С. 89; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 201; Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (ХI-начало ХХ века / Редактор-составитель Г.К. Смирнов. СПб., 2000. Вып. 1. С. 131.

По материалам статьи Дениса Ивлева "История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке. 1750-1840 гг." с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013. и материалам сайта Тверские своды.

По материалам изданий: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по кубановедению: « Свято-Покровский храм города Апшеронска».

Цель:- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма.  Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательн...

Презентация к проетно-исследовательской работе "Что мы знаем о храмах города Каширы и Каширского района?"

Презентация для проектно-исследовательской работы "Что мы знаем о храмах города Каширы и Каширского района?"....

Храмы-памятники города Воронежа.

Небольшая презентация в которой  показаны храмы Воронежа.К урокам ОПК в начальной школе....

Социальный проект "Храм нашего города"

   В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное образование и воспитание школьников, которое направлено на усвоение нравственных ценностей, обеспечивающих общес...

«Православные Храмы города Мурманска»

Актуальность  внеурочной  деятельности  по   курсу «Основ религиозных культур и светской этики» заключается в том, что она   позволяет:- получить первоначальное...

ХРАМЫ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

ХРАМЫ ГОРОДА ЛИПЕЦКА...

Проект по ОРКСЭ "Православные Храмы города Кубинки"

Познакомить учащихся с православными храмами своего города. Историей, внешним и внутренним устройством, церковным этикетом....