Программа «Школа здоровья»
рабочая программа (4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
  • воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.

Программа  внеурочной деятельности  «Школа здоровья» направлена на решение этих задач.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных

заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у

младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского

травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_zdorovya.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

.

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № 1

от «30» 08 2018г.

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «30» 08  2018г.

Утверждаю

Директор                    /С.А. Дюг/

Программа

«Школа здоровья»

Программу составила

учитель высшей категории

Миронова Н.Б.

Смоленск 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
  • воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.

Программа  внеурочной деятельности  «Школа здоровья» направлена на решение этих задач.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных

заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у

младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского

травматизма.

Программа кружка «Школа здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у

обучающихся  глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется

во взаимосвязи знаний, умений, навыков, система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним

из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического

и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих

закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения

педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с

максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую

степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности

содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи

укрепления здоровья школьника.

  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё

здоровье и здоровье окружающих людей.

Программа  «Школа здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов 1 час в неделю.

1 класс – предусматривает 32 часа, 2-4 класс – 34 часа.

Программа включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Физкультурно-оздоровительный

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

На изучение каждого раздела отводится по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:

- составлять режим дня;

- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

- управлять своими эмоциями;

- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

- включать в свой рацион питания полезные продукты;

- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

- соблюдать правила пользования общественным транспортом;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

Секреты здоровья

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

рассказ

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

работа над проектом

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

викторина

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

игра в сети Интернет

III уровень

Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

просмотр фильма

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

выполнение упражнений

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2

Физкультурно-оздоровительный

подвижные игры

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

спортивные игры, эстафеты

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3

Профилактика детского травматизма

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

рассказ

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

просмотр фильма

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

моделирова-ние ситуации

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Секреты здоровья

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Физкультурно-оздоровительный Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.

Профилактика детского травматизма

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (32 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

проведено

Раздел «Секреты здоровья»

Режим дня.

1

Утренняя зарядка.

1

Сон – лучшее лекарство.

1

Наши друзья – вода и мыло.

1

Чтобы зубы не болели.

1

Гимнастика для глаз.

1

«Рабочие инструменты» человека.

1

Гигиена кожи.

1

Чтобы уши слышали.

1

Осанка – стройная спина.

1

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1

Самые полезные продукты.

1

Лекарства в лесу.

1

Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья».

1

Раздел «физкультурно-оздоровительный»

15.

Подвижные игры.

1

16.

Спортивные игры и эстафеты.

1

Раздел «Профилактика детского травматизма

1. Правила дорожного движения

17.

Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.

1

18

Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

1

19

Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару»

1

20.

Красный, жёлтый, зелёный.

1

21.

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.

1

22.

Экскурсия «Дорожные знаки»

1

23.

Участники дорожного движения.

1

24.

Экскурсия «Мы – пешеходы».

1

25.

Виды транспортных средств.

1

2. Правила пожарной безопасность

26

Огонь – друг или враг?

1

27

Где дым, там и огонь.

1

28

Спички детям – не игрушка.

1

3. Правила поведения в быту

1

Опасность у нас дома.

1

29

Безопасность при общении с домашними животными.

1

4. Правила поведения в природе

1

Если солнечно и жарко.

1

30

Если на улице дождь и гроза.

1

31

Правила безопасности на воде.

1

32

Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»

1

Итого

32

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

проведено

Раздел «Секреты здоровья»

1

Настроение в школе и дома.

1

2

Поведение в школе.

1

3

Болезни глаз. Как их предупредить.

1

4

Слух - большая ценность для человека.

1

5

Профилактика кариеса.

1

6

Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

1

7

Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений.

1

8

Режим питания.

1

9

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

1

10

Работа над проектом по теме «Основа здорового питания».

1

11

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

12

Гигиена тела и души.

1

13

Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть».

1

Раздел «Физкультурно-оздоровительный»

14

Подвижные игры.

1

15

Спортивные игры и эстафеты.

1

Раздел «Профилактика детского травматизма»

1. Правила дорожного движения

16

Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

1

17

Светофор и его виды.

1

18

Экскурсия «Элементы улиц и дорог».

1

19

Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса.

1

20

Экскурсия «Дорожные знаки»

1

21

Правила поведения на загородной дороге.

1

22

Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.

1

23

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

24

Причины ДТП.

1

25

Тормозной путь транспорта.

1

26

Памятка велосипедиста.

1

27

Экскурсия «Велосипедная дорожка»

1

2. Правила пожарной безопасность

28

Чтобы огонь не причинил вреда.

1

29

Правила поведения в случае пожара в квартире.

1

3. Правила поведения в быту

30

Как уберечься от поражения электрическим током.

1

31

Если ты ушибся или порезался.

1

Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело.

1

4. Правила поведения в природе

32

Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.

1

33

Как уберечься от мороза.

1

34

Обобщение по разделу.

Игра «Светофор здоровья».

1

Итого

34

3 класс (34  часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Проведено

Раздел «Секреты здоровья»

1

Вредные привычки.

1

2

Азбука питания.

1

3

Как избежать отравлений.

1

4

Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.

1

5

Глаза – главные помощники человека.

1

6

Сам себе доктор. Су-Джок терапия.

1

7

Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».

1

8

Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья».

1

Раздел «Физкультурно-оздоровительный»

9

Подвижные игры.

1

10

Спортивные игры и эстафеты.

3

11

Игры разных народов.

2

Раздел «Профилактика детского травматизма»

1. Правила дорожного движения

12

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».

1

13

Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.

1

14

Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.

1

15

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

16

Железнодорожный переезд.

1

17

Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

18

Работа над проектом по теме «Безопасный путь».

1

19

Игра «Школа светофорных наук».

1

2. Правила пожарной безопасности

20

Как вести себя во время пожара

1

21

Азбука пожарной безопасности.

2

3.Правила поведения в быту

22

Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.

2

4. Правила поведения в природе

23

Как уберечься от укусов насекомых.

2

24

Как уберечься от ушибов и переломов.

2

26

Правила безопасности во время грозы.

1

27

Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

2

Итого

34

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Раздел «Секреты здоровья»

1

Эмоции, стресс, чувства, поступки человека.

1

2

Профилактика инфекционных болезней.

1

3

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

1

4

Основные виды травм у детей школьного возраста.

1

5

Первая медицинская помощь при кровотечении.

1

6

Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

7

Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

1

8

Оказание первой помощи при отравлениях.

1

9

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

1

10

Работа над проектом по теме «Секреты здоровья».

1

11

Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья».

1

Раздел «Физкультурно-оздоровительный»

12

Подвижные игры.

3

13

Спортивные игры и эстафеты.

3

14

Игры разных народов.

3

Раздел «Профилактика детского травматизма»

1. Правила дорожного движения

15

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

1

16

Экскурсия «Мы пассажиры».

1

17

Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля.

1

18

Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге.

1

19

Опасная ситуация.

1

20

Этого могло не случиться.

1

2. Правила пожарной безопасности

21

Что я расскажу младшему брату о пожаре?

1

22

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии.

1

23

Отравляющие ядовитые газы.

1

3. Правила поведения в быту

24

Безопасное поведение в быту.

1

4. Правила поведения в природе

25

Правила техники безопасности для туриста.

1

26

Средства и способы спасения утопающих.

1

27

Поведение во время наводнения, штормового предупреждения.

1

28

Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность»

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школа Здоровья"

Главной целью данной программы является укрепление здоровья младших школьников и формирование сознательного к нему отношения. Основной принцип- комплексный подход к пониманию здоровья и взаимосвязи ду...

Воспитательная программа "Школа здоровья"

В эту программу нужно будет добавить сведения о вашем классе....

Программа "Школа здоровья"

Программа "Школа здоровья" для 1-4 классов...

Программа Школа Здорового Образа Жизни

Пояснительная запискаЗдоровье обучающихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих  специалистов, в том числе и учителей  начальных классов.По...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...

Программа "Школа здоровья"

Программа для внеурочной деятельности...

Рабочая программа_Школа здоровья

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между потребностью общества в здоровых кадрах и ростом заболеваем...