доли 3 класс
методическая разработка (3 класс)

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli_3_klass.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Сапарова Камила Ильгизовна

Предмет: математика

Тема урока: Доли (Текстовые задачи. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли.)

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование умения решать простые задачи на нахождение доли числа и числа по его доли.

Класс:

Задачи урока:

Дидактические:

познакомить с понятием «доля»; учить называть, записывать и сравнивать доли; отрабатывать вычислительные навыки при решении задач.

Развивающие:

развитие внимания, памяти, мышление, речь; развивать умение анализировать ответы товарищей.

Воспитательные:

 воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре; создавать атмосферу радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений.

Характеристика этапов урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача фрагмента урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к изучению теме «Доли»

Проблемный метод (постановка проблемной ситуации; столкновение разных точек зрения)

 Организационный момент

Приветствую детей.

Проверяю готовность к уроку.

Математический диктант

(устный счет)

Предлагаю внимательно слушать вопросы, показывать сигнальными карточками «да» (зеленая) если ответ на вопрос положительный, «нет» (красная), если ответ отрицательный.

1. Число 32 делится на 4?

2. Число 28 делится на 7?

3. При умножении числа на 1 получается следующее число?

4. При делении числа 24 на 4 получается 6?

5. Число 27 в 3 раза больше числа 9?

6. Число 16 на 4 больше числа 4?

7. Если число 4 умножить на 0, то получим число 4?

8. Квадрат со стороной 2 см называют квадратным сантиметром?

Формулировка темы урока

Предлагаю открыть учебник на стр. 91 и узнать тему урока, вывожу его на слайде.

Постановка проблемной ситуации

 На доске вывешиваю задание и прошу детей высказать мысли о его решении.

Задание: соединить картинки между собой.

- скажите, зная тему урока, мы можем выполнить это задание? (нет)

- Почему? (потому что мы не знаем, что означает число с чертой)

- скажите, а можно ли 1:2?

Предлагаю посмотреть на слайд, на котором изображен мандарин.

- наверное, все любят апельсины. Они очень вкусные и при том полезные, потому что там много витаминов.

- Как вы думаете, зачем нам мандарин на уроке математики?

- Когда мы его начинаем кушать, то делим его, на что? (Дольки). И тема наша урока называется «Доли». Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля –  половина.

- Теперь скажите, глядя на мандарин, можно ли 1 : 2 ? (Разделить мандарин пополам)

- Как вы думаете, что может означать число 1? (Это один мандарин или яблоко и т.п.)

Формулировка цели

- значит, мы с вами не просто узнаем, что такое доли, но раз они встречаются в нашей повседневной жизни, то мы будем учиться решать задачи и находить доли.

- так какая цель нашего урока?

(научиться находить доли)

Приветствуют учителя

Участвуют в математическом диктанте.

Знакомятся с темой урока.

Выполняют задание

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Речь учителя; раздаточный материал (сигнальные карточки)

Речь учителя, учебник,

Телевизор (презентация)

Доска (раздаточный материал – карточки с заданием)

Речь учителя, телевизор (презентация)

Речь учителя, телевизор (презентация)

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Р: организуют себя на уроке;

П: умеют наблюдать, слушать;

П: проявляют познавательный интерес при изучении математики;

К: умеют доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

П: умеют наблюдать, слушать;

Р: определять и формулировать цель на уроке;

. Положительно относятся к процессу познания нового понятия «Доля»

II. Проектировочный

Развивать умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод (побуждающий диалог от проблемной ситуации)

Обозначаю совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования умения решать простые задачи на нахождение доли числа и числа по его доли, а для этого предлагаю восстановить правильный порядок пунктов плана:

1) узнаем, что такое доля;

1)  научимся называть, записывать и сравнивать доли;

2) вспомним правила решения задач.

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Речь учителя

телевизор (презентация)

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

Проявляют интерес к учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод (прием предположения, сравнения, обобщения, сопоставления фактов, использование наглядности)

Реализация 1 задачи:

Возвращаемся к пунктам плана.

- Возьмите круг, разрежьте его пополам.

- Покажите одну часть.

Это половина круга, или одна вторая.

- Как вы получили одну вторую часть? (Разрезали круг на 2 одинаковые части и взяли одну из них.)

- Как по-другому называют одну вторую часть круга? (Половина.)

- Сколько половин в целом круге? (2.)

- Возьмите квадрат. Разрежьте

его на 4 части.

- Покажите одну четвертую часть квадрата.

- Как получили одну четвертую часть? (Разрезали квадрат на 4 части и взяли одну из них.)

- Сколько четвертых частей в целом квадрате? (4.)

Работа с учебником

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 92 учебника.

- Что больше: одна вторая часть или одна четвертая? (Одна вторая?)

- Покажите на разрезанном квадрате одну вторую часть, одну четвертую часть.

Предлагаю осуществить промежуточный контроль; возвращаемся к пунктам плана.

 Реализация 2 задачи

Возвращаемся к пунктам плана.

- Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба, лист бумаги) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.

Вешаю на доску пирог, разделенный на части, проговаривая названия долей показываю на определенный кусок пирога.

- Доля это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

Сейчас у нас единица это пирог. Разделили на две части название доли «половина», на три — «треть», на четыре — «четверть». А если на пять, на шесть, семь частей, то пользуются словами «пятая, шестая, седьмая» и т. д. Четверти по-другому называют четвёртыми, трети – третьими, а половины – вторыми долями.

(запись дроби)

- Для записи любой доли используют горизонтальную черточку. (показываю на доске). Ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица, а под чертой пишется число равных частей, на которые единица делится.

- В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходило от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов называние дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

- возвратимся к нашему апельсину. У него 8 долек Мы разделим их пополам. Получились две части или в математике говорят одна вторая и записывается так: 

Число под чертой указывает, на сколько частей разделили, а число, над чертой – сколько таких частей взяли. (слайд)

(слайд)

- Познакомимся с различными записями долей.

На первом рисунке закрашена одна вторая.

На втором рисунке две третьих.

На третьем рисунке закрашено три четвертых.

На четвёртом рисунке закрашено четыре пятых рисунке.

Доли можно сравнивать. На рисунке один и тот же прямоугольник разделён на равные части. Сравним их.

Наименьшей частью будет одна шестая, а наибольшая одна вторая.

Сравним другие доли. Одна третья меньше одной второй. Одна четвертая больше одной шестой.

Предлагаю всем вместе решить задачу 1 под №2 на стр. 92.

Для наглядности использую раздаточный материал – пирог, разрезанный на доли, закрепленный на доске.

Задачу 2 предлагаю решить в парах.

Сопровождаю учебные действия учащихся.

Затем предлагаю вместе решить следующую задачу (№2 стр. 92). Провожу беседу:

- Как разделили зеленую полоску? (На 2равные части, пополам.)

- Какую долю получили? (Одну вторую.)

- Как разделили розовую полоску? (На 3равные части.)

- Какую долю получили? (Одну третью.)

- Как разделили желтую полоску? (На 4равные части.)

- Какую долю получили? (Одну четвертую.)

- Как разделили синюю полоску? (На 6равных частей.)

- Какую долю получили? (Одну шестую.)

- Какая доля больше: одна третья или половина? (Половина.)

Предлагаю осуществить промежуточный контроль; возвращаемся к пунктам плана.

Физкультминутка

Реализация 3 задачи

Возвращаемся к пунктам плана.

Предлагаю прочитать задачу № 3 на стр. 93

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице.)

-  Что примем за единицу? (Массу одного ящика.)

- Заполните таблицу.

- Как найти массу 9 коробок с бананами? (Массу одной коробки умножить на количество коробок.)

- Как найти массу одной коробки? (8-3 = 5.)

- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. Решение: (8 - 3) • 9 = 45 (кг).

Ответ: масса 9 коробок с бананами 45 кг.

Предлагаю осуществить промежуточный контроль; возвращаемся к пунктам плана.

Домашнее задание

Учебник стр. 93 № 4,5 и 8

(резерв)

Предлагаю каждому решить задачу на карточке.

Выполняют задание;

отвечают на вопросы учителя, размышляют

Работают с учебником

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют самооценку

Отвечают на вопросы учителя

Работают на слух

Работают на слух

Работают на слух

Работают на слух

Работают с тетрадью

Работают с учебником

В парах выполняют задание

Работают с учебником отвечают на вопросы учителя

Осуществляют самооценку

Участвуют в физкультминутке

Работают с учебником, отвечают на вопросы учителя

Работают с тетрадью

Осуществляют самооценку

Речь учителя

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф, И

Ф

П

Ф

И

Ф

Ф

И

И

И, Ф

Речь учителя, раздаточный материал (круг и квадрат)

Речь учителя, учебник

Речь учителя

Листы самооценки

Речь учителя

Речь учителя, раздаточный материал (изображение пирога)

Речь учителя

Речь учителя, телевизор (презентация)

Речь учителя, телевизор (презентация)

Речь учителя, учебник

Учебник

Речь учителя, учебник

Листы самооценки

Речь учителя

Речь учителя, учебник

Тетради

Листы самооценки

Дневники, учебник

Контроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль, самоконтроль

Контроль

Взаимоконтроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Самоконтроль

Самоконтроль , контроль

Научатся применять понятие «доли» в устных ответах

Научатся сравнивать доли с опорой на рисунок

Научатся решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле

Умеют выполнять краткую запись задачи;

закрепляют навыки решения задач изученных видов

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом

П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом

К: умеют доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Проявляют внимательное и ответственное отношение к применению знаний в жизни

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный метод (побуждение обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы; решение проблемной ситуации)

Провожу обобщение по теме урока и оцениваю совместно с обучающими правильность выполнения учебных действий.

Возвращаемся к проблемной ситуации.

Предлагаю проговорить решение проблемного задания.

Соотношу совместно с обучающимися их результаты с поставленной целью.

Предлагаю провести рефлексию – дополнить любое предложение:

(на слайде)

У меня получилось…

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Ф

И

Речь учителя

Раздаточный материал (карточки с заданием на доске)

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Умеют  применять понятие «доли» в устных ответах

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Доли» Класс – 3 Дата проведения: 15 декабря 2011 года УМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Тема урока:   «Доли» Класс – 3Дата проведения:  15 декабря 2011 годаУМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., 3 класс (в 2-х ч...

презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"

данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...

Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.

Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли 3 класс

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли. 3 класс " Школа России"- презентация...

Урок математики . 2 класс. Тема: Нахождение нескольких долей числа и числа по его доле. УМК Начальная школа XXI век.

Тип и стру       Стура урока: повторение и закрепление изученного (постановка и решение учебной задачи). Содержание урока соответствует  содержанию программы, ...